-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tamara_Potashnikov

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2008
Записей: 7460
Комментариев: 11191
Написано: 25300


ЙОЗЕФ ШМИДТ - УБИТАЯ ЗВЕЗДА (ЕВРЕЙСКИЙ КАРУЗО)

Пятница, 29 Октября 2010 г. 23:40 + в цитатник
ЕВРЕЙСКИЙ КАРУЗО





Просматривая последние музыкальные записи, выложенные меломанами в сеть You Tube, я с некоторым удивлением, но и с заметным удовлетворением обнаружил значительный рост интереса к Йозефу Шмидту.


Записей стало заметно больше. Они, и старые и новые, сопровождаются короткими видеофильмами. На экране мы видим либо личные фотографии, старые афиши, фотографии тех мест, где Йозеф жил и трудился, либо отрывки из кинофильмов, в которых он снимался или записи с концертов, в которых он выступал.


По мере сил и возможностей всё приведено в порядок, хотя качество музыкальных записей, разумеется, разное. В одних случаях они звучат так качественно, как будто запись была произведена на прошедшей неделе, на других явственно слышны шорохи и трески старой патефонной пластинки.


В этой, в общем-то, добротной и приятной бочке мёда я обнаружил, однако, и изрядную ложку дёгтя. Музыкальные записи сопровождаются комментариями слушателей. Их довольно много и по большей части они демонстрируют удовлетворение, а зачастую, попросту, и восторг тех, кто их писал.


Слушательская аудитория у Й. Шмидта весьма широка и космополитична. Я видел комментарии на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, португальском, польском, голландском, иногда и на других языках. А вот по-русски практически почти ничего нет. То есть, вывод – прост: не знакомы русскоязычные любители музыки с таким человеком.


Весьма обескураживающий и печальный факт, особенно с учётом того, что для многих русскоязычных Йозеф Шмидт – земляк. Он родился в небольшом местечке в окрестностях города Черновцы, в самих Черновцах прожил несколько лет, учился там и там же начал свою артистическую карьеру. Увы, выходцам из Черновцов и округи, проживающим в изрядных количествах в Израиле, в Соединенных Штатах, да и в других странах, видимо, не ведомо имя человека, самого талантливого из всех тех, кому довелось родиться в этих краях и который прославил этот край более всех других. Без тени сомнения Й. Шмидт был заметным явлением в мировом искусстве. И его помнят и ценят. Многие, кроме земляков.


У Йозефа Шмидта есть несколько имён, которые дали ему почитатели и ценители и любители музыки, причём ещё при жизни. Его звали Буковинский Карузо, Немецкий Карузо, Еврейский Карузо, Карманный Карузо. И во всех этих именах упоминается Энрико Карузо, итальянский тенор, по общепризнанному мнению лучший певец двадцатого века на земном шаре.


Ну уж, если Йозефа Шмидта сравнивают с самим Э. Карузо, то легко понять без дополнительных объяснений каким голосом и талантом он обладал. Скажу более, мне доводилось видеть много «пятерок» и «десяток» лучших певцов-теноров двадцатого столетия, составляемых меломанами. Ценность их довольно относительна, они весьма субьективны, но некоторое представление о классе певцов они все же дают. Там много имён: Марио Ланца, Лючиано Паваротти, Фриц Вундерлих, Ричард Таубер, Жан Пирс, Франко Корелли, Юсси Бьёрлинг, Ян Кипура и т.д., но три имени преобладают: Энрико Карузо, Биньямино Джилли и Йозеф Шмидт. И кое-кто ставит Й. Шмидта вообще на первое место среди этой тройки.


Во всех справочниках Йозеф Шмидт определяется как оперный тенор. И это верно. В его репертуаре масса оперных партий и арий. Но на оперной сцене он практически не выступал. Природа непонятно обошлась с этим человеком. С одной стороны он получил необычайно сильный и красивый по тембру природно поставленный лирический тенор. Но с другой стороны кое-что она ему отпустила не очень щедро. Это был рост, который у Й. Шмидта едва достигал 150 см. Отсюда и «звание» - Карманный Карузо.


При таком росте даже самые миниатюрные сопрано возвышались над ним. Сегодня, когда оперы ставятся во всё более и более условном стиле, возможно, это бы не стало препятствием, но в 30-е годы, когда Й. Шмидт выступал, на сцене господствовал реализм.


Известно, что оперные тенора, как правило, не отличаются высоким ростом. Рост Э. Карузо и Р. Таубера, например, был лишь около 170 см., Б. Джильи также был не высок и к тому же полноват. Но по сравнению со Й. Шмидтом и они были гигантами. В итоге Й. Шмидт выступил на оперной сцене всего несколько раз. Это случилось в 1938, в столице Бельгии – Брюсселе, где на сцене местного оперного театра Й. Шмидт пел в опере Д. Пуччини «Богема».


Однако, неосуществимость оперной карьеры Й. Шмидт с лихвой компенсировал работой на радио, которое в 30-е годы стало ведущим средством массовой информации, выступлениями в концертах и съёмками в фильмах. За свою достаточно короткую карьеру, которая продолжалась всего десять лет, с 1929 года по 1938 год, и была прервана начавшейся Второй Мировой Войной, он успел многое.


Началу музыкальной профессиональной карьеры помог случай. В 1929 году он жил в Берлине, куда перебрался из Черновиц по настоянию своего дяди Лео Энгеля. Лео, родной брат матери Йозефа Сары Энгель – Шмидт, был энергичным предпринимателем, жил в Берлине и хотел помочь племяннику.


Йозеф берёт уроки музыки у известного немецкого педагога профессора Германа Вайзенборна. Местное радио готовит постановку оперы композитора Дж. Мейербера «Африканка». Проблемы с тенором. Участник постановки – известный голландский баритон Корнелис Бронсгист, к мнению которого прислушиваются, и он советует пригласить абсолютно никому не известного молодого тенора Йозефа Шмидта спеть партию португальского мореплавателя Васко да Гамы. Опера звучит по радио и на следующий день Йозефа Шмидта знает весь Берлин. А ему в то время всего лишь 25 лет.


По драматическому стечению обстоятельств (а в жизни Й. Шмидта таких стечений оказалось совсем не мало) рост популярности певца совпадает с ростом популярности национал-социалистической партии в Германии. Кульминация имеет место в 1933 году, когда нацисты побеждают на выборах и формируют правительство. После чего антиеврейские законы начинают приниматься один за другим.


Й. Шмидт вынужден покинуть Германию, где он уже стал популярным по выступлениям на радио, пластинки с его записями начала выпускать компания Ультрафон и он снялся в нескольких музыкальных фильмах.


Как драматический курьёз можно отметить, что голос и исполнение Й. Шмидта были настолько хороши, что его любили слушать нацистские вожди, в особенности Министр Пропаганды Третьего Райха Йозеф Геббельс. Одна, правда неподтвержденная, история гласит, что когда Й. Геббельсу напомнили, что Й. Шмидт – еврей, он ответил, что это он решает кто еврей, а кто – ариец.


В его намерения входило сделать Й. Шмидта «почётным арийцем», было такое звание в нацисткой Германии, автоматически стиравшее темные пятна в биографии его носителя, как не арийское происхождение. Кстати, такое звание предлагалось известному композитору Эммериху Кальману, когда он находился в 1939 году в Париже, бежав из Австрии и направляясь в Соединенные Штаты. Э. Кальман благоразумно отказался и продолжил свой путь.


По той же непроверенной истории, якобы, перед войной Й. Геббельс посылал людей разыскать Й. Шмидта, но тем это не удалось сделать. Существует и версия, по которой решение Й. Шмидта покинуть Германию было ошибочным. Кроме того, что к нему, вроде бы, благоволил шеф нацистской пропаганды, он вполне мог рассчитывать на помощь Альберта Геринга (сводного брата Германа Геринга – шефа Гестапо), который неустанно помогал преследуемым нацистами и многих спас.


Но вернемся к реальности. Йозеф Шмидт переселяется в Австрию и продолжает там заниматься тем же, чем был занят в Германии. Гастролирует по странам Европы. В 1934 году он прибывает на гастроли в Палестину и выступает в Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме, исполняя песни, арии из опер и еврейскую литургическую музыку. Продолжает сниматься в фильмах, только не немецких, а австрийских.


Первый фильм с его участием “Der Liebesexpress” («Экспресс любви») вышел на экраны ещё в 1931. Уже началась эра звукового кино и многочисленные музыкальные произведения, исполняемые Й. Шмидтом во всех его фильмах, делали неизбежным их явный успех.

В 1933 году начинает демонстрироваться самый удачный фильм Й. Шмидта “Ein Lied geht um die Welt” («Песня идёт по миру»), в котором звучит и песня под таким же названием. Премьера имеет место в мае, у власти уже нацисты и евреи-деятели искусств активно вытесняются отовсюду, но фильм имеет столь большой успех у публики, что нацисты не решаются снять его с экрана.




Всё, что они могут сделать, это переименовать фильм, его первоначальное название – «Народный певец», а допустить, чтобы народный певец был евреем уж было никак не возможно.


Пение Й. Шмидта не было под запретом в Германии до начала войны и тот, кто видел кадры об Олимпийских Играх в Берлине в 1936 году непременно слышал эту песню, ибо она сопровождала Игры, став по сути дела их неофициальным гимном. Кстати, фильм этот пользовался явным успехом в Великобритании (“My song goes round the world”), а в более поздние годы и в Соединенных Штатах, где его назвали “The Joseph Schmidt story” («История Йозефа Шмидта»), ибо история главного героя фильма певца Рикардо во многом списана с истории жизни самого Й. Шмидта.


Австрийские фильмы Й. Шмидта «Когда ты молод, тебе принадлежит весь мир», «Звезда упала с неба», «Сегодня – лучший день в моей жизни» все буквально насыщены красивыми мелодиями талантливого австрийского композитора Ханса Мая.


Но вот наступает 1938 год – аншлюс Австрии (присоединение к Германии) и на горизонте явные признаки надвигающейся войны. Начинается бегство из Европы евреев, да и не евреев тоже, не симпатизирующих нацисткому режиму. Перебирается в Англию Ханс Мей и близкий друг Й. Шмидта – другой выдающийся певец-тенор австриец Ричард Таубер. Оба, кстати, весьма успешно продолжили свою карьеру на новом месте проживания. Уезжает в Америку звёздная пара: польский певец тенор и киноактёр Ян Кипура и его жена венгерская певица сопрано и киноактриса Марта Эггерт (впрочем, оба с изрядной долей еврейской крови).


Уезжает и Йозеф Шмидт. Но куда? В Бельгию. Опять выступления, концерты, голландская радиостанция в Хилверсуме, ведущая трансляцию на всю Европу, записи на сей раз в компании Одеон/Парлофон. В Бельгии и в соседней Голландии Й. Шмидт пользуется постоянно растущим успехом. Апофеоз успеха – исполнение перед гигантской аудиторией в Голландии песни «Ik hou van Holland» («Я люблю Голландию»). Песня становится чуть ли не национальным гимном, а сам Й. Шмидт – почти национальным героем.


Мог ли в те годы и Й. Шмидт перебраться за море или за океан? Без большого труда, у него была известность, у него были деньги, один из его родственников владел типографией и мог снабдить его любыми документами. По таким поддельным документам он уехал сам и вывез всю свою семью.


Тем временем нацистская Германия нападает на Бельгию, Голландию и Люксембург и оккупирует все три страны. Й. Шмидт вынужден бежать снова, на сей раз во Францию.


Но и Франция находится в состоянии войны, терпит поражение и значительную часть страны оккупирует немецкая армия. Й. Шмидт перебирается в неоккупированную часть страны, контролируемую правительством, находящимся в курортном городке Виши под руководство маршала Ф. Петена. Но Ф. Петен по сути дела нацистская марионетка и преследования евреев начинаются и здесь. Й. Шмидт подаёт прошение о въезде в нейтральную Швейцарию.


Нейтральная Швейцария представлялась островком спокойствия в бушующем вокруг океане войны. На самом же деле это было не совсем так. И население (на 75% германоязычное) и правители страны явно симпатизировали нацистам, беженцев (евреев и антифашистов) принимали весьма неохотно и относились к ним, мягко говоря, пренебрежительно.


Тем не менее, в страну стремились попасть, другого выбора попросту не было. Но прошение Й. Шмидта отклоняется. Тогда он предпринимает попытку попасть в страну по поддельным документам и это ему удаётся. По некой версии офицер пограничной охраны знал, что документы поддельные, но, будучи любителем музыки и поклонником певца, пропустил его.


Но далее это не работает и Й. Шмидта скоро арестовывают как нелегального эмигранта и посылают в трудовой лагерь Гиренбад, неподалёку от городка Хиндвилл. Друзья пытаются помочь, но швейцарский бюрократический аппарат никуда не торопится.


Заключенные в лагере заняты на физических работах при довольно скудном питании. Й. Шмидт жалуется на боль в груди. Его доставляют в местный госпиталь, там его осматривают и врачи выносят заключение, что больной в состоянии работать, намекая, что жалобы – симуляция с целью уклониться от трудовой повинности. Й. Шмидта возвращают в лагерь. Через два дня следует обширный инфаркт и смерть. Это случилось 16 ноября 1942 года.


Похоронен Й. Шмидт на еврейской секции кладбища Фризенберг, в окрестностях Цюриха. Все 350 заключенных лагеря присутствовали на похоронах, несмотря на строгое запрещение властей. Швейцарские власти никогда не принесли извинения за свои позорные действия, в результате которых мир потерял такой талант в возрасте всего лишь 38 лет.


Мог ли певец избежать такой участи? Почти однозначный ответ – мог. Есть версия, по которой он ничего не сделал вовремя потому, что был уверен, что при его известности и популярности его не тронут.


Кстати, Р. Таубер тоже не очень поторапливался, пока его супруге-англичанке некий высокопоставленный офицер СС, видимо, поклонник певца, не посоветовал настоятельно вывезти его из Германии пока не поздно (отец Р. Таубера – еврей). Дама оказалась благоразумной и расторопной и организовала отъезд. А Й. Шмидт был один и рядом с ним никого не нашлось.


В 1937 году Й. Шмидт гастролирует в Америке. В Соединенных Штатах он поначалу выступает в провинции, но завершает гастроли в знаменитом Карнеги Холл, где он поёт с ведущей певицей сопрано Метрополитен Опера Грейс Мур. Американцам певец нравится и его приглашают сниматься в фильме. Й. Шмидт обдумывает предложение, но дядя Лео Энгель советует вернуться в Европу. Реши Йозеф остаться, мы бы ещё долгие годы наслаждались его пением. Но он возвращается.


Ситуация всё ухудшается и тут Й. Шмидт опять не успевает правильно сориентироваться в меняющейся обстановке. Он отправляется навестить свою к тому времени овдовевшую мать.


После распада Австро-Венгерской Империи район Черновиц находится в составе Румынии. Й. Шмидт получает нужное разрешение и совершает эту поездку. Но теперь в Европе идёт война в полном объёме и Й. Шмидт понимает, наконец, что надо спасаться.


На руках у него виза в США. Ему удаётся достать билет на один из последних пароходов, отплывающих из объятой пламенем Европы. Далее происходит странная история. При посадке выясняется, что его место кем-то занято, в суете и сумятице тех дней выяснить ничего не удаётся и Й. Шмидт остаётся на берегу…


На могиле Й. Шмидта над звездой Давида написано “Ein Stern Fallt…”(«Звезда упала…»). Это название одного из фильмов с его участием.




Я бы лучше написал название другого его фильма “Ein Lied geht um die Welt” («Песня идёт по миру»). И я надеюсь, что эта замена станет ещё более оправданной с помощью читателей этой небольшой заметки, которая ставит своей целью напомнить любителям музыки, что и у евреев был свой певец уровня Карузо, которого звали Йозеф Шмидт, и совсем неплохо проявить интерес к нему.


Для тех, кто захочет познакомиться поближе с певцом рекомендую следующие качественные записи из YouTube:











































На английском языке - Joseph Schmidt sings 3 english songs
















Вениамин Чернухин, Sem40.ru
Рубрики:  Музыка


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Лариса_Воронина   обратиться по имени Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 21:43 (ссылка)
Томочка, какой замечательный голос! Спасибо тебе за чудесный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 22:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Лариса_Воронина

Да , Ларочка! Голос уникальный, жаль, что так оборвалась жизнь....
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 13:29 (ссылка)
Не всем известно, что в Берлине есть музыкальная школа имени Джозефа Шмидта. В 2004 году там праздновали 100 юбилей со дня его рождения. А в этом году (2011) сама школа празднует 60-летие со дня ее образование. На торжественном приеме и концерте в феврале ученики и бывшие выпускники школы исполняли много песен и мелодий Джозефа Шмидта. В конце концерта, когда молодой тенор - выпускник школы - начал петь песню Джозефа Шмидта "Песня идет по миру", весь зал поднялся и все стали петь вместе эту песню - Это было очень трогательно. Бабушка Нина
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Talya6   обратиться по имени Четверг, 16 Мая 2013 г. 16:17 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост.Такой замечательный певец. Жаль, что так трагически закончилась его жизнь и грустно, что о нем никто практически не вспоминает.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку