-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sekretar

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11629


Из истории картины. Девушка, освещенная солнцем...Валентин Серов

Суббота, 21 Июля 2012 г. 16:51 + в цитатник
Цитата сообщения gallaluna Из истории картины. Девушка, освещенная солнцем...Валентин Серов

4594402_R_zolotaya_poloska (597x87, 19Kb)

Девушка , освещенная солнцем...
Мария Яковлевна Симонович -Львова
Художник Валентин Серов

4594402_R_zolotoi_ (393x36, 24Kb)




В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем»

4594402_r_serdechki_ (99x41, 12Kb)

Я думаю, что многим известно это полотно работы Валентина Серова.
Мы в школе даже сочинение писали по этой картине.Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. Но не многие знают, кто же была изображена на портрете. Иногда название картины «Девушка, освещенная солнцем» сопровождается припиской — «М. Я. Симонович», а в литературе, главным образом искусствоведческой, сообщается, что Серову позировала в усадьбе Домотканово его двоюродная сестра Маша (Мария Яковлевна) Симонович.



Этот портрет Серов создал в Домотканове, где он провел весну и лето 1888 года. Они давно приятельствовали с Машей , а однажды даже послужили моделями для Врубеля, писавшего "Демона и Тамару".


Мария Яковлевна Симонович (1864 - 1955). Портрет. 1884
Автор: Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910), Б., уголь

Работал над портретом Серов, по своему обыкновению, долго, упорно. М. Симонович, сама пробовавшая себя в рисовании, все понимала и не мешала ему. "Мы оба чувствовали, - вспоминала она, - что разговор или даже произнесенное слово выбивает нас из того созидательного настроения, в котором мы находились. Он все писал - я все сидела. Я просидела три месяца!"
Серов очень любил эту работу, звучащую отзвуками французского импрессионизма, в то время неизвестного ему. И. Грабарь рассказывал о совместном с художником посещении Третьяковской галереи - перед самой его смертью, в ноябре 1911 года. Они подошли к "Девушке, освещенной солнцем", постояли перед ней: "Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: "Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся... Тогда я вроде как с ума спятил ".

С этой картиной связана еще одна серьезная история.
В 1894 году Серов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
Серов относился к группе «младших передвижников» и не держался за Товарищество. По словам Бенуа, Серов не считал нужным скрывать, что передвижники ему надоели, как и все, что, по его мнению, объединяло искусство с социальной пропагандой или торговыми интересами.

Картину «Девушка, освещенная солнцем» приобрел Третьяков в свою галерею, но Товарищество в лице Маковского высказалось по этому поводу весьма язвительно. В результате Серов и другие «младшие передвижники» вышли из товарищества и организовали Союз русских художников.


Портрет В.Серова

Вот уже без малого сто лет в зале Третьяковской галереи висит полотно В. А. Серова — у ствола старой липы сидит девушка. Спокойным взглядом лучистых голубых глаз, уютной позой отдыхающего человека и нежным румянцем симпатичного, доброго лица она как будто бы внушает зрителям: «Все хорошо! Видите, как ласково светит солнышко, какие славные зайчики пробиваются от него сквозь листву, слышите тишину старого парка? Очень мне хорошо здесь, и вы, стоящие передо мной, мне очень милы».

Интересно, как сложилась судьба этого человека, сказал ли художник правду о своей модели?

Художнику было 23 года, когда он написал эту картину. Его модель Маша, будучи сама художницей, прониклась его интересами.Усадьба Домотканово находилась в 15 верстах от города Твери (ныне — Калинин). Она принадлежала другу В. А. Серова пейзажисту Владимиру Дмитриевичу Дервизу, который был женат на сестре Маши — Надежде. «Серов искал себе работу,—вспоминала Мария Яковлевна,— и предложил мне позировать. После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу, расплываясь на нем, теряясь, вновь налетал и исчезал, чтобы опять повторить свою игру. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры света на лице... Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что давало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством — сделать как можно лучше, не щадя трудов... Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал.
Мое серьезное отношение к работе поддерживало его...


Заросший пруд. Домотканово. 1888

Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. Он все писал — я все сидела... В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица». Мария Яковлевна очень определенно говорит о близости чувств, об одинаковой увлеченности их обоих при работе над портретом.

Подтверждением их духовного единства может, вероятно, служить и скульптурный портрет Валентина Александровича, сделанный Машей тогда же, в 1888 году. Судя по интерьеру, видимому на фотографии, Маша делала его в Домотканове. Скульптура эта была очень точна по характеру проникновения в сущность портретируемого. К сожалению, ни одно из произведений Марии Яковлевны не сохранилось. Мы знаем только по старым любительским фотографиям о нескольких скульптурах ее работы. Ее работы видел и одобрял такой опытный скульптор, как М. М. Антокольский, у него Маша занималась скульптурой в Париже. Этой поездке Марии Яковлевны способствовал деньгами П. М. Третьяков. Есть письма и самого Валентина Александровича, говорящие о художественных дарованиях Маши, однако жизнь ее сложилась так, что дар этот остался на «домашнем уровне», семейном...

Выйдя замуж в Париже в 1890 году за русского политического эмигранта, врача-психиатра Соломона Константиновича Львова, Мария Яковлевна вела дом, стала «настоящей француженкой» по паспорту и внешности, но душой оставалась русской. Много раз приезжала она в Россию, и в первую очередь стремилась попасть в Домотканово.

В один из таких приездов, в 1895 году, Серов написал ее второй портрет, который ей и подарил; портрет этот сейчас во Франции, и мы знаем его только по цветным репродукциям.


Валентин Серов. Портрет М.Я.Львовой. 1895

Этот шедевр завершил «серию» портретов Марии Яковлевны, сделанную Серовым, а всего с 1879 по 1896 год он не менее восьми раз изображал ее. Вообще, члены семьи Симоновичей запечатлены им не менее чем в 30 произведениях (рисунках и живописи).

В 1939 г. Мария Яковлевна похоронила мужа, ей стало еще тоскливее во Франции. Вскоре началась вторая мировая война. Она пережила годы фашистского нашествия, разлуку с родными.
После ее окончания Мария Яковлевна старалась отправить в Россию все наследие Серова, которое было у нее.Она считала, что Серов русский художник, поэтому все его произведения должны принадлежать Родине, писала сестре : " Ведь по завещанию Соломона Константиновича ( мужа) портрет этот принадлежит Степе и Андрею (детям). Он предполагал, что портрет в конце концов очутится в каком-нибудь музее, не исключая и Америки. Я теперь надеюсь и стараюсь, чтобы принести его в дар Советской России. Я не хочу быть ни в каком музее, кроме русского! Это работа русского художника и должна находиться в России! Иностранцы не ценят Серова как следует, и никогда он не будет так на месте, как в России».
И очень хотела уехать в Россию, чтобы " если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и... умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле" ( из ее парижского дневника) . Она прожила долгую жизнь. Умерла Мария Яковлевна в 1955 году.

Мария Яковлевна, говоря о себе, нередко полушутя-полусерьезно произносила: «Я — девушка, освещенная солнцем»,— и относилась к серовскому портрету почти как к своему двойнику.

“Девушка, освещенная солнцем” стоит на особом месте в истории русского искусства!

4594402_R_zolotoi_ (393x36, 24Kb)

Источник

 

 

Рубрики:  художники/Серов

gallaluna   обратиться по имени Суббота, 21 Июля 2012 г. 17:01 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку