-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Еврейская Вена

Среда, 02 Октября 2013 г. 04:52 + в цитатник

ЕВРЕЙСКАЯ  ВЕНА

Автор: lyonka72

Culture


 

Сегодня в Вене не так много следов еврейской и мало что напоминает о том, что в 1923 г. евреи составляли больше 10% от общего населения города. Только названия типа Юденгассе или Юденплатц да еще монументы и памятные знаки, разбросанные по разным местам Вены, напоминают о синагогах, разрушенных в нацистский период, да еще могилы в старой части ервейского участка Центрального кладбища напоминают о когда-то процветающей общине, сгоревшей в Холокосте.
А между тем евреи поселились в Вене еще в 12-м веке. Тогдашняя еврейская жизнь была сосредоточена вокруг Еврейской площади (Judenplatz) в нынешнем историческом центре города, где была построена синагога, фундамент которой можно видеть в музее на Юденплатц.





 

Как и во всей средневековой Европе венские евреи страдали от преследований и погромов. В 1196 г. во время Третьего Крестового Похода крестоносное воинство обрушилось на еврейский квартал Вены, убивая и грабя его обитателей. Еще один старшный погром обрушился на ервеев Вены во время эпидемии чумы 1348-1349 гг.

В то же время в этот период еврейское население города выросло за счет спасавшихся от эпидемии и погромов из других мест. А потом для венских евреев наступил страшный 1421 год, год, т.н. Венской Гзеры. Уже в мае 1420 г. австрийский герцог Альберт V издал декрет повелевший арестовать евреев во всей Австрии, включая Вену. Так же как в Испании через 70 лет после этого евреи были поставлены перед выбором-креститься или покинуть Австрию. Еврейских детей младше 15 лет крестили насильно. К началу 1421 г. большинство евреев были изгнаны из Вены, а богатые евреи, оставленные в тюрьмах, подвергались страшным пыткам с целью заставить их креститься. 12 марта 1421 г. герцог Альберт издал новый декрет, приговаривавший евреев оставшихся в Вене, к смерти. В тот же день на Гусином лугу (в нынешнем квартале Вайсгербер, где среди прочего находится дом Хундертвассера) было сожжено 92 еврейских мужчин и 120 еврейских женщин. 



 

Сегодня на месте казни установлена мемориальная доска, а еще одним памятником тех событий является т.н. Дом Йордана на Юденплатц.построенный в конце 15-го-начале 16-го века и "украшенный" рельефом, изображающим крещение Иисуса в Иордане.



 

Латинская надпись под рельефом  гласит: "Потоки Иордана смывают с тел грязь и зло. Все что скрыто и грешно исчезает. Также и в 1421 г. поднялось пламя ненависти, пылало по всему городу и искупило ужасные преступления еврейских собак. Как когда-то мир был очищен всемирным потопом, так и теперь все грехи были искуплены пылающим огнем".


Сегодня этот рельеф, находящийся прямо напротив мемориала жертвам Холокоста, является напоминанием об антисемитизме.
Прошло почти 100 лет, прежде чем евреи начали возвращаться в Вену. В 1512 г. в Вене поселилось около 15 еврейских семей. На протяжении 16-17-го веков гонения на венских евреев продолжались. Особенно страдали венские евреи во время Тридцатилетней Войны. В то же время в 1648-1649 гг. в Вену прибыло некоторое количество евреев с Украины, спасавшихся от Хмельнитчины. В 1624 австрийский император Фердинанд II создал в Вене гетто в нынешнем Леопольдштадте. В этом гетто 500 семей жило в 136 домах.

На протяжении 17-го века правители Австрии всячески ущемляли права евреев, а в 1669 г. император Леопольд I изгнал евреев из Вены во второй раз. При этом синагога в Леопольдштадте была превращена в католическую церковь св Леопольда.


Второе изгнание евреев из Вены было намного короче первого. Казна Австрии была разорена войной с турками и императору нужны были еврейские деньги. Евреям было позволено вернуться в Вену, но они были обложены высокими налогами. Лидерами восстановленной еврейской общины Вены стали "придворные евреи" Шмуэль Оппенгеймер (насколько я знаю, он был родным братом пресловутого "еврея Зюсса" Оппенгеймера, "придворного еврея" правителя Вюрттемберга Карла-Александра) и Самсон Вертхаймер.


На протяжении 18-го века еврейская община Вены оставалась очень маленькой.


 

Во времена Марии Терезии, люто ненавидевшей евреев и называвшей их "самой страшной напастью",  всего около 500 евреев жили в Вене. Венские евреи страдали от самых разных дискриминационных законов. Так евреям было запрещено иметь свою религиозную общину и проводить публичные богослужения. Некоторые послабления в этом отношении наступили во времена сына Марии Терезии (и одно время ее соправителя) Иоcифа II

.

 

Правда реформы Иосифа II касались в основном богемских (чешских) евреев (так в Праге было упразднено гетто и благодарные пражские евреи назвали квартал, в котором они продолжали жить Юзефовым) и в меньшей степени евреев Австрии. Тем не менее Эдикт 1782 г. декларировал цель "сделать евреев полезными для государства" и позволил детям евреев посещеть общеобразовательные школы и университеты, позволил евреям свободно заниматься торговлей и предпринимательством, отменил обязательное ношение желтой звезды Давида, а также специальный "еврейский налог". Тем не менее евреям было запрещено пользоваться ивритом и идишем и их обязали использовать только немецкий. Все это дало толчок к развитию ассимиляторских тенденций среди евреев Вены.

Уже в конце 18-го века Вена становится важным центром движения Хаскала, сторонники которого ратовали за получение евреями общего образования и стирания граней между евреями и неевреями. Главный представитель движения Хаскала немецкий еврей Моше Мендеьсон считал, что евреям надлежит сохранять еврейство в частной жизни, а в общественной интегрироваться в окружающую среду.


В начале 19-го века был снят запрет на строительство синагог в Вене, и на узкой Зайтенштайнгассе была построена реформистская синагога



 

"Городской Храм" (Stadttempel) -  единственная из венских синагог, сохранившаяся до наших дней. Среди раввинов этой синагоги был Адольф (Аарон) Еллинек, внучка которого. Мерседес Еллинек вошла в историю тем, что в честь нее был назван автомобиль штуттгартской фирмы Даймлера и Бенца.

В 1858 г. в Леопольдштадте была построена еще одна синагога - Леопольдштадтский Городской Храм. При ней в 1893 г. открылся раввинский семинар. Синагога была полностью разрушена во время Хрустальной ночи в ноябре 1938 г., однако здание, в котором располагался семинар раввинов, сохранилось до сих пор,



 

и в нем сейчас находится микве под эгидой Агудат Исраэль.



 

Настоящего расцвета еврейская община Вены достигла при предпоследнем австро-венгерском императоре Франце-Иосифе.



 

Хотя в начале своего царствования еще сохранялись некоторые дискриминационные законы в отношении евреев, в продолжение его царствования евреи получили возможность заниматься любым видом деятельности. Так, например, в отличие от Германской Империи в Австро-Венгрии евреи в конце 19-го-начале 20-го века могли делать военную карьеру.

Историю еврейской общины в этот период можно проследить например на еврейском участке Центрального кладбища Вены: здесь похоронен полковник императорской и королевской армии, командир 13-го артиллерийского полка Адольф Бер.



и имевшие рыцарское звание Густав и Леопольд фон Эпштайн.

 

В то же время во второй половине 19-го века еврейское население Вены начинает стремительно расти: так если в 1857 г. в Вене жило 6217 евреев, то через 12 лет, в 1869 г.,  в Вене жило уже больше сорока тысяч евреев. Не в последнюю очередь это происходило за счет имиграции в Вену жителей окраинных районов Австро-Венгерской империи.

На рубеже 19-го и 20-го веков целая плеяда знаменитых ервеев жила и работала в Вене: и писатель и драматург Артур Шнитцлер, могилу которого можно видеть на еврейском участке венского Центрального кладбища,



 

и писатель Стефан Цвайг, родившийся на одном из венских Рингов,



 

и психоаналитик Зигмундр Фрейд, возможно, самый знаменитый из венских евреев того времени.



 

В Вене же Теодор Герцль написал свою "Альтнойланд", и можно сказать, что в Вене зародился сионизм.


Вместе с тем австрийский антисемитизм никуда не исчез, а на рубеже веков приобрел новые черты: вместо старой ненависти к евреям, как "христоубийцам", появляется расовый антисемитизм. Антисемитизм также становится частью политики.

В 1893 г. Карл Люгер основал христианско-социальную партию, которая активно пропагандировала ненависть к евреям. Через два года партия одержала победу на выборах в муниципалитет Вены, и патологический антисемит Люгер стал мэром города. Взгляды Люгера вызывали восхищение у одного бомжа родом из провинциального Браунау на Ине, близ границы с Германией, подрабатывавшего на рубеже веков в Вене рисованием и продажей дешевых открыток. Имя этого бомжа было Адольф Гитлер. Вместе с тем Гитлера возмущало то, что он считал непоследовательностью люгеровского антисемитизма: наряду с антисемитскими речами Люгер дружил со многими евреями, и его высказывание "Я решаю, кто еврей" стало знаменитым и приписывалось впоследствии Герингу.

Люгер был также отличным мэром города, много сделавшим для развития инфраструктуры в городе, а также для развития благотворительных учреждений в Вене. Писатель Стефан Цвайг, живший в Вене при Люгере, характеризовал его деятельность: "Его управление городом было абсолютно справедливым и даже типично демократическим". До сих пор Люгер почитается как величайший мэр Вены. В честь него назван один из Венских проспектов-Рингов, площадь на которой установлен его памятник.



 

Похоронен Люгер на Центральном венском кладбище в возведенной специально для него мемориальной церкви Карла Люгера
 


 

В 1914 г. разразилась Первая Мировая Война. Уже в первые месяцы войны русская армия захватила австрийскую галицию. Дикие зверства русских войск по отношению к евреям привели к массовому бегству евреев Галиции во внутренние районы Австро-Венгерской империи. От 50 до 70 тысяч беженцев прибыли в Вену. Этим беженцам трудно было найти работу, и они страдали от антисемитизма. Их ненавидели не просто как евреев, а как "восточных евреев", которых ненавидели еще до войны, считая их грязными, шумными, аморальными.
 

В 1918 г. Габсбургская империя рухнула. Для евреев Вены началась новая страница жизни-жизнь в Первой Австрийской республике. Евреи Вены встретили этот период разделенными на две части. Одну часть составляли ассимилированные, хорошо устроенные евреи, жившие уже несколько поколений в Вене и голосовавшие в период между двумя мироваыми войнами, в  основном, за социал-демократов, и иммигранты из бывших восточных провинций Австро-Венгрии сохранявшие свой традиционный образ жизни и голосовавшие за еврейские партии. Как и прежде, евреи Вены страдали от антисемитизма, поддерживавшегося доминирущей Христианско-Социальной партией и подпитываемого католической церковью.

Уже в двадцатые годы австрийские нацисты, партия которых была гораздо старше германской, устраивали побоища в Леопольдштадте. В 1929 г. нацисты разгромили кафе "Продуктовая биржа" часто посещаемое евреями, а в 1932 г. разгромили молитвенное помещение в еще одном венском кафе. Антисемитизм только усилился после установления в 1932 г. диктатуры Эгельберта Дольфуса, лидера Христианских Социалов.

Вместе с тем венские евреи тоже не сидели сложа руки. Так в тридцатые годы были созданы отряды еврейской самообороны и значительную роль в защите евреев Вены играла организация "Бейтар".


12 марта 1938 г. германские войска прешли германо-австрийскую границу. Солдат 8-й армии Вермахта повсеместно в Австрии встречали цветами и бурными овациями (правда после войны австрия объявила себя "первой жертвой Гитлера").

2 апреля того же года на площади Хельденплатц в Хофбурге перед ликующими толпами венцев выступил бывший венский бомж Адольф Гитлер под громовую овацию объявивший о присоединении (Anschluß) Австрии к Германскому Рейху.

Уже на следующий день после вступления немцев в Вену в городе началась антисемитская вакханалия. Евреев независимо от пола и возраста выгоняли на улицы города и заставляли скрести мостовые зубными щетками под улюлюканенье стоявших вокруг толп австрийцев.



@Wikipedia


Насилие по отношение к евреям достигло пика в ноябре 1938. Во время т.н. "Хрустальной ночи" (9-10 ноября 1938 г.) были сожжены 42 венские синагоги. Среди разрушенных в ту ночь синагог была синагога Леопольдштадта, Леопольдштадский Городской Храм, на месте которой сейчас установлен вот такой странный монумент



 

и мемориальная доска,



 

свидетельствующая о том, что синагога был разрушена абстрактными "нацисткими варварами", а также синагога, основанного в 1870 г. объединения храмов, на нынешней Унтере Виадукштрассе, на месте которой также установлена памятная доска,



 

свидетельствующая, что эта синагога (Бейт Кнесет) была "разграблена" опять же абстрактым "нацистким быдлом". Разгрому и разграблению подверглись не только синагоги, но и еврейские дома. Единственной нетротнутой венской синагогой остался Городской Храм на Зайтенштайнгассе, "замаскированная" под обычный жилой дом.

6000 венских евреев были арестованы и отправлены в концлагеря, откуда их освождали с условием эмигрировать в кратчайшие сроки.

Нападениям подвергались не только живые, но и мертвые евреи. Так на еврейском участке Центрального кладбища Вены можно видеть поваленные и разрушенные в то время надгробия,









 

и до сих пор никто не задумался об их восстановлении.


Вскоре после ноябрьского погрома в Вене было организовано Центральное Бюро Еврейской Иммиграции. Бюро было организовано Адольфом Эйхманов, который вопреки распространненому заблуждению не был урожденным австрийцев, но большую часть жизни провел таки в Австрии. Эйхман превратил эмиграцию евреев из Австрии в "конвейер", который каждый день выбрасывал из страны сотни евреев, лишенных имущества. До 1941 г. около 130 000 евреев покинули Вену.


А в 1941 г. начались депортации венских ервеев на восток, сначала в гетто Лодзи и других городов оккупированной Польши, а после июня 1941 в гетто Риги и Минска, где большинство из них было убито практически сразу по прибытии.

Пожилые евреи, а также евреи-ветераны Первой Мировой Войны были отправлены вначале в Терезиенштадт (Терезин), недалеко от Праги, а затем в лагеря смерти. В общей сложности, более 65 000 австрийских евреев было уничтожено в Холокосте. В память о них на Юденплатц, центре ервейской жизни еще в Средние века, установлен мемориал, представляющий собой символическое здание синагоги, "стены" которой выложены навсегдя закрытыми книгами, символизирующими "книги жизни".



 

На постаменте выгравирана надпись в память о 65 000 австрийских жертвах Холокоста



 

и места их уничтожения.





 

Справедливости ради надо сказать, что не все австрийцы участвовали в преследовании и уничтожении евреев. 88 жителей Австрии официально признаны Яд Вашемом Праведниками Народов Мира, а сколько точно австрийцев в той или иной форме участвовали в спасении евреев от геноцида неизвестно. На той же Юденплатц на стене музея расположенного здесь же учтановлена мемориальная доска в память об австрийских праведниках.



 

Еврейская община Вены, насчитывавшая не одно столетие, перестала существовать физически. Сегодня только надгробия на старом еврейском участке Центрального кладбища еще напоминают о когда-то славном венском еврействе.





























 

В 1934 г. больше 170 000 евреев жили в Вене, в 1946 около 25 000. Многие евреи уехали после войны из Австрии.

В последние годы еврейская община Вены усилилась за счет имигрантов из бывшего Союза. Также сейчас на улицах Вены часто слышен иврит, поскольку здесь обосновалось немало израильтян. Сегодня в Вене действуют еврейский музей (когда я там был, он, правда, был закрыт на реконструкцию и должен был открыться вскоре после того, как я вернулся в Израиль)



 

и еще один музей на Юденплатц,



 

кошерные рестораны.



 

В Леопольдштадте действует Театр "а-Маком".
.


 

Вместе с тем отношение к памяти своих евреев у венцев немного странноватое (или мне так показалось). Т.е.,  с одной стороны, есть монументы и все такое, а с другой стороны ощущение, что австрийцы внушили себе, что преследовало и уничтожало евреев какое-то абстрактное "нацисткое быдло", а основная масса австрийцев тут как бы и ни причем.

Также и отношение в Австрии к Израилю, в целом, не самое положительное: так я несколько раз сталкивался не улицах Вены с "палестинской" символикой, но ни разу  - с израильской. Также, когда я был в Вене, там как раз проходила конференция Remapping Palestine с участием известного ненавистника Израиля бывшего преподавателя хайфского университета Илана Папе.



 

http://lyonka72.livejournal.com/295764.html

 

 
Рубрики:  ЕВРЕИ В МИРЕ/АНТИСЕМИТИЗМ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Феникс_94   обратиться по имени Четверг, 03 Октября 2013 г. 00:54 (ссылка)
Я была в Вене всего один день..Шикарная, богатая, обеспеченная - жизнь кипит ключом..И вот так..уничтожили целую общину..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Октября 2013 г. 01:01ссылка
В том-то и весь ужас - цивилизованность соскальзывает, как лёгкая позолота, и обнажается звероподобное мурло негодяя и убийцы.
sofija330   обратиться по имени Пятница, 04 Октября 2013 г. 18:49 (ссылка)
Получается,что в Германии культивировалось чувство вины перед евреями и за свое нацистское прошлое.А австрийцы оказались в "Пострадавших".Поэтому там и памятники на кладбище валяются.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Октября 2013 г. 20:15ссылка
Трудно сказать, насколько антисемитизма в одной стране меньше, чем в другой!
sofija330   обратиться по имени Суббота, 05 Октября 2013 г. 20:41 (ссылка)
Тут я с Вами согласна.Разве что Исландия.По-моему там евреи вообще не жили.А так все относительно.Кажется у Вас я читала,что датчане помогали евреям уехать в Швецию,но за деньги.В США оказывается до войны были заведения куда евреям вход был воспрещен.Хотя надо отдать должное Турецкому султану,который дал приют евреям во времена испанского изгнания.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Октября 2013 г. 20:45ссылка
Да, о Дании - это у меня.
А что касается Турции, то привечать евреев было всегда выгодно - это не только финансы, но и мощный толчок к развитию страны во многих областях.
sofija330   обратиться по имени Суббота, 05 Октября 2013 г. 20:51 (ссылка)
Это точно.Что касается Австрии,то еще мой дед часто вспоминал Франца-Иосифа,который фактически первым дал евреям все права в Европе.Правда насчет Наполеона во Франции не имею четких сведений.Но знаю.что он относился к евреям неплохо.А так...Главное.что теперь есть такая страна Израиль.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Октября 2013 г. 21:19ссылка
Израиль, Слава Б-гу, есть!
Пост "Наполеон и евреи":
http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post224508787
sofija330   обратиться по имени Суббота, 05 Октября 2013 г. 21:36 (ссылка)
Спасибо большое за Наполеона.Сейчас буду читать.Вообще конечно он был выдающейся личностью и зачем он только пошел Россию завоевывать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Октября 2013 г. 21:40ссылка
Есть отличная книга Е.Тарле "Наполеон".
sofija330   обратиться по имени Суббота, 05 Октября 2013 г. 21:51 (ссылка)
Я про эту книгу знаю.Руки только не дошли.Про Тарле читала,как издевались над ним в Сталинское время.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 06 Октября 2013 г. 14:52 (ссылка)
Неужели так до сих пор у этих "демократов" висит этот рельеф с надписью "Потоки Иордана смывают...".
С негодованием- Од_ахад.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
К дневнику Страницы: [1] [Новые]