-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Готические_информаци

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.04.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1119


Без заголовка

Воскресенье, 16 Апреля 2006 г. 13:43 + в цитатник
Амистад все записи автора Архитектура западноевропейских храмов изначально резко отличалась от архитектуры храмов восточных христиан. На Востоке в Византийской империи был разработан тип крестово-купольных храмов (в плане - равноконечный греческий крест, купол на средокрестии). На Западе, на территории Римской империи первые христианские общины, выйдя из катакомб, для общих молений вначале приспосабливали общественные римские здания. Языческие храмы им не годились, ведь там обитали языческие боги, т. е. демоны. Они их разрушали вместе со скульптурой, а колонны, архитектурные профилированные детали, тесаный камень использовали для строительства своих новых храмов, часто на месте языческих. Общественные римские здания, имеющие форму базилики, оказались очень удобными для церковных служб. Базилики (прямоугольные трехпролетные здания, разделенные внутри продольными рядами колонн или столпов) стали основным типом церковных зданий в Западной Европе на многие столетия.
Первые христиане Запада строили храмы-базилики из камня, а перекрытия были деревянными. Окна были арочными, а апсиды замечательно подошли для устройства алтарей. Постепенно в католических храмах появляется поперечный неф или трансепт, храм приобретает в плане форму латинского креста, т.е. креста с удлиненной вертикальной ветвью. От апсиды до трансепта пространство отводилось для священнослужителей, от трансепта до входа - для молящихся мирян.
В странах Западной Европы, после захвата Римской империи германцами, состояние относительного культурного застоя длилось около пяти столетий, и когда в X- XI веках наметился новый, хотя и медленный, подъем городской жизни и культуры, стали разрабатываться новые формы храмовой жизни, и соответственно, новые формы храмовой архитектуры. Возникает романский стиль. Он характерен строгостью, суровой простотой и массивностью.
Романский стиль возник и угас в разных странах Европы в разное время. Очень приблизительно можно отнести его начало на Х столетие, а конец - на ХII-ХIII вв.
Итак, с древних времен до романского периода включительно архитектура развивалась плавно, эволюционным путем. Здания устойчиво, надежно стояли на земле, были прочны, массивны, иногда очень массивны, то есть вполне материальны.
И вдруг... готика! Это был взрыв, революция в строительстве храмов. Здания как бы теряют материальность, кажутся невесомыми, хрупкими. От легких на вид, очень высоких башен до фундаментов они сплошь покрыты ажурными каменными кружевами. Размеры громадны, поражают воображение. Храмы как бы в сильнейшем экстатическом порыве неистово, дерзко рвутся к небесам, подобно библейской Вавилонской башне. Вместо стен в готических соборах появляются стеклянные окна с витражами шириной от пилона до пилона и высотой до самых сводов. Узорчатые переплеты витражей - это хрупкие и легкие на вид кружева, самого разнообразного рисунка с преобладанием стрельчатой арки и растительного орнамента (однако, вытесанные из очень прочного камня со сложной профилировкой). Витражи из разноцветных дорогих стекол соединены в очень пышные растительные и геометрические орнаменты; в них нередки сюжетные композиции, картины на библейские темы и изображения множества святых. Круглое окно - “роза” (обязательный элемент главного фасада, над перспективным порталом) -также заполнялось живописными витражами. В соборе Шартра во Франции, например, роза имеет диаметр 13,5 метра. Соборы населяют тысячи скульптур: святых, ангелов, королей и ужасных чудищ-химер. Лучи солнца окрашиваются в цветных стеклах и заполняют интерьер летающими радужными пятнами, а высокие своды тонут в темноте. На вошедшего человека сверху обрушиваются мощные звуки органа. Синтез искусств оказывает даже на неверующего человека громадное воздействие. Глядя на цветные витражи знаменитого Шартрского собора вполне можно впасть в экстаз.
Готическая архитектура формируется под сильнейшим влиянием мистицизма, который достигает апогея в ХII-ХIII вв. И непонятно, то ли поворот римлян к внешнему, чувственному, к экзальтации породил готику, то ли из-за влияния готики в дальнейшем католическое вероисповедание стало отличаться экзальтированностью? Экстатические состояния, особые видения, особый мистицизм католических святых (Терезы Авильской, блаженной Анжелы, Маргариты-Марии Алакок и других) повергали в смущение даже некоторых католических богословов, а с точки зрения православного святоотеческого опыта они просто кощунственны.
Сами же конструкции гигантских готических соборов XII, XIII, XIV веков поражают совершенством, они гениальны, смелы и дерзки. Инженеры средневековья не знали теории, не умели делать расчетов конструкций методами статистики сооружений, как их далекие потомки в XX веке. Но кружевные храмы стоят столетия. Их могла разрушить только рука человека, например, бомбардировки в Первой и Второй мировых войнах. Однако их еще сотни стоят во Франции, Германии, Чехословакии, Италии. В Польше, например, до сих пор сохранились около 800 готических костелов.
Готические церкви строились очень долго. Почти все знаменитые соборы несут на себе наслоения трех-четырех, а иногда и шести- семи веков. Почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся окунуться в западноевропейскую атмосферу тех времен.
Напомним, что в католической Европе войны практически никогда не прекращались; воевали королевства, воевали мелкие и крупные светские и церковные феодалы между собой. Осады городов, резня населения, вытоптанные и выжженные войсками поля, непосильные налоги и поборы, частые эпидемии, неурожаи, голод, стихийные бедствия приносили простому люду неисчислимые страдания. Бедным людям оставалось уповать только на Господа.
Но католическому священству не верили, очень уж оно своим образом жизни подрывало всякое доверие к себе. Высшее духовенство в основном формировалось из аристократии. В Западной Европе при наследовании применялось “право майората”, т. е. все имение отца переходило к старшему сыну полностью, чтобы не дробить владение. Младшие сыновья не получали ничего, шли на службу к крупным феодалам, становились бродячими рыцарями-разбойниками или становились духовными лицами. Здесь им открывалась дорога к высшим церковным званиям: можно было стать епископом, архиепископом или даже папой римским. Вместе с тем большинство из этих “духовных отцов” вели такой же точно образ жизни, как и светские феодалы. Непомерная роскошь, праздность, ужасающий разврат, междоусобицы и даже войны были среди священников нормой жизни. Иной французский или немецкий епископ редко одевал митру. Гораздо чаще его видели в боевом шлеме, на коне, сражающимся с соседним епископом за расширение своих владений, или охотящимся в лесах.
В такой атмосфере люди массами уклонялись в ереси, ища правды и истинной веры - заблуждались, впадали в языческие верования, образовывали тайные общества, занимались магией, оккультными науками. В XII и XIII веках мистицизм, религиозная экзальтация достигли апогея, под их сильнейшим влиянием и формируется готика.
В то же самое время шло активное строительство католических храмов. Оно финансировалось королями, богатыми горожанами и объединениями ремесленников, т. н. “цехами”. В городах развивалась торговля и ремесленное производство. Все ремесленники до единого человека были объединены в “цехи” по профессиям для защиты своих прав. В Париже было около 300 цехов, иногда весьма необычных, например, цех нищих, цех воров.
Если романские храмы строились духовными лицами, - в основном монахами многочисленных орденов: бенедиктинцев, картезианцев, францисканцев, норбертанцев и др., то теперь готические церкви стали возводиться светскими строителями! Они были объединены в особые, отличные от всех других цехов профессиональные союзы.
Каменщики держали в строгой тайне свои профессиональные знания. Помимо профессиональной работы их объединяла принадлежность к “братству”. Поскольку соборы строились десятилетиями и столетиями, цехи их строителей стояли на страже знаний, передаваемых устно из поколения в поколение. Тайные формулы с мистической окраской читались мастерам под клятвой, что не выдадут их даже под страхом смерти. Эти замкнутые, оторванные от здравой христианской традиции, оставленные без священства и церкви братства, стали прекрасной средой, в которую упали и развились всевозможные мистические, духовные революционные и пр. разрушительные идеи последующих веков. Повернувшее от небесных идеалов к земным наслаждениям, от вечных целей к задачам сиюминутным, западное христианство не смогло дать достойный отпор этой ложной духовности.
Религиозный подъем в Западной Европе в XII-XIII веках уживается с величайшим развратом и падением нравов, и причудливо переплетается с сильным увлечением оккультными науками, герметикой, каббалой, магией, колдовством, алхимией и т. п.
Люди всех сословий: чиновники, аристократия, люди искусства, духовенство и, конечно, строители грешат этим, несмотря на грозные запреты, суды, отлучения от церкви и казни на кострах. Короли живо интересуются алхимией, им нужен философский камень и очень много золота.
Это отражается на духе архитектуры, причем иногда очень явно. В XIII веке епископ Гильом Парижский, по совместительству чернокнижник и алхимик, “украшает” главный портал собора Нотр Дам де Пари символической оккультной скульптурой. Алхимики последующих веков старательно ее изучают и ломают головы над ее расшифровкой, “Все, даже герметики, находили в символических украшениях главного портала достаточно полный обзор своей науки, современным выражением которой являлась церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри, - пишет Виктор Гюго в “Соборе Парижской Богоматери”, - символический портал собора Богоматери - эта страница чернокнижной премудрости, изложенной в каменных письменах и начертанных рукой епископа Гильома Парижского, который несомненно погубил свою душу, дерзнув приделать к этому вечному зданию, к этой божественной поэме столь кощунственный заголовок”.
Химера. Собор Парижской
Богоматери (ок. 1220 г.)

Но еще до этого епископа фасады собора Богоматери были обильно “украшены” скульптурами уродливых химер. Они символизируют человеческие грехи и пороки. Храм Божий “украшен” изображениями грехов! В наше время туристы охотно раскупают возле собора маленькие копии этих знаменитых чудовищ.
В Шартрском соборе на фасадах много скульптур, изображающих людей попарно с ужасными чудищами, которые их обнимают. На вершинах башен собора в Лане (1180-1220 г., ранняя готика) стоят быки. В церкви в Дижоне (1230-1251 г.) над аркатурой, выстроившись в ряд, выступают из плоскости стены полуфигуры быков, есть и причудливые маски и ужасные химеры. Исследователи ломают головы, почему быки на соборах? Трудно вообразить, какие вольности разрешали себе зодчие даже тогда, когда дело касалось церквей. Вот витые капители в виде обнявшихся монахов и монахинь, вот история посрамления Ноя, высеченная резцом со всеми подробностями на главном портале церкви в Бурже, вот пьяный монах с ослиными ушами, держащий чашу с вином, в Бошервильском аббатстве. Свобода эта заходила очень далеко. Порой символическое значение какого-нибудь фасада, портала и даже целого собора было не только чуждо, но даже враждебно религии и церкви. На квадратной колокольне церкви Сен-Жан-де-ла-Бушри на углы ее крыши взгромоздились четыре чудовища. Каббалистической символикой покрыты фасады церквей Сен-Жан ле Рон, Сен Шапель, Сен-Ком, Сен Женевьев-дез-Ардан, Сен-Мартен, Сен-Жан-де-ла-Бушри...
Ослабление мистического пыла приводит к медленному замиранию готического строительства. У горожан падает интерес к строительству грандиозных соборов. Не хватает средств. Религиозное искусство в Западной Европе отмирает, заложив фундамент в XV-ХVI веках для нового светского стиля итальянского Возрождения.
Рубрики:  ~ Готическая архитектура

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку