Аноним обратиться по имени
Воскресенье, 06 Марта 2011 г. 14:14 (ссылка)
------
Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве "воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых", прямо говорит, что
"это есть знак прелести".
"На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное".
Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: "Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам".
Вот что по этому поводу сказал преподобный Петр Дамаскин: "Начало просвещения души и признак ее здравия заключаются в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Потому Святитель вновь и вновь повторяет: "Смирение и рождающееся из него покаяние единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние единственная цена, которой покупается познание Христа! Смирение и покаяние единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50, 18-19).
Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь.
Они не могут быть христианами".
Один чрезвычайно ответственный момент в духовной жизни, на страшную опасность, грозящую подвижнику неопытному и не имеющему ни истинного наставника, ни правильных теоретических духовных знаний ("мыслей", по святителю Игнатию), на возможность впадения в мечтательность, или так называемую "прелесть".
Последний термин, часто употребляемый отцами, замечателен тем, что точно вскрывает само существо этого явления: лесть себе, самообман, мнение о своем
достоинстве и совершенстве, гордость.
Святитель Игнатий предупреждает:
"Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя мнением заграждает этим мнением вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям, и Божественной благодати, открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию у зараженных мнением". Приводя слова преподобного Григория Синаита и называя главный источник этой смертельной болезни: "Вообще одни причина прелести гордость...". Святитель предлагает и противоядие: "Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение... служит верным предостережением и предохранением от прелести... Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас".
В этом чувстве покаяния и смирения отцы видели главный критерий в различении святости и прелести, Святитель Игнатий пишет: "Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшие их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным".
"Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам.
Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диавола... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом
отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собой Бога. Последуй примеру святого Предтечи". Таков голос Священного Предания Церкви, то есть Самого Духа Святого, говорящего нам и сегодня через Своего святого.
Исочник: профессор Московской Духовной Академии, преподаватель основного богословия, доктор богословия А. И.Осипов "ИЩУЩЕМУ СПАСЕНИЯ. СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ", Житомир, 1997, psylib.ukrweb.net/books/_osipa01.htm
-----
Бывший солнцеед (с 20 июня 2005 по июль 2010), бывший целитель,
психолог, исследователь Татьяна Витальевна Жадан