Пьетро Антонио Ротари (Pietro Antonio Rotari), 1707-1762. Италия-Россия |
Граф (?) Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри (итал. Pietro Antonio Rotari; 30 сентября 1707 [по другим сведениям 1710], Верона — 31 августа 1762, Санкт-Петербург) — итальянский придворный живописец-портретист, работавший после 1756 года в России
Учился сначала у Роберта Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Франческо Солимена в Неаполе. Из ранних работ известны несколько образов для Веронской церкви, картины «Св. Людовик», «Вознесение» (обе в Падуе), «Рождество Богородицы» (в Риме). В 1750 году переехал в Вену, затем работал в Дрездене и Мюнхене. Из дрезденских работ известны «Портрет Карла, герцога Курляндского», «Св. Иаков», «Св. Магдалина», «Бегство в Египет», «Монах»; из мюнхенских — «Прерванный сон» и «Плачущая девочка». При саксонском дворе в Дрездене работал также придворным живописцем.
1750 (после) Женщина в золотистой куртке и меховой шапке с золотой кисточкой (Woman with Gold Jacket, Fur Hat with Gold Tassel) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
В 1756 году переехал в Санкт-Петербург, получив приглашение от императрицы Елизаветы Петровны работать при российском дворе. Художник быстро вошёл в моду благодаря лёгкой и комплиментарной манере письма. Его деятельность в России была необыкновенно плодотворна — он создал десятки придворных портретов, выполненных на заказ, а также множество так называемых «головок» — небольших портретов девушек или юношей в национальных костюмах. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф. С. Рокотов и И. П. Аргунов.
1756-1762 Портрет графини А.М. Воронцовой (Portrait of Countess A.M. Vorontsova) Санкт-Петербург, Эрмитаж
Художник работал в основном над заказными портретами и, по словам его современника Я.Штелина, «написал почти весь двор и множество частных лиц и дам». Его произведения, исполненные в стиле рококо, отличаются манерной грациозностью и многоцветной, но приглушенной колористической гаммой.
1750 (после) Женщина в клетчатом шарфе с кружевной отделкой (Woman with Plaid Scarf with Lace Trim) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
Особенно характерны для его творчества идеализированные изображения женских голов и жанровых фигурок, которые высоко ценились при дворе. В России Пьетро Ротари занимался также преподавательской деятельностью, имел частную школу живописи, в которой совершенствовался А.П.Антропов и другие художники, его советами пользовался Фёдор Рокотов. Его творчество оказало большое влияние на многих русских портретистов, произведения Ротари многократно копировались.
Умер в Санкт-Петербурге в 1762 году.
Девушка с черной маской (A girl with a black mask) Ломоносов, Дворец Ориниенбаум
На протяжении всей своей жизни художник интересовался костюмами и любил рисовать идеализированные портреты моделей в разнообразных одеждах с национальным колоритом. Ещё в 1760 году Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 таких работ, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в мастерской. Художник слыл большим знатоком костюма; среди портретов есть модели в польских, венгерских, турецких, русских и т. д. Всего набралось около четырёх сотен портретов, выполненных в одной манере и связанные одной темой. Екатерина II решила украсить работами Ротари один из интерьеров Большого Петергофского дворца. В 1764 году по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин в зале, именуемом сейчас Картинным (другое название зала — Кабинет мод и граций). В зале представлено самое крупное собрание работ художника: 368 полотен занимают почти всю площадь стен. Некоторые работы созданы Ротари ещё до приезда в Россию, но большинство написаны здесь.
Такие же полотна художника представлены в Оранниенбауме и Архангельском. В Китайском павильоне Оранниенбаума по замыслу Екатерины II устроен Кабинет Ротари, в нём представлены 22 работы художника; в Архангельском есть Салон Ротари.
1750 (после) Женщина с черным кружевным шарфом (Woman with Black Lace Scarf) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
1750 (после) Женщина в красном пальто с кружевной отделкой (Woman with Red Coat with Fur Trim) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
1750 (после) Портрет женщины в зеленом жилете (Portrait of a Woman with Green Vest) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
1750 (после) Портрет женщины в синем шарфе и полосатой шали (Portrait of a Woman with Blue Scarf and Striped Shawl) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
1753-1756 Спящий мальчик (Boy Sleeping) Частное собрание
1755 (ок) Молодая женщина, пишущая любовное письмо (Young Girl Writing a Love Letter) Пасадена, Музей Нортона-Саймона
1755 Девушка в красном платье (A Girl in a Red Dress) Техас, Эль-Пасо, Художественный музей
1755 Девушка в синем платье (A Girl in a Blue Dress) Техас, Эль-Пасо, Художественный музей
1756-1762 Молодая женщина (A young Woman) Амстердам, Рексмузеум
1756-1762 Молодая женщина с книгой (A Young Woman with a Book) Амстердам, Рексмузеум
1756 Александр Македонский и Роксана (Alexander the Great and Roxane) Санкт-Петербург, Эрмитаж
В русских собраниях мало известны большие композиции Ротари. Приехав в Россию в 1756 году, этот художник занимался в основном портретной живописью и всегда имел большой успех. Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II одинаково благоволили ему. Полотно «Александр и Роксана» было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для ее дворца в Ораниенбауме. Эпизод из истории Александра Великого (356 - 323 гг. до н. э.) восходит к сочинению Плутарха (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Александр, XLVII). При осаде одной из крепостей Бактрии, восточной части персидской державы Дария III, была пленена Роксана, дочь бактрийского сатрапа. Желая найти поддержку у персидской знати, Александр вступил с нею в брак. Ротари представил встречу Александра с Роксаной. Царевна в окружении рыдающих служанок скромно стоит перед изумленным полководцем. Картина выдержана в холодных, как бы разбеленных тонах. Нежные голубые, розовые, желто-коричневые краски складываются в изысканную гамму, придавая классической композиции изящество и легкость рококо.
1760-1762 Девушка с цветком в волосах (A Girl with a Flower in Her Hair) Вашингтон, Национальная галерея
1756-1762 Молодая женщина с веточкой жасмина (Young Woman with a Sprig of Jasmine) Миссури, Колумбия, Музей искусства и археологии
1760-1762 Спящая девушка (A Sleeping Girl) Вашингтон, Национальная галерея
1762 Екатерина Петровна Гольштейн-Бек, позже княгиня Барятинская (Ecaterina Petrovna Holstein-Beck, Later Princess Bariatinsky) Пасадена, музей Нортона-Саймона
Встреча Александра Македонского и Роксаны за занавесом-обманкой (The Meeting of Alexander the Great and Roxana, Behind a Trompe-l'oeil Curtain) Частное собрание
Голова девушки (Head of a girl) Частное собрание
Диана, прислонившаяся к дереву (Diana, leaning to a tree) Частное собрание
Крестьянская девушка в профиль (A Peasant Girl In Profile Wearing a White Scarf) Частное собрание
Мадонна на молитве (The Madonna At Prayer) Частное собрание
Молодая женщина в красном с меховой отделкой пальто (Young woman in a red, fur-trimmed coat) Частное собрание
Плачущая девушка (Young girl crying) Частное собрание
Портрет аббата (Portrait of Abbot) Санкт-Петербург, Эрмитаж
Портрет графини В.А.Шереметевой (Portrait of Countess V.A.Sheremeteva) Санкт-Петербург, Эрмитаж
Портрет дамы с лютней (Portrait of a lady playing the lute) Частное собрание
Портрет девушки (Portrait of a young girl) Частное собрание
Портрет девушки (Portrait of a young girl) Частное собрание
Портрет девушки в голубом платье и наглавнике (Portrait Of a Russian Girl In a Blue Dress And Headdress) Частное собрание
Портрет девушки в крестьянском костюме (Portrait of a Young Woman in peasant Costume) Частное собрание
Портрет девушки, прячущей взгляд (Portrait of a young girl, hiding her eyes) Частное собрание
Портрет женщины в белой одежде (Portrait Of Woman In White Robe) Частное собрание
Портрет женщины с белым платком (Portrait of a young woman with white headscarf) Частное собрание
Портрет молодой дамы (Portrait of a Young Lady, Bust Length) Частное собрание
Портрет молодой дамы в кружевном чепце (Portrait of A Young Lady with A Lace Cap) Частное собрание
Портрет молодой женщины (Portrait of A Young Woman) (атр) Частное собрание
Портрет принца Фридриха Кристиана Саксонского (Portrait of Prince Frederick Christian of Saxony) Частное собрание
Портрет улыбающейся девушки с жемчужной сережкой (Portrait of a smiling girl with a pearl earring) Частное собрание
Чтение письма (Reading a letter) Частное собрание
Рубрики: | Живопись,картины /авторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |