Fox-ik (Снайпинг) все записи автора
В. Лобаев
Снайперские группы бывают в виде снайперских пар, троек и четверок. Наиболее часто снайперы используются в составе снайперских пар.
Использование снайперов в парах позволяет им:
- эффективно обеспечивать взаимную безопасность;
- удлиняет время активной работы (за счет распределения нагрузки);
- позволяет развертываться, находить и уничтожать цели быстрее;
- уменьшает психоэмоциональные перегрузки
Будем называть их первый и второй номер. Первый номер – это стрелок с винтовкой, второй номер – вооружен оружием поддержки. Это может быть либо самозарядная винтовка (СВД может подойти на эту роль), либо это должен быть автомат с подствольником, поскольку второй номер, в частности, отвечает за ближние огневые контакты, которые могут возникать в ходе выдвижения на финальную огневую позицию (ФОП). Очень важно понимать, что второй номер является главным в паре, хотя стреляет – первый. Но стрелять, т.е. нажимать на спусковой крючок, - это не самое сложное. Самое сложное – это рассчитать выстрел. А это именно то, что делает второй номер.
В обязанности второго номера, кроме того, входит выбор и назначение приоритетных целей, подготовка и проверка специальной экипировки. Он лидирует на марше, он – ведущий. И все мероприятия по обороне пары лежат в основном на нем. Во время выхода на финальную огневую позицию он следует за первым номером, то есть он становится ведомым. Он прикрывает первый номер от преследования, поскольку у него должно быть оружие, которое позволяет подавлять цели на ближних дистанциях. Он совместно с первым номером участвует в подготовке полевых долговременных укрытий, составляет наброски и карточки огня. Его слово решающее при определении дистанции до цели. Он ведет наблюдение с помощью подзорной трубы, производит оценку ветра, измерения метеопараметров, проводит все баллистические вычисления и сообщает первому номеру только готовую поправку, которую надо ввести в прицел. Учитывает изменения ветра и дает команду первому номеру «огонь», когда считает, что установки, сделанные на прицеле, соответствуют тому ветру, который наличествует в данный момент. Он устанавливает связь; фиксирует всю разведывательную информацию, которая попутно выявляется; направляет и координирует подразделения поддержки, если они есть; устанавливает спецсредства, в том числе и взрывные и прочие устройства; убирает следы пребывания при оставлении позиции. Кто теперь будет спорить с тем, что это основной номер в паре? Фактически лидером пары является второй номер. И может быть, надо сломать традицию и называть его первым номером.
Первый номер следует за вторым на марше и прикрывает тыл; убирает следы на протяжении марша; лидирует во время выхода на финальную огневую позицию, которая обустраивается со всеми средствами и методами маскировки; лидирует во время движения по следам противника; ведет наблюдение с помощью бинокля; вводит коррекцию на прицел на ветер, дистанцию, угол и прочие параметры; делится своим мнением по поводу дистанции до цели, поскольку все-таки это процесс субъективный и совместный, особенно при отсутствии лазерного дальномера. Он уничтожает живую силу и материальные («жесткие») цели.
Своя практика распределения функций сложилась в снайперских тройках и четверках. Пары применяются в основном в армейских и полицейских подразделениях. В спецподразделениях, например, в Экспедиционном корпусе морской пехоты США (а именно снайперы его разведывательных подразделений – Marine Force Unit), а также в командах снайперов «тюленей» (SEAL), работать предпочитают в тройках. Основное огневое средство в тройке – винтовка (или винтовки) 50-го калибра, обычно Barret M82A1.
Обязанности в снайперских тройках морских пехотинцев распределены следующим образом: первый номер несет переднюю часть винтовки, второй – заднюю, третий – прицел и боеприпасы. Функция стрелка является переходящей. Функции, присущие второму номеру пары, как правило, закреплены за одним человеком.
Тройки снайперов SEAL работают так: первый - самый физически тренированный, «носильщик», несет на себе все оборудование по связи и спецсредства, может являться командиром тройки. Второй – стрелок, несет переднюю часть винтовки. Третий – наблюдатель, дает метеопараметры и данные по ветру, несет заднюю часть, затвор, дульный тормоз, боекомплект, подзорную трубу, дальномер. В зависимости от задачи в снайперскую группу может назначаться более трех человек.
Осознанное применение четверок произошло впервые в 1-й парашютно-десантной группе сил специальных операций (1st Special Forces Group (Airborne)). Их основная задача – работа по «жестким» целям на дистанции до 2,5 км. Основные цели – наземные установки, в том числе тактические и баллистические ракеты, средства ПВО, любые «жесткие» цели, обнаружение которых с воздуха или из космоса в период их нахождения в неактивном состоянии затруднено. Эти группы вооружены четырьмя винтовкам. Три из которых – это 50-й калибр, 12,7. И один вооружен обычно .338 Lapua Magnum. Боец, вооруженный такой винтовкой, в основном работает по живой силе и является командиром группы, на нем лежит весь расчет баллистических коррекций и прочее. Он сообщает данные всей тройке, которая вводит в прицел уже готовую поправку. Никто из этой тройки ничего не считает. Он же назначает им цели. Он же командует «огонь». В общем, львиную долю всей работы делает вот этот «второй» номер, который является на самом деле «директором огня» по их военной терминологии, то есть командиром снайперской группы.
Дело в том, что нажать на спусковой крючок, когда у тебя выставлено все на прицеле, несложно. Это проверено практикой. Допустим, человек никогда не стрелял на дистанцию 1000 м, но если его наводят, то он ложится, нажимает на крючок и попадает. Если стрелок не дергает, если нет ошибок по изготовке, по обработке спускового крючка, по прикладке, то не попасть попросту сложно.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВТОРОГО НОМЕРА.
Задача, о которой еще не говорилось, но которая является основной для второго номера – это оценка попадания. Естественно, все понимают, что попадание можно оценить на расстоянии в сто метров визуально, в бинокль и в прицел, можно что-то увидеть на дистанции до трехсот метров, но на километр оценить попадание, не прибегая к специальным методам, совершенно невозможно. Существует специальный метод, который давно разработан на Западе и активно используется в снайперском деле. У нас о нем практически никто почему-то не знает. Дело в том, что в подзорную трубу виден полет пули. Точнее, саму пулю вы, конечно, не видите, но видите то завихрение, вихревой поток, который пуля за собой оставляет. Непросто наблюдать этот след на разной дистанции и в разных погодных условиях, потому что когда у вас есть такое явление, как мираж (когда земля отдает тепло, воздух нагревается, и это движение тепловых потоков воздуха мы наблюдаем в трубу), то этот след виден достаточно хорошо. Зимой, когда эффект миража не так явно присутствует (хотя в мощные трубы его все равно видно), очень сложно увидеть этот вихревой поток. Это можно сделать только за счет прецизионно правильного расположения наблюдателя относительно стрелка.
Иногда бывает так, что перемещение наблюдателя на 10 см вправо или влево от стрелка уже не позволяет ничего видеть. Необходим большой опыт и достаточно хорошая оптика, чтобы найти нужную точку наблюдения. Если смотреть в какую-либо детскую подзорную трубу, то, естественно, никакого следа вы вообще не увидите, ни на какой дистанции. Влияет на это как положение второго номера относительно стрелка, так и его положение относительно оружия. Особенно если в руках у первого номера тяжелый калибр, допустим, 50-й, где идет большой отход пороховых газов и пыли, то там необходимо позиционироваться таким образом, чтобы быть немного сзади, иногда даже на 3, на 5 или на 7 метров позади стрелка, чтобы полет пули не мешали видеть газы, отходящие при выстреле.
Основной принцип (хотя он работает не всегда и опять-таки нужно иметь опыт, чтобы находить правильное положение до выстрела) – это располагаться строго по оси канала ствола чуть позади приклада оружия и над ним. Иногда бывает, что при расположении чуть справа, в сантиметрах 10-20 от оси ствола, видно замечательно, а иногда, что и по оси не видно, и, соответственно, нужно двигаться уже относительно стрелка назад. Определить точку наблюдения – это большое искусство, и результат достигается только длительной практикой.
Второй номер оценивает, произошло попадание или нет, по этому следу. Он не пытается увидеть дырку в мишени, удаленной на километр, реально ничего увидеть нельзя. Он смотрит вихревой след и сразу же дает готовую коррекцию первому номеру для ввода в прицел. Он дает ее именно в ту сторону, куда ему нужно сделать вынос, а не констатирует, где прошла пуля. Второй выстрел первый номер стреляет обычно выносом по сетке, поскольку у него нет времени ввести коррекцию на барабан вертикальных поправок.
(продолжение следует)