Цитата сообщения man-yak
Суздальские колокола, колокольни, звонницы
Не случайно мне все вспоминалось "Время колокольчиков", пока мы в первый день гуляли по Суздалю - первые же колокола, которые я попытался сфотографировать, на колокольне у Знаменской церкви (она первая в городской черте, если въезжать из Владимира) сильно меня удивили... Даже показалось сначала, что это фонари. присмотрелся - нет, звонят, видимо в это, все-таки.
Рядом - экскурсионное бюро, в здании Ризоположенской церкви, лишенной крестов, с кирпичом, стянутым под маковкой стальным "хомутом", чтоб не рушилась кирпичная кладка, под "гражданской" цинковой кровлей... Обе церкви 18 века, на месте деревянного женского монастыря, сожженного еще в Батыево нашествие.
Потому, наверное, тут же (а может, еще раньше - на Красной горе у реставрирующегося Ильинского храма, под дождем и тучами?) всплыло в памяти:
С каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты...
Очень явственно представились эти расколотые колокола - не только воинствующими атеистами, но и в бесчисленных нашествиях и войнах, по большей части братоубийственных... Позже в Спасо-Ефимьевском монастыре, в музейной экспозиции, посвященной монастырям, мы встретили такой колокол - разбитый, но чудом сохранившийся, не пропавший и не попавший в переплавку ни на пушки или ядра, как делали, бывало, цари Иван Васильевич да Петр Алексеевич, ни на котлы для столовых Магнитки или Днепрогэса при Советской власти...
Так потом и сопровождала меня песня весь день, хоть и не столько о разоренных звонницах она... так и звучала внутри, даже когда выглянуло солнце, и колокола мы рассматривали уже привычные, на куда более нарядных колокольнях - кремлевской Соборной колокольне, на колокольне Вознесенской церкви, что на Торгу...
А на Преподобенской колокольне действующего Ризоположенского женского монастыря колоколов сейчас нет - нам говорили, что есть, но я не увидел. Увидел только передатчики сотовых операторов - конечно, это же самое высокое здание в городе, целых 72 метра...
Впрочем, возможно, колоколов нет временно, или они в застекленной части, она вся из нескольких ярусов, и только верхняя площадка открытая. Нас уверяли, что колокола есть - просто видно их с другого ракурса, если смотреть изнутри монастыря, но мы, к сожалению, в этот раз там не были (уверенно говорю "в этот раз", потому что вернусь обязательно).
Строили, кстати, эту колокольню на народные деньги в честь победы над Наполеоном, закончили за 6 лет, в 1819-м. Тогд на ней было 12 колоколов. В 31-м их сбросили и отправили на переплавку...
Тихо тогда стало на улицах города, где колокольный звон зазвучал, может быть, раньше, чем где бы то ни было на Руси, кроме Киева и Новгорода.
Вообще история церковных колоколов на Руси намного короче, чем многие думают. Появились они не одновременно с христианством. Киевские колокола впервые упомянуты в летописях в 10м веке, новгородские - в 11м. А первое упоминание о мастерах колокольного литья в русских городах касается именно Суздаля - в летописи под 1194 г.: "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В те времена колокола лили еще в Киеве. Татарское разорение инадолго подорвало это искусство, восстановилось оно лишь к 15 веку (подробнее про историю колокола на Руси - есть
тут)
Главным центром колокольного дела была тогда уже Москва, но и в Суздале было свое колокольное литье - вплоть до революции.
Вот, например, в Спасо-Ефимиевом монастыре в музейной экспозиции литый в Суздале (в 18 или 19 веке) колокол -
Старых, древних колоколов вообще осталось крайне мало, чтоб не сказать не осталось. Многие колокола, о которых рассказывают легенды, уходящие в глубь веков - это вылитые заново из того же металла позднейшие их переделки, как правило, даже не сохранившие украшений и надписей, а иногда и форму сменившие (помните - Царь-колокол переливался несколько раз?)
В свое время, к концу 17 века была уничтожена либо переплавлена заново большая их часть (темная история, фоменковцы не зря за нее цепляются, думаю - вряд ли дело было только в нужде в оружейном металле...) - но в 30-50е прошлого века и те, что было отлито в 17-19 веках в основном разбили и переплавили да распродали за границу. Воинствующие атеисты превзошли и романовское "колокологонение", и татар, и поляков, и шведов...
Для звонницы Спасо-Ефимиева монастыря (основанного еще в середине 14 века и помимо монастыря побывшего и тюрьмой при царях и при советах, и базой налетчиков пана Лисовского, и крепостью, и лагерем военнопленных... об этом потом отдельно напишу) колокола собирали по всей округе - и по запустелым церквушкам из-под руин, и по сараям и чердакам, спасенные и укрытые прихожанами.
Зато теперь у звонницы - настоящий звук при полном наборе колоколов. Смотрел, слушал, и - опять вспоминал Башлачева - "Имя Имен взято ветром и предано колоколам"...
Сама звонница построена в первой половине 16 века - рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью еще для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой (которую потом сослали в Покровский монастырь). В конце же века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в 17 веке, - еще две. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду - часы. С одной стрелкой и славянскими буквенными обозначениями цифр.
Изначальные олокола звонницы в 30х тоже отправили на переплавку - только один колокол, расколовшийся на части, директору музея Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора (это он на фотографии выше). В той же экспозиции в Братском корпусе монастыря, помимо этого разбитого, есть еще 3 целых колокола - один на фото выше, суздальский, два других ниже.
Первый - отлитый в память кого-то (к сожалению, разобрать, не сдвигая, можно было только "за упокой души...", портрет-барельеф на колоколе, видимо, того, на помин чьей души был отлит и пожертвован храму колокол.
Второй примечателен скорее не сам по себе, а тем, что закреплен на устройстве, отличном от колоколен. Для извлечения звука не язык колокола тянется за веревку, а дергается рычаг и колокол качается и бьется краями о язык. Обычно такое использовали в россии не в церквях, а на сигнальных постах (например, на побережье ночью или в тумане), но в католических странах встечается, по-моему, такой вариант и на колокольне.
Ну и, странно было бы, наверное, рассказывать про колокола и не дать послушать. Это звонят как раз в Спасо-Ефимиевом монастыре. Если будете в Суздале - сходите. Звоны каждый день, кроме понедельников и последнего четверга месяца в 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.
Помимо звонницы там много чего можно посмотреть (за одно посещение мы все не успели) - но это отдельные рассказы будут.
и отдельным будет еще один рассказ, связанный с колоколами - про колокольню Вознесенской церкви.
Серия сообщений "Россия - Суздаль":
Часть 1 - Суздаль - кресты над куполами
Часть 2 - Суздаль - настроение, вспоминал все время...
Часть 3 - Суздальские колокола, колокольни, звонницы