Фламандский живописец Pieter Coecke van Aelst (1502-1550).Многоплодный и многогранный. |
Питер Кук ван Альст (нидерл. Pieter Coecke van Aelst ) (1502–1550) – фламандский живописец, рисовальщик, гравер, путешественник, универсально образованный человек, знавший несколько языков и переводивший с итальянского теоретический трактат Себастьяна Серлио об архитектуре, писатель и иллюстратор. Питер Кук ван Альст родился 4 или 14 августа 1502 г. в Алсте, являлся сыном живописца van Jan Coecke и Ida De Pauw . Он происходил из знатной семьи , которая уходила своими корнями в политиков и художников. Учился Питер Кук у своего отца и затем у Бернарта Орлея, после этого жил в Италии. В 1527 году он вступил в гильдию Святого Луки г.Антверпена. В 1533г. художник предпринял опасное по тем временам путешествие в Турцию через Балканы , в древний Константинополь , где он пробыл около года . Он сделал за эту компанию огромное количество рисунков , которые его жена, овдовев, позднее сделала как ксилографическую серию ; но самое главное, он познал тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые и внедрил в Брюсселе, хотя и не нашел в Константинополе деловых партнёров для сбыта своих шпалер.В 1544 году открыл свою мастерскую в Брюсселе, изготовлявшую живописные полотна, гравюры и шпалеры. Среди наиболее значимых — серия аррасов (то есть гобеленов) на темы картин Иеронима Босха. Серия была создана в неизвестных мастерских Брюсселя в 1530—1540-е годы. Аррасы серии продали во Францию, причём пять из них указаны в описи имущества короля Франциска І от 1542 г.В промежутке 1530—1550 годов он и Бернар ван Орлей являлись самыми влиятельными лицами в брюссельском ковроткачестве. Серия пользовалась популярностью и после смерти художника. Она была повторена в 1566 году для кардинала Гранвелла. Два года спустя серию соткали заново для герцога Альбы. Питер Кук ван Альст был женат дважды, обе его жены были дочерьми крупных художников, имел от них пятерых детей, к тому же имел еще трех детей внебрачных, причем, четверо его сыновей стали художниками. Думаю, Вы поймете, что не из-за этого его прозвали "многоплодным"... Вторая женитьба состоялась в 1538г. на Mayke Verhulst Besse Мерс , известной художнице-миниатюристке из Мехелена , которая родила ему троих детей , младшая дочь, как мы знаем, выйдет замуж за Питера Брейгеля Старшего позже. Незадолго до своей смерти, а умер он рано - 6 декабря 1550г., Питер Кук стал придворным художником у Карла V. Именно у Питера Кука учился в первую очередь гравюре Питер Брейгель Старший – в дальнейшем самый крупный живописец той эпохи в Нидерландах, женившийся впоследствии на дочери Кука - Марии. Некоторые исследователи опровергают факт обучения Брейгеля у Кука, объясняя это разными стилистическими манерами обоих, но это неправильно, - действительно, Брейгель связан со своим учителем - первый этап обучения и основной был - обучение гравюре. Много позднее Брейгель пришел к созданию своего стиля в живописи, а ещё позднее и породнился с Куком.
Мадонна с Младенцем
Питер Кук развернул свою карьеру очень многогранной деятельности , в духе «универсального человека» эпохи Возрождения. Он был художником , и в этом качестве вел процветающую студию . Он сделал проекты для гобеленов и витражей, и , вероятно, также активно работал как архитектор . Он перевел книги Себастьяно Серлио по архитектуре с итальянского на голландский и французский языки, и показал себя таким образом, пионером и пропагандистом искусства эпохи Возрождения в южной Голландии. Серлио , итальянский художник и архитектор Венеции в 1537 году опубликовал богато иллюстрированный архитектурный трактат . Это было основано на работе римского архитектора и теоретика Витрувия , знание греко- римской архитектуры было вновь распространено, это было действительно практическое руководство для архитектора . Уже два года спустя, в 1539 году , Питер Кук сделал голландский перевод и адаптацию работы на рынке под названием " Общие правила архитектуры..." , благо закона о наказании за плагиат тогда не существовало. В 1541г. Кук также сделал и французский перевод на рынке, а в 1542 году - немецкую версию. Эти работы были опубликованы кстати без разрешения самого Серлио . Важность этой работы трудно переоценить : Питера Кука можно смело рассматривать как импортера и дистрибьютора стиля ренессанс в архитектуре и декоративно-прикладного искусства в Нидерландах.
Поклонение волхвов
Моление о чаше
В Эрмитаже хранятся «Моление о чаше» Питера Кука и работа одного из его последователей «Св. Иероним в пустыне».«Моление о чаше» – эпизод евангельской легенды. Христос молится в Гефсиманском саду в окружении спящих апостолов. В глубине, у ворот сада, виден отряд конвоиров во главе с Иудой, пришедший взять под стражу Христа.Эта картина имеет любопытную историю. Бросается в глаза неравномерность выполнения отдельных ее частей. Великолепно написаны фигуры апостолов, выразительны их лица. Яркими, живописными пятнами выделяются одежды на фоне зелени сада. Искусно выполнен горный пейзаж слева в глубине. Но пейзаж справа выглядит тусклым, невыразительным. Не требуется специальных приборов, чтобы увидеть: отдельные части картины написаны разными мастерами. Оказывается, первоначально картина представляла собой узкий вертикальный прямоугольник и, вероятно, была боковой створкой триптиха. В XVII или XVIII веке ее разрезали на неравные части, раздвинули фигуры апостолов, а пространство между ними заполнили приставками, дописав на них пейзаж. Эта операция была предпринята, по всей вероятности, из коммерческих соображений, чтобы выдать створку за самостоятельную картину.
Христос и его ученики на пути в Эммаус
Тайная вечеря
Кажется логичным, что в первые годы художник находился в своем творчестве под влиянием стиля отца. Позже он нашел свой собственный стиль , в котором влияние итальянского Возрождения было смешано с фламандской традицией. Однако стиль в искусстве интересовал его меньше , он хотел быть "всехудожником ". Из-за своей деятельности в различных областях искусства , в которых он работал с равным успехом , Питер Кук занял особое место в истории фламандского искусства шестнадцатого века.
Распятие. Национальный музей (Варшава)
Триптих «Христа снимают с креста», 1535, Амстердам
Дева Мария с младенцем и Иоаном Крестителем (Обратите внимание на символику, у Христа- младенца поднята правая рука и жест прямыми поднятыми пальцами, как будто троеперстие.В иконописи и древней живописи благословляющее перстосложение — обязательный атрибут иконографии Господа Вседержителя, святителей и преподобных.Mano Pantea («рука всех богов»).
Распятие, центральная панель
Донатор- левая панель триптиха. Донатор,-правая створка. Британская Национальная галерея (National Gallery, London)
Мадонна Благовещения, обратные стороны створок
Благовещение, центральная панель.
Святой Мартин разрывает свой плащ, чтобы поделиться с нищим.
Искушение.
Грехопадение. 1520-30
Триптих. Поклонение волхвов. (Здесь младенец-Христос жестикулирует двуперстием? Благословляет.)
Святая Троица.
Святой Лука пишет картину с Богородицы
Мадонна с младенцем и Святой Иоанн
Мария Магдалена.
Мадонна с младенцем
Святой Иоанн Богослов с двумя дамами и двумя молящимися девочками 1532 (опять символика жестом- два пальца в форме «V». С древних времен этот жест использовался для отпугивания злых духов, являясь символом единства веры и силы. Но как будто три пальца подняты...)
Святой Иероним в своем кабинете
Вход Господний в Иерусалим. (опять же жест пальцами у Христа, два пальца или три?..)
Все-таки, три пальца. История этого жеста, используемого в западной христианской живописи, очень древняя. Он встречается на произведениях дохристианского искусства, например, на греческом кратере конца IV века до нашей эры и руке-амулете, найденной во время раскопок в Помпеях. Этот древний жест, получивший название Mano Pantea — “рука всех богов” — использовался как жест защиты от дурного глаза (Жест "рука всех богов" в религиозной живописи ) Позднее, у христиан, он получил новое значение — жест благословения. В 313 году император Константин I подписал Миланский эдикт, позволивший христианам свободно практиковать свою религию. В христианскую иконографию стали широко входить жесты. По какому принципу они отбирались? Христиане обратились к тому, что было ближе всего и знакомо – к римским риторическим традициям. Римские ораторы считали что при помощи жестов и языка тела они напрямую обращаются к эмоциям аудитории. Традиции использования жестов в ораторском искусстве не могли не отразиться в искусстве изобразительном.Для использования в иконографии было выбрано несколько жестов. В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи – началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение. Квинтиллиан, автор “Риторических наставлений”, древнеримского руководства по ораторскому искусству, оставил описание таких жестов.Жест начала рассказа, введения — безымянный палец касается большого, остальные разогнуты. Этим жестом начинали речь, при этом рука должна была двигаться вперед. Жест в риторике имеет значение “я говорю”. Интересно что таких жестов не один, а два. Отличаются они тем, что в одном случае большой палец вытянут, а в другом согнут. В христианской иконографии первым стал применяться совсем не жест “руки всех богов”, а классический “двуперстный” жест с согнутым большим пальцем. В различном контексте жест может читаться по разному — от благословения до “я несу слово божье” . В 451 году Четвертый Вселенский собор осудил монофизитов (сторонников божественной природы Христа как единственной) и принял догмат об одновременной природе Христа как бога и человека. Двуперстный жест очень подходил для олицетворения двойной природы Христа.Развитие теологии и искусства привело к углублению толкования знаков и жестов. Постепенно двуперстный жест стал уступать место трем разогнутым и двум согнутым пальцам. Три разогнутых пальца стали символизировать Святую Троицу, а два согнутых — природу Христа как бога и человека. Очень сложно сказать случайно ли совпадение формы этого жеста с новым толкованием с жестом “руки всех богов”. В историческом анализе жестикуляции часто приходится видеть как старый жест наполняется новым смыслом. С разделением церквей на греческую православную и римскую католическую католики стали придерживаться трехпальцевого жеста (и используют его до нашего времени, именно так благословляют все римские папы), а греческая жестикуляция стала постепенно изменяться. Греки стали пользоваться жестом, появившимся из аббревиатуры имени Христа. Указательный палец вытянут – буква I, средний согнут в форме буквы С, безымянный и большой перекрещиваются в форме буквы Х, а мизинец, как и средний, сгибается в форме буквы С. Вместе рука создает аббревиатуру IC XC, получившую название христограммы . После церковного раскола в России двуперстный жест сохранился только у старообрядцев. Любые жесты, которые мы видим на картинах, имеют древний символическое смысл, часто меняющийся во времени. Художник передает нам информацию, которую мы можем прочитать только понимая значение жестов.
Внешние створки триптиха Жизни Христовой.(Конверсии Святого Павла)
Плач по мертвому Христу
Поклонение волхвов, Благовещение и Отдых на пути в Египет
Поклонение волхвов (центральная панель)
Снятие с креста 1535
Поклонение волхвов
Мадонна с младенцем
Святое семейство.
Суд Париса.
Гобелены:
Гобелен из серии «Семь смертных грехов».
Гобелен из серии «Семь смертных грехов».(деталь)
"Страусы", тканые в мастерской Pieter Coecke van Aelst по рисунку Michiel Coxie (1499-1592)
Жертвы Листры.
Чудесный улов.
Доставка ключа.
Сцены из жизни апостола Павла
Бог Отец с символикой "tetramorphos", известный как "Троица" 1518
Покорение Туниса.Деталь с Карлом V
Покорение Туниса.Деталь с Dom Luis, инфантом Португалии.
Триумф славы Rijksmuseum, Amsterdam
Рисунок- чертеж церковного витража.
Питер Кук умер 6 декабря 1550г. в Брюсселе , и был похоронен в St.Gery Церкви. Его вдова продолжила свою деятельность в качестве издателя, в то время как сын Петр взял на себя мастерскую художника. Значительное количество картин Кука было уничтожено в годы иконоборчества в Нидерландах в 16 веке. Многие из работ его для интерьеров церквей, такие как цветные стеклянные витражи, также были разрушены в иконоборческих бунтах 1560-х годов. Поэтому полного представления о количестве произведений художника и его художественной эволюции сейчас получить невозможно.
Рубрики: | зарубежные творцы живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |