-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Русские евреи в Первой мировой войне

Среда, 07 Мая 2014 г. 19:09 + в цитатник

Под двуглавым орлом и магендавидом

Русские евреи в Первой мировой войне

 

Семен КИПЕРМАН, Хайфа

Под двуглавым орлом и магендавидом 

Госпиталь ЕКОПО. Минск. 1916- 1917.

 

«Мне глубоко симпатичен великий в своих страданиях еврейский народ. Я преклоняюсь перед силой его измученной веками тяжких несправедливостей души, измученной, но горячо мечтающей о свободе. Хорошая, огненная кровь течет в жилах еврейского народа». (М.Горький)

«Нет той гнусности, нет того безобразия, которого не проделало государство, надругаясь над евреем… Больно за русское управление, стыдно за русское государство». (Н.Шингарёв, член фракции кадетов Госдумы)

В связи с приближающейся круглой датой — столетием со дня начала Первой мировой войны, — тема эта становится все более актуальной для специалистов — историков и публицистов. В советское время ее называли Империалистической и нередко «Забытой войной»

В конце минувшего года президент РФ Владимир Путин подписал поправки к федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах в России», согласно которым день вступления Российской империи в Первую мировую войну 1 августа 1914 года теперь будет отмечаться как «День Памяти Российских воинов, погибших в войне 1914-1918 годов».

Проводимое Российским историческим обществом исследование касается сотен тысяч евреев, которые пережили за время той войны много страшного. Евреи принимали непосредственное участие в сражениях, а очень многие оказались беженцами, память о которых была предана забвению.

 

Поэтому, приступая к освещению темы, прежде всего, рассмотрим, как складывалось отношение военного командования к еврейскому контингенту в самой армии в предвоенный период, а затем к различным группам населения в годы войны.

* * *

Поражают ответы «старшего войскового начальства» на разосланные военным министерством анкеты, которые не только отражают негативное отношение к службе евреев в армии, но и свидетельствуют об уровне политического мышления генералитета. Ведь речь идет о нижних чинах, так как доступ евреям в русский офицерский корпус был практически закрыт вплоть до 1917 года.

Анкета называлась «Перечень вопросов о служебных и нравственных качествах нижних чинов иудейского происхождения», причем редакция вопросов заранее предопределяла антиеврейский характер ответов.

50 генералов, командующих войсками военных округов, командиры корпусов и дивизий, осведомленные о месте и роли еврейских солдат в минувших русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и русско-японской военной кампании 1904-1905 гг., проявили явно предвзятый подход. Все они свидетельствовали «о вреде для русской армии иметь в своих рядах евреев и о желательности избавления от них». Правда, часть из них (16 генералов) признали необходимость мириться, по различным соображениям, с пребыванием евреев в армии. Два военачальника — генералы Экк и Радкевич — все же считали, что из евреев могут получиться неплохие солдаты, что вред, якобы приносимый евреями в армии, преувеличен, «при строгости и надлежащем надзоре… они способны нести службу. Хороших солдат-евреев следует поощрять». Но в то же время доступ в офицерский корпус должен быть исключен и для крещенных евреев. Большинство генералов, тем не менее, без каких-либо оговорок настаивали «на полном исключении еврейского элемента из состава призываемых на военную службу»:

«Основная причина сводилась как к общеизвестным отрицательным свойствам евреев, моральным и физическим, так и к особенностям их племенного устройства, делающим их интернационалистами, не заинтересованными в кровных интересах отечества».

При этом ни слова не было сказано об условиях, в которых приходилось жить евреям, ни о черте оседлости, ни об ограничениях в сфере образования и многих других притеснениях.

* * *

Что же показали последовавшие события?

Начавшаяся Первая мировая война вызвала огромный патриотический подъем среди всего еврейского населения. Выступавший вместе с представителями других национальностей в Государственной думе 26 июля 1914 года член кадетской фракции еврей Н.Фридман говорил:

«Никакие силы не отторгнут евреев от их родины России, от земли, с которой они связаны вековыми узами».

С призывами отстоять Отечество выступила и еврейская печать. В синагогах и молитвенных домах проводились богослужения о даровании победы русскому оружию.

Что до евреев, которым генералитет не доверял, то сотни тысяч из них были мобилизованы. Мобилизация среди них прошла практически без недобора. И к концу войны их был почти 600 тысяч. Это было значительно больше, чем выставили к началу войны Англия и Бельгия вместе взятые. Процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения в России в целом.

Серьезное сознание необходимости исполнить гражданский долг и принести для этого себя в жертву — таков был минимум патриотизма в еврейской среде в первые дни после объявления войны. Недовольство существующим режимом, вражда к правящим кругам не заслонила интересов страны, правительство не отождествлялось с родиной — этим объяснялось столь поразивших многих патриотизм евреев России. Конечно, не исключено, что евреи надеялись на то, что их патриотические усилия будут оценены властью и обществом, и их правовое положение в России улучшится.

Обратимся к источникам того времени.

В первом номере газеты «Война и евреи» (1914) была опубликована статья князя П.Д.Долгорукова, который, в частности, отмечал:

«Сотни тысяч евреев проливают кровь за великую Россию, между тем они лишены прав, которых ни один из русских подданных не может лишиться иначе, как по суду за преступление».

Не очень симпатизировавшая евреям газета «Новое время» писала:

«Манифестация русских евреев… должна вызвать во всех нас, русских, чувство глубокого удовлетворения… Такие минуты не забываются… Пронесется гроза, выглянет солнце Мира над родиной, и русский народ не забудет о тех, кто в дни испытаний бодро шел с ним рядом, плечом к плечу».

Даже небезызвестный крайне правый лидер В.Пуришкевич во время патриотической манифестации в Одессе целовал свитки Завета и всенародно заявлял, что до сих пор заблуждался в отношении евреев. Мол, все, что он раньше говорил о них, было ложью, и в такой исключительный момент не должно быть места травле евреев, готовых защищать родину, как все русские. (См.: Я.Рабинович «Еврейство между Гитлером и Сталиным». М. 2009, стр. 10).

Свою оценку патриотическому подъему, охватившему евреев России, дал и автор книги «За что мы их не любим» В.Шульгин, заявивший, что евреи, отложив на время в сторону свои обиды, готовы были всем, чем могли, включиться в военные усилия страны. В подтверждение он приводит еврейский источник:

«Искренними патриотическими настроениями было охвачено все население России. В Петербурге имели место многочисленные патриотические демонстрации, в которых принимали участие и евреи… Значительным было число добровольцев евреев, в числе которых были и студенты заграничных университетов, из-за процентной нормы лишенные права учиться в России. Русские евреи, учившиеся в союзных государствах, вступали добровольцами в армии коалиции. Мобилизация среди еврейского населения России почти не дала недобора. Процент евреев в армии был выше их процента в населении, как и процент убитых и выбывших из строя».

Несмотря на ясное осознание этого факта, Шульгин все равно во всем будет винить евреев. И добавит, что ими все же двигала и надежда на то, что их патриотические усилия будут оценены правительством и обществом.

Проследим, как же царская Россия «отблагодарила» евреев за их патриотический порыв.

* * *

С самого начала войны появились военные приказы, которыми евреи ставились в армии в худшее положение по сравнению с представителями других народов. Был издан приказ, в котором говорилось, чтобы евреев нижних чинов, а также бывших волонтеров французской армии отправляли на фронт первыми уходящими маршевыми ротами. Власти не замедлили напомнить студентам-евреям, что даже во всенародном деле защиты своей родины они не равны с коллегами-христианами. Мобилизованные во время войны студенты-евреи подлежат распределению в запасные полки «нижними чинами».

25 января 1915 г. начальник штаба Верховного Главнокомандующего Н.Янушкевич разослал циркулярное письмо по всей линии фронта, в котором разрешалось выселение «евреев и подозрительных личностей» из всех районов военных действий, где присутствовали войска.

Вельможный юдофоб Николай Янушкевич

Вельможный юдофоб Николай Янушкевич

 

В приказе по 18 корпусу от 15 мая 1915 г. содержался пункт: «евреев следует гнать в сторону неприятеля». Поэтому неудивительно, что потери на фронте среди евреев были в процентном отношении выше, чем среди остальных.

Среди документов первого года войны сохранилось постановление, изданное 30 марта 1915 г. командующим армией Эвертом, в котором предписывалось «усилить наказания за мошенничество в случаях, когда обвиняемыми являются евреи, а пострадавшими части войск или отдельные воинские чины». Таким образом, наказание определялось не тяжестью преступления, а национальной или религиозной принадлежностью обвиняемого.

И на фронте, и в прифронтовых местечках военные власти обвиняли евреев в шпионаже и содействии немцам после занятия ими территории российской империи. Израильский историк С.Гольдин отмечает, что шпиономания в русской армии и в ее тылу, проявившаяся с началом военных действий, приобрела к лету 1915 г. огромные, гротескные размеры. Было немало случаев расстрелов без суда или по приговорам военно-полевых судов, где обвиняемые были совершенно беззащитны и, по незнанию русского языка и отсутствию переводчиков, не знали даже, в чем их вина.

Часто обвинения основывались на неправдоподобных слухах, что, мол, бородатые евреи скрывают в своих бородах телефоны, при помощи которых они связываются с неприятелем. (См.: Я.Фрумкин «Книга о русском еврействе от 1860-годов до революции 1917 года». Минск, 2002).

Видимо, обвинители «предвидели» появление мобильных телефонов.

C мая Н.Янушкевич и его непосредственный начальник широко практиковали заложников из еврейского населения как гарант еврейской преданности. В качестве заложников использовали раввинов, еврейскую интеллигенцию, местных зажиточных людей.

После сообщения в апреле 1915 г. штаба верховного главнокомандующего о «вероломном предательстве» евреев местечка Кужи Ковенской губернии, которые якобы прятали в своих подвалах немецких солдат, из засады нападавших на русских солдат, расположившихся там на ночлег «За измену отечеству и предательские действия против армии» жители местечка были преданы военно-полевому суду, и около 200 тысяч евреев из прифронтовых районов Курляндской, Ковенской, Сувалкской и Гродненской губерний были высланы. (См.: Ф.Кандель. «Книга времен и событий», т. 3, стр. 817).

Об этом сообщили столичные и провинциальные газеты. В Кужи выехала комиссия Государственной Думы во главе с депутатом А.Керенским, который затем с думской трибуны заявил:

«Такого не было и по местным условиям быть не могло».

Там не оказалось ни евреев, ни погребов в домах.

Наветами на евреев в штабе верховного главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича юдофобствующий начальник генерального штаба Н.Янушкевич пытался объяснить причину поражения руководимой им армии. Подобное оправдание вызвало явное недовольство даже правительства, на заседании которого 12 августа 1915 года министр Кривошеин сказал о Н.Янушкевиче:

«Его присутствие в Ставке опаснее немецких корпусов».

Вскоре этот всесильный юдофоб лишился своей должности, и антиеврейские акции в прифронтовой зоне несколько поутихли. Хотя и позже порой очень уж было удобно свалить любое поражение на евреев.

Не останавливаясь непосредственно на ходе военных операций 1914-15 гг., следует указать, что в целом кампания 1915 года стала трагедией русской армии, понесшей огромные потери. В боях было потеряно три миллиона убитыми и ранеными, полтора миллиона солдат и офицеров попали в плен. Однако добиться своей главной цели — вывести Россию в 1915 г. из войны — Германия не смогла.

Перелом в войне должен был принести 1916 год.

Подробно ход военных операций освещен в журнале «Новая и новейшая история» 2014, номер 1-2.

* * *

Как же сложились судьбы около миллиона евреев, которые были депортированы из западных зон военных действий 1914-1915 гг.? Общее число переселенных граждан в период войны в Российской империи составило более четырех миллионов человек.

Владимир Жаботинский называл депортацию евреев 1915 года «катастрофой, кажется беспримерной со времен Фердинанда и Изабеллы испанских в ХV в».

Даже весьма предвзятый к еврейскому вопросу А.Солженицын вынужден был признать, что именно Янушкевич летом 1915, прикрывая отступление русских армий, казавшееся тогда ужасающим, стал издавать распоряжения о массовых высылках евреев из прифронтовой полосы — высылках огульных, безо всякого разбора личной вины. Удобный ход: свалить все поражения на евреев… (См.: «Двести лет вместе», кн. 1. М., 2001, стр. 479-480).

В то же время, ссылаясь на записи священника Шавельского, он пишет, что неубедительно и не реально было бы считать, что все обвинения сплошь выдумки:

«Вопрос этот слишком широк и сложен… не могу, однако, не сказать, что в поводах к обвинению евреев в то время не было недостатка… В мирное время их терпели на разных нестроевых должностях; в военное время… евреи наполнили строевые ряды армии… При наступлении они часто бывали позади, при отступлениях и случаях шпионства, перебежек к неприятелю оказывались впереди. Паника в боевых частях не раз была обязана им… Отрицать нередкие случаи шпионства и перебежек к неприятелю… со стороны тоже не приходится…» (Указ. раб., стр. 482).

При этом — ни слова об изгнанных жителях прифронтовых зон.

К концу 1916 года насчитывалось около 350 тысяч беженцев-евреев. Переезды потоков беженцев в восточные районы России длились нередко месяцами. При этом люди подвергались в пути всяческим гонениям, условия были ужасные: в вагонной тесноте вперемежку лежали больные и умирающие от голода и болезней.

«Евреев пересылали в товарных вагонах, как скот по накладным, — говорил в Думе депутат Фридман. — Я видел семьи мобилизованных, я видел среди выселенцев раненых солдат с Георгиевскими крестами…» (См. Ф.Кандель. Указ. раб., т. 3, стр. 818).

Депортации вызвали негативную реакцию стран-союзниц и финансовых кругов Западной Европы и США.

Факт массовых переселений евреев в так называемые города дальнего тыла — Воронеж, Пенза, Тамбов, Саратов и другие, согласно циркуляру МВД, означал право селиться в городах вне черты оседлости.

В связи с обрушившимся на русское еврейство бедствием — массовым выселением и беженством евреев из прифронтовой полосы, разрешение проблем, связанных с беженцами в военное время, взяла на себя созданная сеть еврейских общественных организаций. В 1915 году в Петрограде возникло Еврейское Общество помощи жертвам войны — ЕКОПО, которое поддерживало тесные отношения с организациями, возникшими в провинции, в рамках черты оседлости, а вскоре превратилось в общепризнанный еврейской общественностью, а также официальными властями, центр по оказанию помощи в первую очередь беженцам.

Финансовой основой ЕКОПО вначале служили пожертвования и взносы отдельных лиц. Затем представителям ЕКОПО Г.Слиозбергу и М.Шефтелю удалось получить ассигновки из общегосударственных средств. Поддержку ЕКОПО оказывал также правительственный «Татьянинский комитет» по беженцам. За время войны ЕКОПО получало также средства от центральных еврейских организаций из-за границы, главным образом из США.

В 1914-1915 гг. в русской армии насчитывалось четыреста тысяч евреев. К концу 1916 г. их число возросло до пятисот тысяч. Некоторые евреи — выпускники гимназий и университетов, освобожденные от призыва, пошли на фронт добровольцами. В армии было много врачей-евреев и даже встречались офицеры-евреи. Однако сколько подданных не привлекла в сотрудничеству и потеряла бездарная власть?! Известен случай, когда рядовой, кавалер четырех георгиевских крестов не пошел в школу прапорщиков, так как должен был выкреститься, что могло убить его религиозного отца.

Между тем в Первой мировой войне в чине генерала участвовали потомки кантонистов. Разумеется, они были евреями лишь этническими, принявшими христианство. Среди них генерал-майор Сергей Владимирович Цейль, окончил Академию Генерального штаба. В 1914 г. командовал дивизией. Погиб в 1915 г. Генерал-майор, начальник штаба армейского корпуса Александр Хануков в 1918 году был расстрелян за отказ служить в Красной Армии.

Сыном бывшего кантониста был и Александр Сабсай, родившийся в 1860 году. Он окончил Морской кадетский корпус. К Первой мировой войне он уже был командиром бригады крейсеров, вице-адмирал. Служил в Советской России начальником управления вузов ВМФ. Умер в 1922 году.

Генерал-адъютант Николай Иудович Иванов — сын каторжанина. Главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Был награжден многими орденами. Играл важную роль в истории Февральской революции 1917 года.

Кроме них можно назвать М.Арнольди — генерал от артиллерии, Я.Кефали — контр-адмирал, Н.Козлов начальник Военно-медицинской академии.

* * *

После Февральской революции Декретом от 20 марта были отменены все сословные, вероисповедные и национальные ограничения при поступлении в военно-учебные заведения и о производстве солдат-евреев в офицеры на общих основаниях, и широкие слои патриотически настроенной еврейской интеллигенции поступили в юнкерские училища и школы прапорщиков.

Так, уже в начале июня 1917 г. в Константиновском военном училище (Киев) был произведен в офицеры более 130 евреев, окончивших в ускоренном порядке курс училища; в Одессе летом 1917 г. офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. В ударном юнкерском батальоне, посланном на фронт в конце июня 1917 г., было 25 евреев (из 140 человек личного состава). Их ускоренный выпуск пришелся на лето-осень 1917 года.

Многие из евреев-юнкеров выступили против большевистского переворота в октябре 1917 г. и сражались против большевиков. Среди защитников Зимнего Дворца — юнкеров школы прапорщиков инженерных войск — встречаются фамилии Гольдман, Шапиро, Шварцман, братья Эпштейн.

19 ноября 1917 г. выходившая в Петрограде «Еврейская неделя», в публикации об октябрьских боях в Москве сообщала, что при осаде отрядами большевиков 29 октября Владимирского юнкерского училища и телефонной станции среди погибших было 35 евреев-юнкеров. На добровольных началах служили еврейские девушки в женском батальоне Марии Бочкаревой.

* * *

Документы той эпохи, демонстрируемые на недавней московской выставке по истории и культуре евреев, свидетельствуют, что солдаты-евреи участвовали во всех военных операциях на протяжении всего периода войны. Их погибло 100 тысяч.

Московский еженедельник «Еврейская неделя» в каждом номере помещал сообщения о ратных подвигах евреев. За отвагу и мужество в боях более трех тысяч еврейских солдат было награждено Георгиевскими крестами. Среди них более 40 кавалеров «полного банта», т.е. получившие 4 Георгиевских креста и 4 Георгиевских медали: Айзек Кантор, Рафаил Баум, Хаим Притык, Янкель Пинкус, Соломон Глотман и другие.

Среди известных евреев, получивших Георгиевский крест, следует назвать выдающегося певца, народного артиста СССР Марка Рейзена и известного писателя Виктора Шкловского.

Двумя крестами был награжден еврейский поэт Ошер Шварцман (1889-1919). С четырех лет он посещал хедер. Владел идишем, ивритом, украинским, русским. С 1911 г. служил в русской армии в 1914-1917 гг. — участник Первой мировой войны. Был ранен. После демобилизации работал в Киеве в еврейской газете. Во время погромов вступил в Красную Гвардию. Погиб в бою осенью 1919. Автор около 60 стихотворений.

Три Георгиевских креста получил рядовой Виктор Шварц, участник всех крупных сражений, раненный 11 раз.

Удивительно, отмечает киевский историк Илья Левитас, что к ношению «вражеского символа» верующих иудеев — креста, спокойно относились и твердокаменные раввины. Они не запрещали носить этот крест, на тыльной стороне которого было выбито «За веру, царя и отечество».

Интересные данные приводит, ссылаясь на различные источники, израильский историк Арон Шнеер. В царской армии высоких офицерских званий могли добиться только крещенные евреи. Так, шестеро крещенных евреев, окончивших в 1914-1915 гг. школы прапорщиков и принимавших участие в боях Первой мировой и Гражданской войн, станут советскими генералами — Д.В.Василевский, Г.А.Лейкин, Ю.И.Рабинер, М.П.Сафир., Л.Б.Соседов, А.Г.Соседов и контр-адмирал М.С.Трайнин.

Полными Георгиевскими кавалерами были Меер Зайвелевич Бондарь, Моисей Дубовицкий, Александр Каплан, Абрам Кацнельсон, Цион Мендель, знаменитые комдивы Гражданской войны Самуил Пинхусович Медведовский, Дмитрий Аркадьевич Шмидт, а также писатель-полярник Яков Кальницкий.

С.П.Медведовский за отвагу и мужество был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. В годы Гражданской войны возглавил дивизию.

Он был награжден двумя орденами Красного Знамени. Умер в Москве в 1924 г.

Д.А.Шмидт (Давид Аронович Гутман) был командиром дивизии Червонного казачества. Награжден двумя орденами Красного Знамени. Окончил особую группу Военной академии им. М.В.Фрунзе, позже курсы высшего нач. состава при Военной бронетанковой академии (1935). Командир-комиссар дивизии, тяжелой танковой бригады. На встрече в Кремле нагрубил Сталину («усы отрежу!») В 1936 г. Гутман был арестован. Расстрелян в 1937 г. в Москве.

В 1910 году был призван в армию царской России Григорий Зусманович. Когда началась Первая мировая война, старший унтер-офицер Зусманович отважно сражался в боях на западном фронте. В июне 1940 года Зусмановичу присвоили звание генерал-майора. Скончался летом 1944 г. в концлагере номер 35 в Вайсенбурге.

Это данные далеко не полные и большинство фамилий уже восстановить невозможно. Не исключено, что после установления большевистского режима многие евреи, участники войны в России, погибли или иммигрировали в страны Европы и США.

* * *

Мы не знаем, как в мире будут отмечать сотую годовщину начала Первой мировой войны. В Москве была проведена международная научная конференция «Россия и Великая война», публикуются статьи. Планируется установка в Москве памятника «Героям Первой мировой войны» и создание соответствующего музея.

Более тридцати стран Европы и остального мира договорились координировать свои усилия по проведению торжеств по этому случаю.

Более 1 млн. 500 тысяч евреев различных стран принимали участие в Первой мировой войне. В Западной Европе чтут память погибших в Первой мировой войне, там возведены сотни монументов и памятников павшим.

В феврале президент США Барак Обама подписал новый оборонный бюджет, который содержит неприметную, но важную для многих американских семей поправку, обязывающую военных пересмотреть дела солдат-евреев, не получивших медали за свой героизм во время Первой мировой войны из-за того, что были иудеями.

1 августа 2014 года — это повод не для праздника, а скорее, для скорби. В этот день мы должны вспоминать тех солдат и офицеров, которые отдавали свои жизни во имя исполнения долга, и подвиг которых сегодня незаслуженно малоизвестен или даже забыт. И произошло это по причине того, что на фоне мирового конфликта в России разразилась революция и гражданская война, которые затмили собой события и героев Первой мировой войны. Необходимо вспомнить о далеких страницах истории и отдать последний долг памяти нашим дедам и прадедам, тем, кто в годы Первой мировой войны самоотверженно защищал свою родину. 

 

1-ое фото из  книги М.Бейзера,  М.Мицеля «Американский брат. Джойнт в России, СССР, СНГ».

Фото размещено на сайте eleven.co.il 

 

http://ilterritory.com/2014/05/03/mageneagle/ 

 

 

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

rinagit   обратиться по имени Среда, 07 Мая 2014 г. 21:10 (ссылка)
rinarozen, Спасибо!Душераздирающее повествование!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 23:19ссылка
Евреи были настоящими патриотами тех стран, в которых жили!
Чем им отплатили Россия и Европа хорошо известно.
sofija330   обратиться по имени Четверг, 08 Мая 2014 г. 11:43 (ссылка)
Спасибо за Пост.Очень интересно.У моей бабушки родной брат Григорий Ходоров воевал в 1-ю миров.войну в "Дикой дивизии",которая состояла из новобранцев с Кавказа и иных инородцев.У нас хранится фотография,где он в кавказской папахе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Мая 2014 г. 22:08ссылка
Можно было бы выложить это фото прямо в комментарии к посту.