-Метки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 745


АМОН

Понедельник, 24 Сентября 2012 г. 17:02 + в цитатник

Государства и народы Междуречья, Северной Африки и Средиземного моря в древности были связаны между собой торговыми путями между Азией, Африкой и Европой. Египет в этом отношении занимал особое узловое местоположение. Доходы от торговли, видимо, были столь велики, что египтяне могли позволить себе сооружение огромных храмов и пирамид, а также содержание большого количества служителей храмов. Поэтому неудивительно то сильнейшее культурное влияние, следы которого прослеживаются на территориях восточного побережья Средиземного моря, Северной Африки, Малой Азии.

О том, что у египтян и народов Северной Африки была одна вера, сообщает Геродот:

…«свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном. Так вот фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса… После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице…
…Мерое (…) как говорят, столица всей Эфиопии. Жители ее признают только двух богов — Зевса и Диониса — и почитают их весьма усердно. Там находится также прорицалище Зевса…
…из богов арабы почитают одного Диониса и Уранию [т.е. Осириса и Исиду] и утверждают, что носят стрижку, как у самого Диониса. Стригут же они голову в кружок, подстригая также волосы и на висках…
…ливийские племена от Египта до озера Тритониды — кочевники. Питаются они мясом и пьют молоко. Коровьего мяса они, впрочем, не едят по той же самой причине, что и египтяне. Свиней они тоже не разводят. Даже и кириенские женщины считают греховным есть коровье мясо из благоговейного страха перед египетской Исидой. В честь Исиды у них установлены посты и празднества. А баркейские женщины избегают есть еще и свинину. Так обстоит дело там. А к западу от озера Тритониды ливийцы уже не кочевники (…) жертвы они приносят только Солнцу и Луне. Этим божествам совершают приношения все ливийцы»…

Необходимо учитывать, что Геродот пытался найти в Древнем Египте соответствие греческим богам, в итоге Амона-Ра он называет главным богом Зевсом, Осириса Геродот называет Дионисом, Гора — Гераклом и часто путает Гора с Осирисом, Исиду называет Уранией, Селеной и т.д.

Единый Бог египтян и других народов не имеет определенного облика. Поскольку божественная душа Бога днем находится в диске Солнца, то видимым образом Бога является Солнце, но при этом Солнце не является каким-то отдельным богом. Солнечный диск — это символ Великого и Единственного Бога, а слова Геродота о том, что все ливийцы совершают приношение Солнцу, указывает на единство их веры. Таким образом, из слов Геродота следует, что вера египтян, аммониев, эфиопов, арабов и ливийских племен была одинакова.

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома — Тешубу. Он изображался с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике, и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Другой хеттский бог — Тару (Тархунт в Урарте) считается богом плодородия и ипостасью Тешуба, изображался с колосьями пшеницы в руке, и увитый виноградной лозой — как будто списан с египетского Осириса. Головной убор его — также весьма схож с белой короной Осириса.

О том, что Древний Египет был священной землей для других народов, прямо говорится в древне-египетском рассказе «Путешествие Унуамона». Где в ходе разговора с Унуамоном, правитель Библа говорит:

«Амон основал все страны; он основал их, основав сперва Египет, откуда ты прибыл. (…) Ведь там возникло учение, которое пришло туда, где я нахожусь»…

Т.е. правитель Библа прямо говорит, что вера в Амона пришла в Библ из Египта. Интересны слова Унуамона, сказанные в споре с правителем Библа:

«Не зарься на добро Амона-Ра, царя богов: поистине, лев ревнив к своей добыче»…

Важнейшим культовым центром Амона в Египте были Фивы, где Амон носил эпитет «владыка престолов обеих земель». В этом усматривают политический смысл: утверждение вместе с владычеством Амона и власти почитавших его фиванских царей во всем Египте. Фиванские правители носили тронное имя царей Верхней и Нижней страны, поскольку считались сыновьями Ра, а следовательно, и Амона-Ра, — это иллюстрировалось образом священного брака Амона и царицы. Такое понимание просуществовало до времени Александра Великого и было воспринято им для утверждения законности своих прав на египетский престол. К концу правления Александра Великого в обращение вышли монеты с его профилем, где его голову украшают бараньи рога, как свидетельство, что он является сыном Амона.

Рога барана, которые рассматриваются как важнейший атрибут Амона, — свидетельство его египетского происхождения. Лукиан определенно говорит, что Зевс греков заимствовал бараньи рога у египетского божества (Lucian., Deor. cons., 10). Наиболее яркое описание иконографического образа сохранилось у Псевдо-Каллисфена: это «ливийский, рогатый, дающий богатство Аммон» (τὴς λιβύης κέραιος πλουτηφόρος Ἄμμων), «годами он средний, с седой головой, рога барана имеет на висках».

Римские правители изображались с символикой Солнца, что символизировало их божественное происхождение. Впоследствии отождествление императора с Солнцем стало одним из элементов официальной идеологии. Императоры изображались в короне из лучей, солярные культы пользовались их особым покровительством, на монетах чеканились изображения «Сола Непобедимого» (Sol Invictus),¹ как спутника и хранителя императора, как господина Римской империи.
____________________________
[1] σόλος — диск, шар (lat. sol, solis солнце).


Септимию Северу и его жене Домне была посвящена надпись в Лептисе, где Септимий Север назван Солнцем, сыном Юпитера. Коммод часто изображался с атрибутами Геракла, Септимий Север — Сераписа. Монетная чеканка и надписи, как на западе империи, так и на востоке прославляли императрицу Юлию Домну, отождествляя ее с Исидой, Кибелой, Небесной богиней. Септимий Север и оба его сына — Каракалла и Гета — именовались «Новыми Солнцами».

Многие посвятительные надписи содержат обращения к Солнцу, Богу Величайшему, Юпитеру Солнцу, Непобедимому Солнцу, Солнцу справедливому. Вера в Единого Бога, имеющего видимый образ Солнца, помогла Гелиогабалу, жрецу храма Солнца в Эмесе, стать римским императором.ammon (249x300, 14Kb)

Верховные боги, греческий Зевс (Ζεύς Βασιλεύς) и египетский «царь богов» (nsw nṯr.w) Амон — одними из первых испытали уподобление друг другу. В результате египетские Фивы получили наименование Διός πόλις (Град Зевса), соответствовавшие египетскому Niw.t Ἰmn (Град Амона) — названию, которое в библейской традиции передавалось как Nō' 'āmōn (Nah., III, 8). Само же божество египетское гораздо чаще именовалось греками «Зевсом», «Зевсом Фиванским» или «Нильским Кронионом», чем египетским именем, которое они воспроизводили как Ἄμμων от египетского Ἀμούν. Именем «Зевса» греки называли и Амона Куша — главного бога мероитского пантеона. «Зевсом», «Зевсом-Аммоном» греческие, а вслед за ними и латинские авторы в форме Juppiter, Juppiter Hammon именовали особенно почитаемого в античном мире ливийского бога-оракула оазиса Сива, сопоставляя его иногда с карфагенским богом Ba'al Hammân. Но неизмеримо чаще ливийский оракул получал имя Ἄμμων. Культ этого бога, по свидетельству Геродота, был заимствован из египетских Фив (Herod., IV, 181).

Объединение Амона и Юпитера встречаются и в герметических средневековых трактатах алхимиков.

«Есть два фонтана, изливающих могучие потоки;
Один, с фигурой мальчика, полон воды горячей,
Другой — Источник Девы, что холоден всегда.
Соедини обоих, из двух сделай один,
И силы их объединятся; так в точности
Юпитера Аммона ключ хладен и горяч»…

Никуда не исчез Зевс Амон и в наши дни.

Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий»)
Греч. Ζεύς — «Светлое небо»;
Др.-инд. Dyauh — «Сияющее небо»;
Dyauspita — «Отец неба», отсюда лат. Diespiter, Juppiter, Юпитер).

Понятно, что Бог Отец (лат. Deus Pater) — это Отец Небесный (греч. Θεός Οὐράνιος), т.е. всё тот же Зевс. И неудивительно, что в конце каждой молитвы произносится сакраментальное Амен, Аминь. Ведь Амон и Зевс — суть одно.

Фиванская космогония считала Амона единственным Явленным творением, создавшим все сущее, отцом отцов и отцом всех богов, поднявшим небо и утвердившим землю. Это могло бы показаться странным, ведь культ Амона возник не на пустом месте, он пришел на смену Культа Монту (егип. mntw), сосредоточенного в Фивах, Гермонтисе, Медамуде, Ходе. С воцарением XII династии образ Амона сливается с Монту в имени Амон-Ра-Монту. А впоследствии культ Амона и вовсе вытесняет культ Монту. Впрочем, с учетом того, что у бога тысяча имен, ничего удивительного в изменении имени и образа бога-творца нет.

«Трое Богов — Амон, Ра и Пта — суть все Боги…Тот, который Амон, и который скрывает свое имя, с лица своего Ра и телом своим он Пта».
(…)
«Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый… величайший, чтобы быть познанным; могущественнейший, чтобы быть узнанным». (из Лейденского гимна Амону)

Введение культа Амона-Ра в Фивах Шпигель (J.Spiegel) относит к периоду победы над Абидосом гераклеопольского царя Ахтоя, по его предположению, происходившего из Гермополя (егип. Хмун — Град восьми, т.е. огдоады). В Фивах, ставшим главным центром культа Амона, найдено огромное количество изображений барана, священного животного Амона, и образа, с которым он отождествлялся. Изображали Амона и в виде человека с головой барана, иногда в виде льва с головой барана.

Неоплатоник Прокл, говоря об особом почитании барана у египтян, отмечает, что Амона изображали бараноликим (κριοπρόσωπος), ибо «баран есть начало бытия» (Procl. Diad., in Plat. Tim., 96, 18). По словам Макробия, считая Амона богом заходящего солнца, ливийцы «изображали его с рогами барана, с помощью которых это животное более всего имеет силу, подобно солнцу с лучами» (Macrob., Saturn., I. 21, 18-19). Амон в Сиве, по всей вероятности, мыслился и как бог-покровитель местного источника, на что намекают многочисленные античные легенды о чудесном явлении барана, указавшем страдающим от жажды царю Ярбе, ливийскому Дионису-Вакху или Гераклу воду источника в том месте, где позже возник храм Аммона.

Наибольший интерес у античных авторов в Амоне Фиванском вызывает не солярный его аспект, присущий ему еще с эпохи Среднего царства (XVIII-XVIIвв. до н.э.), а его роль подателя жизни. Его гораздо охотнее сопоставляют с Зевсом, а не с Гелиосом. Одна из этимологий имени Зевса — «то, через что все существует». Согласно же Диодору, египтяне называют Зевсом «дух» — τò πνεῦμα и полагают его источником жизненного духа живых существ и в этом смысле отцом всего существующего.

Опираясь на авторитет Гекатея Абдерского в следовании египетской традиции, Плутарх говорит о том, что египтяне считают Амона тождественным всеобщности и как бы «невидимым и скрытым» (ώς ἀφανή ~ καί κεκρυμμένον). Говорить о «как бы» сокрытости несколько странно, потому как имя Амон (егип. Ἰmn) буквально переводится как «сокрытый», «потаённый». Впрочем, имя Амона послужило поводом для всевозможных жреческих толкований в самой египетской теологии. Так, в гимнах Нового царства Амон называется «скрывающий имя свое в качестве Амона», «тот, кто скрывает имя свое от детей своих в этом имени своем — Амон».

В одном из известных египетских гимнов Амону персидского времени, восходящем к новоегипетскому оригиналу и сохранившемся на стенах храма Амона в оазисе Эль-Харге, сказано:

«Амон, (ты) — ба (душа бога) Шу, плавающего в небесных водах и отделяющего небо от тверди, ты пребываешь во всех вещах, (ты) — жизнь и тобою живут вечно».

Выступая в этом гимне в лицах ряда богов, Амон мыслится как сущность бога воздуха и ветра Шу, из характерных черт которого и складывается образ всемогущего и всепроникающего бога-творца. В античной традиции слово πνεῦμα, которое рассматривается как важнейшее качество Амона, приобретает, в основном, значение «дух», но в некоторых случаях оно может быть истолковано и как «дуновенье», «дыханье», а также как «ветер». Так, согласно Плутарху, «египтяне дают имя Зевса ветру, которому враждебны сушь и зной» (Δία μέν γάρ Αιγύπτιοι τò πνεῦμα καλούσιν ώ πολέμιον τò αὐχμηρόν καί πυρώδες…). С учетом того, что богом пустыни в Египте был Сет, то враждебность Зевса-Амона к «суши и зною» — это фактически первоисточник, в который корнями уходит противостояние христианского бога Отца и Сатаны.

Зевс греков также мог выступать в качестве подателя ветра, то благого, то разрушительного: он — ούπιος (посылающий попутный ветер), εὐάνεμος (благоветренный), ἴκμενος (попутный, благоприятный), βόρειος (северный). Амон же в египетской традиции иногда воспринимался как символ северного, благотворного ветра, который в Египте был тождествен понятию жизни, ибо, дующий с моря, он приносил водные испарения, смягчающие жару и сухость климата.

Восприятие Амона в качестве живительного ветра, воздуха, дыхания жизни (егип. ṯȝw n ˁnḫ), видимо, развилось из более ранних общих египетских религиозных представлений о божестве как подателе «дыхания жизни», оживляющего умерших в загробном царстве, и могло закрепиться в результате наделения Амона функциями богов, олицетворявших воздух, — гермопольского Хеха и Шу, в роли которых он особенно часто фигурировал в поздних текстах. Таким образом, представления об Амоне как боге воздуха (дыхания) возникли в итоге длительного развития египетской религии и раскрывали лишь одну из многих граней образа Амона как бога-творца, находящего воплощение во всей природе.

Амон почитается и как мудрый, справедливый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», в обращённых к нему молитвах говорится: «большие взывают к тебе, малые ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде»… На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога — «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

В эпоху Нового царства, когда Амон-Ра практически сделался универсальным богом, в одном из гимнов мы видим следующие строки: «Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную».

Согласно текстам крипт птолемеевского храма богини Опет в Карнаке, Амон — великая божественная сила, одухотворяющая всю вселенную, ба Бога предвечного. Рельефы северной крипты храма изображают десять ба у солнечного Амона-Ра. Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). На стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой Амона, которая парит над пробуждающимся в окружении Исиды и Нефтиды Осирисом. Надпись рядом гласит: «Амон, почитаемая ба Осириса». Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул «Первый раб бога Амона» (хем нечер тепи эн Амон).

Начиная с Нового Царства, черты Амона, как божества, объемлющего собой весь мир и наполняющего его «дыханием жизни», еще более акцентируются: «Твой облик — свет; Твоя плоть — дыхание для каждого носа, вдыхают ее — дабы жить [т.е. плоть Амона — есть Дух]» (Гимн из Карнакского храма Амона, XIIв. до н.э.); «Ты есть небо, Ты есть земля, Ты — воды, Ты — ветер между ними» (Гимн из храма Амона в Эль-Харге VI-Vв. до н.э.). Именно эти черты Амона, как пантократора и великого непознаваемого жизнедателя были восприняты греческой стоической и платонической традицией, в которой понятие τὸ πνεῦμα рассматривается как важнейшее качество Амона и приобретает значение «дух», «дыхание жизни» (ср. с греч. πνεῦμα ζωῆς — Быт 6:17, Откр 11:11; πνεῦμα ζωοποιοῦν — 1Кор 15:45).

«Един Амон,
Хранящий себя вдали от них,
Сокрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом.
Тот, что выше небес, дальше мира загробного,
Истинным обликом своим богам неведомый,
Истинным образом своим на свитках не запечатленный.
Ничто, воистину, не открыто о Нем.
Величайший, чтобы быть познанным,
Могущественнейший, чтобы быть узнанным.
Вот люди — лик к лику со смертью,
Когда произносится имя его
В знании или по незнанию,
Ибо нет такого бога, что призвал бы его по имени;
Он, подобный духу, именем тайный,
Возлюбивший сокровенность Свою».
(Лейденские гимны Амону [фрагмент 200 гимна]; перевод В. Солкина.)

Представление об Амоне как о боге, «чье имя сокровенно», также было унаследовано более поздними традициями и отчетливо запечатлелось в фиванских храмовых надписях Птолемеевского времени. Через современника первых двух Птолемеев — Манефона, прекрасно знавшего египетскую религиозную традицию, представление это было воспринято Плутархом и позднейшими философами античности, где оно получило дальнейшее развитие. У Ямвлиха в трактате «Περί των αἰγυπτίων μυστηρίων» (VIII, 3) Амон предстает уже в качестве δημιουργικός νοῦς, «носителя истины и мудрости, вступающего в бытие, несущего на свет невидимую силу скрытых слов (…των κεκρυμμένον λόγων)». Амон здесь является персонификацией сокровенной божественной творческой силы, создающей мир разумом и словом, и поставлен в один ряд с Птахом, также олицетворявшим одну из граней δημιουργικός νους, и с Кнефом (его имя передано как Ἠμήφ) предвечным и бессмертным богом, почитавшимся в фиванском некрополе и часто отождествлявшимся с Амоном. Таким образом, в неоплатоническую философскую концепцию влились два различных египетских теологических направления — фиванское и мемфисское, причем для последнего, как явствует из «Мемфисского трактата» (Shabaka Stone, ВΜ 498), был особенно характерен принцип творения Словом божьим.

В течение веков Амон (или Амон-Ра) был в египетском религиозном сознании главным богом, стоявшим выше всех других богов. Значительная часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах, приносилась царем в дар этому богу, т.е. фактически становилась собственностью храмов. Об этом говорят многие тексты, и в первую очередь папирус Харрис I. Величие и значение бога зиждилось на экономической и политической мощи Фив (результат многолетних захватнических войн). Но в XI в. до н.э. гегемония Фив в Египте окончилась в силу совокупности исторических факторов, а единство страны нарушилось. В Фивах правили верховные жрецы Амона, в Нижнем Египте — фараоны XXI династии, резиденцией которых был Танис. Экономическая основа религиозного авторитета Амона оказалась глубоко подорванной. Но идеология (а значит, и религия), возникнув, обретает относительную самостоятельность. С упадком Египта и разделением его «на Фиваиду во главе с верховными жрецами Амона и на Нижний Египет под властью XXI династии поклонники Амона продолжали отстаивать авторитет своего великого древнего бога. Верховные жрецы Амона в Фивах придали Амону-Ра, «царю богов», хтонические функции: они объявили его владыкой загробного мира, тем самым универсализировав его. Однако, с потерей Фивами реальной власти, культ Амона-Ра всё более терял свои позиции. На передний план выдвинулись иные египетские божества, ибо, в ходе истории, возвысились другие номы и города.


Павлова О.И. Зевс и Амон в античной традиции
____________________________
Метки:  

vissarion   обратиться по имени Понедельник, 26 Мая 2014 г. 19:27 (ссылка)
_______________________________
Верховный жрец Амона-Ра в Фивах величался «первым жрецом Амона в Фивах», такой же титул носили верховные жрецы других божеств – изменялось лишь в их титулатуре имя божества и название местности. Верховному жрецу подчинялось множество жрецов, назначаемых либо фараоном, либо им самим. Так, в подчинении у верховного жреца Амона были второй, третий и четвертый жрецы. Они назывались по-египетски «хемнечер» (ḥm-nṯr), что значит «раб божий». Эти «рабы божьи» были главными отправителями культа. Наряду с ними существовали херихебы (hry-hb), т.е. «чтецы» и знатоки священных текстов (они также подразделялись на первого, второго и т.д.), и другие непосредственные служители культа. Большое количество низшего духовенства выполняло самые различные, нередко чисто хозяйственные функции в храме. Они назывались «чистыми» (wab[w], «уабу»). Имеется в виду в основном физическая и ритуальная чистота. [1]
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Среда, 29 Октября 2014 г. 15:21 (ссылка)
_______________________________
Clip (384x218, 22Kb)
Кирена (Κυρήνη), Киренаика. Тетрадрахма (AR 16.39g), ок. 480-435 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона в диадеме с рогами овна; KIPA
Rv: сильфиум, растение рода Ферула (греч. νάρθηξ, нартек), широко применялось в медицине, как противоядие, как средство контрацепции и для изготовления жезлов, используемых в дионисийских процессиях.

_______________________________
Clip (400x205, 23Kb)
Кирена (Κυρήνη), Киренаика. Тетрадрахма, серебро, ок. 480-435 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона в диадеме с рогами овна;
Rv: сильфиум; KYPA

_______________________________
Clip (400x189, 21Kb)
Барка (Βάρκη), Киренаика. Магистрат Акесий (Ακέσιος).
Тетрадрахма (AR 12.99g), ок. 360 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна; AKEΣIOΣ
Rv: сильфиум; BAPKAI

_______________________________
Clip (400x203, 21Kb)
Кирена (Κυρήνη), Киренаика. Тетрадрахма (AR 13.16g), ок. 400 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона в диадеме с рогами овна;
Rv: сильфиум; [K]YP[A]N[A]

_______________________________
Clip (400x198, 18Kb)
Митилина, Лесбос. Гекта (EL 11mm, 2.49g), ок. 412-378 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: в квадратном поле женская голова в диадеме.

_______________________________
Clip (400x198, 19Kb)
Птолемей III Эвергет (246-221 до н.э.). Александрия, Египет.
Тетрахалк (Æ 36mm, 36.72g), ок. 245-225 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона в диадеме, с рогами овна;
Rv: орёл сжимающий в когтях пучок молний, слева Рог изобилия; ПТОΛEMAIOY BAΣΙΛΕΩΣ

_______________________________
Clip (381x187, 17Kb)
Птолемей VI Филометор (180-145 до н.э.). Александрия, Египет.
Æ 7.34g, 170-164 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: два орла, слева Рог изобилия; ΠTOΛEMAIOΥ BAΣIΛEΩΣ

_______________________________
Clip (400x203, 18Kb)
Метапонт (Μεταπόντιον), Лукания. Диобол (AR 1.09g), ок. 325-275 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: пшеничный колос, справа треножник.

_______________________________
Clip (400x189, 21Kb)
Кирена, Киренаика. Æ 18mm (5.04g), ок. 282-261 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами, в диадеме;
Rv: пальма, слева сильфиум, справа краб; KYPA

_______________________________
Clip (400x193, 19Kb)
Митилина, Лесбос. Тетрадрахма (AR 16.74g), ок. 160 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами, в лавровом венке;
Rv: герма с головой Диониса, окруженная венком из плюща; MYTIΛHNAΩN

_______________________________Clip (366x181, 15Kb)
Птолемей III Эвергет (246-221 до н.э.). Александрия, Египет.
Гемихалк (Æ 16mm, 2.49g), 245-225 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: статуя Афродиты с калафом на голове; ΠTOΛEMAIOΥ BAΣIΛEΩΣ

_______________________________
Clip (395x195, 22Kb)
Тимбра (Θύμβρη), Троада. Æ 17mm (4.72g), IV в. до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: восьмилучевая звезда; ΘY

_______________________________
Clip (392x193, 21Kb)
Питана (Πιτάνη), Мизия. Æ 4.21g, IV-III вв. до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна;
Rv: пентаграмма; ПIТА

_______________________________Clip (400x198, 25Kb)
Марк Антоний (Marcus Antonius). Кирена, Киренаика. Магистрат Луций Пинарий Скарп (L. Pinarius Scarpus). Денарий (AR 3.79g), 31 до н.э.
Av: голова Зевса-Амона с рогами овна; M ANTO COS III IMP IIII
Rv: крылатая Виктория с венком и пальмовой ветвью; ANTONIO AVG SCARPV IMP

_______________________________
Clip (384x183, 18Kb)
Нерон (Nero Clavdius Caesar Avgustus Germanicus, 54-68). Кассандрея (Cassandraea), Македония. Æ 23mm (8.93g).
Av: бюст Нерона в лучевой короне; NERO CLAVDIVS CAESAR AVG GERM P M TR P IMP P P
Rv: голова Зевса-Амона с рогами; COL IVL AVG CASSANDREN

_______________________________Clip (380x174, 20Kb)
Траян (Marcus Ulpius Nerva Traianus, 98-117). Кирена, Киренаика.
Гемидрахма (AR 15mm, 1.88g), ок. 100г.
Av: бюст Траяна в лавровом венке; AYT KAIΣ NEP TPAIAN ΣEB ГEPM
Rv: голова Зевса-Амона с рогами овна; ΔHMAP X EΞ YПAT Г

_______________________________
Clip (400x193, 18Kb)
Домициан (Titus Flavius Domitianus, 81-96). Кассандрея (Cassandraea), Македония. Æ 21mm (7.41g).
Av: голова Домициана в лавровом венке; IMP CAES DOMIT AVG GERM
Rv: голова Юпитера-Амона; COL IVL AVG CASSANDRENS

_______________________________
Clip (400x197, 23Kb)
Септимий Север (193-211). Аурей (AV 7.21g), ок. 207 до н.э.
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; SEVERVS PIVS AVG
Rv: голова Юпитера-Амона с рогами овна; IOVI VICTORI

_______________________________
Zeus (700x343, 66Kb)
Кирена (Κυρήνη), Киренаика. Магистрат Аристагор.
Статер (AV 19mm, 8.68g), 331-322 до н.э.
Av: возница правит квадригой; APIΣTAΓOPA[Σ]
Rv: Зевс-Амон с рогатой головой, опирается на посох, за спиной стоит баран; KYPANAIΩN

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку