Когда совершилось полное разделение начал, астральная жизнь кончается и совершается переход в мир ментальный.
Подобно тому как умирая покидаешь физическое тело, так же точно при переходе в ментальный план покидаешь астральное тело, которое постепенно разлагается.
Если в течение земной жизни человек отрекся от материальных желаний и направил свои стремления к достижению духовных благ и альтруизму, высшее “Я” становится способным впитать в себя весь состав низшего ментала, извергнутый им во время воплощения. В таком случае тело, покинутое на астральном плане, становится трупом, как и физическое тело после земной смерти, и не входит в разряд тени, но попадает в следующий.
У человека, физическая жизнь которого была менее совершенна, результат будет почти тот же, если оставшееся из инстинктивных стремлений было исчерпано на астральном плане. Но большинство людей делают очень мало усилий, чтобы избавиться от низших стремлений своей природы, и тем самым не только удлиняют свое пребывание в промежуточном плане, но, так сказать, теряют часть низшего ментала. Хотя это способ довольно материальный – представлять отражение высшего ментала в низшем, но можно себе составить довольно верное представление об этом процессе, принимая гипотезу, что душа при каждом воплощении направляет частицу своего “я” в физическую жизнь, рассчитывая в конце жизни получить ее обратно, обогащенной опытом. К несчастью, обычный человек порабощается разнообразными низменными желаниями, и некоторая часть низшего ментала прикрепляется к телу желаний, и когда происходить разрыв, по окончании астральной жизни, это начало должно оторваться, покидая свою опозоренную часть, соединенную с астральным телом, в расстроенном виде.
Это тело составляется тогда из частиц астрального вещества, насильственно удерживающих у себя часть низшего ментала, не сумевшую отделиться. В астральном теле, в составе которого ментал был поглощен низшими страстями, астральное вещество, принадлежащее каждому подплану, находится в разъединении. Очевидно, что ментал, проходя последовательно все подпланы, не мог полностью освободиться от материи, свойственной каждому из них, и поэтому астральная скорлупа будет заключать в себе частицы всех скопившихся грубых веществ.
Таково происхождение особей, называемых тенями. Я здесь вынужден отметить, что тень не есть существо, перешедшее в небесный план, но она сохраняет его наружные формы, память и некоторые особенности, почему может быть смешана с ним, как это случается на спиритических сеансах.
Эта тень не умышленно обманывает присутствующих, так как, при ограниченности своего ума, сама в этом уверена. Но можно себе представить ужас и отвращение друзей покойного, если бы они узнали, что им, вместо дорогого утраченного, явилось существо бездушное и состоящее из собрания всех низших свойств.
Продолжительность существования тени зависит от количества низшего ментала, ее оживляющего; но так как оно все уменьшается, то оскудевает и разумность, хотя тень обладает в высокой степени некоторого рода инстинктивной хитростью. Даже в конце своего существования она еще в состоянии бывает сообщаться с присутствующими, заимствуя для этого разум медиума.
Главное свойство ее природы – поддаваться всем дурным влияниям. Отделенная от высшего “я”, она не содержит свойств, направленных к добру, почему очень легко отзывается на вызовы колдунов. Все содержимое ментальной материи разлагается и возвращается к своему плану, а не индивидуальному менталу. Тень незаметно слабеет и переходит в следующий разряд.