-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183534


Томас Гейнсборо

Среда, 15 Мая 2013 г. 10:43 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора








Автопортрет. Около 1758-1759





  Гейнсборо Томас родился в маленьком, типичном для Восточной Англии городке, который некогда знал времена расцвета, но потом притих на берегу реки в окружении лугов и дубрав. Семейство Гейнсборо было типичным семейством почтенных купцов. Отец торговал сукном, дела его понемногу приходили в упадок, как у многих других в канун великой Промышленной революции. И только Томас, младший, девятый ребенок в семье оказался нетипичным. Вместо того, чтобы приглядываться к работе отца, он, прогуливая школу, рисовал все, что видел вокруг, — деревья, зеленые изгороди, овраги, скалы, пастухов, крестьян, лошадей, собак, поросят и кошек. Много позже, став знаменитым художником, он назовет эти детские забавы «школой верховой езды». Когда мальчику исполнилось 13 лет, родственник увез его в Лондон и пристроил к серебряных дел мастеру.



   Ни в какой другой стране Запада, по словам современного историка Арнольда Тойнби, один-единственный город так не затмевал все остальные, как Лондон. Население страны было меньше, чем во Франции, Германии или даже Италии, а Лондон уже в конце XVII века стал крупнейшим городом в Европе. В нем кипела культурная жизнь, работали 17 театров, научные общества, существовала мощная художественная школа — целый мир, независимый и влиятельный, не последнее место в котором занимали меценаты, покровители талантов. Один из них и приметил способного мальчика, обеспечив Томасу возможность учиться в Академии св.Мартина (Королевская Академия художеств будет создана через тридцать с лишним лет).

  Все смешалось в художественной культуре Англии того времени — остатки принципов и традиций барокко, диктовавшего торжественный «большой стиль»; занесенное из Франции рококо, изящное, декоративное, но неглубокое; классицизм с его организованностью форм, идеализированной природой, строгой иерархией искусств, в которой излюбленные Гейнсборо пейзаж и портрет занимали низшую ступень; cентиментализм, вызывавший к «естественным чувcтвам»; нарождавшийся острый, сатирический реализм.



 


Картинных галерей и музеев в Англии еще не было, доступ к частным коллекциям имел не всякий, но существовало замечательное английское изобретение — аукционы, где выставлялись картины на продажу. Уже в те годы работал знаменитый аукцион Кристи. С его основателем, бывшим моряком Джоном Кристи, позже подружится Гейнсборо и оставит нам его портрет. На аукционных выставках и отражалась борьба художественных мнений и вкусов.

  Юный Томас Гейнсборо впитывал могучую живопись Рубенса и Ван Дейка, тонкую реалистичную живопись «малых голландцев», реализм Хогарта, извивы рококо, но в зрелые годы не копировал выигрышные приемы, а с их помощью пытался передать состояние и движение природы, характер человека.

  В начале пути, вынужденный зарабатывать на жизнь, он выполняет декоративные работы, пишет маленькие пейзажи. Одна из самых ранних подписных картин изображает... бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте рукой художника сделана уважительная надпись: «Замечательно умный пес».

  Скоро Гейнсборо замечают и начинают ценить коллеги, сам Хогарт приглашает его к участию в украшении детского приюта, и он пишет вид лондонского госпиталя «Чартерхаус» — мощные кирпичные стены, тяжесть которых расплавлена в теплых красноватых тонах и не подавляет, уходящая вглубь мощеная мостовая, неровно освещенная и потому играющая всеми оттенками, какие способен придать кирпичу и камню солнечный луч, в самом светлом пятне маленькие черные фигурки детей, слева — деревья, а над ними — прорыв в небо, пенящееся облаками.







  По этой работе, выполненной в 1748 году, когда Гейнсборо был 21 год, видно, как зарождались особенности его мастерства. При неизбежном для изображения архитектурных форм математически точном построении композиции здесь уже присутствует движение, увлекающее зрителя, при замкнутом пространстве уже сделана попытка прорыва, создания форм игрой теней и света. Человеческие фигурки — ритмические точки — уже пытаются жить собственной жизнью.

  У зрелого Гейнсборо мы не найдем ни городских архитектурных пейзажей, ни даже изображения узнаваемых конкретных мест. Несмотря на необходимость зарабатывать, он отказывался писать топографически точные виды поместий, которые жаждали иметь английские сквайры.

  Заказов «для души» добиться в Лон-доне не удавалось, и Гейнсборо переехал в небольшой портовый город Ипсуич, где было поменьше соперников. Первым, кто пригласил его к себе, был местный помещик, желавший... покрасить окна и двери. Однако дело постепенно налаживалось — в Ипсуиче художник написал около 80 портретов, продемонстрировав замечательный дар мгновенно и точно схватывать сходство.

  Долгое время главным в творчестве Гейнсборо считался портрет, хотя са-мому художнику всегда был ближе пейзаж. «Меня тошнит от портретов, — писал он другу, — ужасно хочется удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи...». Однако отвлеченных пейзажей тогда не ценили, а потому не заказывали и не покупали, мода на них пришла лишь в конце XVIII века. Может быть, необходимость писать портреты ради денег в сочетании с душевной потребностью писать пейзажи и привели Гейнсборо к одному из его главных художественных открытий — созданию пейзажного портрета, где человек и природа сливались воедино.

  Огромную роль в творчестве художника сыграла его редкостная музыкальность. Каким-то чудом Гейнсборо сумел перенести свою любовь к музыке и ее тонкое понимание в живопись — в портреты, где легкая игра светлых пятен, вьющиеся линии создают впечатление только что отзвучавшей мелодии; в пейзажи — с их ритмической перекличкой.



59. Лес Корнар (Лес Гейнсборо). 1748. X., м. Лондон, Национальная галерея

Лес Корнар (Лес Гейнсборо). 1748.



  «Лес Корнар», написанный в 1748 году, — итог раннего творчества художника. Текущая под облачным небом меж могучими деревьями извилистая дорога пронизана серебристым светом. Крестьяне на дороге уже не просто маленькие фигурки, но часть природы, достойная художественного изображения. В пейзажах, созданных в Ипсуиче, серебристые тона уступают место более теплым — красноватым, оранжевым. Рисунок становится обобщенным, уже не отличишь дуб от вяза, не узнаешь куст или цветок. Гейнсборо постепенно отказывается от реальных наблюдений в природе и варьирует по собственному усмотрению самые разнообразные мотивы, воспоминания о родных местах. В портретах он пытается передать мгновенное, непосредственное впечатление от модели, невзирая на ее «общественное положение»; его интересует обычный повседневный облик человека.

  


В 1759 году художник оставил Ипсуич и переехал в модный курортный городок Бат, о котором мы знаем из произведений Чарлза Диккенса, — там с октября по апрель собиралось высшее общество, к услугам которого были минеральные воды, бассейны, развлечения. В Бате соперников у Гейнсборо не оказалось, и первый же написанный им большой портрет Ан-ны Форд, музыкантши-любительницы, мечтавшей о профессиональной карьере, привлек всеобщее внимание. Любовь художника к музыке продиктовала композицию портрета — очертания женской фигуры повторяют форму цитры, лежащей на коленях Анны, и выступающей из полутени виолы. Образ оказался таким живым, что современники называли его «великолепной обманкой», и таким смелым, что воспитанные дамы считали его неприличным.

  Это слово — «неприлично!» — Гейнсборо приходилось слышать не раз, и часто подводила его. любовь к животным. Говорили, что в портрете виконта Лигонье художник уделил гораздо больше внимания коню, нежели его хозяину, а написанный в дар Королевскому обществу Эдинбурга порт-рет герцога Бакли в обнимку с любимой собачкой вообще был с негодованием отвергнут.



С 1759 начались ежегодные общедоступные выставки в лондонском Художественном обществе, и Гейнсборо регулярно посылает на них свои работы, резко выделявшиеся на общем фоне. В ту пору господствовали два типа пейзажей — героико-исторический, который развивали знаменитые французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, и прозаическая топографическая видопись, столь милая сердцам владельцев английских поместий. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Его пейзажи строятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, движение развертывается по спирали, втягивая взгляд зрителя. Бесконечно разнообразны световые эффекты, передающие самое разное время суток; художник увлечен ночными пейзажами, пробует работать при искусственном освещении. Музыкальность его композиций помогает отойти от непосредственной передачи натуры и заняться ее ритмическим преобразованием. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.



На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке. По словам его главного соперника, первого президента Академии художеств, сэра Джошуа Рейнолдса, вблизи живопись Гейнсборо выглядела настоящим хаосом, а на расстоянии все как по волшебству вставало на свои места и обретало форму. Внешне незавершенные картины заставляли зрителя думать и фантазировать, участвуя в творческом процессе.



Thomas Gainsborough

Дочери художника ,1755-1756



Гейнсборо охотно шел на всевозможные технические эксперименты. В Лондоне в 1781 году состоялось несколько сеансов своеобразного волшебного фонаря, с помощью которого на подсвеченном экране демонстрировались в сопровождении музыки разнообразные виды — то, что сегодня называется слайдами. Очарованный этой забавой, Гейнсборо построил собственный аппарат и расписал десятки стеклянных пластинок — лунный пейзаж с хижиной, цыгане у костра. По словам друга Гейнсборо, знаменитого актера Гаррика, его голова была «так набита всякими талантами, что всегда существует опасность, что она взорвется, как перегретый паровой котел».



Писал Гейнсборо чуть ли не двухметровыми кистями, стараясь находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста; клал тени привязанным к палочке кусочком губки, а пробелы прорабатывал обломком белил, зажатым сахарными щипчиками; краски разводил очень жидко. Его портреты часто кажутся чрезмерно яркими, но надо помнить, что дамы в XVIII веке не мыслили себя без косметики, были модны очень красные губы, черные брови и ресницы, белила, румяна, сильно напудренные волосы. «В портретной живописи, — писал Гейнсборо, — нужно разнообразие быстрых и неожиданных эффектов — таких, чтобы сердце взыграло... нужны блеск и отделка, чтобы выявилась внутренняя жизнь личности».



Thomas Gainsborough

Г-жа Грэм ,1777 ,Национальная галерея Шотландии



  Как необычно проявилась эта внутренняя жизнь в работах Гейнсборо начала 1770-х годов! Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм — выступающая из грозовой темноты серебристая фигурка, пепельно-серые и приглушенные золотистые тона. Образ и атмосфера портрета вызывали почти суеверные чувства — миссис Грэм умерла молодой, горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение. Картину упаковали и спрятали почти на полвека. Джонатан Баттл (этот портрет еще называют «Голубой мальчик») стоит в небесно-синем костюме на коричневато-сером фоне листвы и заката — какая значительность и сила в этом изысканном образе! 

Тем временем Гейнсборо приглашают стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии, и в 1774 году он переезжает в Лондон, где ему поневоле приходится вступить в состязание с Рейнолдсом.



Гейнсборо, Томас - Портрет дамы в голубом



Портрет герцогини де Боуфорт  [1770-1780]



Редкостное для XVIII века проникновение в духовный мир мы видим в портрете герцогини де Бофор («Дама в голубом» — единственная картина Гейнсборо в нашей стране, в собрании Эрмитажа), словно сотканной из легких мазков, тающей и мерцающей в изысканной гармонии холодных то-нов; королевы Шарлотты, некрасивой, но очаровывающей зрителя благодаря виртуозному письму (об этом полотне один из современников художника сказал: «Признак таланта — создание прекрасных вещей из невозможных сюжетов»); скользящей в тан-це Джованны Бачелли; знаменитой актрисы Сары Сиддонс.





Портрет Сары Сиддонс  [1785]



  Портрет Сары Сиддонс – портретный шедевр Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и Рейндолдс, и Лоуренс. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».





Элизабет Шеридан, урожденная Линли [1783]



  Еще один шедевр художника — портрет миссис Шеридан, жены прославленного драматурга. Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не растворяясь в пейзаже. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где волнующаяся под ветром листва. Прекрасное задумчивое лицо сияет в мягком сумеречном свете дня.


Громкая слава пришла к Гейнсборо незадолго до смерти. В некрологах его назвали «певцом природы», чего художник добивался всю жизнь, и в середине XVIII века Томас Гейнсборо проторил дорогу не только романтикам, но и импрессионистам, намного опередив свое время.









http://www.rodon.org/art-bio?id=070919202322

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 9 пользователям

ИрОрехова   обратиться по имени Среда, 15 Мая 2013 г. 12:22 (ссылка)
Цитирую с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Томас Гейнсборо Среда, 15 Мая 2013 г. 17:17 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо!Ужасно люблю Гейнсборо!!Такой чудесный 18 век-совсем без приторности других художников.Понятно становится,что это был век Просвящения!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 15 Мая 2013 г. 21:04 (ссылка)
Класс!
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Cadmii   обратиться по имени Четверг, 16 Мая 2013 г. 23:03 (ссылка)
Красивые работы! Смотришь и видишь эпоху королей и королев. Четкие линии, натуральные цвета. Мне было интересно почитать. Многое узнала для себя нового!
Спасибо и творческих успехов.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 08 Июня 2013 г. 20:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Cadmii

Спасибо за прекрасный отзыв! желаю Вам творческих успехов и радости!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 08 Июня 2013 г. 20:56 (ссылка)

Ответ на комментарий rinagit

Немногие любят Гейнсборо. Рада Вашему отзыву. Простите, что припозднилась с ответом. Только сейчас увилела в почте
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Томас Гейнсборо Суббота, 08 Июня 2013 г. 23:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, Ну,во-первых,не согласна с тем,что его любят немногие-я знаю довольно много народу,которые его очень даже почитают!!!!Во-вторых,вовсе Ваш ответ не припозднился,а очень даже приятно получить реакцию....какая разница когда!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Гейнсборо был вообщем-то в прямом смысле импрессонист и в чём-то сродни Тернеру....................если Вы посмотите его тени,его приёмы постройки формы...человек знает что такое "Имприссьон""-Впечатление...поэтому он такой живой,не смотря на парики , корсеты,пудру и кринолины..Вообще Англия в противоположность Франции гораздо искреннее в своём искусстве,гораздо естественниее-даже в известном понятии"английский сад"-есть чётко отличающая его от французских лабиринтов ,шпалер и вырезаных ножницами фигур из кустов и деревьев-Фонтенбло,Версаль,Жатиньи....и т.д. концепция.Английский сад....это парк с разбросанными в свободном композиционном равновесии купами кустов,деревьев,островков с цветами на фоне идеально выстреженного газона.Гроты,ручейки с миниатюрными мостиками... пр. На ппамять не помню о каких известных дворцах и усадьбах может идти речь-но,если интересно,то я пришлю...Не предпочитая одно другому,во всяком концепте есть свои преимущества,вернусь к живописи...Французы так же пленены естественностью простой жизни-"пейзанской"-крестьянской и тут появляются маркизы с овечками,с соломенными шляпками и подобранными юбками,НО затянутые в кринолин,с теми же пудренными париками,с корсетами и все в балетных позах...у Гейнсборо же люди -просто люди и их одежда и причёска просто примета времени,но он показывает свойства,настроение и ауру(не в эзотерическом смысле) человека......И видно,что есть погода,есть деревья....Я очень извиняюсь,что разболталась здесь!!!С наилучшими пожеланими,,
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку