Александр_Ш_Крылов все записи автора
В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.
![Vонастырь Сан Марко доминиканского ордена (440x345, 62Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/990/82990097_Vonastuyr_San_Marko_dominikanskogo_ordena.jpg)
Mонастырь Сан Марко доминиканского ордена
![1 (450x345, 57Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/990/82990257_1.jpg)
![Фреска. Монастырь Сан Марко. Христос и 12 апостолов (500x478, 103Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975243_Freska_Monastuyr_San_Marko_Hristos_i_12_apostolov.jpg)
Монастырь Сан Марко.Фреска "Христос и 12 апостолов"
Aнжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.
![Noli mi tangere (Не прикасайся ко мне) келья 1 (539x700, 204Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975464_Noli_mi_tangere__Ne_prikasaysya_ko_mne___kelya_1.jpg)
"Noli mi tangere" (Не прикасайся ко мне) келья 1
Кисти самого Анжелико принадлежат "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм" в келье № 10.
Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым "Мастером кельи № 2".
Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено "Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником", принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены ("Крещение Христа", "Воздвижение креста", "Муж скорбей" и "Бичевание") в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве "Мастера кельи № 2".
"Несение креста" в келье № 28 принадлежит другой руке, "Распятие" в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли.
В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены "Пригвождение к кресту" и две композиции "Распятие со святыми", которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.
"Noli me tangere" (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и "Благовещение" в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.
![Благовещение келья 3 (587x700, 177Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975569_Blagoveschenie__kelya_3.jpg)
"Благовещение" келья 3
![Преображение Господне келья 6 (596x700, 136Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975565_Preobrazhenie_Gospodne__kelya_6.jpg)
"Преображение Господне" келья 6
![Осмеяние Христа келья 7 (559x700, 144Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975575_Osmeyanie_Hrista_kelya_7.jpg)
"Осмеяние Христа" келья 7
![Коронование Марии келья 9 (616x700, 184Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/975/82975579_Koronovanie_Marii__kelya_9.jpg)
"Коронование Марии" келья 9
![Принесение во храм келья 10 (599x700, 206Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/990/82990417_Prinesenie_vo_hram_kelya_10.jpg)
"Принесение во храм" келья 10
![Поклонение волхвов келья 39 (700x441, 112Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/991/82991520_Poklonenie_volhvov__kelya_39.jpg)
"Поклонение волхвов" келья 39
Особое место среди фресок занимает люнет Поклонение волхвов из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник — молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Эту келью, превосходящую другие размером, занимали Козимо Медичи, папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фпа Анжелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.
![Воздвижение креста келья 36 (548x700, 167Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/991/82991677_Vozdvizhenie_kresta__kelya_36.jpg)
"Воздвижение креста" келья 36
![Моление о чаше; Мария и Марта Келья 34 (570x700, 163Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/991/82991794_Molenie_o_chashe_Mariya_i_Marta_Kelya_34.jpg)
"Моление о чаше; Мария и Марта" Келья 34
![Распятие Христа и двух разбойников angelico келья 37 (613x700, 146Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992040_Raspyatie_Hrista_i_dvuh_razboynikov___angelico_kelya_37.jpg)
"Распятие Христа и двух разбойников" келья 37
![Причастие Апостолов келья 35 (700x532, 175Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992076_Prichastie_Apostolov__kelya_35.jpg)
"Причастие Апостолов" келья 35
![Поцелуй Иуды Келья 33 (687x700, 214Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992150_Poceluy_Iuduy_Kelya_33.jpg)
"Поцелуй Иуды" Келья 33
![Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада Келья 31 (631x700, 214Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992343_Hristos_spuskaetsya_k_Adamu_chtobuy_osvobodit_ego_iz_ada_Kelya_31.jpg)
"Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада" Келья 31
![Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса келья 42 (699x700, 196Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992420_Raspyatie_Ukol_kopem_kapitana_Longinusa__kelya_42.jpg)
"Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса" келья 42
![Несение креста келья 28 (620x700, 164Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992475_Nesenie_kresta_kelya_28.jpg)
"Несение креста" келья 28
![Распятие Христа со святой Марией и святыми angelico келья 38 (518x700, 140Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992502_Raspyatie_Hrista_so_svyatoy_Mariey_i_svyatuymi__angelico_kelya_38.jpg)
"Распятие Христа со святой Марией и святыми" келья 38
![Распятие келья 43 (320x408, 43Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992542_Raspyatie_kelya_43.jpg)
"Распятие" келья 43
![Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама (693x700, 163Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992613_Raspyatie_s_Mariey_i_svyatuym_Dominikom_Golgofoy_i_cherepom_Adama.jpg)
"Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама "
![Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником келья 41 (319x364, 50Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992733_Raspyatie_s_Mariey_Mariey_Magdalinoy_i_svyatuym_Dominikom___kelya_41.jpg)
"Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником" келья 41
![Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной (548x700, 137Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992786_Raspyatie_s_Mariey_svyatuym_Dominikom_i_Mariey_Magdalinoy.jpg)
"Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной"
![Распятие со святым Домиником (408x700, 83Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/992/82992878_Raspyatie_so_svyatuym_Dominikom.jpg)
"Распятие со святым Домиником " кельи 15-21
В Святом Доминике Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты.
Мастер кельи №2
![Рождество келья 5 (588x700, 152Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993099_Rozhdestvo__kelya_5.jpg)
"Рождество" келья 5
![Крещение Христа Иоанном келья 24 (570x700, 145Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993133_Kreschenie_Hrista_Ioannom_kelya_24.jpg)
"Крещение Христа Иоанном" келья 24
![Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием келья 11 (591x700, 156Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993153_Madonna_na_trone_so_svyatuymi_Dominikom_i_Zinoviem__kelya_11.jpg)
"Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием" келья 11
![Бичевание Христа келья 27 (581x700, 144Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993169_Bichevanie_Hrista_kelya_27.jpg)
"Бичевание Христа" келья 27
![Муж скорбей келья 26 (598x700, 146Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993340_Muzh_skorbey_kelya_26.jpg)
"Муж скорбей" келья 26
![Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом келья 4 (582x700, 169Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993361_Raspyatie_s_Ioannom_Evangelistom_Mariey_i_svyatuymi_Dominikom_i_Dzheromom__kelya_4.jpg)
"Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом" келья 4
![Воскресение Христа келья 8 (589x700, 161Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993512_Voskresenie_Hrista__kelya_8.jpg)
"Воскресение Христа" келья 8
![Положение во гроб келья 2 (566x700, 202Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993698_Polozhenie_vo_grob__kelya_2.jpg)
"Положение во гроб" келья 2
![План фресок Фра Беато Анжелико (499x700, 76Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/993/82993793_Plan__fresok_Fra_Beato__Anzheliko.jpg)
План фресок Фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко доминиканского ордена
Смерть Иисуса Христа на кресте — центральный образ христианского искусства. Распятый Иисус изображен здесь вместе с двумя казненными с ним разбойниками - Гестасом и Дисмасом. Некоторые воины изображены коленопреклоненными, ибо они поверили в божественность Христа.
Введение в состав персонажей картины Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложении, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Святыми Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств.
![Распятие Фра Беато Анжелико (642x700, 221Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/994/82994035_Raspyatie__Fra_Beato_Anzheliko.jpg)
"Распятие"
![Fra_Angelico_069 (700x584, 162Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/994/82994083_Fra_Angelico_069.jpg)
"Благовещение"
Источник:
http://www.c-rover.narod.ru/ang/angelico3130.htm