-Метки

90-е covid-19 xix век xx век xxi век youtube авиация азия анти-ностальгия армиигры армия армия и флот армия россии архитектура африка аэрофотосъёмка безопасность благодатный огонь большевизм брикс великобритания видео возлядовская воспитание воспоминания время-вперёд! вторая мировая война германия гимнастика грузия демография день россии дети детство европа евросоюз ес женщина живопись жизнь жития святых здоровье здравоохранение зерновая сделка изобразительное искусство индейцы интервью история зарубежных стран история православной церкви история россии канада керчинский мост кино китай коронавирус космос крым культура ленинград либерализм литература литературная критика медицина мемуары менталитет мнение москва мужчина музыка нато новосибирск нытики о нас о себе образование общество отечественная история пандемия пасха патриотизм педагогика песня политика политинформация поэзия права человека православие православная архитектура праздники президент притча пропаганда психология публицистика путин пятая колонна развитой социализм расизм регресс рисунок родители и дети российская империя русская литература санкт-петербург санкции сво святоотеческая литература северная америка сельское хозяйство семья серебряный век сибирь сирия события советский союз современная россия социальные службы спорт статистика стихи сша такер карлсон теракт терроризм техника транспорт третий город турция угроза украина философия финансы фотографии ссср фотография франция школа экология экономика экспорт эмиграция ювенальная юстиция юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -_Solo_-

 -Подписка по e-mail

 


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Вторник, 17 Января 2012 г. 16:03 + в цитатник
Цитата сообщения причастник ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

 (482x336, 57Kb)

 Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь

 

 

Историк В.О. Ключевский писал о том, что русское монашество – это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; cтремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Решение о возрождении монастыря и о постепенной передаче участка Русской Православной Церкви было принято в 1993 году. Как и в Александро-Невской лавре, здесь также покоились останки известных деятелей нашей культуры – политических деятелей 19 века, архитекторов, священнослужителей, полководцев. Однако во времена хрущёвской оттепели все монастырские постройки были окончательно снесены, а усыпальницы сровняли с землёй. После  запустения и разрухи, вызванной революциями и войнами, шаг за шагом восстанавливается деятельность монастыря. В воскресной и общеобразовательной школах проходит первый учебный год. Но начнём по порядку о том, кто прославил эту обитель.

 (394x476, 41Kb)

 

Венчавшись на царство в Москве, как и все российские самодержцы, Анна Иоанновна совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Будучи поражена благолепием древней обители, она возжелала, чтобы имя Святой Троицы и преподобного Сергия прославилось на берегах Балтики так же, как оно прославлено в окрестностях Первопрестольной. Для этой цели духовнику Императрицы архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму (Высоцкому) была отдана в вечное владение приморская дача, прежде принадлежавшая сестре Государыни Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской. Таким образом, осенью 1732 года в 19 верстах от Петербурга была основана новая обитель, называвшаяся в первые годы «Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей».

 Сохранилось всего три прижизненных портрета Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого. Да и те смахивают скорее на карикатуры, чем на серьёзную попытку передать характер императрицы. Разве что этот, - где художник, не стараясь вырисовывать аксессуары, не приукрашивая и не впадая в шаржирование, постарался передать особенности её облика.

  (472x289, 32Kb)

 Первое время на центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённая из усадьбы царицы Параскевы Федоровны и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви располагались монашеские кельи и каменный дом настоятеля.

 (567x403, 54Kb)

 На снимке видны три храма и несколько надгробий, возведённых на протяжении двух веков. Ни одна их этих построек не уцелела.

  (699x437, 68Kb)

 В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли. В 1760 году, по проекту П.А. Трезини, под смотрением Б. Б. Растрелли (первая его работа в России), - был завершен пятиглавый каменный собор - во имя Святой Живоначальной Троицы. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг. – церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные стены и башни, вместо деревянных.

  (699x470, 99Kb)

Императрица Елизавета Петровна

 В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым. Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

 

 (700x505, 113Kb)

 Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построен в 1763 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Это первая работа зодчего в России.  В 1960-е годы собор взорван.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами. В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

 (699x432, 77Kb)

Пётр III и Екатерина II

 Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Игнатий Брянчанинов, ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

  (700x477, 65Kb)

 

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов (гимн «Боже, царя храни») писали  свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора. Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).  

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

 

Хозяйство на этом крошечном участке было настолько налажено, что своего урожая монастырю хватало на целый год. Масло и молоко в дальнейшем также не покупали. Монастырский фруктовый сад был приведен в отличное состояние, - в нем имелось 300 яблонь и 100 вишен.

  (640x424, 91Kb)


 (523x352, 58Kb)


 Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова, М.И. Скотти. Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства.  При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.Г. Кушелева.

В 1884 году Игнатием Малышевым вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови», храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.

  (700x349, 55Kb)


 (700x492, 102Kb)

интерьер Воскресенского храма, 1890-е годы
Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. Из монашеской братии пустыни по  традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

 (640x425, 71Kb)

внутренний вид Воскресенского храма, 1909 год

 По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что  в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали – за семена пшеницы и ячменя.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

 (700x448, 92Kb)

  (699x388, 64Kb)

 В 1843 году началась постройка каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строилась на средства князя М. В. Кочубея, над могилой его супруги Марии Ивановны, урождённой Барятинской. Проект храма был составлен в норманнском стиле, строили его архитекторы Р. И. Кузьмин и Г. Г. Боссе. Церковь представляла собой копию знаменитого Флорентийского собора.

Внизу: храм прп. Сергия

  (699x486, 87Kb)

внутренний вид Сергиевского храма, 1898 год

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г. графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна. В подземной части этой церкви – фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище – представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского». Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки  А. В. Суворова и М. И. Кутузова.


 (700x477, 73Kb)

 

 (699x410, 80Kb)

 (700x458, 85Kb)

 Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи – усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

 (700x285, 74Kb)

 (514x698, 185Kb)Крест над могилой архитектора А.М. Горностаева (+1862)

 Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. В 1931 году монастырь полностью прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Был составлен проект реставрации Троицкого собора, но в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

 (700x297, 76Kb)

 

 

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

 (567x425, 104Kb)

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построен в 1859 году стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и его преемника архимандрита Игнатия (Малышева) по проекту архитектора А.М. Горностаева

 (662x496, 112Kb)

 (524x374, 71Kb)

 (700x500, 178Kb)

 В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В 2009 году открылись воскресная и общеобразовательная школы. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя – необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

  (510x699, 169Kb)

 (699x524, 169Kb)

 

 (700x602, 141Kb)

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку