Развитие косметики в начале двадцатого века было очень незначительным. Идеалом женщины было белое нежное личико, опущенный к полу взгляд голубых глаз, губки "сердечком". Косметика считалась атрибутом театра и кино, и ею пользовались только самые смелые.
Макияж, как общекультурное явление, своим новым рождением и эволюцией обязан кинематографу и
Максу Фактору (Max Factor), поляку, работавшему сначала гримером при императорском театре в России, а позже эмигрировавшему в Америку, где он получил должность гримера в Голливуде и создавал экранные образы знаменитых кинодив.
В
1918 году Макс Фактор вывел знаменитый принцип "цветовой гармонии" макияжа. Впервые в истории косметики он указал на то, что пудра, румяна, тушь и помада должны быть согласованы по тонам с естественным цветом лица. А
к концу 20-х он представил косметическую линию Society Make-up (светский макияж).
Вскоре благодаря Максу Фактору повседневный макияж обрел небывалую популярность, и женщины с удовольствием покупали помаду и румяна, рекламируемые любимыми актрисами. Макс Фактор усовершенствовал цветовую гамму своей косметики. Без этого Голливуд не смог бы полностью реализовать все преимущества уже появившейся тогда цветной кинопленки.
Чары Голливуда начали проникать на другую сторону Атлантики.
Тридцатые годы создали новую моду и новую косметику. Миллионы женщин, стремились быть похожими на Вивьен Ли, Бетти Грейбл, Риту Хейуорт, Джоан Роуфорд и Веронику Лейк. Но первым осознанным символом красоты становится Грета Гарбо - она стала легендой при жизни. Миллионы женщин во всем мире старательно выщипывали брови и ополаскивали волосы ромашкой, чтобы приблизиться к желанному идеалу.
Сороковые годы прошли под знаком Марлен Дитрих. Кто не знает этого томного взгляда из-под густых ресниц, ироничного излома бровей на бледном лице и легкой грустной улыбки блестящих губ?
В послевоенные годы законодательницей мод в макияже становится Франция, где создается новый женский образ, с волосами уложенными в волны и локоны, с нарисованными карандашом тонкими круглыми бровями с изломом посередине, с сильно накрашенными ресницами. Именно тогда начали применять способ двойного нанесения туши - на первый свежий слой туши наносится пудра, а затем опять слой туши.
В 1950-е годы символом красоты и моды стали молодые девушки-фотомодели. Началась эра журналов мод. Стремление людей следовать самым последним веяниям в моде еще более увеличивало объемы продаж уже тогда ставших гигантами косметических концернов. В это десятилетие молодость была во всём, и в моде был стиль "тинэйджер".
Max Factor создает новый молодежный образ, впервые используя светлую губную помаду "Roman Pink". Меньшее акцентирование губ привело к большей выразительности глаз - и эра такого макияжа вводит нас в
60-е годы. В моде накладные ресницы, жидкая подводка для глаз, водостойкая тушь и подушечки для удаления макияжа - атрибуты театральной гримерной.
В 70-е - эпоху мини - модно обнажаться и быть загорелой. Именно поэтому появляется масса косметических продуктов для защиты кожи и тела. Самый актуальный макияж - California Look, созданный Max Factor. Назад к природе! Авокадо, лимон, земляника, зеленые яблоки и экстракты диких трав стали использоваться для грима, аромата и защиты кожи. Наступил бум косметики California Sun, появившейся в виде натурального блеска и румянца на лице, ярких губ, краски для век и крема для загара. Макияж стал возбуждающим, радостным и очень модным.
Восьмидесятые - эпоха стиля панк. На пике моды - яркая раскраска: румяна, помада, черная или синяя подводка и по верхнему, и по нижнему веку. Контурный карандаш темнее помады. Косметику применяют и вне сцены - мужчины, рок и поп звезды, такие как Майкл Джексон, Принц - без стыда пользуются ей.
В первой половине девяностых в моде густые, широкие, темные, нетронутые щипчиками брови, терракотовые оттенки и природные тона в макияже. А помните этот бум красной помады? Середина десятилетия: брови вновь "культивируют" - их уже не красят карандашом, а заполняют тенями, близкими по оттенку к природным. Возвращается подводка a la шестидесятые, в моде пухлые губы.
Конец 90-х - эпоха естественности и минимализма. Новые тональные кремы со светоотражающими пигментами, узкие брови, "умытое" лицо, макияж прозрачен и легок, средства с сатиновым отливом. Помада либо светлая, нежная, либо очень темная вплоть до черной. Быть идеально накрашенной значит выглядеть совершенно естественно.
21 век. В моде металлический цвета, отражающие свет: серебристый, бронзовый, золотой. Актуальны продукты, содержащие блестки. Макияж создает ощущение праздника. Кожа должна светиться и сиять.
Что дальше? Сказать сложно. В наш век скоростей, информации и Интернета мода меняется очень быстро. Возможно, следуя общей тенденции моды, скоро макияж станет унисексуальным явлением. Подождем.