Роджер Элиот Фрай (1866 — 1934) — английский художник и художественный критик |
Роджер Элиот Фрай (англ. Roger Eliot Fry, род. 14 декабря 1866, Лондон — ум. 9 сентября 1934, Лондон) — английский художник и художественный критик, введший в обиход такое понятие, как постимпрессионизм. Один из предтеч вортицизма.
Автопортрет (1928, Courtauld Institute of Art, London)
Роджер Фрай - пятый из девяти детей судьи сэра Эдварда Фрая (1827-1918) и его жены, Mariabella Hodgkin (1833-1930), родился 14 декабря 1866 г. в Хайгейте. Отец его происходил из старинной квакерской семьи.
Первоначально получил домашнее образование, а позже обучался в Клифтон-колледже (1877-1881). С 1884 г. - в Королевском колледже Кембриджского университета, где он изучал естественные науки, чтобы угодить отцу. В Кембриджском университете у него установились дружеские отношения с Goldsworthy Lowes Dickinson, молодым преподавателем политических наук. Он также начал проявлять интерес к работам Джона Раскина. Его интерес к политической философии привел его к знакомству с Эдвардом Карпентером и Джорджем Бернардом Шоу .
Roger Fry taken at his home Durbins in Guildford, Surrey
Но интетес к живописи все же победил. Роджер Фрай окончил университет в 1889 году и переехал в Лондон, где он обучался живописи у Francis Bate. В 1891 году он совершил свою первую поездку в Италию, а также изучал живопись в Academie Julian в Париже , где он открыл для себя импрессионистов. За это время он экспериментировал с различными стилями. В начальный период своего творчества Р.Фрай специализировался на пейзажной живописи Он познакомился с ученым Бернардом Беренсоном. В это время Фрай зарекомендовал себя как знаток итальянского искусства.
3 декабря 1896 года он женился на художнице Helen Coombe, дочери торговца кукурузой. Она родила ему сына Джулиана (1901) и дочь Памелу (1902).
Roger Fry (1866-1934) with his wife Helen at Failand House near Bristol. (1897). Helen Coombe страдала от психического расстройства и в 1910 году была помещена в психиатрическую больницу, где она оставалась до конца своей жизни. Фраю помогала растить детей его сестра, Джоан Фрай .
Joan Mary Fry (27 July 1862 – 25 November 1955) - общественная деятельница
Роберт Тревельян, коллекционер произведений искусства, начал покупать работы Фрая. Вскоре Фрай стал преподавателем в Slade Art School. Среди его учеников C.R.W. Nevinson , Стэнли Спенсер, Марк Гертлер, John S. Currie, Дора Кэррингтон, Дороти Бретт, Максвелл Гордон Лайтфут, Эдвард Уодсворт, Adrian Allinson и Rudolph Ihlee.
В 1903 году Фрай участвовал в создании журнала Burlington, первого научного периодического издания, посвященного истории искусства в Великобритании. Фрай был его соредактором в 1909 - 1919 гг., но его влияние на журнал Burlington продолжались до его смерти.
В 1906 году он становится куратором европейской живописи нью-йоркского Метрополитен-музея, приняв предложение миллиардера Дж. Моргана. Как куратор, Фрай сопровождал Моргана в поездке в Европу в должности "Европейский советник". Фрай познакомился с Мэтью Причардом, хранителем классических древностей в Бостонском музее изящных искусств, который прививает ему интерес к восточному и современному искусству. Тогда же Фрай открывает для себя живопись Сезанна. В следующем году Фрай убедил совет назначить его на должность «Европейский советник" в Англии. В 1910 году, однако, споры с Морганом, который был председателем правления музея, привели к его увольнению.
В 1910 году, Фрай встретился с художниками Ванессой Белл и ее мужем Клайвом Беллом, и именно через них он был введен в группу Блумсбери, общество-клуб английской интеллектуальной элиты. Сестра Ванессы, писательница Вирджиния Вульф писала позднее в своей биографии Фрая, вышедшей в 1940 году : "У него было больше знаний и опыта, чем у всех остальных вместе взятых". Художник Уильям Rothenstein, однако, примерно в то же время писал, что он считает Фрая немного сумасшедшим.
В том же году Фрай вместе с Клайвои Беллом и Десмондом Маккарти отправился в Париж, и после посещения парижских дилеров и частных коллекционеров, организует в лондонской галерее Графтон выставку Мане и постимпрессионистов (термин, который он придумал). На этой выставке заметное впечатление произвели работы Дункана Гранта и Ванессы Белл. Англия, однако, была не готова к восприятию модернистского искусства и Фрай подвергся критике в прессе.
Выставка, открывшаяся 8 ноября, стала настоящей сенсацией. Посетители (в том числе критики) в большинстве своем, как водится, уходили возмущенные, однако для некоторых мероприятие стало началом увлечения современным искусством. О том, какую бурю подняла выставка, красноречиво свидетельствуют следующие слова Вирджинии Вульф: «В декабре 1910 года или около того изменилась человеческая природа». Модернизм, будораживший умы по всей Европе, наконец-то взял штурмом Британское королевство.
Трудно поверить, но Фрая позвали делать выставку буквально в последнюю минуту, дабы заткнуть дырку в программе Grafton Galleries. Подробности о ее названии стали известны лишь в 1945 году, когда один из организаторов, Десмонд Маккарти (Desmond MacCarthy), поведал следующее: «Я, Роджер и один молодой журналист, желавший помочь нам с рекламой, встретились, дабы решить, как нам назвать выставку. Именно тогда и появилось это слово, сейчас уже закрепившееся в английском языке — “постимпрессионизм”. Роджер хотел использовать термин, подчеркивающий отличие этих художников от импрессионистов; среди предложенных им вариантов был и “экспрессионизм”. Но журналисту все эти термины не нравились. В конце концов Роджер, теряя терпение, заявил: “Ладно, давайте их назовем просто постимпрессионистами, они ведь уже после импрессионистов идут”».
Кто придумал «постимпрессионизм»?
Весной 1911 года Фрай отправился в Турцию с целью познакомиться с византийским искусством. Ванесса и Клайв Белл чуть позже присоединились к нему. Однако в Бруссе – довольно глухом в ту пору местечке, где медицину представлял лишь аптекарь – у Ванессы случилось серьезное недомогание (предположительно, выкидыш), и спасти ее удалось лишь благодаря находчивости и организаторским способностям Роджера. Вирджинию, которая осталась в Англии, так напугали уклончивые сообщения Клайва о состоянии здоровья Ванессы, что она бесстрашно пустилась в путь через Европу, чтобы оказаться рядом с сестрой. Как только Ванессе стало лучше, путешественники вернулись домой. И Ванесса и Вирджиния влюбилась в Фрая. Между Ванессой и Роджером (жена которого была в сумасшедшем доме) завязались любовные отношения. Они старались держать их в тайне от Вирджинии, но скрыть не удалось, и это, очевидно, оказало большое влияние на то, почему Вирджиния решила выйти замуж за Леонарда Вульфа.
Роджер Фрай. Портрет Вирджинии Вульф.(1917)
Фрай и Ванесса Белл оставались всю жизнь близкими друзьями, даже после того, как сердце Роджера было разбито в 1913 году, когда Ванесса влюбилась в Дункана Гранта и стала жить с ним.
Roger Fry and Vanessa Bell at Vanessa's home, Charleston in Firle, Sussex
Roger Fry and Duncan Grant working on murals in Fry's home Durbins in Guildford, Surrey
Ванесса Белл. Портрет Роджера Фрая (1912, National Portrait Gallery, London)
Роджер Фрай. Портрет Ванессы Белл
Роджер Фрай. Портрет Ванессы Белл (1916)
Роджер Фрай. Portrait of Clive Bell (1924)
Несмотря на критические замечания прессы, Фрай устраивает в 1912 году вторую выставку постимпрессионистского искусства, на которой, наряду с современными английскими художниками, были представлены работы Матисса и фовистов, Пикассо и Ж.Брака. Вторая выставка была встречена более благосклонно. В своей художественной, организаторской и литературной деятельности Р.Фрай нашёл поддержку со стороны меценатки леди Оттолайн Моррелл, бывшей некоторое время его любовницей.
Роджер Фрай. Зал на второй выставке пост-импрессионистов (1912, musée d'Orsay, Paris)
В 1913 году Фрай совместнос Дунканом Грантом и Ванессой Белл создаёт дизайн-ателье Omega Workshops,чтобы обеспечить работой талантливых, но голодных художников.
Roger Fry at the Omega Workshops (1913)
В работе ателье принимали участие художники Winifred Gill, Henri Gaudier-Brzeska, Edward Wadsworth, Percy Wyndham Lewis and Frederick Etchells. Это была идеальная платформа для экспериментов в абстрактном искусстве, а также для взаимообогащения изобразительного и прикладного искусства.
После коротких романов с художницами Ниной Хэмнетт
Нина Хэмнетт, (1917).
и Josette Coatmellec, Роджер нашел свое счастье с Helen Maitland Anrep (1885-1965) (она тоже была несчастна в первом браке с Борисом Анрепом ). В 1925 году он встретил Helen в студии Белл. Она ушла от мужа и семьи, и жила с Фраем до конца своей жизни, хотя они никогда не состояли в браке.
Генри Лэмб. Семья Анрепа в конце 1910-х годов: жена Хэлен Мэйтланд и их дети — дочь Анастасия и сын Игорь.
Roger Fry, Boris Anrep and Duncan Grant with a kite outside the walled garden at Charleston farmhouse
В последующие годы Фрай опубдиковал книги Воображение и дизайн (1920), Превращения (1926), Анри Матисс (1930), Французское искусство (1932), Воспоминания о британской живописи (1934). Фрай зарекомендовал себя как историк искусства, а также как критик. После отказа занять должность Slade Professor в Оксфорде в 1927 году, Фрай принял аналогичную должность в Кембридже в 1933 году. Он читал лекции по истории искусств и сделал больше чем любой другой британский искусствовед, чтобы привлечь внимание к модернистскому искусству. Его лекции были очень популярны.
Roger Fry, Desmond McCarthy and Clive Bell sitting in the garden at Charleston.
Роджер Фрай. Автопортрет
Фрай умер очень неожиданно. Он упал в своем доме 7 сентября 1934 г. и был доставлен в больницу Royal Free с переломом, где умер через два дня от сердечного приступа. Его смерть стала большим горем для членов группы Блумсбери, которые любили его за душевную щедрость и теплоту. Ванесса Белл украсила его гроб. Роджер Фрай был похоронен в Kings College Chapel в Кембридже.
Roger Fry.
Landscape with Shepherd, near Villa Madama, Rome (1891, Tate Gallery, London)
Venice (1890-1899, Courtauld Institute of Art, London)
Italian Landscape (Bolton Art Gallery, UK)
Winifred Gill by the Pool at Durbins (1912, Частная коллекция)
River with Poplars (1912, Tate Gallery, London)
Orchard, woman seated in a garden (1912-1914, Courtauld Institute of Art, London)
Still Life: Flowers (1912, Tate Gallery, London)
Paisaje de invierno (1914, Cornell Fine Arts Museum)
Still life with coffee pot (1915, Courtauld Institute of Art, London)
Landscape, 1913, Valtion Taidemuseo (Finnish National Gallery, Helsinki)
View on the Cote d'Azur, Menton (1916, Courtauld Institute of Art, London)
Woman on Sofa (Nina Hamnett) (1915)
Portrait of Nina Hamnett (1917, Courtauld Institute of Art, London)
Nina Hamnett (1890-1956) (1917/18)
Portrait of Edith Sitwell (1887-1964) (1915, City Art Galleries, Sheffield)
Portrait of Edith Sitwell (1918)
Still Life with Omega Flowers (1919, Tatham Art Gallery, Pietermaritzburg)
Gabrielle Soëne (1919, Metropolitan Museum of Art, New York)
La Ciotat, Near Marseilles (1923)
Barns and Pond Charleston Wakefield Art Gallery)
Black Sea Coast (Swindon Museum and Art Gallery)
San Blythburg the Estuary
Landscape at Asheham (Monks House)
Farm buildings France (University of Hull Art Collection)
Fort St Andre, Villeneuve les Avignon
Iris Tree in a Sombrero
Chair with Bowl and Towel
Still LIfe with Italian Painting (South African National Gallery)
South Downs
Ste Agnes South of France
Vue de Cassis (1925, musée d'Orsay, Paris)
Peonies and poppies (1929, Courtauld Institute of Art, London)
Beaumes (ок.1930, Courtauld Institute of Art, London)
Chiswick House (Manchester City Art Gallery,)
Chiswick House (Manchester City Art Gallery,)
Chiswick House (Manchester City Art Gallery,)
La Salle des Caryatides in the Louvre (1933, Ashmolean Museum at the University of Oxford,)
Excavations at St Remy (1935, Manchester City Art Gallery,)
Virginals
Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Roger_Fry
http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/ARTfryR.htm
http://www.burlington.org.uk/magazine/a-z-list-of-.../letter/f/per_page/50/offset/0
http://modernism.research.yale.edu/wiki/index.php/Roger_Fry:_A_Biography
http://www3.tate.org.uk/research/researchservices/...howcase/results.jsp?subject=33
http://www.oceansbridge.com/oil-paintings/section/4413/1/fryroger
Рубрики: | зарубежные творцы живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Соратница
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |