Никакой критики! Не дай мне Б. кого-нибудь обидеть.
Но дело в том, что иногда люди могут обмануться, решив, что текст (
или урок, или целая книга), который им предлагается якобы от лица Торы, это Тора и есть. В то время как, мягко говоря, Торы там кот наплакал.
Пример (сам сочинил, но явление "имеет место быть"). Собирает человек огромное число гостей за своим субботним столом, т.е. он их приближает (как ему кажется). За столом ведутся разговоры (правильные разговоры, ибо наш человек Тору учит). Все видят широкую душу хозяина, еда вкусна, хозяйка щедра, дети воспитаны, дом – полная чаша, за столом царит веселье, поются прекрасные субботние песни.
И вдруг (повторяю, это только пример) хозяин решает показать свою эрудицию и начинает говорить "за науку". Разговор получается дилетантским, все видят, что хозяин ничего в физике не понимает. (Да и откуда ему понимать, если он закончил физкультурный институт, я не шучу.) И все бы ничего, но дело в том, что он эту физику критикует! Показывает ее несостоятельность. Мол, наша Тора выше каких-то там "неисчерпаемых электронов".
Я сижу и не вмешиваюсь. (Что называется, умеем "фильтровать" даже "чужой базар".) Но за столом сидят еще несколько физиков. Они трепетного чувства к Торе еще не испытывают и все слова, сказанные хозяином, именно за слова Торы и воспринимают. Эти люди встают и уходят. Этих людей Тора потеряла. И, может быть, навсегда.
Что мы получили? Правильно получили эффект с отрицательным результатом.
Короче, вот мой тезис. С каждого из нас, людей Торы, будет спрошено, сколько людей к Торе мы привели. И будет спрошено (может, даже с большей придирчивостью), сколько людей мы от Торы (ндБ) оттолкнули.
[Боюсь, за каждым борцом против "засилья ортодоксов", за каждым "анти-досом" стоит один такой "физкультурник", рассуждающий о физике.]
* * *
По моему убеждению, есть наука и анти-наука, искусство и анти-искусство. У любого положительного явления есть свой клоун-пересмешник, который пользуется теми же приемами, что и объект его гримасничанья, тем же словарным набором, – но ничего позитивного за ним не стоит. Он не борется, не отрицает – он пародирует, притворяется истинной наукой или истинным искусством. Чего он добивается? Признания, успехов, славы, да чего угодно. Ему Б. талантов не дал – или лень учиться и работать, – куча причин.
То же самое с Торой: есть Тора, а есть анти-Тора.
Анти-Тора – это когда нам что-то вещают якобы на языке Торы, но цели при этом имеют другие, не те, что у Торы, а именно: человек ищет признания без затрачивания труда, выдает себя за учителя, лектора, переводчика святых текстов и пр.
Анти-Тора – это не всегда осознанное действие, не всегда работа Амалека. Нет, человек вполне верит в свою способность повести людей к Истине и Святости. Единственное, в чем он обманывается, это в своих возможностях и умении.
Кто-то дает урок, понятия не имея, что он хочет от слушателей, и только повторяет, как мантру: "сделайте тшуву, сделайте тшуву". Или: "будьте святыми, будьте святыми". – Что́ стоит за этими словами, ему самому невдомек[1].
Кто-то переводит тексты, не догадываясь, что в русском языке, на который он переводит эти тексты, есть, скажем, законы стилистики. Или вместо перевода дает абсолютно точную кальку ивритского текста, тем самым не помогая, а запутывая читателя.
Кто-то пугает свою родню ужасами кашрута, на который он перешел неделю назад и теперь требует от всех такого же геройства - хотя ничего на эту тему еще не выучил, но уж очень ему нравится роль раввинообразного ментора! - Другой даже не учитель, а целый Завуч Торы. Ходит по коридору и гремит ключами: а кто тут не исполняет? а кто тут взялся манкировать заповедями? сейчас я их, ату.
Так вот, будьте осторожны. Не все, что выдается нам за Тору, Торой является. Вот и весь мой пост.
Я тоже, кстати, не от лица Торы здесь говорил, а от себя лично.))
[1] На заре моего учительства сказал мне из зала один молодой человек: "Вот, вы говорите, что нельзя кричать на людей – и даже на тещу. Но как на нее не кричать, об этом вы почему-то не рассказываете".