-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183497


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967)

Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 11:22 + в цитатник
Ела2012 все записи автора








З. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Систематического художественного образования она не получила и своим завидным профессионализмом была обязана прежде всего влиянию среды, а еще больше - собственным усилиям и жесточайшей требовательности к себе.

Она непрерывно работала на натуре, главным образом в Нескучном, небольшом поместье под Харьковом, делая этюды, пейзажи и портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьян.

На публику Серебрякова впервые вышла в 1910 г., показав на VII выставке СРХ четырнадцать работ, и в их числе небольшую картину "За туалетом" (1909), представлявшую собою автопортрет. Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении.

«За туалетом. Автопортрет»
1909.
Холст на картоне, масло 65 х 75
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.


«За завтраком»
1914
Холст, масло 107 х 88,5
Государственная Третьяковская галерея

«Девочки у рояля»
1922.

«Катя с натюрмортом»
1923.


"Автопортрет с дочерьми" 1921


Катя в голубом у елки


"Тата и Катя У зеркала"

Но главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости.


"Баня"
1912

«Баня»
1913
Холст, масло. 135 x 174 см
Государственный Русский музей

"Заплетающая косу"


"Баня."
1926

Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).


"Спящая крестьянка"


"Кормилица с ребенком"
1912

«Жатва»
1915.
Холст, масло. 142 x 177 см
Одесский художественный музей

«Крестьяне»
1914.

«Беление холста»
1917.
Холст, масло. 141.8 x 173.6 см
Государственная Третьяковская галерея

«Обувающаяся крестьянка»
1915

Эти произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью здесь были обогащены влиянием поэтических произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. У художницы был несомненный дар монументалиста, но жизненные обстоятельства не позволили ей этот дар реализовать.

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.


«Купальщица»
1911
Холст, масло. 98 x 89 см
Государственный Русский музей


Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. В марте 1919 г. умер муж, и она осталась вдовой с четырьмя детьми, жила сначала в Нескучном, а когда поместье было сожжено, перебралась в Харьков, где перебивалась случайными заработками. В конце 1920 г. Серебряковой предложили место профессора в бывшей АХ, и она переехала в Петроград, но из-за болезни к преподаванию так и не приступила. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Наконец удалось вернуться к творчеству - она писала портреты, чаще всего своих близких.


«Портрет Б.А.Серебрякова»
Около 1905

«Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы»
1908

«На лугу. Нескучное»
1912.
Холст, масло. 62.8 x 84.3 см
Нижегородский художественный музей

«Девушка со свечой. Автопортрет»
1911

«Портрет Б.А.Серебрякова»
1913

«Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы»
1913

"Портрет О.К.Лансере"


"Портрет Ольги Константиновны Лансере"


"Спящая Катя"


"На кухне Портрет Кати"

Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно "Карточный домик" и "Мальчики в матросских тельняшках". В год их создания произошло трагическое событие - в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой - Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить 4-х детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придётся покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. В картине "Карточный домик" отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье...


«Карточный домик»
1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см
Государственный Русский музей

«Обнаженная»
1920
Холст, масло. 76.5 x 101 см
Донецкий областной художественный музей

Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин.
Несмотря на сложные условия жизни, она как и прежде умеет видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться своими друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремится запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. С театром будут свазаны её новые возвышенные образы...

"Балетная уборная. Снежинки"


"Девочки-сильфиды (Балет Шопениана)" 1924


"Балетная уборная"


"В балетной уборной Большие балерины"


В гримерной Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки


«Портрет балерины Л.А.Ивановой»
1922.

"Автопортрет в шарфе"


«Автопортрет в белой кофте»
1922.

«Анна Ахматова»
1922.

"Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки"


«Автопортрет в костюме Пьеро»


В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Париж не оправдал надежд: она трудилась, все так же не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под ее кисти, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Причина заключалась не только в житейских трудностях, но главным образом в том, что она утратила родную почву.


" Элен де Руа княгиня Жан де Мерод"


"Княгиня Ирина Юсупова"


«Портрет Дамы с собачкой. И.Велан»
1926
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года.
Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
ИСТОЧНИК
фото
Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 26 раз
Понравилось: 21 пользователям

vita195022   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 11:32 (ссылка)
спасибо!одна из любимых моих художников!
Ответить С цитатой В цитатник
Тата_Майская   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 12:30 (ссылка)
Спасибо! Очень люблю все работы Серебряковой!
Ответить С цитатой В цитатник
gallery_of_art   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 15:38 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 19:08 (ссылка)
Ела2012,спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 19:52 (ссылка)
Спасибо! Очень нравится.
Ответить С цитатой В цитатник
Collorit   обратиться по имени Понедельник, 23 Сентября 2013 г. 20:23 (ссылка)
Спасибо хороший пост.
Ответить С цитатой В цитатник
EVA_L   обратиться по имени Вторник, 24 Сентября 2013 г. 00:38 (ссылка)
Ела2012, Благодарю! Прекрасный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
ashatan46   обратиться по имени Вторник, 24 Сентября 2013 г. 02:39 (ссылка)
СПАСИБО!!! Прекрасно!
Ответить С цитатой В цитатник
Яна_Масленникова   обратиться по имени Вторник, 24 Сентября 2013 г. 11:59 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Яна_Масленникова   обратиться по имени Вторник, 24 Сентября 2013 г. 11:59 (ссылка)
великолепно
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:16 (ссылка)

Ответ на комментарий vita195022

vita195022, Благодарю за внимание)))
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Тата_Майская

Тата_Майская, рада , что пост понравился))), спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:17 (ссылка)

Ответ на комментарий gallery_of_art

gallery_of_art, спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:18 (ссылка)

Ответ на комментарий ВЕнеРИН_БАШМАЧОК

ВЕнеРИН_БАШМАЧОК, очень приятно, я старалась))))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:19 (ссылка)

Ответ на комментарий

irynae19,спасибо за отклик о работах Серебряковой))).
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Collorit

Collorit, рада , что Вам пост понравился)))
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:20 (ссылка)

Ответ на комментарий EVA_L

EVA_L, спасибо за комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:21 (ссылка)

Ответ на комментарий ashatan46

ashatan46, спасибо за внимание к моему посту))).
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Яна_Масленникова

Маркова_Диана, благодарю за отзыв))).
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 08:21 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
MsKetriken   обратиться по имени Среда, 25 Сентября 2013 г. 16:58 (ссылка)
«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа модернистической утонченности, но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», – писал об автопортрете Серебряковой художник А. Н. Бенуа.

То писал художник. Газеты же писали так: «Мужчин было от картины не оторвать – так сильно от нее веяло, если можно так выразиться, целомудренным эротизмом».

Картину тут же за хорошие деньги приобрела Третьяковская галерея. С этого дня и началась известность художницы.
автопортрет (600x699, 140Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Флорента   обратиться по имени Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 14:42 (ссылка)
С благодарностью процитировала!
Ответить С цитатой В цитатник
galochkamp   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 14:26 (ссылка)
Спасибо за знакомство с творчеством Серебряковой Зинаиды Евгеньевны! Пост очень понравился!. .
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку