ИНДИГО_1990 (СКАНДИНАВИЯ) все записи автора
Если бы человеческие расы были неодинаковы только по своим физическим наследственным признакам, то изучение расовых явлений имело бы гораздо меньшее значение. Психическое наследственное неравенство человеческих рас обуславливает бросающиеся в глаза различия в поведении и действиях отдельных людей и народов, а также в реакции разных людей или групп людей на внешние события.
Те, кто возражает на это, что разница в поведении людей и народов обусловлена не только расовыми наследственными задатками, но также традициями и воспитанием, не учитывают, что и традиции, и направленность воспитания в свою очередь обусловлены людьми и их расовыми наследственными задатками. Традиция при расовых изменениях в народе может еще какое-то время сохранять духовную ориентацию исчезающей в данном народе расы. Кроме того, в народе в разные времена могут с разной силой проявляться его отдельные расовые составляющие. Историю народа можно трактовать как конфликт его наследственных задатков с окружающим миром. При таком конфликте отдельные расовые души народа, образующие в совокупности «душу народа», не всегда развиваются одинаково интенсивно.
То, что определенные душевные черты обычно связаны с определенными физическими признаками, подсознательно знает почти каждый, и почти каждый человек убежден, что эти черты наследуются. Почти каждый судит о других людях на основе своего накопленного в подсознании опыта, свидетельствующего о взаимосвязи психических черт и физических признаков. «Все молчаливо исходят из принципа, что внешний вид каждого человека выражает его суть, и это правильно. Трудность заключается в том, чтобы определить, в какой степени способности являются врожденными, а в какой благоприобретенными» (Шопенгауэр). У Шекспира можно встретить фразу: «Я увидел его душу на его лице». К.Ф. Мюллер пишет в книге «Рабочее движение и демографическая проблема» (1927): «В одной промышленной области Центральной Германии с сильной текучестью рабочей силы профсоюзные работники рассказали мне, что они могут с большой долей вероятности распознать по лицу неизвестного им рабочего его ценность для организации и даже партийную принадлежность…». В каждой рекламе, в каждом предвыборном плакате в изображениях людей проявляется подсознательное знание расовой психологии. Выводы физиогномики большей частью совпадают с выводами расологов о разных психических качествах отдельных рас…
Ценные указания на расовое своеобразие дает Беддоу в своей книге «The Races of Britain» (1885). Он описывает жителей областей, где преобладает нордическая, восточная или западная раса. Ярче всего нордические качества проявляются у йоркширцев. Это проницательность, правдивость, выдержка, сила воли, прилежание, здравый смысл, честность, любовь к комфорту, порядку и чистоте, а также к обильной еде, недоверие к рыночным зазывалам, эгоистичная суровость, музыкальность, склонность к занятиям ремеслами, коммерцией, а также наукой; недостаточная сила воображения, иногда поспешные выводы, что противоречит «германской склонности все основательно обдумывать».
Мак Лин описывает нордического человека как «рассу-дительного и холодного, недоверчивого и с трудом поддающегося убеждению. На его наблюдательность не влияют волнение или предрассудки. Хорошая ориентация на местности выражается в способностях к геометрии, астрономии и мореплаванию. Справедливость в суждениях определяется не тем, что он справедливей людей других рас, просто он действительно любит истину и не любит поддаваться эмоциям. Отличается преданностью, но не в такой степени, как кельты, и, хотя менее возбудим, не столь склонен к раскаянию или прощению. Выше всего ставит собственную свободу и ради нее готов переносить любые трудности и опасности. Часто довольно суров, но почти всегда обходителен. Твердо придерживаясь своего мнения, уважает мнение других. Любит высокое и возвышенное, но склонен высмеивать чудесное и таинственное. Не теряет врожденного чувства юмора даже в опасных ситуациях. Его твердость и уверенность в себе не могут поколебать ни страдания, ни смерть».
Арбо описывает поведение людей в нордических областях Норвегии: «Особенно сильно стремление к чистоте, как в доме, так и к душевной чистоте. Эти люди очень гостеприимны, они производят впечатление достойных доверия и надежных. Женщина у них занимает более высокое положение… Они отличаются аристократичностью внешнего облика и мышления, гордятся своими предками, родовыми преданиями и знанием своих родословных. Ведут себя с чувством собственного достоинства, обычно сдержанно». Черты шведского народного духа, не умалчивая о его теневых сторонах, описывает в своей изданной в 1911 г. книге Сундберг.
Основными психическими качествами нордической расы я считаю способность к оценкам, правдивость и энергичность. С первым из них связаны чувство справедливости, тенденция к обособлению, недоверие к красноречию и к духу массы, подозрительность, чувство реальности, недоверие к чужакам и верность тем, кто сочтен достойным доверия. С этим же связана и непримиримость к злокозненным врагам.
Нордический человек может трезво смотреть на самого себя. Он склонен к замкнутости в повседневной жизни, к обособлению племени от государства. Замкнутость делает его немногословным и часто жестким. Часто ему недостает «человеческого тепла». Его холодная рассудочность может показаться оскорбительной. Нордический человек мало заботится о том, чтобы нравиться другим; ему присущи высокая мера ответственности и совесть. Сам будучи деловым, он требует того же и от окружающих. Им движет чувство долга, которое может сделать его безжалостным к другим. Участливая доброта ему не свойственна.
Индивидуализм нордического человека часто ослабляет и семейные узы; он и на своих близких смотрит рассудочно. Семейное чувство у него слабей, чем у людей других европейских стран, зато чувство принадлежности к общине, племени и т.п. сильней, чем у них, за исключением, может быть, фальской и динарской рас. Племя нордическому человеку ближе, чем государство. Однако в высшем своем развитии нордическая раса и только она выдвигает крупных государственных деятелей. Нижнюю Саксонию, землю, где сильней всего преобладает нордическая раса, Трейчке назвал «землей государственных голов». Главной чертой уроженцев Нижней Саксонии Бисмарк считал «стремление к достижимому».
Эмоциональным нордического человека назвать нельзя. Экзальтация для него неприятна. Сексуальные стремления он проявляет более сдержанно и избирательно, чем люди других европейских рас. «В половой жизни германцы были холодными как ни один другой народ», – говорит знаток германских древностей Андреас Хейслер… Среди нордических людей больше «бездушных», чем внешне проявляющих свои эмоции. Холодный расчет преобладает у них над беспокойной агрессивностью.
Нордический человек – «matter of fact», как говорит английская пословица. В борьбе за свое дело он может быть, если можно так выразиться, деловито страстным. Обладая чувством справедливости, он проявляет рыцарские качества. «Деловитую страстность» мы встречаем и в нордическом искусстве, наиболее яркий пример – музыка Баха.
«Бесстрастность», необходимую для правильной оценки, соблюдающее дистанцию спокойствие, характерное для нордических крестьян, можно приписать вслед за Рипли «недостаточной силе воображения», но я бы говорил в данном случае об ее меньшей возбудимости, а не о «недостаточности» и, прежде всего, о более тесной связи всех представлений с действительностью. В представителях нордической расы мне часто бросается в глаза холодная сила воображения: образы сменяются один другим более плавно, но имеют четкие очертания… Этой холодности соответствует и меньшая способность нордической расы к сочувствию и меньшее знание людей. Последнее Сундберг считает главной чертой шведов. Нордическая раса лучше понимает животных, чем других людей. Нордический (и еще чаще фальский) человек менее общителен, чем люди других европейских рас.
Нордический человек стремится скрыть свою оценку за сдержанным поведением и вежливой холодностью и скорее проявит свой ум, чем душу. Душевные порывы он часто скрывает за внешней жесткостью. Но меньшая способность к сочувствию и менее возбудимая сила воображения не означают меньшей художественной одаренности. Наоборот, более спокойная деятельность нордического духа обуславливает высшие выражения его духовной жизни. Люди темных европейских рас осматриваются вокруг, нордические люди вглядываются. Эта черта проявляется в искусстве древней Греции, в особой научной одаренности нордической расы, в ее любви к природе, к животным. Нордический человек – талантливый рассказчик.
Чувство справедливости нордической расы мощно проявляется в образе Михаэля Кольхааса у Клейста. Этот нордический герой после того, как его судьба решена, действует на свой страх и риск, но с неизменной деловитостью. Западный человек в том же положении яростно стремился бы отомстить, восточный и восточно-балтийский покорился бы судьбе и ждал бы случая для мести. Для нордического человека свобода это также освобождение от власти собственных настроений. Его стремление к свободе это не политический лозунг, а воплощение принципа «мой дом – моя крепость». Свобода для него означает жизнь согласно собственным принципам, но эти принципы возникают не под настроением, а в результате обдуманных решений.
У отдельных нордических людей эти качества своеобразно сочетаются с легкомыслием, с беззаботностью, пример чего – гетевский Эгмонт. Безрассудная смелость приводила к гибели отдельных нордических людей и целые племена. Эта черта не раз проявлялась в истории народов нордической расы. Но все же это черта скорее отдельных людей, чем расы. «Нордический человек меньше всего живет моментом, он превосходит все расы по твердости воли и предусмотрительности, инстинкты он подчиняет дальним целям» (Ленц). Нордический человек это, прежде всего, организатор.
Если исследовать частоту появления творчески одаренных людей в отдельных расах, то нордическая раса особенно богата ими. Новейшие исследования подтверждают то, что французский расолог Лапуж писал о нордической расе еще в 1888 г.: «Почти все великие люди принадлежали к ней, даже если они частично имели черты народов совершенно иных рас, и я не удивлюсь, если свет, который распространяли некоторые другие расы, окажется свидетельством наличия примеси светловолосых долихокефалов в их инертной массе, скрытого во тьме времен. Светлая, длинноголовая раса составляла господствующий класс в Египте, Халдее и Ассирии. С Индией и Персией дело ясное, а возможно и в древнем Китае было то же самое. Эта раса играла главную роль в греко-римской цивилизации, а в наше время значение народов полностью пропорционально количеству длинноголовых блондинов в их господствующих слоях. К этой расе принадлежали галлы и франки, которые создали Францию во всем ее блеске; такие же люди в Германии вдохнули жизнь в массы и увлекли их за собой».
Однако одно лишь исследование достижений не может быть основанием для оценки нордической расы в целом. Необходимы исследования таких корреляций в повседневной жизни, как профессия и рост, профессия и форма головы и т.д. Такие социально-антропологические исследования проведены в Германии, Англии, Швейцарии, Франции и Америке. Установлено, что высшие классы ростом выше низших. Таковы данные по Швейцарии. Высокий рост указывает на нордическую, динарскую и фальскую кровь. Проведя измерения на нескольких тысячах трупов, анатом и антрополог Пфицнер из Страсбурга пришел к выводу: «Высокий интеллект преобладает у людей выше среднего роста, с более развитой затылочной частью головы». Влияние среды здесь не при чем.
Антропологам известен тот факт, что в дешевых лавках не продаются шляпы больших размеров. Один этот факт указывает на расовое расслоение. Ничефоро обнаружил, что у людей низших сословий более широкие скулы и нижние челюсти, что указывает на примесь восточной и восточно-балтийской крови. Он же сравнил рабочих и студентов одного возраста и установил, что у рабочих голова короче. Бертильон во Франции и Гоулд в США установили, что лицевой угол у образованных людей больше, чем у людей из низших слоев. Художники, изображая людей из народа, всегда рисуют их с широкими, курносыми носами.
В работе К. Рёзе «О европейской расологии» описаны результаты исследований одаренности, проводившихся в Дрездене. Согласно этим результатам, унтер-офицеры более нордические, чем солдаты, штабные офицеры более нордические, чем прочие офицеры, преподаватели высших школ одного города более долихокефальны, чем офицеры местного гарнизона и т.д. Рабочие завода, на котором требуются люди высокой квалификации, имели более длинные черепа, чем остальное население. Лапуж в Ренне получил такие же результаты: у студентов головы не такие короткие, как у остального населения. Рёзе следующим образом сформулировал свои выводы (по данным на 1900 год):
«Чем выше место и чем оно лучше оплачивается, тем больше и длинней голова и выше рост».
«Люди, выдающиеся в духовном плане, отличаются обычно большим ростом, чем население в среднем, и имеют более длинные головы больших размеров».
«Нордическая расовая составляющая немецкого народа – главный носитель его духовной силы».
«Высшие слои населения имеют больше нордической крови, чем немецкий народ в целом».
Таким образом, расы распределяются не только по горизонтали, по областям и странам, но и по вертикали – по сословиям.
Нет народов чистой расы; в Европе нет народа, который не был бы результатом расового смешения. Может быть, на всей Земле все высшие цивилизации созданы в результате подчинения местной расы пришлой, господствующей расой и любой упадок народа и цивилизации (культуры) обусловлен вымиранием творческого слоя этого народа. И в современной Европе низшие сословия имеют в среднем меньше всего, а высшие в среднем – больше всего нордической крови.
Книга Аммона «Естественный отбор у человека» (1893) заставляет сделать еще один вывод: жизнь в городах, особенно в больших городах, означает медленную расовую смерть нордической расы. Это связано с такими явлениями, как жестокая конкуренция, поздние браки, ограничение числа детей, плохие жилищные условия и т.п.
Социально-антропологические исследования выявляют руководящие качества нордической расы. В каждом народе нордическая раса скапливается в высших слоях. То же самое наблюдается в руководстве низших слоев. Как подчеркивает К.Ф. Мюллер в своей статье «Раса и социализм» («Зюддойче Монатсхефте», июль 1927), «публикуемое издательством «Форвертс» иллюстрированное приложение «Фольк унд Цайт» на протяжении нескольких лет напечатало длинную галерею портретов старых, заслуженных борцов социалистического движения. Удивительно, как много среди них типично нордических голов. На съезде профсоюза текстильщиц я насчитал 75-80% блондинок. Еще заметней руководящая роль нордической крови в немецком рабочем движении согласно антропологическим наблюдениям слушателей полугодичных курсов социалистической народной школы, куда съезжаются со всех концов Германии молодые будущие рабочие вожаки. Хотя более половины из них с юга Германии, 54% имеют основные признаки нордической и еще 18% – нордическую примесь. Евреев всего 4%…
… Руководящий дух нордической расы делает людей этой расы и хорошими военачальниками. В России попытались воспитать командиров из бедных нордической кровью слоев населения. Но, как писала газета «Берлинер Тагеблатт» от
8 января 1922 г. на Съезде Советов, состоявшемся в декабре 1921 г. Троцкий сделал очень любопытное заявление. В военные школы принимали только детей рабочих и крестьян, но воспитание из них командиров затруднял тот факт, что у них не было «сознания господ», которым дети из «буржуазных семей» обладали от природы, и развить это сознание трудно. В Европе оно обусловлено нордической кровью. В этой связи уместно привести описание нордической сути, которое дал Лапуж:
«Долихокефал имеет большие потребности и непрерывно работает, чтобы их удовлетворить. Он лучше умеет приобретать богатства, чем сохранять их, он легко накапливает их и легко теряет. Будучи предприимчивым, он отваживается на все и его смелость приносит ему небывалые успехи. Он ведет борьбу ради борьбы, но никогда без задней мысли о выгоде. Каждая земля принадлежит ему и весь мир его родина. Его ум может вознестись высоко и варьирует у отдельных людей от тяжелой основательности до творческого духа. Для него нет ничего немыслимого, нет ничего, на что бы он не отважился, а раз он захотел, значит, сделал. Логично, что он никогда не удовлетворяется пустыми словами. Прогресс – его сильнейшая потребность. По религии он протестант. От государства он требует лишь, чтобы оно уважало его деятельность, и скорее стремится выдвинуться сам, чем подавить других. Он издалека чует свою выгоду, а также выгоду для своего народа и своей расы и смело готовит их к высшему предназначению. Он верит, что скоро станет бесспорным хозяином Земли, и его безграничная смелость, познавательная способность и сознание принадлежности к своей расе дают ему большие надежды на успех».
Это описание не означает, что границы протестантского вероисповедания точно совпадают с границами расы, что нет католиков нордической расы – утверждение Лапужа легко опровергает карта распространения рас в его собственной стране. Лапуж хотел сказать, что нордический человек стремится к духовной свободе, хочет иметь свое мнение по всем вопросам, поэтому его легко сделать протестантом. Примечательно, что «еретические», «предреформационные» движения захватывали романоязычные народы там, где еще сохранилось много нордической крови. Можно сказать, что нордический человек в своей религиозной жизни более холоден, чем люди фальской и восточной расы, он менее склонен к мистике. Примерами могут служить вера древних греков и германская религиозность, какой ее описал Куммер в книге «Гибель Мидгарда» (1927). Нордический человек не проявляет религиозного рвения, под религиозной вывеской он часто маскирует политические цели…
«Прогресс», к которому, по Лапужу, стремится нордический человек, не следует понимать в смысле политического лозунга. Человек нордической расы всегда стремится выйти как можно дальше за пределы привычного окружения. В эпоху, когда политический «прогресс» стал лозунгом большинства, нордический человек опять пойдет против течения и предпочтет остаться один: в ведомой толпе он, в отличие от восточного и восточно-балтийского человека, чувствует себя неуютно. Свобода в сочетании со всеобщей уравниловкой – не для него.
Описание Лапужа неверно лишь в одном, но принципиально важном пункте, касающемся нордического расового сознания. В Европе расовое сознание есть только у евреев.
Еще Линней в своем описании «Homo europeus», нордического человека, отмечал его предприимчивость. Это качество гонит нордических крестьянских сыновей из села в город. Это происходит во всех странах с заметным процентом нордической крови. Когда иммигранты из разных народов собираются в одной стране, как в Северной и Южной Америке, наверху, как правило, оказываются пред-ставители тех народов, у которых больше всего нордической крови.
Каково положение внутри отдельных народов, таково оно и в международном плане: ведущие народы Земли это народы с наибольшим процентом нордической крови. Даже малочисленные скандинавские народы дали больше выдающихся людей, чем те народы Восточной и Южной Европы, в которых нордической крови осталось мало.
Рёзе отметил, наблюдая за школьниками: «Долихокефалы самые способные, но и самые ленивые». Но это не лень, а скорее характерное нордическое детское легкомыслие. Нордический ученик больше ребенок, чем восточный. Но так обстоит дело в младших классах, а в старших уже сказывается духовное превосходство нордических учеников.
«Не в характере нордической расы монотонно, бессмысленно собирать мед. Нордический долихокефал работает скорее импульсами, периоды крайнего напряжения сил чередуются у него с периодами расслабления или полного бездействия. Если германец вынужден работать непрерывно, не имея возможности периодически отдыхать, он быстро выдыхается. Нордическая раса позже всех завершила свое духовное развитие. Те, кто к ней принадлежит, – поздно созревающие плоды, преимущества которых проявляются, как правило, только по возмужании» (Рёзе).
Одэн исследовал происхождение известных писателей Франции («Происхождение великих людей», 1895). Есть также исследование о происхождении лауреатов премии парижского салона живописи. Оба исследования (карты к ним дает Рипли) важны по той причине, что они проводились без какой-либо связи с расологией. Но их результаты совпадают с расологическими картами: области с преобладанием восточной расы бедны выдающимися людьми. Родиной крупных писателей и замечательных художников Франции являются, главным образом, области, где население имеет более высокий рост, более длинный череп и более светлую пигментацию, иными словами, области преобладания нордической расы, где когда-то селились готы, франки, норманны и бургунды. Линия от Шербура до Женевы делит Францию на северную часть, богатую выдающимися людьми, и южную, бедную ими. Во французской «Энциклопедии» 1751 г. о Нормандии сказано: «Это та провинция королевства, которая дала больше всего высоко одаренных и способных к науке людей». Одэн также установил, что из тысячи выдающихся людей Франции, происхождение которых он исследовал, 78,5 % вышли из знати, служилого сословия и людей свободных профессий с высшим образованием, т.е. из слоев, наиболее богатых нордической кровью. Исходя из этих наблюдений, Вольтман приступил к исследованиям, результаты которых он изложил в своих книгах «Германцы и Ренессанс в Италии» (1905) и «Германцы во Франции» (1907).
Исходя из наблюдений за группами иммигрантов, законодатели США пришли к различению желательных и нежелательных иммигрантов. Нежелательными считаются иммигранты из юго-восточной, а желательными – из северо-западной Европы, т.е. той части Европы, где преобладает нордическая раса.
Нельзя не упомянуть и о такой особенности нордической расы, как широта ее духовного диапазона, способность «охватывать высочайшее и глубочайшее» (Гете). Возможности других европейских рас в этом отношении меньше, меньше всего – у западной расы (?). Нордическая раса велика как в творчестве и героизме, так и в преступлениях.
Нордическая раса отличается склонностью к самоубийству. На карте Франции наибольшее число самоубийств совпадает с местами преобладания нордической расы. Примерно то же наблюдается в Англии и Германии.
Отдельные расы различаются и по своим преступлениям. В Америке негры совершают гораздо больше преступлений, чем белые, выходцы из южных и восточных стран Европы больше, чем выходцы из ее северо-западных стран. Еще Ломброзо указывал, что в Европе убийства –реже всего среди германоязычных народов, а чаще всего среди романоязычных, причем в Италии оно чаще на юге и островах, где преобладает западная (средиземноморская) раса, чем в других частях страны, где преобладает восточная (альпийская) раса с динарской и нордической примесью.
В Германии частота преступлений на северо-западе, где преобладает нордическое и фальское население, гораздо меньше, чем на востоке и юге. По всей Европе число преступлений увеличивается с севера на юг. В северной Италии и северной Франции больше разводов и самоубийств, чем в южных частях этих стран. Бертильон пишет, что на юге споры быстро переходят в обмен ругательствами и ударами, а на севере их регулирует суд. Но жители юга после взрыва эмоций быстро снова успокаиваются, а крестьяне Нормандии или Шампани более злопамятны.
Нордической расе свойственно «большее уважение к личности и собственности» (Плётц), «самообладание, предусмотрительность, самоуважение и уважение к жизни и собственности других» (Ленц). В нордических областях преступлений меньше и потому, что нордический человек не мелочен. Но прежде всего его спасает его предусмотрительность.
Во всей нордической расе, как и в отдельных нордических людях, созерцательный покой, чувствительная сердечность так же возможны, как и жажда действия, холодный расчет, насмешливое презрение и неумолимая жестокость. Борьба в душе человека нордической расы может быть самой ожесточенной, душевное напряжение – самым сильным, ощущение жизни – самым полным. Крайности столь резко выражены, что трудно дать описание среднего представителя нордической расы. Для нее характерны чрезмерность, избыток физических и духовных сил, непрерывная работа мысли, которая вынуждает нордического человека ко все новым и новым действиям. Он любит меряться силами. В других европейских расах не встречается столь страстная, чистая и самоотверженная преданность духовным ценностям.
Ни в одной расе противоположность мужчины и женщины не обозначена столь четко, как в нордической.
Нелегко определить, каковы особые дарования нордической расы. Я бы назвал предпринимательство, завоевание, войну, государственное искусство, а также склонность к научному мышлению (причем скорее естественнонаучному, чем гуманитарному), изобразительному искусству и философии. Особо одарена она и поэтически. Кельтские и германские древности свидетельствуют о музыкальной одаренности. Но в области художественного творчества у нордической расы на первом месте поэтическое, архитектурное и изобразительное искусство, а музыка – на втором (у динарской расы она на первом). На бурное развитие немецкой музыки оказали влияние как нордическая, так и динарская кровь, особенно их смеси. Англия же со временем стала «страной без музыки».
Наконец, еще одно качество нордического человека – чистоплотность. Не случайно немцы изобрели мыло и щетку для волос. В отличие от нордических людей восточные люди нечистоплотны.
Подлинно нордическая черта – любовь к физическим упражнениям. Нордические люди любят работу на свежем воздухе. Среди профессий, связанных с такой работой, преобладают люди нордического типа, тогда как восточных людей очень мало.