Godsend все записи автора
"Ведьмина почта"
("Мадзё-но таккю:бин", английское название "Kiki's Delivery Service". По мотивам одноименной повести Эйко Кадоно. Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 1989).
"Ведьмина почта" - экранизация одноименной повести писательницы Э.Кадоно. Действие происходит в вымышленной европейской стране, где старинное соседствует с современным, телевизоры - с бипланами и дирижаблями, а по улицам ездят автомобили 60-х годов. Главная героиня - тринадцатилетняя ведьма Кики, которая, согласно традициям этого мира, должна пройти испытание: прожить год одна в чужом городе.
Миядзаки достаточно вольно обошелся с первоисточником. Невзирая на недовольство писательницы, он добавил несколько ключевых сцен и в корне поменял сюжет. По его словам, Кики - собирательный образ девочки, осваивающейся в большом городе. Со своим умением летать на метле, она в сущности не отличается от множества юных японок, приезжающих в столицу в надежде сделать себе имя литературным или художественным талантом.
В самом деле, Кики, при всей фантастичности своих занятий, чрезвычайно убедительный характер. Ее неуверенность, едва скрытая под бойкой, независимой манерой, настороженность в новой обстановке, в любую минуту готовая смениться природной живостью и дружелюбием, не делают Кики ни старше, ни идеальнее ее тринадцатилетних сверстниц. И, как вполне естественно для этого возраста, она не слишком задумывается о жизни, о своем месте в мире.
Поэтому так важен добавленный Миядзаки эпизод, когда у юной ведьмы на время пропадает способность летать. Главная задача, смысл стоящего перед ней испытания в том, чтобы обрести настоящую самостоятельность, а для этого ей необходимо осознать себя и свои способности. Для этого режиссер вводит разговор Кики с молодой художницей Урсулой, как раз о кризисе взросления, который Урсула уже успешно преодолела. Веселая, не боящаяся трудностей художница как бы показывает нам и самой Кики, какой та сможет стать. Недаром обе роли озвучивала одна и та же японская актриса, Минами Такаяма.
Эпизод с терпящим крушение дирижаблем, с которого Кики спасает своего приятеля, тоже введен Миядзаки. Критики упрекают его в искусственности, но если принять во внимание жанр кинофильма, упрек вряд ли оправдан. Фильму необходима кульминация. В реальности становление характера может происходить постепенно, незаметно, многие месяцы, но такой рассказ был бы скучным. Подвиг Кики создает необходимую динамику сюжета, и одновременно дает героине возможность перейти в новое качество одним скачком, сразу получив признание окружающих и веру в себя.
"Ведьмина почта" может быть лишена драматического напряжения некоторых других картин Миядзаки, но это произведение достойно своего режиссера. Это искренний, красивый и добрый фильм, где есть на что посмотреть и о чем подумать.