Александр_Ш_Крылов все записи автора
Микеланджело Антониони (итал. Michelangelo Antonioni; 29 сентября 1912, Феррара, регион Эмилия-Романья — 30 июля 2007, Рим) — выдающийся итальянский кинорежиссёр и сценарист.
Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году приехал в Рим, сотрудничал с журналами «Cinema» и «Bianco e nero» став одим из теоретиков неореализма, учился режиссёрскому мастерству в киношколе. В 1942 году он был режиссёром-стажёром у Марселя Карне на съёмках фильма «Вечерние посетители». Режиссёрским дебютом Антониони стала документальная картина «Люди с реки По», а первый его игровой фильм «Хроника одной любви» вышел в 1950 году. Затем он снял ещё несколько картин, принёсших ему известность, — «Дама без камелий», «Подруги», «Крик». Признание же и широкая известность пришли к режиссёру в 1960-х годах, после фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти. Все картины были связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и интерьерах разыгрывались судьбы красивых людей (Марчелло Мастрояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), погруженных в эйфорию свободных 60-х.
Начиная с «Красной пустыни», Антониони перешел на цветную пленку, и она, конечно, дала ему новые огромные возможности. Но многие поклонники его фильмов впоследствии жалели о его отказе от черно-белого кино. На гребне этого успеха Антониони поставил в 1966 году в Великобритании фильм «Блоу-ап» («Фотоувеличение»), удостоенный главного приза на Каннском кинофестивале. Интерес зрителей и критики вызвали его картины «Забриски-пойнт» (1970) и «Профессия: репортёр» (1975). Одной из последних работ Микеланджело Антониони, названного французской критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности», стала лента «За облаками» — четыре драматические новеллы, снятые режиссером по своей книге. В работе над этим фильмом также принял участие Вим Вендерс.
В центре внимания фильмов Антониони были проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей.
Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 года, в один день с другим культовым режиссёром — Ингмаром Бергманом.
Для режиссёра свойственны долгие тихие кадры, пронизанные внутренним светом, небольшое количество диалогов, часто с ключевым для понимания фильма смыслом. В мире человеческих отношений Антониони интересуют проблемы одиночества человека, отрешённости людей друг от друга, даже во влюблённости. Но в целом охарактеризовать дух и идею его фильмов очень сложно, так как из-за особой поэтичности режиссёрского стиля всегда возникает чувство, что Антониони сумел сказать больше, чем показал. Это чувство непроявленной глубины изнутри наполняет его фильмы странной пустотой, гулкостью и даже мрачностью — при внешней солнечности и невозмутимости.
Фильмография
1947 — Люди с реки По / Gente del Po
1948 — Рим-Монтевидео / Roma-Montevideo
1948 — Oltre l’oblio
1948 — Метельщики улиц / Netezza urbana
1949 — Суеверие / Superstizione
1949 — Семь канн, один костюм / Sette canne e un vestito
1949 — Ragazze in bianco
1949 — Любовное притворство / L’amorosa menzogna
1949 — Bomarzo
1950 — Вилла монстров / La villa dei mostri
1950 — Канатная дорога в Фалории / La funivia del Faloria
1950 — Хроника одной любви / Cronaca di un amore
1953 — Дама без камелий / La signora senza camelie
1953 — Побежденные / I viniti
1953 — Любовь в городе / L’amore in citta (segment «Tentato suicido»)
1955 — Подруги / Le amiche
1957 — Крик / Il grido
1959 — Nel segno di Roma
1960 — Приключение / L’avventura
1961 — Ночь / La notte
1962 — Затмение / L’eclisse
1964 — Красная пустыня / Il deserto rosso
1966 — Фотоувеличение / Blow up
1970 — Забриски Пойнт / Zabriskie Point
1972 — Китай (документальный) / Chung Kuo — Cina
1975 — Профессия: репортёр / Professione: reporter
1981 — Тайна Обервальда / Il mistero di Oberwald
1982 — Идентификация женщины / Identificazione di una donna
1983 — Ritorno a Lisca Bianca
1989 — Kumbha Mela
1982 — 12 режиссеров о 12 городах (эпизод «Рим») / 12 registi per 12 città (segment «Roma»)
1993 — Вулканы и карнавал / Noto, Mandorli, Vulcano, Stromboli, Carnevale
1995 — За облаками (совместно с Вимом Вендерсом) / Al di là delle nuvole
1997 — Sicilia
2004 — Взгляд Микеланджело / Lo sguardo di Michelangelo
2004 — Эрос (эпизод «Опасная связь вещей») / Eros