Александр_Ш_Крылов все записи автора
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.
Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера. Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».
Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы - хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.
В 1520-е годы Кранах Старший - один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности. Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе. Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.
Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550
"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж
" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"
" Христос и Богоматерь"
"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар
"Христос и грешница"
"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон
"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон
"Адам и Ева в Эдемском саду"
"Адам и Ева"
"Рождество"
"Кормящая Мадонна"
" Меланхолия" 1532
"Мадонна с младенцем со св Анной"
"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.
"Покаяние святого Иеронима" 1503
"Отдыхающая нимфа" 1530-1535
"Суд Париса" 1512-1514
"Портрет молодого человека" 1521
"Портрет женщины" 1526
"Геркулес и Антей"
"Геракл у Омфалы" 1537
"Молодая женщина" 1530
" Венера и Амур"
"Обиженный Амур и Венера" 1530
"Аполлон и Диана" 1530
"Распятие с центурионом" 1536
Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.
"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503
"Портрет Анны Куспиниан" 1503
" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"
"Екатерина Бора"
"Мартин Лютер"
"Портрет Герхарта Волька"
"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)
"Георг Бородатый, герцог саксонский"
"Христос и самаритянка у источника"
"Аллегория меланхолии" 1528
"Лот с дочерьми"
"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"
" Портрет Георга Спалатина" 1509
" Юдифь с головой Олоферна"
"Моление о чаше"
" Страшный суд" Слева "Ад" (копия картины Босха)
"Райский сад" Справа ->
" Страшный суд" (копия картины Босха)
"Эдемский сад"
"Адам" и "Ева"
"Меланхолия" 1532
"Адам и Ева"
"Cardinal Albrecht of Brandenburg as Saint Jerome"
"Поклонение волхвов"
"Moritz Buchner"
"Изящная юная госпожа"
"Троица"
"Мадонна с младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем "
"Аллегория закона и сострадания"
"Лукреция"
"Лукреция"
"Распятие Христа"
"Христос благословляет детей "
"Мадонна с младенцем"