сахарная-сахаринка (Magic_Forest) все записи автора
Единорог (лат. unicornus) - вымышленное существо, встречающееся в фольклоре многих стран. На Западе, в частности, в геральдике, единорог - это элегантный, но свирепый зверь в виде белого коня, с козлиной бородкой, ногами антилопы, хвостом льва и рогом в центре лба, таким острым, что любой может порезаться только от прикосновения к его кончику. Согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, единорога поймать невозможно, но если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. "Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог: прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри" (С. Другаль "Василиск").
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Ещё они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют оттуда, и вода в этих озёрах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16-17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает счастье.
Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришёл к выводу, что, при широком подходе, он лишён какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую, проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)"). Он цитирует следующее высказывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретён в человеческом образе возлюбившими его". В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей". По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища"). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах.
Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н.э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога. В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще, имеет открыто фаллическое значение. В западной иконографии рог отделяется ото лба, вместилища духа, что свидетельствует об одухотворённости этого первоначально сексуального символа. Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьём лоне он доверчиво укрывается и откуда потом извлекается охотниками,чтобы потом быть преданым смерти. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкреплённый охотничьими собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет "драгоценного единорога" к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж). Христианское истолкование единорога как символа восходит к античным сказаниям и раннехристианским назидательным текстам, позднее красочно изложенным в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"). Часто встречается упоминание единорога в связи с якобы присущей ему способностью обезвреживать действие яда, быстро исцелять раны, посыпанные порошком, полученным из его рога. Такие рога (а на самом деле бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках. Растолчённый в порошок "рог единорога" включался в средневековые рецепты и продавался аптекарями как противоядие до конца 17 века. В раннехристианской книге "Физиологус" воздействие подобного рога, обезвреживающего яд, описывается так: прежде чем другие звери пришли на водопой, "выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошёл в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери". Здесь в легендарном преломлении явственно видна вера в чудесную силу рога носорога. Впрочем, в средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" слону приписывается роль, которая, вообще-то, скорее, свойственна только единорогу: рассказ гласит о том, что некий король, желая убить слона, приказал двум прекрасным девам нагишом отправиться в лес и распевать там благозвучные песни; слон засыпает при лоне одной, другая же мечом его убивает, а король красит в крови слона плащ. Неясно, какое животное фигурирует в Библии под словом re'em (др.-евр. Лютый зверь). Несмотря на то, что, по всей вероятности, речь идет о диком буйволобыке, это слово переводится как единорог, например, в Псалме Давида (21:22): "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять, скорее, с животным, подобным оленю, но покрытым чешуёй, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и, прежде всего, удачливость в детях ("сыновьях"). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога. В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность.
Единорог. Луис Роно.
Единорог и его рог часто выступают в качестве символов. В европейской традиции единорог символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия. Поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Поскольку полагалось, что рог способен очищать всё, к чему прикасается, он стал символизировать силу Христа противостоять греху. Также единорог мог быть символом ярости и, согласно одному писателю 13 века, "символизировал смерть, которая постоянно следует за человеком, пытаясь его схватить". Леонардо да Винчи считал единорога символом вожделения. Единорог является атрибутом Иустины Падуанской, она заимствовала его у своей легендарной тёзки Иустины Антиохийской. Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVII веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии.
В геральдике, где единорог стал появляться с XV века, его изображение в виде парнокопытного, бородатого коня с винтообразным рогом на лбу иногда (например, Блуденц, Форарльберг) служит в качестве гербового знака чести, но чаще используется в качестве носителя щита, как, например, на государственном гербе Великобритании. Единорог известен в наши дни и в качестве "поддерживателя" королевского герба Шотландии; когда Яков VI Шотландский стал в 1603 году королём Англии Яковом I, он заменил уэльсского дракона на шотландского единорога.