-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 
Комментарии (0)

Немного о ядах

Дневник

Суббота, 11 Ноября 2006 г. 23:59 + в цитатник
its_Elizabeth (zdravy) все записи автора  (250x198, 13Kb)
Живая природа не менее ядовита, чем неживая. Только среди насекомых 800 тысяч видов используют яд или так называемую «химическую защиту». Из 3 500 известных сегодня видов змей — 410 ядовиты. Из 300 тысяч видов растений около тысячи смертельно опасны для людей. Вся эта статистика достаточно условна, ведь новые виды открываются каждый год, и мы просто можем не знать о других неизученных видах, несущих в себе отраву.

Ядовитые живые организмы делятся на две большие группы: одни используют яд для нападения, другие для защиты. Это различие целей принципиально, оно сказывается и на строении животного или растения, и на образе его жизни, и на типе применяемого им яда. У того, кто использует отраву для отпугивания врагов, она накапливается в организме, делая его невкусным, горьким, а то и смертельно опасным для потенциальных врагов. При этом яд часто действует избирательно. Например, почти все части аронника пятнистого ядовиты, однако его можно есть птицам, которые помогают этому растению размножаться. Ярко-оранжевая «кровь» божьей коровки содержит сильно токсичные алкалоиды и надежно защищает хозяйку от поедания хищниками. Тарантул просто выпихивает божью коровку из своей норы, тогда как другое насекомое он бы обязательно съел. Выбирая стратегию защиты, растение впитывает токсины из окружающей среды, чаще всего из почвы, а животное получает их с пищей.

Механизмы защиты живых организмов при помощи ядов удивительно многообразны. Самый сильный яд растений — знаменитое кураре — получают из растения рода чилибуха, которое вырабатывает его исключительно для защиты. Этот яд южноамериканские индейцы издавна применяли на охоте, смазывая им наконечники своих стрел. Всего одно попадание стрелы в любую часть тела крупного животного, например тапира, было для него смертельным. Довольно долго ученые не могли понять, как действует этот яд. Эксперименты убеждали, что ни на нервные волокна, ни на мышцы кураре не оказывает никакого влияния. Только с открытием синаптической щели между нервным окончанием и мышцей стало понятно, что кураре блокирует прохождение электрических импульсов с нерва на мышцу. Мозг тапира приказывает телу — беги, уноси ноги от охотника! Но мышцы не повинуются приказу, поскольку он до них просто не доходит. Потом наступает паралич дыхательной мускулатуры, удушье и смерть. В основе своей кураре состоит из алкалоидов, которые так и называют — курарины. Тропические деревца синтезируют их сами и накапливают в коре и стволе, чтобы защищаться от многочисленных насекомых и сохраняя таким образом численность вида. Сходный с растениями метод защиты используют лягушки-древолазы — самые ядовитые позвоночные на Земле. Это один из сильнейших ядов небелковой природы, который увеличивает проницаемость оболочки нервных и мышечных клеток для ионов натрия. Из-за этого электрический потенциал нервной клетки изменяется, и она больше не может проводить импульсы. В результате возникает аритмия сердца, ведущая к его остановке. Чтобы батрахотоксин подействовал, ему достаточно попасть в кровь через слизистую оболочку или трещинки на коже.
 (250x270, 16Kb)

Древолазы — редкое исключение. В основном яд живых существ, которые защищаются от хищников, довольно слаб — чаще всего он сводится к «химической защите», как у божьей коровки или лесного клопа. Иное дело — животные-охотники. Они долго выжидают и потом бросаются на жертву. У них зачастую есть только один шанс, чтобы завладеть добычей, поэтому яд должен быть очень сильным и действовать мгновенно. Эта активная стратегия требует создания особого аппарата по производству яда и его доставки к цели. Лучше всего механизм охоты с помощью яда отлажен у змей, но он также широко используется животными всех других групп, включая одноклеточных. При таком раскладе яд обычно синтезируется внутри организма из различных белков, как слюна или желчь. Белковые яды особенно опасны для человека, поскольку они быстро вступают в реакцию с белками нашего организма.
Яд животных-охотников действует по-разному. Чаще всего он парализует жертву, позволяя хищнику без помех съесть ее. У пауков и некоторых змей яд одновременно растворяет ткани и облегчает усваивание пищи. Змеиный яд также имеет нейротоксическое действие — он поражает нервную систему и при больших дозах вызывает остановку сердца. У большинства морских животных и насекомых яд оказывает гемолитическое действие: он разрушает ткани и кровеносные сосуды. Характерно, что сила действия яда не зависит от размеров животного. Укус муравья (он ведь тоже ядовитый) для человека безвреден, а у такого же по величине африканского жучка диамфидии он смертельно опасен. Все дело в концентрации яда и способности быстро ввести его в организм. К примеру, знаменитая черная мамба — не самая ядовитая из змей. Однако она при укусе впрыскивает в рану наибольшее количество яда и убивает крупное животное или человека всего за полторы минуты.

Кому интересно побольше узнать о ядах. И ядовитых животных в частности, заходите:

http://www.liveinternet.ru/community/1112015/
Рубрики:  ФАРМАКОЛОГИЯ/наркотики и яды

Комментарии (0)

Уличный героин

Дневник

Среда, 11 Октября 2006 г. 13:00 + в цитатник
zumiralda (zdravy) все записи автора

Героин (cинонимы: диацетилморфин, диаморфин, ацетоморфин; другие названия - "гера", "герыч", China White) - является одним из самых распространенных синтетических наркотиков. Героин действует как наркотический анальгетик. Изымаемые из незаконного оборота образцы, содержащие героин, часто называют "уличным героином"; смесь героина с кокаином называют Speed ball; смесь героина с кокаином и ЛСД - frisko speed ball.

По наркотической активности героин в 2-3 раза превосходит морфин. Впервые героин был синтезирован в 1874 году английским химиком А. Райтом, а его коммерческое производство было освоено в 1898 г. немецкой фирмой Bayer. Вначале героин использовался как фармацевтический препарат для замены морфина при лечении наркомании. однако вскоре выяснилось, что героин является самым опасным из всех известных наркотиков, так как быстро вызывает сильнейшую физическую и психическую зависимость. При ежедневном приеме героина физическая зависимость может развиться за два дня. Психическая зависимость развивается менее чем за 2 месяца. героин опасен также тем, что его содержание в препаратах, находящихся в незаконном обороте, может сильно различаться. Это вызывает опасность передозировки. Кроме того, большую опасность при употреблении "уличного героина" представляет наличие в нем различных ядовитых добавок, например, стрихнина.

Употребляют героин посредством внутривенных инъекций, реже вдыханием через нос и курением. Действие наркотика длится 4-6 часов, эффективная доза равна 5 мг. Известны случаи употребления героина в смеси с кокаином, ЛСД, метаквалоном, а также в смеси с 3-метилфентанилом.

Потребитель героина испытывает чувство эмоционального удовлетворенности - состояния, которое получило название эйфории. Действие героина характеризуется сонливостью, снижением физической активности, затруднением концентрации внимания, а также безразличием. Героин вызывает миоз, в результате чего зрачки приобретают характерный вид булавочной головки. Выработка мочи уменьшается. Употребление героина может вызывать покраснение кожи и снижение артериального давления. Часто покраснение кожи сопровождается зудом и потливостью.

На основании Списка 1 "Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих конролю в РФ" героин, все его соли и смеси отнесены к наркотическим средствам, оборот которых запрещен на территории РФ.

Источником получения героина является опий - свернувшийся млечный сок растения мак снотворный (Papaver somniferum L.). В процессе переработки опий очищают от балластных веществ и получают продукт с высоким содержанием морфина. Этот продукт затем ацетилируют до героина.

Таким образом, "уличный героин" может содержать в своем составе примеси, которые обусловлены исходным сырьем и способом его приготовления (такие, как папаверин, кодеин, морфин, наркотин, ацетилкодеин и др.). Кроме того, "уличный героин", как правило содержит и специально вносимые добавки и наполнители: фармакологически активные вещества (фенобарбитал, кофеин, аспирин, лидокаин, димедрол, хинин, аскорбиновая, салициловая, бензойная, борная кислоты и др.); другие наркотические средства и психотропные вещества (метаквалон, кокаин, оксидокон и др.); всевозможные нейтральные добавки-наполнители (глюкоза, лактоза, фруктоза, крахмал, мука и др.). В образцах "уличного героина" можно также обнаружить вещества, попавшие в него из окружающей среды (пластификаторы, пестициды и др.). Содержание героина может составлять от 1-2 до 95-98%.

Иногда "уличный героин" изымается из незаконного оборота в виде растворов, представляющих собой слабоокрашенные прозрачные жидкости без выраженного запаха, при длительном хранении которых наблюдается разложение (гидролиз) героина до 6-моноацетилморфина и морфина. Наличие осадка в некоторых растворах "уличного героина" обусловлено наличием нерастворимых в воде добавок.

Рубрики:  ФАРМАКОЛОГИЯ/наркотики и яды

Комментарии (1)

KCN

Дневник

Вторник, 05 Сентября 2006 г. 21:48 + в цитатник
zumiralda (zdravy) все записи автора Сегодня на первом занятии по токсикологической химии изучали синильную кслоту и ее соли (цианиды), действие их на организм человека и методы обнаружения. Я вспомнила свое старое стихотворение, которое сочинила еще на первом курсе на эту тему:
Отравлю любимого
Цианидом калия.
Кожа станет розовой,
Как небо утром ранним.

А сама, беспечная,
И немножко грешная,
Искупаюсь голая
В священных водах вешних.

Унесет меня рассвет
Жаворонка пением,
И все утро проведу
Без страхов и сомнений,

Что его еще любя,
Буду долго плакать я.
Отравила для весны
Цианидом калия.


Рубрики:  ФАРМАКОЛОГИЯ/наркотики и яды
Юмор медицинский и фармацевтический

Комментарии (2)

Отравление синильной кислотой и ее солями (цианидами).

Дневник

Вторник, 05 Сентября 2006 г. 21:12 + в цитатник
zumiralda (zdravy) все записи автора

Синильная кислота и ее соли(цианиды) ядовиты для человека. Смертельной дозой синильной кислоты считают 0.05 - 0.1 г., солей 0.15 - 0.25г. Описаны случаи отравления ядами горького миндаля. Для взрослого смертельное отравление отмечено при приеме 40-60, а для детей 10-12 штук ядер. Отравление горько-миндальной водой описано при приеме внутрь 60-100 мл.

Синильная кислота может поступать в организм с вдыхаемым воздухом, всасываться кожными покровами, через пищевой канал, соли - в основном через желудочно-кишечный тракт.

Отравления могут быть острые и хронические.

При попадании в организм больших доз (острые отравление) больной умирает через несколько минут в судорогах, которые продолжаются короткое время. При меньших (токсических) концентрациях человек может умереть через 0.5-1 час. Характерно: жар во всем теле (за счет расширения сосудов), головная боль, раздражение конъюктивы, физическая слабость, помрачение сознания, паралич дыхания, паралич сердца.

При хронических отравлениях - головная боль, слабость, быстрая утомляемость, тошнота, белок в моче, болезненная реация на алкоголь, поражение кожных покровов, интоксикационный психоз, бессонница, потеря памяти. Эти явления зафиксированы на заводах, где концентрация синильной кислоты была от нескольких десятитысячных до нескольких тысяч долей мг/л. Симптомы отравления проявлялись при стаже работы 2-24 года.

Синильная кислота угнетает внутриклеточные дыхательные ферменты. При угнетении цитохромоксидазы синильной кислотой клетки организма не усваивают кислород, посту4пающий с кровью. Наступает кислородное голодание, несмотря на то, что кровь насыщена кислородом.

Цианиды могут также блокировать гемоглобин крови, нарушая его функции.

Неотложная помощь при отравлении синильной кислотой и ее солями (цианидами).

Антидотами являются

-метгемоглобинообразователи: нитриты, метиленовая синь. В основе - связывание синильной кислоты с метгемоглобином. При этом образуется цианметгемоглобин, который в несколько раз менеее токсичен, чем синильная кислота. Метгемоглобин реагирует с синильной кислотой подобно окисной форме тканевого дыхательного фермента и "отвлекает" яд от ткани. С этой целью вводят внутривенно 1% раствор нитрита натрия или 1% раствор метиленовой сини, приготовленной на 25% растворе глюкозы.

-тиосульфатыОни способствуют переходу цианидов в менее токсичные тиоцианаты. Вводят 50 мл 30% раствора тиосульфата натрия.

-органические соединения кобальта Они образуют в организме нетоксичные кобальт-циано-комплексы. Вводят внутривенно 40 мл 1.5% раствора кобальтовой соли этилендиаминотетроуксусной кислоты.

-раствор глюкозы 20-40% с тиамином и аскорбиновой кислотой Глюкоза связывает синильную кислоту за счет альдегидной группы.

Рубрики:  ФАРМАКОЛОГИЯ/наркотики и яды

Комментарии (1)

История опиатов

Дневник

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:54 + в цитатник
zumiralda (zdravy) все записи автора  (112x112, 1Kb)Мак снотворный (P. somniferum L.) из семейства маковых (Papaveracea) известен как лекарственное растение со времен глубокой древности. Обнаружение маковых семян и маковых коробочек при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему Бронзовому веку. Древнейшие следы мака найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках. Изображение его цветка есть в шумерских таблицах, датируемых V веком до н. э.С древнейших времен человечеству известно наркотическое, успокаивающее и снотворное действие мака. Тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления минойской культуры (III век до н. э.). Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней Греции как символ забвения боли, мук, страданий (oblivionem doloris).
Этимология слова «опиум» Родиной мака считается Малая Азия. Отсюда культура мака задолго до новой эры проникла в Грецию и Средиземноморье. Название «опиум» происходит от греческого «opium» — сок. От этого слова позже образуются, по-видимому, древнееврейское «ophion» и арабское «af-yun» или «afiun», которое можно найти во многих других азиатских языках. Через Персию дальше на Восток культура опийного мака проникла, по всей вероятности, благодаря арабам-торговцам, для которых опиум отчасти мог служить суррогатом запрещенного магометанством вина.
Описание медицинского использования опиума (опия) встречается в 37-томной «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.). У Цельса и других латинских авторов I века н.э. есть описание лекарства «слезы мака» (Lacrimae papaveris). С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129–201 гг. н. э.), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия. Арабские врачи несколько позже, но так же интенсивно внедряют опиум и его препараты в медицинскую практику. Абу Али Ибн Сина, известный более как Авиценна (980–1037), рекомендует опиум при диарее и болезнях глаз. Смерть Авиценны связывают с передозировкой им опиума.
Несмотря на тысячелетнее использование снотворного мака и его препаратов, ни в одном научном трактате из перечисленных выше не упоминается о каких-либо токсических воздействиях опиума и не дается опознавательных описаний возможной наркомании. По-видимому, уровень развития медицинских знаний того времени не позволял в полной мере осознать проблему наркомании.
Механизмы действия опиатов до сих пор до конца не изучены. В мозгу человека существуют особые участки - так называемые опиоидные рецепторы, которые через так называемые нейромедиаторы (передающие вещества) воздействуют на лимбические структуры, отвечающие за эмоции. Организм вырабатывает также собственные морфиноподобные вещества, так называемые эндорфины, которые используют те же самые рецепторы. Иногда они усиливают эффект введенных наркотиков, иногда противодействуют им. Если наркотики поступают в организм в течение некоторого времени, то из-за повышенной стимуляции опиоидные рецепторы блокируются, и тогда приятные переживания притупляются.
Опиумные препараты в психиатрии. Обезболивающее, успокаивающее (седативное), снотворное действие опиума с давних пор широко использовалось в психиатрии. Еще Теофраст назначал опиум психически больным (книга 3, гл. 19 «О лечении сумасшедших»). Парацельс использовал опиум при различных психических расстройствах, в том числе при маниях. Сиденхем применял препараты опиума для лечения истерии и ипохондрии. Ссылаясь на авторитет Сиденхема, Шарль Рише писал в 1885 г.: «Если бы не было опиума, пришлось бы отказаться от медицины». Врачи XVIII века широко используют опиум при так называемых спазмодических болезнях, включающих различные формы безумия, истерии, ипохондрии, конвульсивные расстройства, гидрофобию и астению. В Париже в больницах Отель Дье и Шарите лауданум в комбинации с валерианой и другими лекарствами был основным средством для лечения всех душевных расстройств. В госпиталях Новой Англии (США) опиум как транквилизатор при психических заболеваниях впервые вводят Тодд и Вудворт.К заслуге этих врачей можно отнести разработанную ими методику индивидуализации и контроля опиумной дозы. Тем не менее терапия опиумом часто длилась месяцами и годами.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Рубрики:  ВИДЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ/лечение природой
описание средств растительного, животного, минерального и смешанного происхождения
ФАРМАКОЛОГИЯ/наркотики и яды
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА/история медицины и фармации


 Страницы: 2 [1]