-Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Talya6

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2012
Записей: 31592
Комментариев: 43835
Написано: 133666


Музей Императорского фарфорового завода

Среда, 06 Ноября 2013 г. 21:06 + в цитатник
Цитата сообщения catswetl Музей Императорского фарфорового завода


Музей Императорского фарфорового завода

Этот музей-один из самых мною любимых в Санкт-Петербурге.Я посещаю его ежегодно.Знаю всех работников.Раньше они трудились на самом заводе.Но производство и роспись фарфора дело тяжелое и вредное.Многие из сотрудников стали инвалидами.Но и после ухода на пенсию продолжают трудиться здесь.


От метро буквально пять минут ходьбы. Музей находится непосредственно в здании завода. В холле завода есть фирменный магазин, много красивого фарфора, но цены просто адские!

Сам музей небольшой, всего два зала с коллекцией фарфора непосредственно Императорского завода и один зал с фарфором и стеклом других фабрик. На подробный осмотр экспозиции достаточно часа, ну максимум полутора часов. Посетителей в музее очень мало.
   Сходить в музей стоит хотя бы ради того,что здесь собраны уникальные сокровища.Прослеживается весь путь замечательных фарфоровых сервизов ,которые представлены во дворцах пригородов Санкт-Петербурга.Это и "Коралловый"и "Этрусский" ,которые украшают великолепный итальянский павильона на Царицыном острове,и "Александрия" из "Коттеджа".А каков  "Букет"?Листочки будто шифоновые:дунешь на них ,и они затрепещут...


Когда в 1844 году по указу Николая I при Императорском фарфоровом заводе был создан «кабинет образцов выпускаемой продукции», туда помещались в прямом смысле этого слова образцовые изделия завода. Таким образом и собралась замечательная коллекция русского фарфора.

До времени правления Елизаветы Петровны в России своего фарфора не было, его привозили из Европы. Родоначальником фарфорового дела в России стал Дмитрий Виноградов, учившийся за границей вместе с Ломоносовым.

В первой же витрине выставлена тарелочка из первого столового сервиза «Собственный», выполненного по личному заказу императрицы Елизаветы. Казалось бы, незатейливый рисунок из сеточки с незабудками, тем не менее очень мил. Не он ли послужил вдохновением для советской художницы Анны Яцкевич, создавшей знаменитую "кобальтовую сеточку"?  Почему-то в кобальтово-золотом исполнении мне эти шедевры кажутся более прекрасными.Но..."на вкус и цвет..."


К этому же времени относится и чайная пара с монограммой Алексея Разумовского


Во времена Екатерины II большую популярность приобрели вазы-ароматницы для благовоний с ажурными прорезными крышками. Их часто делали парными и устанавливали на каминах.


Эта тарелочка - из "Охотничьего сервиза", подаренного Екатериной Григорию Орлову вкупе с Гатчиной



А вот эта супница напомнила знаменитый английский «Сервиз с зеленой лягушкой».


Павел I заказывал в основном небольшие сервизы и вот такие мини-сервизы на две персоны

Павлу очень нравился фарфор Венского завода, который широко использовал в росписи своих изделий кобальт и позолоту. Многие вещи, изготовленные по заказу Павла I, делались именно в таком сочетании цветов.

Для него же был создан этот фарфоровый чернильный прибор


В царствование Александра I по инициативе графа Гурьева, возглавлявшего Кабинет Его Императорского Величества, на завод были приглашены иностранные мастера, которыми были проведены некоторые усовершенствования технологии. В художественном оформлении изделий завода широко использовался стиль «ампир». Самое знаменитое изделие этого времени – парадный столовый «Гурьевский» сервиз. Чаша в центре фотографии – из этого сервиза. В оформлении были использованы виды Москвы и Петербурга.


Интересны также кувшин и лейка этого же периода.


При Николае I в производстве был внедрен новый способ золочения фарфора. Это сразу заметно по яркой блестящей позолоте на изделиях. На заводе работали искуснейшие живописцы, которые рисовали пейзажи, жанровые сцены, а также удивительно точно копировали на фарфоре известные полотна из Эрмитажа

  Вот это-знаменитая ваза "Сплетницы",Помните,она выставлена в зале "Искусств" в Павловском дворце?

На заводе можно заказать копии сервизов,статуэток,ваз.

 Работники музея рассказали, что пару таких "Сплетниц" заказала одна из наших российских звёзд эстрады,попросив при этом нанести на вазы портретные изображения членов её семьи.Заказ был сделан.Но "Звезда" выкупить их не пожелала.

  Сама же я была свидетельницей абсолютно потрясающей сцены.В зал влетела девица лет 16-17.Пробежав по экспозиции,она важно изрекла:"Фигня!!!"Самое удивительное,что за ней шла мама,точная копия генеральши из фильма "Москва слезам не верит",Остановившись у витрины с изящными статуэтками,она ткнула пальцем в знаменитую "Даму в маске " и важно так произнесла:"Я вот такую девку сейчас  в вашем магазине прикупила(цена такой статуэточки 180000рублей).Но у моей морда почему-то красная,а вот у этой(ещё раз ткнула в статуэтку)-розовая.Почему?Поменяйте!"

     Если сказать,что я была поражена,то это ничего не сказать.Я онемела,как при виде головы Медузы-Горгоны.Передохнув,попыталась объяснить "ценительнице прекрасного",что и мастер,и материалы,и краски уже не те,что были в 18 веке.Дама поджала губы и произнесла:"Что я-дура?!"В книге отзывов появилась запись:"Я-естинная питирбуржанка и какая-то там меня аскорбила"(авторское написание).Долго с работницей музея мы не могли отойти от оторопи...

  

    



В своих работах художники использовали также мотивы древнерусской живописи,


восточные орнаменты,


создавали фарфор даже в этрусском стиле


А вот в этих вазах просматриваются черты мейсенского фарфора


Удивительной тонкости роспись по мотивам Лоджий Рафаэля, «Рафаэлевский сервиз». Парадный сервиз для Царскосельского дворца, изготавливали его почти 20 лет!


На заводе расписывали фарфоровые пасхальные яйца. Это конечно не Фаберже, но есть очень красивые экземпляры


Не обходили своим вниманием художники и малые скульптурные формы. В музее представлено множество разнообразных фарфоровых фигурок. В начале XX века была создана серия «Народности России». Нас поразила точнейшая передача фактуры меховой одежды народов Севера, как будто на фарфор приклеили кусочки кожи и меха.


Две достаточно крупные работы заводских умельцев привлекают наше внимание. Это скульптуры, переведенные в фарфор: «Грозящий Амур» Этьена Фальконе

и «Последний вздох корабля» эстонского скульптора Амандуса Адамсона

Самая известная его работа находится в Таллине – памятник броненосцу «Русалка». А в Петербурге он выполнил скульптурные композиции на фасаде Дома книги.

И, наконец, экспонат, безусловно достойный восхищения… бисквитный букет цветов. Поражает тонкостью исполнения наимельчайших деталей, просто не верится, что это все сделано из фарфора…


Перемещаемся во второй зал, здесь выставлены работы советского периода.

Сразу после 1917г. широко использовался так называемый «агитационный» фарфор. Понятное дело, что победившему пролетариату было не до покупки расписных тарелок, поэтому большая часть продукции предназначалась для западных покупателей или же преподносилась в качестве дипломатических подарков.


Ваза «Разгром Деникина»


Ваза «Декабристы»

На этой вазе нами была замечена неточность в изображении: справа вполне узнаваемое здание Сената и Синода, но оно было построено уже после восстания декабристов…

Полярная тематика: здесь и ледокол «Красин» и папановцы на льдине…


А это советский вариант «Народов России». Аксакалы в чайхане обсуждают «Сталинскую конституцию»…


Для массового потребителя выпускались разные забавные и милые фигурки


Прелестны фарфоровые статуэтки послевоенного времени


Здесь же несколько шикарных, очень тонко прорисованных сервизов


Представлены и современные работы художников завода. Среди них есть очень нестандартные, необычные вещи…


В музее также представлены изделия других российских фарфоровых заводов, иностранный фарфор, стекло.

Предметы из сервиза «Ордена святого Георгия». Четыре «орденских» сервиза были изготовлены на заводе Гарднера в Вербилках и предназначались для торжественных приемов кавалеров орденов.


Предметы из чайного сервиза Веджвуда, а вот тарелка из севрского "Сервиза с камеями"


Предметы мейсеновского столового "Андреевского сервиза"


Датский фарфор ввела в моду в России императрица Мария Федоровна (в девичестве - датская принцесса)


Китайский фарфор покупали специально для того, чтобы мастера завода могли смотреть, изучать технику росписи и создавать уже свои великолепные изделия


И, напоследок, чудесное филигранной работы стекло


Впечатления от посещения этого музея - только положительные. Советую посетить всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Ну вот и все. На этом и заканчиваю свое повествование...

Питер, до новых встреч!!!

Рубрики:  Искусство (живопись, скульптура, графика,художники
Искусство (живопись, художники, скульпторы)
Интересное
Изделия из фарфора,стекла,драгоценные камни, кости
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку