Небесный замок Лапута |
"Небесный замок Лапута"
("Тэнкуу-но сиро Рапюта", английское название "Laputa, the Castle in the Sky". Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 1986).
Действие этого фильма разворачивается в условной европейской стране начала прошлого века, в эпоху паровозов и первых автомобилей, а также удивительных, не имеющих аналогов в реальном мире транспортных средств, которые способны доставить немало удовольствия любителям техники. Лапута, сохранив от путешествий свифтовского Гулливера только общие очертания летающего острова-крепости, предстает нам как столица древней империи, покинутая и превратившаяся за семь веков в легенду, в которую не верит никто - за некоторыми исключениями.
Главная героиня, Сита - девочка, которая, сама того не зная, является наследницей престола этой мифической державы, и за которой поэтому охотятся пираты и военные. Ей помогает Падзу, мальчик из шахтерского городка. Ребятам примерно по 12 лет, и таков же возраст зрителей, к которым прежде всего обращен фильм; по собственным словам Миядзаки, он стремился вернуть детям, живущим в скучном и до конца освоенном современном мире, веру в романтику и приключения. Романтика и приключения и составляют его основное содержание. "Лапута" - образец того, каким должен - или, лучше, каким иногда способен быть приключенческий фильм.
Этот, в принципе неглубокий, жанр построен на борьбе добра и зла, где добро побеждает. Но подлинные ценность и вес он приобретает тогда, когда добро и зло из сюжетной схемы становятся реальными категориями; и Миядзаки заставляет нас исключительно отчетливо почувствовать их реальность.
Иногда первое впечатление бывает обманчивым - жутковатого вида робот, преследующий Ситу по крепости, на самом деле ее преданный слуга, пираты к концу фильма становятся лучшими друзьями, недаром сквозь их гротескную внешность просвечивает незлая и в общем вполне симпатичная натура. Наконец, сама Лапута, предстающая сначала как цветущий сад, оказывается разрушительным оружием. Но граница между добром и злом никогда не проходит по живому. Хорошие люди не знают плохих мыслей и не совершают плохих поступков (а плохие - хороших; наряду с "Замком Калиостро" это один из немногих фильмов Миядзаки, где есть настоящий злодей). Даже Лапута отчетливо, вполне физически разделена на "добрую" и "злую" половины.
У многих авторов положительные герои превращаются в схему, но создавая характеры ребят, Миядзаки доказал свое мастерство: они получились живыми и замечательно органичными. Пожалуй, одна из самых существенных вещей в фильме - та естественность, с которой Падзу и Сита без колебаний, не задумываясь и не мелочась, проявляют отвагу, верность и благородство.
Когда происходит кризис мировоззрений и системы ценностей теряют устойчивость, кто-нибудь должен показать, что на самом деле они неизменны. Миядзаки делает именно это. "Лапута" - красивый и увлекательный фильм, но также очень полезный. Это не только мечта о приключениях, но и напоминание, что человек может верить в добро, держаться добра и не давать обстоятельствам себя сломить.
|
Наусика |
Итак, по заявкам трудящихся выкладываю далее))
"Навзикая из Долины ветров"
("Кадзэ-но тани-но Наусика", английское название "Nausicaa of the Valley of Wind". Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Топкрафт", 1984).
Фантастика обычно говорит о будущем. "Навзикая из Долины ветров" - фантастика, и ее мир тоже будущее, по крайней мере, хранит следы цивилизации, по технологии превосходящей нашу. Однако к началу событий фильма эта цивилизация вернулась в средневековье, нарядное и чистое, с рыцарскими доспехами и гобеленами на стенах, сохранив, впрочем, наряду с мечами самолеты от тяжелых воздушных транспортов до миниатюрных крыльев, а также артиллерию и танки.
Людям этого мира угрожает Лес, чаща ядовитых грибов, среди которых не прожить пяти минут без противогаза, к тому же жилище омов - гигантских многоглазых насекомых. Он неостановимо растет, проглатывая деревню за деревней. Долина ветров, княжество на краю Леса, оказывается втянуто в гущу событий, когда могучая воинственная держава Тольмекия захватывает древнее оружие - циклопа, последнего из огромных воинов, костями которых усыпаны окрестности. С помощью циклопа предводительница тольмекских войск Ксана надеется покорить не только соседние страны, но и Лес.
В одном из интервью Миядзаки назвал две причины, по которым он часто отдает главные роли в своих произведениях женщинам и девочкам. Во-первых, в них заметнее решительность и отвага, которые для мужчин подразумеваются как бы сами собой. Во-вторых, и это столь же важно, женщины, по мнению режиссера, более вдумчивы и способны к непредвзятым суждениям. Именно такова главная героиня этого фильма, княжна Долины ветров Навзикая.
В числе ее прообразов - старинный японский рассказ о принцессе, любившей насекомых. Такое отношение к ним требует смелости мысли, потому что обычному человеку трудно представить что-нибудь более чужое, отталкивающее и страшное. Притом в фильме речь идет не о безобидных козявках, а о чудовищах размером с трехэтажный дом, с броней тверже камня и слепой разрушительной силой. Тем не менее Навзикая находит с лесными обитателями общий язык.
Вместе с ней нас с первых минут фильма зачаровывает красота Леса, своеобразная, странная, но не враждебная, и мы не удивляемся, когда оказывается, что на самом деле в таинственных зарослях скрыта не гибель человечества, а его надежда. В природе нет зла.
Зло вносят люди - не только жители Тольмекии, но и покоренных ею стран. Они не желают знать ничего, кроме собственных раздоров, везде видят только врагов и в результате ставят себя на грань уничтожения. Природа сильнее человека. Когда на захваченную тольмекскими войсками Долину ветров обрушивается удар Леса, полчища разъяренных омов, то даже оружие древних оказывается бессильно. Однако сильнее всего любовь. В последнюю секунду Миядзаки все-таки спасает свой мир, и побеждает Навзикая - надежда на лучшее в мироустройстве и вера в гармонию.
Считается, что трагические финалы правдивее и глубже счастливых, но это не так. Пессимизм сам по себе - не признак зрелости мысли. Если не упрощать повествование до уровня рекламного ролика, нужна очень серьезная и продуманная философия, чтобы оно смогло закончиться хорошо, не потеряв при этом убедительности. Все фильмы Миядзаки имеют счастливый конец, и в каждом есть о чем подумать. "Навзикая из Долины ветров" - прекрасный пример содержательного оптимизма.
|
Бу!!) |
Что-то тут тихо... как в "парке аттракционов" Юбабы днем)
Ненаю, нужно кому или нет, но все же выложу сюда инфу по некоторым работам Миядзаки.
"..... "Люпен III: замок Калиостро"
("Рупан III: Кариосуторо-но сиро", английское название "Lupin III: Cagliostro's Castle". По комиксам Кадзухико Като (Monkey Punch). Авторы сценария Хаяо Миядзаки и Харуя Ямадзаки. Режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Tokyo Movie Shinsha", 1979)
"Замок Калиостро" - дебют Миядзаки как кинорежиссера, но к тому времени он уже показал себя как мастер в телесериалах, в том числе в сериале с тем же главным героем.
Арсен Люпен III - персонаж популярного комикса для взрослых. Он существовал независимо от Миядзаки и продолжает существовать до сих пор, о нем регулярно появляются новые фильмы от разных режиссеров и с разными художниками, подобно тому, как регулярно появляются новые фильмы про Джеймса Бонда. Сравнение не случайное, потому что в них много общего по жанру и по духу. Правда, Люпен не шпион, а вор, но его жизнь тоже полна немыслимыми злодеями, роскошными дамами и всевозможными опасностями, а главное различие, пожалуй, в том, что рассказы о похождениях Люпена чаще переходят в фарс, не переставая быть боевиком.
Как и с фильмами про Бонда, зрители точно знают, чего ждать от Люпена, и их одобрение во многом зависит от того, насколько точно воспроизведена привычная схема. Причем здесь заранее известен не только главный герой, а целых пять центральных действующих лиц. Сам Люпен, его товарищи Дзиген, Гоэмон и Фудзико, а также неутомимый преследователь инспектор Дзэнигата неразлучны и неизменны, как Волк и Заяц в "Ну, погоди". Режиссеру остается, фактически, лишь поставить трюки, придумать сокровище, противника и красотку-другую.
С этой точки зрения остается удивляться, как Миядзаки сумел создать из стандартных, по большому счету, элементов настолько самобытное произведение.
Вымышленное альпийское герцогство Калиостро, куда Миядзаки перенес действие, он наделил невероятной красоты пейзажами. Зеленые холмы и сверкающие горы вместе с архитектурой старинных замков создают атмосферу, которую вернее всего назвать сказочной. Подстать декорациям и действующие лица. Кларисса, главная героиня - настоящая сказочная принцесса, прекрасная, добрая и отважная. Граф Калиостро - классический сказочный злодей, демонически монументальный, а его замок, хотя и оснащен лазерами и радарами - прежде всего сказочный заколдованный замок.
В таком соседстве привычный для зрителей Люпен, клоун, пошляк и пройдоха, едва ли смог бы чувствовать себя комфортно. Но волшебная кисть Миядзаки преобразила его. Хотя он по обыкновению ни на минуту не перестает паясничать, это самый доблестный, самоотверженный и благородный вор со времен его предполагаемого предка, созданного Морисом Лебланом.
Остается добавить, что сюжет развивается непредсказуемо и динамично, а трюки поставлены как ни в одном другом произведении Миядзаки, сочетая безудержность боевика с бесшабашностью мультфильма.
"Замок Калиостро" должен доставить удовольствие всем любителям приключенческого жанра.
|
О_о |
|
:) |
|
Привет ^^ |
|
? |
вот у меня для начала вопрос:не могу нигде в сети найти "шепот сердца" может кто из вас подскажет.буду очень благодарить.и стоит ли смотреть "возвращение кота",предварительно не посмотрев "шепот"?спасибо
|
сайт по проэктам миядзаки... |
http://www.ghibli.jp/ged/index.html
сайт японский... с прекрасной музыкой!
сейчас здесь "волшебник земноморья."..
|
Шепот сердца |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Хаул) |
|
Без заголовка |
|
Саундтрек к Хаулу. |
|
Почему Хаул был такой...странный |
|
Без заголовка |
|