Всемирный день музеев. Галерея Уффици |
Сегодня - Всемирный день музеев. И я, как бывший музейщик со стажем, не могу не отметить этот день. Во-первых, потому что очень люблю музеи (особенно художественные), а во-вторых, потому что знаю музейное дело и уважаю труд работников этого нелегкого фронта.
По поводу праздника предлагаю отправиться на экскурсию в один из самых известных художественных музеев мира - галерею Уффици во Флоренции. Мне там удалось побывать в сентябре прошлого года.
Сначала немного истории. В слове Уффици слышится что-то знакомое... О, проза жизни! По-русски это можно передать как - "офисы".
История музея началась в 1559 году, когда Козимо I Медичи решил воздвигнуть грандиозное здание, где замыслил собрать все административные учреждения Флоренции под одной крышей. Торжественно объявили, что здание строится для «удобства жителей города», хотя понятно, что истинная мотивировка появления этого проекта была другой — новый дворец был призван еще более возвеличить род Медичи. А мне кажется, что, собрав все канцелярии в одном месте, легче было и контролировать их работу.
В качестве архитектора Козимо пригласил Джорджо Вазари, разрешив ему снести старые кварталы близ Пьяцца делла Синьория, а обломки разрушенных каменных зданий использовать при строительстве. Работа велась спешно, однако ни Козимо, ни Вазари так и не увидели здания в законченном виде. Строительство завершилось в 1580 году; здание Уффици имело длинную U-образнуго форму, выходя узким фасадом к реке.
Фасад Уффици с противоположного берега Арно. Над крышей виднеется шпиль Палаццо делла Сеньория.
Вслед за фасадом узким коридором вытягиваются два длинных серых и довольно унылых здания. В правом - собственно галерея, в левом - служебные помещения.
Вот - верхняя часть здания музея, и снова в небе карандашом торчит башня Палаццо делла Сеньория.
Основу собрания музея составляют произведения искусства, заказанные или приобретенные членами семьи Медичи. В 1737 году, после смерти последнего Медичи, все эти сокровища стали достоянием города Флоренции. В XVIII веке галерея Уффици превратилась в публичный музей. В 1730-х годах группа ученых составила подробную (десятитомную) опись хранящихся здесь произведений искусства.
Вдоль музея стоят и сидят "живые скульптуры":
Над ними в нишах находятся мраморные изваяния известнейших итальянских деятелей искусства и архитектуры. Например, скульптура Николо Пизано:
А к входу в музей тянется длинная очередь, желающих насладиться искусством:
Я стояла в очереди полтора часа. Не считаю, что это очень много. Билет стоит - 10 евро, что для музея такого класса совершенно нормальная цена. Интересно, что для итальянцев моложе 18 и старше 60 лет - вход бесплатный. Если же вы закажете билет по интернету, то это обойдется вам несколько дороже - 18 евро, но вы сможете войти без очереди. Есть еще один вход, через который пускают экскурсионные группы и индивидуалов по билетам, купленным через интернет или гостиничные службы.
Далее следует гардероб: сдать сумки, фотоаппараты, камеры, здесь же можно купить аудиоэкскурсию с наушниками. Огромное количество киосков и магазинов с книгами, сувенирами, открытками и прочая.
А потом уже экспозиция. Мне она показалась удачной - четко развешаны указатели, где и что можно посмотреть. Картины висят в один ряд, чуть выше уровня глаз, рассматривать их очень удобно. Народу было не катастрофически много, выждав момент можно было подойти к какой-либо картине. В отдельных залах, перед наиболее известными работами стоят удобные диваны, с которых можно рассматривать экспонаты
В галерее я провела около 5 часов. В принципе, ее собрание было мне хорошо знакомо, но я сделала для себя и некоторые открытия. Например, в одном из коридоров Уффици я долго не могла отойти от римской скульптуры, изображающей торс волчицы. Он выполнен из темно-бордового мрамора, нет ни головы, ни задней части, но даже в оставшемся чувствуется необыкновенная мощь и сила. По-новому открылись для меня художники-колористы, те, которые не очень выгодно смотрятся в репродукциях: Тициан и Джорджоне. Я сначала немного побаивалась восприятия от известнейших работ Боттичелли и Леонардо (не разочаруюсь ли?), но тут оказалось все в порядке, впечатление осталось на высоте.
Кроме экспонатов меня в музее всегда интересуют посетители. И мне очень интересно рассматривать публику, а также ее реакцию на картины. В основном, подавляющая масса посетителей передвигалась значительно быстрее чем я. Народ бодренько перемещался из зала в зал, окидывая взглядом большинство из экспонатов и останавливаясь только у наиболее известных. Я перемещалась со своей индивидуальной скоростью и проводила возле отдельных картин столько времени, сколько хотела. И вот уже в четвертом или пятом зале обратила внимание на то, что все время сталкиваюсь с одним пожилым итальянцем, который передвигается с той же скоростью и останавливается почти у тех же экспонатов. Еще через пару залов мы уже улыбались друг другу, а потом и кивали головами в знак приветствия и симпатии.
Побывать во Флоренции и посмотреть собрание Уффици - это была моя мечта еще с юности. Как оказывается, некоторые из наших желаний исполняются.
Мой ТОП 10 Галереи Уффици:
Боккачино. Цыганская девушка
Сандро Боттичелли. Весна
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры
Леонардо. Благовещение
Микеланджело. Святое семейство
Пьеро делла Франческа. Двойной портрет герцога и герцогини Урбинских
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами
Караваджо. Голова Медузы
Перуджино. Портрет юноши
Фиорентино Россо. Ангел
Я пожалуй оставлю эту подборку без комментариев, а всем пожелаю исполнения заветных желаний и любви к искусству.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий G26smQW
Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов
Ответ на комментарий G25smQW
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |