В минувшую среду на Замоскворецкой линии подземки с 9 до 10 утра поезда шли с увеличенными интервалами. Причина, как ни страшно это звучит, банальна для московского метро - на станции "Павелецкая" мужчина спрыгнул на рельсы перед приближающимся поездом. Причем число подобных ЧП растет: так, декабрь 2007 года стал рекордным по числу суицидальных попыток - их было 13. Да, люди бросаются под поезда в каждом городе, где есть подземка. Сотни тысяч пассажиров опаздывают из-за этого на работу, машинисты зарабатывают инфаркты. Поэтому транспортникам помогают бороться с этим явлением в большинстве мегаполисов мира. Кроме Москвы.
Больничный для машиниста
Последний раз под поезд Руслана Каримова ложились 17 декабря на "Каширской". Мужчина решил не прыгать перед прибывающим составом, а заранее лечь головой на рельсы.
- Я въезжал на станцию со стороны "Коломенской", - рассказал машинист "Известиям". - Скорость состава в начале платформы - 50 км/ч, человек лежал примерно посредине. Я экстренно затормозил и не доехал до него метров 5-6. Помог пригорок, на котором стоит станция. Когда головной вагон уже въезжает на нее из тоннеля, то хвост все еще едет в горку, это замедляет скорость.
По инструкции, машинист сообщил о ЧП диспетчеру. Тот отключил ток в рельсах, и Каримов спрыгнул вниз. Мужчина был без сознания. Пассажиры помогли машинисту затащить тело на платформу, но привести самоубийцу в чувство сразу не удалось. В поезд Каримова сел другой машинист. Его самого увели на медосвидетельствование и дали больничный на три дня. Так делают с тех пор, когда 27 апреля 2005 года на "Выхино" под поезд 47-летнего Александра Бездетного прыгнула девушка. Поезд тогда затормозил за метр до самоубийцы, она отделалась ушибами. Так закончилась ее ссора с мужем, из-за которой 22-летняя женщина и бросилась под поезд на глазах у их трехлетней дочки. У машиниста от случившегося прихватило сердце, и через час прямо на станции он умер от инфаркта. Сиротами остались две его дочери.
- Машинист освобождается от работы, потому что это однозначно стресс, - говорит замглаврача поликлиники метрополитена Мария Семёнова. - И неизвестно, как он проявит себя через некоторое время.
Открытое письмо самоубийцам: "Войдите и в мое положение"
"Уважаемые господа самоубийцы, я вас понимаю. Жизнь дерьмо, никто не понимает, все вокруг скоты. Безусловно, вы просто обязаны распрощаться с этим миром, причем немедленно. Но не достало ли вас прощаться с ним в публичных местах? Нет, я еще раз подчеркиваю, что я все понимаю, но и вы войдите в мое положение - когда я просыпаюсь в 7 утра, чтобы не опоздать на работу, отдираю себя от подушки, т.к. мне кровь из носу надо быть в офисе без 15 минут 9, а вы решаете попрощаться с миром под колесами поезда метро на моей ветке, то это не просто подстава, это издевательство..."
Это "Открытое письмо самоубийцам" ведущая с радио "Серебряный дождь" написала в своем интернет-дневнике inschrift.blog.ru после очередной остановки Замоскворецкой линии.
- Мы не подсчитываем экономический ущерб от срыва графиков и соответственно никому его не предъявляем, - говорит начальник пресс-службы метрополитена Дмитрий Головин. - Не то чтобы такой проблемы нет, но расследование ведем не мы, статистики у нас нет. Для метро главное - как можно скорее пустить движение.
Не дает статистику подобных происшествий и следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене и особо режимных объектах при прокуратуре Москвы. Он образован полгода назад во время реформы прокуратуры и предыдущих данных не унаследовал. Два информационных запроса "Известий" о количестве суицидов (первый - от 29 января) прокуроры оставили без ответа. Лишь по сообщениям СМИ удалось подсчитать, что декабрь 2007 года стал рекордным по числу попыток - 13. На одной зеленой ветке с 20 по 27 декабря было 4 самоубийства. Задержки поездов при этом составили от 15 до 40 минут.
- Обычно проверка заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела, - рассказал "Известиям" руководитель следственного отдела Олег Карпов. - Это действительно суициды, а не убийства. Но их причины найти невозможно: выжившие хотят быстрее забыть случившееся. Истребовать с них материальный ущерб не в нашей компетенции. Да и незначительный он. Деформация поездов минимальна, а задержку в движении быстро устраняют.
"Меньше всего они думают о других"
За рубежом придают статистике и ее анализу куда большее значение. В 2002 году в Канаде таким образом вычислили, что число самоубийств в метро резко упало после расследований газеты "Торонто стар" о судьбе выживших. Выяснилось, что половина прыжков перед поездом заканчивается не гибелью, а ампутацией. "Бороться с явлением сложно, но увести его из метрополитена и минимизировать ущерб - вполне реально", - говорится в "Исследовании столкновений поездов с людьми", проведенном в крупнейших метрополитенах мира.
В том же исследовании отмечается, что сотрудников вестибюлей метро нужно ориентировать на поиск в толпе неуравновешенных людей. Результат дает и премирование водителей автобусов, которые при подъезде к остановке возле метро замечают в своем салоне неуравновешенного человека.
- Метрополитен и Крымский мост - два излюбленных объекта самоубийц, - рассказал "Известиям" глава отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии профессор Владимир Войцех. - Они идут туда потому, что "на миру и смерть красна". Меньше всего они думают о других. Те, что выжили, рассказывали мне только о своем шоке от удара о поезд. Судьба машинистов или пассажиров их не волнует, потому что каждый человек по натуре эгоист. Но бороться надо с самоубийствами не в метро, а вообще.
Нужны ли иски к выжившим самоубийцам?
"В среднем на 20 миллионов перевезенных пассажиров приходится один самоубийца (московское метро перевозит 9 млн человек в день. - "Известия"). Чтобы минимизировать задержки горожан от этого, информация об остановке поездов сразу должна передаваться на радио, ТВ и в интернет-СМИ. Причин остановки публиковать не нужно, так как это провоцирует последующих самоубийц. Многие из них хотят значимости, внимания к себе даже такой ценой... Прокуратура может разрешить сотрудникам метро частично оформлять происшествие, чтобы скорее освободить пути от трупа для возобновления движения. Например, фотографировать тело, не дожидаясь прибытия следователей. Надо развивать городские психологические службы, так как предотвращение самоубийств в метро начинается задолго до его платформы. Иски к выжившим самоубийцам и их освещение в СМИ могут предот-вратить попытки тех, кто не до конца уверен в эффективности прыжка под поезд".
По материалам конференции Международного союза общественного транспорта "Предотвращение самоубийств в метро"
№2.Убойная сила столичной подземки
Опробовать на себе убойную силу московского метро имеют возможность не только самоубийцы. Намного чаще его жертвами становятся вполне благополучные граждане. Недаром изо дня в день строгий голос из динамиков напоминает нам, что "метрополитен - транспортное средство повышенной опасности". При этом экстрима в подземке прибавляют не только прогрессирующая с каждым годом давка, но и разного рода нововведения и "перестройки". В последнее время на многих центральных станциях, таких, как "Охотный ряд" или "Красные ворота", в центре зала либо в промежутках между колоннами стали сооружать загоны, очень напоминающие автомобильные "ракушки" и предназначенные для хранения поломоечных машин и прочего инвентаря.
В метро нас подстерегает масса неприятных ситуаций. Можно, например, упасть на эскалаторе, застрять при сходе с него или оказаться на пути падающих сумки-тележки или даже другого пассажира. В 1982 году на станции "Авиамоторная" не удержались на ногах и попадали на эскалаторе около 100 человек. Произошло это из-за поломки механизма эскалатора, в результате которой он набрал угрожающую скорость. После того ЧП были предприняты все возможные меры по "обезвреживанию" оказавшихся опасными эскалаторов злополучной серии ЭТ. Вот только человеческих жизней - в аварии на "Авиамоторной" погибли 8, ранены 30 человек - было уже не вернуть.
Но даже вполне исправный эскалатор может превратиться в опасного зверя - заглотить, например, часть твоей одежды, обуви и даже, что намного страшнее, - волос или пальцев. Чаще всего в подобные переделки попадают "необкатанные", мало привычные к столичной цивилизации приезжие из небольших российских городов и сел. Результаты - самые трагические. Например, в 2002 году приезжая из Архангельской области, поднявшись по эскалатору "Киевской -кольцевой", повернулась, чтобы вытащить сумку-тележку на колесиках, но застряла каблуком в ступеньке эскалатора. Пассажиры, ехавшие следом, в момент, когда эскалатор неожиданно заклинило, в панике ринулись вниз, сминая других. В результате 44-летнюю москвичку увезли в институт Склифосовского (диагноз - "травматическая ампутация пальцев обеих ног"), а пострадавшему юноше раздробило стопу. Виновница происшествия отделалась легким испугом.
Впрочем, есть и другие способы попасть из метро прямиком в травмпункт. Многим приходилось наблюдать, как в пространстве между вагоном и платформой, когда двери уже закрываются, застревают ноги особо торопливых и невезучих граждан. Такие ситуации, если пассажиры вовремя не нажмут на стоп-кран, заканчиваются плачевно.
Не менее опасно попасть под удар безобидного на первый взгляд зеркала головного вагона. "Моему сокурснику - рослому, крепкому, здоровому парню - таким зеркалом в метро разбило голову, - вспоминает москвич Михаил Валеев. - В итоге - черепно-мозговая травма, огромная гематома, Склиф. В институт он больше не вернулся, стал инвалидом".
Есть ли способы сделать метро более безопасным? В Санкт-Петербурге, к примеру, существуют станции "закрытого типа", где электрички отделены от потенциальных пассажиров стенами. В этих стенах - ниши с дверями, которые открываются прямо в двери поезда. На таких станциях пассажиру не снесет голову зеркалом головного вагона, а человек, решивший свести счеты с жизнью, просто не сможет прыгнуть на рельсы. Система "горизонтального лифта", как ее называют сами питерцы, создает массу проблем - и для машинистов, и для конструкторов новых метропоездов (к примеру, поезда "Русич" для станций закрытого типа не подходят).
В пресс-службе столичного метрополитена нам объяснили, что информацию о несчастных случаях и травмах в столичном метро можно получить только по специальному запросу. Если, конечно, первые лица метрополитена сочтут нужным ее раскрыть. Зато в других мегаполисах Европы подобная статистика общедоступна. Например, несколько лет назад на международной конференции по безопасности метрополитенов руководители метро Барселоны отчитались, что за 2002 год в их подземке случилось 11 самоубийств, а жертвами несчастных случаев стали больше 600 человек. А также сообщили, что предпринимается, чтобы падающих и застревающих становилось меньше.
А какие станции московского метро являются самыми "травмоопасными"? Исследовать это не помешало бы хотя бы для того, чтобы не наступать на одни и те же те же грабли при строительстве новых станций. Рискнем предположить, что среди самых убойных могли бы оказаться "Парк культуры - радиальная", "Библиотека имени Ленина" и "Севастопольская" - передвигающимся по этим станциям пассажирам приходится лавировать в непосредственной близости от проходящих поездов. Моя знакомая, обитающая у метро "Севастопольская", строго-настрого запретила своей дочери-школьнице садиться на этой станции в центральные вагоны поезда - в нашей жизни и так хватает экстрима, чтобы лишний раз подвергать себя опасности еще и в метро.