Основоположник фламандского лесного пейзажа Gillis van Coninxloo III (1544 – 1606). |
Конинкслоо Гиллис III ван, (Эгидиюс Конингсло ) Conninxloo, Gillis (24.1.1544, Антверпен– 4.1.1607, Амстердам) - фламандский художник-пейзажист, чьи работы показывают переход от маньеризма до раннего барокко-пейзажа. Конинкслоо – знаменитая художническая династия XVI века, представители которой работали в Брюсселе, Антверпене, Мехельне, Франкентале, Эмдене, Амстердаме. Однако для всех них исходной оставалась Антверпенская школа.Его отец был Jan van Coninxloo le Jeune II , мать- Elisabeth Hasaert .Дед и отец нашего мастера, соответственно носившие первый и второй номера, не оказали влияния на начинающего художника. Его первым учителем был его дядя - Питер Коок Ван Эльст (Pieter Coecke van Aelst ), скончавшийся, когда Гиллису III было всего 15 лет. О следующем учителе, Ленарте Кроссе (Lenaert Kroes ), почти ничего не известно, тогда как последний наставник – Гиллис Мостарт ( Gillis Mostaert) практически не занимался со своим питомцем, почти сразу же заявившим о себе как о самостоятельном мастере.Считая свое обучение завершенным, Гиллис III направляется во Францию, откуда в 1570 году возвращается в Антверпен, сразу же становится членом гильдии святого Луки и вступает в брак с Марией Роброк.Он работал и жил в городе Антверпен до тех пор, пока туда не вошли испанцы.Спасаясь от католических притеснений, которым подвергались нидерландские протестанты, Конинкслоо бежал в Франкенталь, Германия, где обосновался на целых десять лет.
Пейзаж.
Только в 1595 году ему удается вернуться в Амстердам.После вынужденной эмиграции художник вернулся в Нидерланды, однако на этот раз поселился в Амстердаме — политическом, экономическом и художественном центре страны . Подобно Конинкслоо, в это время в Амстердам переселились многие фламандские пейзажисты, такие как Ганс Боль, Давид Викенбонс, Рулан Саверей, Виллем ван Нийландт, являвшиеся продолжателями традиций Питера Брейгеля старшего и Паулуса Бриля.Таким образом, атмосфера, в которой теперь находился Конинкслоо, при его непосредственном участии превратила Амстердам в колыбель нидерландской пейзажной живописи.Развитие стиля Coninxloo часто описывается в три периода, что соответствуют своей резиденции в Антверпене (1570-88), Франкентале (1588-95) и Амстердаме (1595-1606). Его ранние работы сознательно состоят из пейзажных фантазий и отражают влияние итальянско-фламандского пейзажиста Павла Брилла (Paul Bril). Поздние пейзажи художника более натуралистические и характеризуются смешением цветов в гармоничный атмосферный тон.
Лесной пейзаж.
Его плотная, безвоздушная сцена леса, влияние его творчества на Яна Брейгеля Старшего ( Jan Brueghel l'Ancien ) вдохновили голландских художников реалистического пейзажа 1600-х годов."Conninxloo является лучшим художником-пейзажистом своего времени, его стиль в настоящее время часто имитировали в Голландии"- пишет художник Карел ван Мандер (Carel van Mander) в 1604 году. По мнению всех историков искусства, художник выступает реформатором нидерландского пейзажа в духе нового времени, Карель Ван Мандер считает его лучшим из современных живописцев, сумевшим вдохнуть новый смысл и выражение иного мироощущения в установившиеся схемы изображения природы.
Горный пейзаж с рекой в долине и пророком Осием.
Пейзаж с Венерой и Адонисом 1580
Конинкслоо стал одним из ведущих представителей романтического пейзажа своего времени. Его картины изображали пейзажи идеального характера. Наблюдение, подчеркнутое внимание к деталям, характерные для пост-брейгелевского периода, он сочетал с венецианской школой пейзажа.В схожем с Конинкслоо направлении двигались Паувелс Франк, Ламберт Сустрис, Лодевийк Топут, для которых образцом художественного стиля являлся стиль Тициана: крупномасштабный пейзаж, сосредоточенный вокруг единственного мотива. В итоге такая любовь к северо-итальянскому Возрождению привела этих троих в Венецию, где они и осели.Гиллис Конинкслоо же остался в Амстердаме, где продолжил свои пейзажные изыскания. Он явился одним из родоначальников барочного пейзажа, которому присущи декоративность и чувственность.Вместе с Блесом, Гасселем и др. Конингсло позволил пейзажу выделиться в Нидерландах в самостоятельную отрасль живописи. Конинкслоо умер в Амстердаме в 1607 году, оставив после себя множество учеников и продолжателей. Среди его учеников был Геркулес Сегерс.
Лесной пейзаж с библейской сценой (вероятно, "Христос и блудница»)
Пейзаж со сценой приговора Мидасу.
Ворон,
Пейзаж со сценами из жизни Девы Марии.
Пейзаж со сценой из жизни апостола Павла
Пейзаж со сценой из жизни апостола Павла
Крещение евнуха
Проповедь Иоанна Крестителя в лесу
Пейзаж с охотниками.
Пейзаж.
Латона и ликийские земледельцы.
Пейзаж с охотником.Лесистый ландшафт, охота за городом .
Пейзаж с разбойниками.
«Пейзаж с разбойниками» можно отнести к условно определяемому второму периоду творчества мастера, который примерно совпадает с его пребыванием во Франкентале.Дату можно уточнить благодаря стаффажным фигурам, принадлежащим кисти коллеги Гиллиса III Мартина Ван Клее, которого не стало в 1581 году .Фигурные сцены в других пейзажах Конинкслоо исполнены именно рукой Мартина ван Клеве. Карел ван Мандер свидетельствует, что «фигуры действительно служили большим украшением для этих пейзажей».
Пейзаж с библейской сценой.
Диана и Каллисто на фоне лесного пейзажа.
Охоты на оленя в дубовом лесу.
Пейзаж со сценой бегства в Египет.
Лесной пейзаж у реки.
Конинкслоо, работая с идеальным пейзажем все сильнее погружался в материю пейзажа реалистического. Его панорамные композиции времен жизни во Франкентале еще характеризовались множественностью мотивов, декоративностью, четким делением на планы по принципу важности сюжета.Но художественные эксперименты привели Конинкслоо к другому направлению. Его поздние картины просты композиционно, но цельны и пространственно завершены. Пейзажи, по крайней мере большинство из них, делятся на две части: одна половина изображает лес, другая — горные ландшафты.И хотя манера написания деревьев на таких картинах еще далека от подлинно реалистической, интерес к действительности все же сквозят в каждом мазке мастера.Итогом подобного развития стало то, что в заключительный период своей биографии, во время жизни в Амстердаме, Конинкслоо сделал деревья центром своего творчества, сосредоточившись на лесных пейзажах.Он сумел наконец преодолеть романтические мотивы и стал одним из предвестников голландского реалистического пейзажа 17го века.
Лесной пейзаж с охотникоами на цапель
Широкая долина.
Лесной пейзаж с охотником и фигурами.
Лесной пейзаж.1600
И несколько гравюр:
Лесной пейзаж.Офорт.
Широкий горный пейзаж с замком .Цветной офорт.
Пейзаж с соломенной хижиной и мостиком. Цветной офорт.
Пейзаж.Цветной офорт.
Пейзаж.Цветной офорт.
Лесной пейзаж. Гравюра на тонированной черной бумаге.
Уместно привести цитату А.Бенуа из его работы "История живописи", касающуюся нашего героя:
"...Особенным успехом в свое время пользовались лунные эффекты Гиллиса и картины, в которых он изображал ночные пожары; в них художник прибегал к сюжетам вроде гибели Содома или сошествия Христа в ад. Если бы удалось доказать, что два из самых чарующих пейзажей XVI в.: "Бегство Лота" в Брюсселе и "Св.Христофор" в Берлине - действительно руки этого прославленного в свое время мастера, то пришлось бы Гиллису отвести более почетное место в истории,- настолько эти картины поэтично и своеобразно задуманы, столько в них мягкой маэстрии, так нежно и сильно выдержана в них светотень, так прекрасно нарисованы (во вкусе "романистов") фигурки. Но именно нам не хватает убеждения, что автор простодушных календарных композиций, гравированных Юлиусом Гольциусом, или грубоватых картин в музеях Вены, Стокгольма и Антверпена был тем же самым изощренным художником, который написал упомянутые перлы.
Значение реформатора нидерландского пейзажа в духе нового времени приписывают антверпенскому художнику Гиллису Конинкслоо. Это не значит, что нидерландский мастер мог действительно спорить с такими "гениями пейзажа", как Тициан,Скиавоне или Бассано. Конинкслоо бесконечно наивнее их, в нем еще масса ребяческого и условного, мелкого и ремесленного, но известные черты его творчества объясняют все же, почему ван Мандер именно его считает лучшим из современных пейзажистов (Landtschafmaker), имевшим очень большое влияние на развитие специально лесного пейзажа в Голландии.
Дело в том, что действительно Конинкслоо принадлежит заслуга разработки "лесного пейзажа", возникновение которого мы видели еще на работах Герарда Давида и Альтдорфера и который должен был расцвести в творчестве Клода Лоррена,Сальватора Розы и Якоба Рюисдаля88. У Конинкслоо деревья впервые заполняют всю картину и как бы обступают зрителя. Листва нависает со всех сторон тяжелыми массами, могучие стволы вздымаются из болотистого грунта, корчатся и извиваются, разбрасывая во все стороны свои змеевидные ветви. Даль, этот необходимый элемент каждого пейзажа Питера Брейгеля, Валькенборха и Боля, преграждается галереями таких же стволов или мелким кустарником
Заслуживает также внимания"пластическая" сторона пейзажей Конинкслоо. Художник прилагает все усилия к тому, чтобы передать не столько "общий простор", сколько"объем" каждого предмета в отдельности. Часто благодаря этому его пейзажи кажутся какими-то снимками с моделей, вырезанными и выдолбленными из жести, а не воспроизведением природы. Но недочеты этих исканий не уменьшают их значения. Благодаря этой же "корпусности" пейзажи Конинкслоо обладают особенной силой убедительности. При этом мастер в пейзаже старается передать ту же грандиозность форм, которой добивались, идя следом за Рафаэлем и Микель Анджело в фигурах, его товарищи "фигуристы" - Ломбард, Флорис и М. де Вос
Все формы природы у Конинкслоо как бы выросли, созрели, налились соками. В этих попытках,направленных на соединение чисто германского понимания поэзии дикой природы со"стилем", с особой ясностью выражается близость художника к дальнейшему фазису пейзажной живописи - к "историческому" пейзажу, и эта же черта отводит Конинкслоо место среди "ренессансных"живописцев, тогда как в Валькенборхе или в Боде, унаследовавших от Патенира и Блеса более затейливое отношение к природе, можно еще видеть "средневековых"людей Фламандец Конинкслоо играет значительную роль не только в истории фламандского пейзажа, но и в возникновении так называемой голландской национальной школы благодаря тому, что мастер провел остаток жизни в северных провинциях."
http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht...irou/index.html
http://artlover.me/en/art/gillis-va...e-prophet-hosea
http://clasate.cimec.ro/detaliu.asp...43238DCC2531629
http://www.museum.speyer.de/Deutsch...gen/Neuzeit.htm
http://www.van-ham.com/datenbank-ar...s-im-walde.html
http://www.liveinternet.ru/users/mi.../post189265166/
http://www.terminartors.com/artistp...xloo_Gillis_van
http://www.art-pics.ru/?hud=Gillis
http://www.artchive.com/web_gallery...t.-Anthony.html
http://www.benua-history.ru/365-Con...ani-Savery.html
http://gallery.albertina.at/eMuseum...currentrecord=1
http://www.terminartors.com/artwork...s_van-Landscape
Рубрики: | зарубежные творцы живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |