-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в С_А_Есенин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.03.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 61




Здравствуйте. Вы находитесь в сообществе посвященном Велмкому Русскому Поэту Александру Сергеевичу Есенину. И в сообществе действует несколько основных правил: Не флудить Не спамить Стараться не повторять предыдущие сообщения И самое главное - не забывайте что вы находитесь в литературном сообществе и используйте только нормативную лексику! (я о ваших комментариях, не о содержании стиха) За нарушение данных правил сообщение удаляется. Ну и так же еще некоторые пожелания: Пожалуйста, оставляйте по одному стихотворению в сообщении Если вы не пишете название в заголовке, выделяйте его жирным шрифтом Если у вас есть например информация об Айседоре Дункан, не помещайте ее в раздел "остальное", а в раздел о биографии. правила в дальнейшем будут редактироваться С уважением, ваша Плесень.

День Рождения Великого поэта!

Суббота, 03 Октября 2009 г. 23:31 + в цитатник
anna_marquise (С_А_Есенин) все записи автора

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.

Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.

Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.

Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.

Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.

Но незримые дрожди
Все теплей и теплей...
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.

1916
 

 (700x560, 154Kb)
Рубрики:  Стихи

аудио-записи поэта

Суббота, 08 Декабря 2007 г. 10:40 + в цитатник
do_not_know (С_А_Есенин) все записи автора http://gold.stihophone.ru/authors.php?author=%C5%F1%E5%ED%E8%ED+%D1

здесь можно послушать, как Есенин читает свои стихи
хорошо слышно "Разбуди меня завтра рано...", остальные записи, к сожалению, плохого качества(
Рубрики:  Стихи

"Я- московский озорной гуляка!"

Среда, 05 Декабря 2007 г. 12:28 + в цитатник
Lamirta (С_А_Есенин) все записи автора  (400x533, 65Kb)
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Рубрики:  Стихи



Процитировано 2 раз

Живой Есенин-кинохроника

Четверг, 08 Ноября 2007 г. 23:37 + в цитатник

Метки:  


Процитировано 1 раз

Без заголовка

Среда, 24 Октября 2007 г. 15:25 + в цитатник
Lamirta (С_А_Есенин) все записи автора Необычное изображение поэта
 (600x600, 101Kb)

Без заголовка

Среда, 24 Октября 2007 г. 15:22 + в цитатник
Lamirta (С_А_Есенин) все записи автора Интересная картина
 (699x521, 61Kb)
Рубрики:  Остальное

Есенин и животные

Среда, 15 Августа 2007 г. 22:03 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора .Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников , как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии , вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось,что мы живем поблизости друг к другу,как-то так получилось,что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных,цирковым артистом Владимиром леонидовичес Дуровым,у которого был большой зверинец на улице Божедомке .Узнав об этом,Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?-донесся до меня недоволный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезъянкой Гашкой,которая жила на свободе.Увидав Есенина, Гашка сразу полюбилп его,сидела у него на плече ,гладила золотистые волосы,доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезъянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом,какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю бо этом потому,- объяснил он,-что Гашка,в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание,но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло –серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого , неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».
Рубрики:  Биографии

Метки:  

За что был убит Сергей Есенин

Суббота, 11 Августа 2007 г. 19:37 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора

Благовест», Рязань
За что был убит Сергей Есенин

В1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:
И меня ль по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.

Пройдет всего семь лет, и вновь прозвучит пророчество о гибели Сергея Александровича, сказанное его близким другом, поэтом Николаем Клюевым: «Ты, обреченный на заклание... радуйся закланию своему...» — написал он в письме к Есенину. Сам поэт предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой...», — говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался В.Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!»

Жизнь Сергея Александровича, согласно последним исследованиям, оборвалась 27 декабря 1925г. в гостинице «Англетер». Что происходило тогда в этой гостинице, как именно закончилось земное существование великого поэта — покажет (будем надеяться) ближайшее будущее. Однако уже сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что Есенин, вопреки официальной версии, был убит, а затем подвешен. И здесь сразу же возникает вопрос: «А за что, собственно, мог быть убит Есенин?»

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам,
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам —

написал о себе Сергей Есенин. Написал просто и искренне, как впрочем, обо всем, о чем ему приходилось писать. «Я сердцем никогда не лгу», — сказано у него в одном из стихотворений. Как ни парадоксально, но именно эта позиция не устраивала большевистскую власть, считавшую, что коль человек живет в революционное время, он должен подчиняться законам этого времени. Такое мировоззрение четко определил пролетарский поэт Э.Багрицкий, говоря о своем веке, он писал:

Но если он (век) скажет:
«Солги» — солги,
Но если он скажет:
«Убей» — убей...

Сергей Есенин, с детства воспитанный на христианских, православных ценностях, проповедовал иное. В одном из юношеских писем он писал своему задушевному другу Г. Панфилову: «Гриша, в настоящее время читаю Евангелие и нахожу в нем очень много для себя нового... Христос для меня совершенство», и в другом письме: «Да, Гриша, люби и жалей людей — и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников: ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай лаской жизненные болезни людей».

Эти строки были написаны еще до революции 1917г., направленной против так называемых «угнетателей». Казалось бы, после революции Есенин переменил свои взгляды. Ведь он приветствовал ее («Да здравствует революция, и на земле, и на небесах!») и даже записал себя в ее творцы:

Небо, как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — Родина,
Я — большевик

А как большевик он и мыслить, и писать должен соответственно. И, в самом деле впав в духовное помрачение (впрочем, как и большинство русского народа), Сергей Есенин написал кощунственные стихи, соответствующие революционному, богоборческому времени. Так в одном из них говорится:

Тысячи лет те же звезды славятся,
Тем же медом струится плоть
Не молится тебе, а лаяться
Научил ты меня, Господь.
За седины твои кудрявые,
За копейки с златых осин
Я кричу тебе: «К черту старое!»
Непокорный, разбойный сын.

Казалось бы, отрекся он от «старого», в котором жизнь строилась на христианском милосердии и любви к ближнему, казалось, он должен стать проповедником нового, революционного завета: если надо — солги, если надо — убей...

Однако уже в 1919г., в маленькой поэме «Кобыльи корабли», поэт, обращаясь к зверям, которые, по его мнению, стали лучше людей, говорит:

Никуда не пойду с людьми.
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

В этой же поэме есть и такие строки:

Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.

Есенин стал понимать, что революция строится на крови, стал прозревать от «ослепившей всех свободы». Но своим чутким, поэтическим сердцем он почувствовал, что это прозрение для него может стать роковым. И вновь зазвучали в его творчестве пророческие слова:

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей Александрович написал: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской...» Отчего так — он объяснил в поэме «Страна негодяев»:

Пустая забава,
Одни разговоры
Ну что же,
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики,
Те же воры
И законом революции
Всех взяли в плен.

Вслед за идеологическим прозрением к Есенину пришло и духовное прозрение.

Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь.

Эти двойственные по смыслу строки известны всем почитателям творчества Сергея Александровича. С большой определенностью он высказался Айседоре Дункан в 1922 г.:

— Большевики запретили употреблять слово «Бог» в печати, ты знаешь?

— Но большевики правы. Нет Бога. Старо. Глупо.

— Эх, Айседора! Ведь все от Бога. Поэзия и даже твои танцы, — ответил Сергей Александрович, вспоминала переводчица Дункан Лола Кинел.

Однако возвращение Есенина к Богу было мучительно сложным. Даже в 1924 г. он в своих стихах еще не отделялся от свойственной интеллигенции того времени бравады. Так в произведении «Письмо к матери», Сергей Есенин пишет:

И молиться не учи меня, не надо.
К старому возврата больше нет.

Но уже через год зазвучали в его творчестве исповедально-покаянные строки:

Ты прости, что я
в Бога не верую,
Я молюсь ему по ночам.
Так мне нужно.
И нужно молиться...

Когда же в апреле-мае 1925 г. в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного — поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна», Есенин открыто встал на защиту Православия, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну». И хотя в нем Сергей Александрович опять-таки высказывает личное двойственное отношение к религии (которое, скорее всего, было ширмой для большевистской цензуры), однако, в общем он прямо говорит, что никто не должен растаптывать православную веру русского народа.

В своем послании поэт пишет:

…Когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна.
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна...
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером немало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

(Настоящее имя Демьяна Бедного было Ефим Алексеевич Придворов.)

В мае 1925 г. Есенин передал "Послание" для публикации в газету «Бакинский рабочий», редактором которой был его близкий друг П. Чагин. Однако он не осмелился опубликовать это произведение. И тогда оно пошло по народу в списках. Им зачитывались, его переписывали от руки и передавали друг другу. Копии широко распространились по России. Для того времени есенинское "Послание" сыграло большую роль в укреплении народного духа. Долгое время есениноведы отрицали подлинность этого «Послания», ссылаясь на слова Екатерины Есениной, опубликованные в 1926 г. в той же «Правде». «Это стихотворение брату моему не принадлежит». Однако в конце XX века был найден подлинник стихотворения и специалисты-графологи подтвердили, что оно написано Сергеем Есениным. К тому же существуют воспоминания П. Чагина, который лично от Есенина помнил это произведение.

В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось. Не стал он трубадуром революции. «Божья дудка» — так говорил о себе Сергей Есенин.

Большевики увидели в нем идеологическую и духовную опасность. За ним установили слежку, на него заводили уголовные дела, грозившие в любое время перерасти в политические (только благодаря всемирной известности не решались отправить поэта в застенки ЧК).

Есенин предчувствовал трагическую развязку, и это предчувствие мучило его. По воспоминаниям Екатерины Есениной, молясь перед распятием Иисуса Христа, он говорил: «Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне...»

Двадцать седьмого декабря Сергей Александрович трагически погиб. Истинные причины его гибели были скрыты, но многие свидетели все же не поверили в то, что поэт покончил с собой. Муж Екатерины Есениной, поэт Василий Наседкин одним из первых видел труп в «Англетере» и сразу заявил ей: «На самоубийство не похоже... Мозги вытекли на лоб...»

В Православной Церкви также изначально нашлись священники, не поверившие в самоубийство. По данным исследователя жизни и гибели Есенина Н. Сидориной, панихиды по нему совершались в трех церквах: в Москве, в Ленинграде и на Рязанской земле. В Казанской церкви села Константиново Сергея Александровича заочно отпел его духовный наставник протоирей Иоанн Смирнов. В то время за отпевание самоубийц и панихиды по ним сразу лишали священнического сана. Значит, достаточно убедительными были свидетельства родственников о том, что Есенин не покончил с собой, а был убит.

Но в течение почти восьмидесяти лет версия о самоубийстве упорно внедрялась в сознание советского народа. И лишь в 1997 г. в газете «Известия» директор Особого архива А.С. Прокопенко заявил: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина давно пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. И документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь».

Есенин был убит большевиками-интернационалистами за национальную самобытность, за проповедование в своем творчестве православных ценностей — любви к ближнему и милосердию, любви к Родине и русскому народу, за то, что своими стихотворениями великий поэт противостоял бездуховности, насаждаемой советской властью, и тем самым поддерживал в народе веру в то, что Православная Россия не канула в никуда, а значит, придет время ее возрождения. За это Сергей Есенин был обречен на заклание .



Метки:  

***

Суббота, 11 Августа 2007 г. 11:56 + в цитатник
Retro_hit (С_А_Есенин) все записи автора

Жизнь - обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубую рукою

Роковые пишет письмена.

Я всегда. когда глаза закрою,

Говорю:"Лишь сердце потревожь,

Жизнь - обман, но и она порою

Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,

По луне гадая о судьбе.

Успокойся смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе."

Хорошо в черёмуховой вьюге

Дусмать так. тчо эта жизнь - стезя.

Пусть обманут лёгкие подруги.

Пусть изменят лёгкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом.

Пусть острее бритвы злой язык.

Я живу давно на всё готовым,

Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,

НЕт тепла от звёздного огня.

Те. кого любил я, отреклися.

Кем я жил - забыли про меня.

Но и всё ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

\На земле. мне близкой и любимой,

Эту жизнь за всё благодарю.

 17 августа 1925




Процитировано 1 раз

Сукин Сын.

Пятница, 03 Августа 2007 г. 20:01 + в цитатник
exotic_lily (С_А_Есенин) все записи автора Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал... Я хотел ответа...
Не дождался... уехал... И вот
Через годы... известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом...
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.
Рубрики:  Стихи

Метки:  

Ты плакала в вечерней тишине...

Вторник, 12 Июня 2007 г. 16:16 + в цитатник
killing_heart (С_А_Есенин) все записи автора Ты плакала в вечерней тишине,
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.

<1912-1913>
Рубрики:  Стихи

Есенин - "Исповедь самоубийцы"

Вторник, 22 Мая 2007 г. 23:41 + в цитатник
zagrljaj (С_А_Есенин) все записи автора Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.

Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.

Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.

Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.

Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей —
Противна страсть душе моей.

Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.

А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.
Рубрики:  Стихи

Вечер черные брови насопил.

Воскресенье, 29 Апреля 2007 г. 01:54 + в цитатник
golden_kitten (С_А_Есенин) все записи автора Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Рубрики:  Стихи

Быть поэтом...

Воскресенье, 29 Апреля 2007 г. 01:48 + в цитатник
golden_kitten (С_А_Есенин) все записи автора Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом - значит петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет - ему не больно,
У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого -
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в коране,
Запрещая крепкие напитки,
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.

И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Благою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.

Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо.
Рубрики:  Стихи

Белая свитка и алый кушак

Воскресенье, 29 Апреля 2007 г. 01:42 + в цитатник
killing_heart (С_А_Есенин) все записи автора Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Громко звенит за селом хоровод,
Там она, там она песни поет.

Помню, как крикнула, шигая в сруб:
"Что же, красив ты, да сердцу не люб.
Кольца кудрей твоих ветрами жжет,
Гребень мой вострый другой бережет".

Знаю, чем чужд ей и чем я не мил:
Меньше плясал я и меньше всех пил.
Кротко я с грустью стоял у стены,
Все они пели и были пьяны.

Счастье его, что в нем меньше стыда,
В шею ей лезла его борода.
Свившись с ним в жгучее пляски кольцо,
Брызнула смехом она мне в лицо.

Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Маком влюбленное сердце цветет,
Только не мне она песни поет.
Рубрики:  Стихи

Шубникова-Гусева "Поэмы Есенина. От пророка до чорного человека".Тираж всего 1000

Вторник, 13 Марта 2007 г. 17:50 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора Сподобилась купить редкую книгу 2001 года издания. Автор Шубникова-Гусева "Поэмы Есенина. От пророка до чорного человека".Тираж всего 1000 экземпляров. Заказывала через Инет и ждала 2 месяца, но книга супер!!!Научное издание.Нашла ответы на свои вопросы - в других книгах нет: о встрече Есенина и Г Распутина, например.или интересно библейский подтекст в "Пугачеве" Есенина.
мой сайт "Есенин и вера"
http://eseninivera.narod.ru/index.html
Рубрики:  Поэмы

Письмо Клюева Есенину

Вторник, 13 Марта 2007 г. 17:45 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора письмо Есенина Н.Клюеву декабрь 1921 год

«Мир тебе друг мой! Прости,что не писал тебе эти годы,и то что пишу так мало и сейчас.Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего. Нет тех знаков,которыми бы можно было передать все,чем мыслю и отчего болею.А о тебе я всегда помню,всегда во мне ты присутствуешь»
ответ Н. Клюева: 28 января 1922 год
Облил я слезами твое письмо и гостинцы, припадал к ним лицом своим, вдыхал их запах, стараясь угодать тебя теперешнего. Кожа гремучей змеи на тебе, но она .я верую, до весны, до апреля урочного.
Человек, которого я послал к тебе с весточкой, повелел мне не плакать о тебе ,а лишь молиться .К удивлению моему, как о много возлюбившем…
Семь покрывал выткала Матерь- жизнь для тебя, чтобы ты был не показным ,а заветным,Камень драгоценный душа твоя, выкуп за красоту и правду родимого народа, змеиный калым за Невесту- песню.
Страшная клятва на тебе, смертный зарок! Ты обреченный на заклание за Россию, за Ерусалим, сошедший с неба. Молюсь лику твоему невещественному.
Много слез пролито мною за эти годы. Много ран на мне святых и грехом смердящимх, много потерь невозвратных, но тебя потерять-отдать Мариенгофу ,как сноп васильковый, как душу сусека, жаворонковой межи, правды нашей, милый, страшно, а уж про боль и скорбь говорить нечего.
Но мир , мир тебе ,брат мой прекрасный! Мир духу,мир крови и костям твоим!!
Ты победил пиджачных бесов,а не убежал от них, как я, -трепещущий за чистоту риз своих.
Порывая с нами Советская власть порывает с самым надежным, с самым глубоким в народе. Нам с тобой нужно принять это как знамение- ибо лев и голубь не простят власти греха ее..Лев и голубь знаки наши. Мы с тобою в львино-голубинности.Не согрешай же
Милый, в песне проклятиями, их никто не слышит…
Я целые месяцы сижу на хлебе напополам с соломой, запивая его кипятком, бессчетные ночи плачу один одинешенек и прошу Бога о непостыдной и мирной смерти…
Каждомй свой путь и гибель!..
Покрываю поцелуями твою «Трерядницу» и «Пугачева»…
Брат мой пишу тебе самые чистые слова,на какие способно сердце мое…
Радуйся,возлюбленный.красоте своей,
Радуйся, Обретший жемчужину родного слова,
Радуйся закланию своему за матьо-ковригу.Будь покоен и счастлив.
Твой брат и сопесенник .
Рубрики:  Остальное

*из письма С.А. Есенина Г.А.Панфилову 23 апреля 1913год

Вторник, 13 Марта 2007 г. 17:41 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора ...Да, Гриша люби и жалей людей, и
преступников, и подлецов, и лжецов ,и
страдальцев,
и праведников. Ты мог и можешь быть любым из
них. Люби и угнетателей и не клейми позором,
а обнаруживай ласкою жизненные болезни
людей. Не избегай сойти с высоты, ибо не
почувствуешь низа и не будешь о нем иметь
представления. Только можно понимать
человека, разбирая его жизнь
и входя в его положение. Все люди -одна
душа. Истина должна быть Истиной, у нее нет
доказателств ,а за ней нет границ, ибо она
сама есть Альфа и Омега. В жизни должно быть
искание и стремление,без них смерть и
разложение...
Живи так ,как будто сейчас должен умереть,
ибо это есть лучшее стремление к Истине.
Счастье-удел несчастных, несчастье-удел
счастливых. Ничья душа не может не
чувствовать
своих страданий, а мои муки- твоя печаль,
твоя печаль- мои терзанья...

Свет невечений рождая

Вторник, 13 Марта 2007 г. 17:40 + в цитатник
Жанна_ (С_А_Есенин) все записи автора Есенин всегда сознавал себя законным наследником русской духовной культуры. Традиции православной литургики, иконописи, молитвы органично впитались в духовный контекст его творчества, в образную плоть его стиха. К сожалению, данная область есенинской поэтики исследована недостаточно, а ее «молитвословный» элемент с точки зрения его генезиса и эстетических функций не изучался вообще. Настоящая статья представляет собой первую попытку системного анализа указанной проблемы.

Есенин с его культовым отношением к Слову («слово для меня самоценно» 1), что вообще было свойственно большим русским поэтам, видел в молитвенном творчестве первообраз подлинного искусства. «У прозревших слово есть постижение огня над ним», — писал он, имея в виду евангельский эпизод о сошествии Св. Духа на апостолов, вследствие чего они обрели способность к пророчествованию2 Поэт сочувственно цитировал в своем трактате «Отчее слово» (1918) фрагмент проповеди одного из духовных пастырей русского средневековья: «Выбирайте в молитвах своих такие слова, над которыми горит язык Божий, — говорил Макарий Желтоводский своим ученикам, — в них есть спасение грешников и рай праведных... » (5, с. 181),

Интерес Есенина к языку церкви, к жанрам церковной гимнографии вполне объясним тем, что поэт относился к творчеству как к священнодействию и настоящим художником считал того, кто «провожает слова с помазанием» (5, с. 238), ибо согласно его интерпретации библейской «Книги Бытия», «слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду» (5, с.181).

Присущее многим русским поэтам, начиная от Пушкина, Баратынского, Лермонтова, понимание того, что поэзия есть младшая сестра молитвы, ее мирской «двойник», было свойственно и Есенину. Искренность, простота, естественность сердечного порыва, характерные для православной молитвы и столь родственные есенинскому мирочувствованию, заключали в себе, с точки зрения поэта, высший этический и эстетический канон и для творящего вне церковной традиции. Эта мысль лежит, в частности, в основе оценки Есениным поэзии своего собрата по «крестьянской купнице» Петра Орешина и его книги стихов «Зарево»: «В наши дни, когда «Бог смешал все языки», когда все вчерашние патриоты готовы отречься и проклясть все то, что искони составляло «родину», книга эта как-то особенно становится радостной, — писал Есенин в 1919 году. — Даже и боль ее, щемящая, как долгая заунывная русская песня, приятна сердцу, и думы ее в четких и образных строчках рождают милую памяти молитву (выделено мной. — О.В.), ту самую молитву, которую впервые шептали наши уста, едва научившись лепетать: «Отче наш, иже еси...» (5, с. 184-185).

Анализ духовного контекста есенинского творчества со всей очевидностью показывает, что поэт прекрасно знал основной корпус текстов «Православного молитвослова». Раннее приобщение к молитвенной практике было обусловлено влиянием деда и бабушки, с трехлетнего возраста водившей внука по окрестным монастырям. В стихотворении «Письмо деду» (1924) поэт памятливо воссоздает названия молитв, которым обучал его дед: «Достойно есть» и с «Отче наш», «Символ веры».

Азы духовных дисциплин Есенин постигал в Константиновском земском четырехгодичном училище в 1904-1909 годах. Постановка учебного процесса здесь была достаточно серьезной. Начиная с 1 класса изучались не только Закон Божий, но и «чтение и письмо церковнославянское», в 4 классе уже на более системной основе преподавался церковнославянский язык, чтение Евангелия с переводом на русский язык. Каждому ученику выдавался «Учебный часослов» Широко практиковались классные сочинения на духовные темы: «Храмовый праздник», «Встреча Пасхи», «Троицын день», «Путешествие в Богословский монастырь» От учащихся требовалось твердое знание молитв3.

Важно отметить и факт непосредственного участия юного Есенина в праздничных службах родного прихода. Как вспоминала его односельчанка и сверстница М.И. Копытова, «по большим праздникам он в церкви на клиросе пел. Голос у него был мягкий, немного сиповатый. А мы подойдем поближе и дергаем его. Он терпит, терпит, а потом рассмеется. Батюшка так грозно на него посмотрит, он затихнет»4.

Знание молитвенных текстов, сыгравшее впоследствии большую роль в обогащении поэтического лексикона и образного мышления Есенина, было особенно глубоко усвоено им в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, где будущий поэт обучался в 1909-1912 годах.

В фондах Спас-Клепиковского филиала Государственного музея-заповедника С.А. Есенина хранятся неопубликованные либо малоизвестные широкому кругу исследователей воспоминания однокашников Есенина, а также других учащихся, заканчивавших данное учебное заведение примерно в те же годы. Из воспоминаний явствует, что участию в богослужениях и молитвословию в школе уделялось большое внимание. Так, учащиеся обязаны были регулярно посещать местную Спасо-Преображенскую церковь.

По свидетельству сверстника Есенина К.С. Марушкина (1896 г. р.), «все ученики в субботу и воскресенье ходили в церковь, пели в ученическом хоре, помогали во время службы» 5. Любимый учитель юного Есенина, преподаватель словесности Е.М. Хитров, которому будущий поэт нес на суд свои первые, еще незрелые творческие опыты, «был регентом в церкви, водил учеников в церковь петь псалмы» (воспоминания И.П. Поскрякова). Это подтверждают и сестры В.В. и А.В. Осокины: «Брат наш учился в Спас-Клепиковской школе, рассказывал нам позднее, как ходили ученики в церковь петь псалмы. Как зубрили молитвы на уроках «Закона Божьего»: спрашивали строго, чтоб назубок знали молитвы».

Соученик Есенина А.Н. Чернов отмечал, что «уроки начинались чтением молитвы». Кроме того, учебным распорядком школы предусматривалась своеобразная литургическая практика: «Нам вменялось в обязанность читать шестипсалмие в церкви во время всенощной, по очереди»6.

«Каждый день, утром и вечером, в присутствии дежурного учителя, на молитвах мы клали земные поклоны, а в предпраздничные дни вечером и в праздничные утром нас гоняли в церковь, которая была расположена метрах в двухстах от нашей школы», — вспоминал учившийся вместе с Есениным В.В. Зньгшев7.

Религиозная жизнь в Спас-Клепиковской школе, готовившей учителей школ грамоты, большинство из которых после дополнительных испытаний становились учителями церковно-приходских школ, была действительно насыщенной.

Поскольку престольным в селе Спас-Клепики, большом волостном центре, был праздник Преображения Господня, отмечавшийся ежегодно 19 августа (и доныне отмечаемый как День города), в школе поддерживалась особая традиция его почитания. Как явствует из воспоминаний А.Г. Батиной (1899 г. р.), «перед началом учебного года всех учеников собирали перед этой иконой, читали молебен (вновь поступившие тоже). Были тут и родители новеньких, кто мог присутствовать»8.

Наставники следили за духовным чтением воспитанников. «Читали книги русских классиков, но имелось и много церковной литературы», — вспоминал обучавшийся в школе К.С. Марушкин (1896 г. р.)9. «У каждого ученика было Евангелие, учебное, небольшое, нам выдавали», — свидетельствовал М.Н. Молчанов, 1898 г. р., учившийся двумя классами младше Есенина10.

В числе духовных дисциплин Есенин и его однокашники изучали Закон Божий, церковную, общую и русскую историю, церковное пение, церковнославянский язык и раскол. Впоследствии в одной из своих «Автобиографий» Есенин вспоминал, что из Спас-Клепиковской школы он вынес «крепкое знание церковнославянского языка» (7, с. 15), а, следовательно, и знание богослужебных текстов и молитв, которые привлекались учителями в качестве основного дидактического материала.

Внутреннюю жизнь церкви Есенин мог наблюдать не только в рамках обязательных посещений службы, которые были предписаны учащимся. Порой этому способствовали и другие обстоятельства. Его одноклассник Артем Чернов вспоминал: «В летнюю пору, во время каникул, многие школьники разъезжались по домам Мы с Сергеем оставались в Клепиках. Чтобы иметь хоть немного денег, шли в церковь. Помогали обряжать батюшку перед молебнами, выполняли другие поручения» 11,

Возможно, именно отсюда у Есенина такое исчерпывающее знание культовых предметов службы и различных видов церковных облачений, отразившееся в его стихах (епитрахиль, орарь, стихарь, риза, скуфья, ряса, плат и т п.).

Большое влияние оказала на Есенина молитвенная и церковно-гимническая поэзия. Произведения поэта свидетельствуют о его глубокой осведомленности в основных жанрах церковной гимнографии Среди них — тропарь («Край родной! Тропарь из святцев...»; «Взрыкает рыбка сонный тропарь..»), канон («Богомолки идут на канон...», «Троицино утро, утренний канон...», «Служи, чернильница, лесной канон...», «Понесут нас в церковь на мирской канон...»), псалом («С голубизны незримой кущи / Струятся звездные псалмы...»).

Есенин включает в свои стихи мотивы специальных молебнов и молебных пений: в их числе — молебен против бездождия («Засушила засуха засевки...»), заупокойная лития («Поминки»), панихидная служба в церкви («Занеслися залетною пташкой...»).

Чтение Псалтири как акт заупокойной службы воссоздается Есениным в стихах, пронизанных трагическими мотивами, вызванными лишениями первой мировой войны:

Занеслися залетною пташкой

Панихидные песни к нам.

Родина, черная монашка,

Читает псалмы по сынам...

(«Занеслися залетною пташкой...»)

Тематически связана с этим стихотворением и «Молитва матери», навеянная теми же военными событиями:

Молится старушка, сына поминает.

Сын в краю далеком родину спасает.

(«Молитва матери»)

В произведениях поэта представлен широкий спектр молитвенных текстов — в форме дословных цитат или реминисценций, вариаций, мотивов. В их числе нами отмечены: Иисусова молитва, молитвы Пресвятой Богородицы, молитва за отечество, поминальная молитва, фрагменты покаянных и «хвалитных» псалмов, богослужебных песнопений, исполняемых на Всенощной во время пасхальной литургии, акафистов «Иисусу Сладчайшему» и «Святителю Николаю» и т. д.

Важно отметить, что молитвенные мотивы с разной степенью интенсивности проявляются на разных этапах творческого пути Есенина, хотя для каждого из них характерен определенный доминирующий тип молитвы.

В ранний период творчества лирический герой Есенина — странник, скитающийся по равнинам родной земли, — чаще всего творит молитву под открытым небом, в чем проявляется влияние традиции христиано-языческого двоеверия, древнеславянского культа Матери-земли и ранних народных ересей, связанных с христианизированным землепоклонством (стригольничеством). Эти молитвы, обращенные к природным стихиям, земле и небу, явлениям крестьянского быта, способствуют воссозданию образа мира-храма в его стихах: «Я молюсь на алы зори...» («Я пастух, мои палаты...»), «Я странник убогий, / Молюсь в синеву...» («Я странник убогий...»).

В «библейских» поэмах 1917-1919 годов более отчетливо звучит соборная общественная молитва, активнее проявляют себя церковно-гимнографическая и псалмодическая традиции, акафистные песнопения. Заметно усиливаются интонации духовной риторики, элементы прямого Богообщения: «Господи, я верую!» («Пришествие»).

В период духовного кризиса и разочарования в революционных иллюзиях относительно построения крестьянского рая на земле, наряду с апокалиптическими мотивами, усиливается введение элементов заупокойных молитв, панихидных пении («За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез...»; «Только мне, как псаломщику, петь / Над родимой страной аллилуйя»).

В последние годы жизни в поэзии Есенина заметно влияние мотивов и интонаций покаянной молитвы: «Слишком я любил на этом свете / Все, что душу облекает в плоть...»; «Думы мои, думы! Боль в висках и темени. / Промотал я молодость без поры, без времени...».

Эволюционирует и само молитвенное сознание лирического героя, его отношение к молитве.

Лирическому герою ранней поэзии Есенина еще ведомо чувство «иноческого» трепета от самого присутствия в храме («Я стоял, как инок, в блеске алом...»). Но уже и в эти годы он порой считает себя слишком грешным для искренней молитвы и передоверяет молитву о своей «погибшей» душе другому лицу, памятуя о том, что, согласно традиции, праведникам и праведницам дано право отмаливать чужие грехи. Так, чином «сугубой ектений» предусматривалась специальная молитва «о прощении и оставлении грехов рабов Божиих», а чином «великой ектений» — о спасении «путешествующих, недугующих, страждущих», с чьей судьбой есенинский «вечный странник», видимо, соотносил свой скитальческий удел:Кроток дух монастырского жителя. Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом Спасителя За погибшую душу мою...

(«За горами, за желтыми долами...»)



О, помолись и за меня, За бесприютного в отчизне...

(«В зеленой церкви за горой...»)

Религиозное чувство, однако, вросло в сознание его лирического героя так глубоко, что порой проявляется почти инстинктивно: «И на известку колоколен /Невольно крестится рука...». Молитва еще способна была вызвать в нем искреннее волнение:

В церквушке за тихой обедней Выну за тебя просфору, Помолюся за вздох последний

И слезу со щеки утру...(«Занеслися залетною пташкой...»)



Ты прости, что я в Бога не верую. Я молюсь ему по ночам.. Так мне нужно. И нужно молиться И, желая чужого тепла,Чтоб душа, как бескрылая птица,От земли улететь не могла.

(«Синий день. День такой синий...»)

Влияние молитвы сказывается не только на содержании, но и на поэтической структуре есенинских стихов. Так, молитвенный, а точнее - «акафистный» стилевой элемент содержится, по нашему мнению, в стихах, посвященных Родине. Для акафистной молитвы характерно обилие метафорических перифраз, украшающих имена Христа, Богородицы или святого затейливой словесной вязью. Например, о Пресвятой Богородице говорится:

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово...

О Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли!12

В «Акафисте Пресвятой Богородице» ей даются многообразные красочные характеристики: «заря таинственного дня», «древо светлоплодовитое», «цвет нетления», «лестница небесная», «дверь спасения», «нерушимая стена» и т. п.

Лингвопоэтический анализ показывает, что есенинские поэтические обращения к родине строятся по той же аналогии: в форме лирико-патетического обращения с усилительной частицей «о», с распространенным эпитетом-приложением, с орнаментальной красочностью метафорических образов:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку...

(«Запели тесаные дроги...»)

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую…

(«Руси»)

«Акафистный» стиль в стихах Есенина о родине мотивируется особым почитанием Богородицы как небесной покровительницы Руси в крестьянской среде, отсюда естественный параллелизм этих образов в произведениях поэта:

О Русь, Приснодева, Поправшая смерть! Из звездного чрева Сошла ты на твердь.

(«Пришествие»)

«Молитвословный» элемент выполняет в произведениях Есенина многообразные художественные функции. В прозаических опытах (рассказ «У Белой воды», повесть «Яр») это проявляется особенно ярко. Так, в повести «Яр» молитв органично включается в духовно-бытовой фон крестьянской жизни, в структуру психологического портрета персонажа и речевой характеристики, фрагменты православных молитв рассыпаны здесь по всему тексту произведения. По нашим подсчетам, их более 10. Среди них такие общеизвестные в крестьянском обиходе, как «Иисусова молитва» (5, с. 113) и «Отче наш» (5, с. 137).

«Молитвословный» элемент повести связан в ней с образами двух праведников — Натальи и Анисима Каревых, которые, получив горестное известие о гибели единственного сына, приняли решение посвятить остаток своих дней Богу. Наталья отправилась «по православным монастырям поминать новопреставленного Константина» (5, с. 60), а Анисим, побывав на богомолье «у Сергия Троицы», решил идти в монахи. Исполнение молитв отныне становится неотъемлемой частью их жизни, чем и мотивируется широкое включение молитвенных текстов в художественную ткань есенинской повести.

Направляясь в Печерскую Лавру «мощам поклониться», Наталья в ходе своего нелегкого пешего пути, идя с костылем, «о Киеве думает, ризы божеские бластятся» (5, с. 113), по дороге творит молитву Иисусу «Господи, помилуй меня, грешную» (5, с. 143).

Анисим в своей келье монастырской просфору «кусает зубами качающиеся, молитву хлебу насущному читает» — «Отче наш» (5, с. 137); потеряв всех родных, не ропщет, однако, на свою судьбу, а со скорбью глядя на рушник, вышитый руками погибшей снохи, смиренно возносит Богу свою молитву, уподобляясь многострадальному библейскому Иову: «Слава Тебе, Христе Боже наш, Слава Тебе» (5, с. 138).

Порой происхождение тех или иных включенных в повесть молитв установить довольно трудно, поскольку Есенин сокращает и видоизменяет текст первоисточника

Анализ молитвенных текстов, включенных в повесть, и их сопоставление с каноническими аналогами показывает, что в целом ряде случаев мы имеем дело с авторскими вариантами известных молитв, по существу, с опытом самостоятельного есенинского молитвотворчества.

Так, молитва Натальи Каревой «Мати Дево, все принимаю на стези моей, пошли мне с благодатной верой покров твой» (5, с. 61) не находит своего полного соответствия в «Православном молитвослове», а является вольной авторской контаминацией мотивов тропаря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, который он мог слышать в престольный праздник в константиновской церкви, носящей ее имя («Мати Господа Всевышнего, всем полезная даруй и вся спаси. Богородице Дево: Ты бо сей Божественный покров рабам своим»13), и молитвы в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы («Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла»14).

Авторское «участие» в создании новой молитвы явственно просвечивает в характерном для Есенина мотиве благостного восприятия жизни (в молитве — «Все принимаю на стези моей...», а в одном из стихотворений того же периода — «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть...») (1, с. 39).

Еще более ярким примером «авторской» молитвы, внутренне связанной с образным миром есенинской поэзии, является молитва Анисима Карева, которую он возносит, вернувшись в родные края после длительного подвижничества в монастыре: «Свете тихий, вечерний свет моей родины, прими наши святые славы» (5, с. 132).

Первоисточником этого молитвословия является широко известное духовное песнопение «Свете тихий...», исполняемое во время Великой Вечерни на Всенощном Бдении: «Свете тихий, святые славы Бессмертного Отца Небесного, Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго духа. Бога. Достоин еси во все времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй; тем же мир Тя славит» 15.

Сохраняя ключевые образы «свете тихий», «свет вечерний», «святые славы», пронизанные особой духовностью и поэтичностью, Есенин вносит существенный «авторский» элемент в молитву своего героя — тему родины, к которой и обращается, по существу, истосковавшийся вдалеке от нее Анисим, нарушая тем самым все строгие церковные каноны. Из его уст мы слышим молитву родине (а не Богу), что с совершенной очевидностью выявляет в ней «авторское» участие, чисто есенинский мотив поклонения родной земле, в котором всегда присутствовал элемент почти религиозного культа («О Русь, покойный уголок, / Тебя люблю, тебе и верую», 1, с. 115).

Песнопение «Свете тихий...», исполнявшееся на Всенощной, было, по всей видимости, особенно дорого Есенину, оно питало его образную мысль в разные годы (ср. «Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза...», 1915). Образ «вечернего света» как знака высшей духовности, благословения и любви к родному дому появится у него почти десять лет спустя в известном стихотворении «Письмо матери» (1924). Проследим духовно-эстетический генезис этого образа.

В плане лингвопоэтики «тот вечерний несказанный свет» являет собой сложное символическое целое, каждая часть которого, включая местоимение «тот», указывает на «инобытийное» происхождение образа, освященного церковно-гимнографической традицией.

При этом словосочетание «несказанный свет» рождено творческой интуицией самого Есенина, хотя и имеет очевидные параллели в богослужебных текстах, например, в образе «несозданного света»16 из «Акафиста Святителю Николаю» или «неизреченного света» в «Акафисте Пресвятой Богородице»17.

Образ же «вечернего света», эмоционально мотивированный в есенинском стихотворении сыновней нежностью к стареющей матери и подтекстовой параллелью «старость — вечер жизни», имеет свою духовную традицию. Он восходит к уже называвшемуся выше богослужебному песнопению «Свете тихий...», традиционно воспринимаемому в церковной практике как «гимн на возжжение светильников». Духовная история и поэтика этого знаменитого песнопения глубоко исследована известным ученым С.С. Аверинцевым, отмечающим, что в основе его лежит поэтическое уподобление Божественного Логоса, ради людей смягчившего свое непереносимое для глаза сияние и представшего в смиренном человеческом облике, - «свету вечернему»18.

В позднейшей литургической традиции, однако, наряду с этим образом стали использовать своеобразный «антонимический синоним», также закрепившийся как метафорическая перифраза имени Христа: «Свет невечерний» (например, в молитве 7-й (утренней) к Пресвятой Богородице «Яже Свет невечерний рождая, душу мою ослепшую просвети. .»)19.

Эта духовная метафора послужила названием известного богословского сочинения о. С. Булгакова «Свет невечерний», но значительно раньше она нашла отражение в стихотворении известного русского поэта-славянофила, горячего проповедника идей русской соборности А. С Хомякова:

Господи, путь наш меж камней и терний,

Путь наш во мраке... Ты, Свет невечерний,

Нас осияй!

(«Вечерняя песнь»)

Интуитивно точно вписанный Есениным в житеиско-бытовой контекст стихотворного послания христианский образ-архетип неожиданно обнаружил в нем новые грани своего традиционного семантического ореола, пронизав свечением высшей духовности вечную тему матери и сына.

В новом лирическом контексте образ «вечернего несказанного света» получил многосмысленное духовное толкование как знак высшего благословения родительскому дому, осеняющего своим животворным Покровом материнский очаг, как молитва Христу, имя которого «зашифровано» в метафоре, как таинство света Преображения, льющегося с «небесной» иконы.

«Письмо матери» представляет собой, по существу, полемическую интерпретацию богородичной молитвы.Поэт адресует традиционные «акафистные» определения («помощь», «отрада», «несказанный свет») родимой «старушке». Всенародную популярность этого стихотворения можно объяснить именно тем, что в безрелигиозную эпоху поэт сумел найти глубоко укорененному в народной душе архетипу Богородицы земной аналог - святую материнскую любовь, создать, по существу, светскую молитву, обращенную к Матери человеческой.

Итак, поэтический стиль многих произведений Есенина духовно и эстетически ориентирован на традиции православной молитвы, на жанры и стили церковной гимнографии (канон, тропарь, псалом, акафист). Поэтический текст Есенина, с точки зрения его идиостиля, часто воспроизводит структурно-семантические особенности молитвы как духовно-эстетического целого. Эмоциональная аура молитвы формирует чувство храма в поэтическом мироощущении Есенина, преобразуя его лирику во вдохновенную молитву родине, русской природе, отчему дому.

доктор филологических наук, профессор РГУ Ольга Воронова (Рязань)

Печатается в сокращении (статья взята с сайта http://www.voskres.ru/school/esenin.htm)


























Яндекс.Адреса
Рубрики:  Остальное

Просьба

Понедельник, 19 Февраля 2007 г. 16:40 + в цитатник
laurena (С_А_Есенин) все записи автора прошу отредактировать эпиграф дневника.самую первую строчку.надеюсь на ошибки указывать не надо,сами догадаетесь..

Сергей Есенин:О себе

Понедельник, 19 Февраля 2007 г. 16:37 + в цитатник
laurena (С_А_Есенин) все записи автора Родился в 1895г,21 сентября,в Рязанской губернии,Рязанского уезда,Кузьминской волости,в селе Константиново.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери,у которого было трое взрослых неженатых сыновей,с которыми протекло всё моё детство.Дядья мои были ребята озорные и отчаянные.Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.Я помню,что очумел и очень крепко держался за холку.Потом меня учили плавать.Один дядя(дядя Саша) брал меня в лодку,отъезжал от берега,снимал с меня бельё и,как щенка,бросал в воду.Я неумело и испуганно плескал руками,и пока не захлёбывался,он всё кричал:"Эх,стерва!Ну куда ты годишься?.."."Стерва" у него было слово ласкательное.После ,лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку,плавал по озёрам за подстреленными утками.Очень хорошо лазил по деревьям.Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в чарапинах.За озорство меня ругала одна только бабка,а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке:"Ты у меня ,дура,его не трожь,он так будет крепче!".Бабушка любила меня из всей мочи ,и нежности её не было границ.По субботам меня мыли,стригли ногти и гарным маслом гофрили голову,потому что ни один гребень не брал кудрявых волос.Но и масло мало помогало.Всегда я орал благим матом,и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло моё детство.Когда же я подрос,из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу,окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт.К счастью,этого не случилось.
Стихи я начал писать рано,лет девяти,но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице".
Восемнадцати лет я был удивлён,разослав свои стихи по журналам ,тем,что их не печатают, и поехал в Петербург.Там меня приняли весьма радушно.Первый,кого я видел,был Блок,второй-Городецкий.Когда я смотрел на Блока,с меня капал пот,потому что в первый раз видел живого поэта.Городецкий меня свёл с Клюевый,о котором я раньше не слыхал ни слова.С Клюевым у нас завязалась при сей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Унивеситет Шанявского,где пробыл всего 1,5 года,и снова уехал в деревню.
В унивеситете я познакомился с поэтами Семеновским,Наседкиным,Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок,Белый и Клюев.Белый дал мне много в смысле формы,а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма.Имажинизм был формальной школой,которую мы хотели утвердить.Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой,оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался,но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям,из-за неё у нас вечно ютились всякие странники и странницы.Распевались разные духовные стихи.Дед напротив.Был не дурак выпить.С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После,когда я ушёл из деревни,мне долго пришлось разбираться в своём укладе.
В годы революции был всецело на строне октября,но принимал всё по-своему,с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений,-они в моих стихах.

Октябрь 1925г.
Сергей Есенин.

x x x

Среда, 14 Февраля 2007 г. 23:40 + в цитатник
Ирок (С_А_Есенин) все записи автора
 
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля!  И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

1924
 
Рубрики:  Стихи

***

Вторник, 09 Января 2007 г. 18:44 + в цитатник
Миссис_из_шкафа (С_А_Есенин) все записи автора

Сорри если этот стих ужо был! Но вот мой любимый из творчества Есенина!

Ты сказала, что Саади

Целовал лишь только в грудь.

Подожди ты, бога ради,

Обучусь когда-нибудь!

Ты пропела:

"За Евфратом Розы лучше смертных дев".

Если был бы я богатым,

То другой сложил напев.

Я б порезал розы эти,

Ведь одна отрада мне -

Чтобы не было на свете

Лучше милой Шаганэ. И не мучь меня заветом,

У меня заветов нет.

Коль родился я поэтом,

То целуюсь, как поэт.


Без заголовка

Понедельник, 18 Декабря 2006 г. 12:58 + в цитатник
Плесень (С_А_Есенин) все записи автора Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
"Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой".
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.

"Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу".
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,-
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Рубрики:  Стихи

Без заголовка

Понедельник, 18 Декабря 2006 г. 12:57 + в цитатник
Плесень (С_А_Есенин) все записи автора Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

( 1910 )
Рубрики:  Стихи


Поиск сообщений в С_А_Есенин
Страницы: [2] 1 Календарь