-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NaStar

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 114


Мы не забудем тебя, "Артек"!..

Воскресенье, 07 Января 2007 г. 22:39 + в цитатник
В свое время у каждого советского ребенка было два заветных желания – попасть на Кремлевскую Ёлку и поехать к Черному морю, в детский лагерь «Артек». Мечтала об этом и я, хотя понимала, что этого не будет никогда, ведь я не могла ходить своими ногами, как мои сверстники…
Моя мечта исполнилась, когда мне было уже за 30-ть.. Правда, лагерь располагался не на берегу Черного моря, а на берегу реки Волги, и пришлось мне побывать там уже не в качестве отдыхающего ребенка, а работая консультантом с детьми-инвалидами, которые впервые приехали в это лагерь. Однако, впечатления оказались настолько яркими и незабываемыми, что сложились в рассказ, который я и предлагаю вашему вниманию...

Мы не забудем тебя, «Артек»!

… Небо заволокло свинцовыми тучами. Лил по-осеннему холодный нудный дождик. У готового к отправлению автобуса с подъемным устройством собрались стайка ребят. Пора было ехать, но им не хотелось расставаться. Зябко прижимаясь друг к другу, они напевали чуть слышными голосами:
Пятницы, вторники,
Завтраки, полдники,
А после ужина – ритмы дискотек.
Пусть много лет пройдет
Станем мы взрослыми,
Но не забудем мы,
Волжский наш «Артек».

От этой сценки защемило сердце. Прошло всего 2 недели, как мы приехали сюда….
…Вывезти детей, которые передвигаются на инвалидной коляске, в обычный детский лагерь – эта затея поначалу казалась невыполнимой, и даже бредовой, но к её осуществлению удалось привлечь различные организации города. Комитет по делам семьи администрации г. Самара выделил бесплатно путевки. Дирекцией лагеря для наших детей был предоставлен отдельный корпус, удобно расположенный между столовой и душевой. Во все эти помещения были сооружены пандусы из деревянных щитов, безвозмездно изготовленных на одном из предприятий при поддержке Департамента социальной защи ты населения Самарской области. В жилом корпусе были оборудованы: комната мальчиков, комната девочек, комната родителей (с детьми были одни мамы), комната консультантов, получившая название «вожатской», и санитарная комната с биотуалетом, который мы привезли.
Чтобы подготовить персонал лагеря к появлению детей-инвалидов, с дирекцией и вожатыми были проведены специальные занятия по философии независимой жизни. Педагогический коллектив лагеря выразил пожелание, чтобы дети-инвалиды непременно были включены во все мероприятия лагеря. Именно этого хотели и мы, ведь наша цель – интеграция детей-инвалидов в среду своих сверстников.
Дети и взрослые из «Десницы» составляли одно целое – 5-ый отряд, отряд необычный: разновозрастный с, так называемой, «группой поддержки» из числа родителей и консультантов, сотрудников организации «Десница».
Первые дни были самыми трудными. Родители с трудом привыкали к новому и не совсем комфортному быту, к совместному проживанию. И хотя многие из них давно знакомы друг с другом, проблемы во взаимоотношениях поначалу присутствовали. Мир семьи, имеющей ребёнка-инвалида, замкнут, и в него нелегко войти постороннему человеку, даже знакомому. А жизнь в лагере – это жизнь на виду, жизнь, к которой оказались готовы не все родители. Наш психолог О. И. Ферапонтова жила в одной комнате с мамами, поэтому её работа практически не прекращалась. Самой большой проблемой оказалось проживание детей и родителей в разных комнатах: нежелание «оставить» ребёнка ни на минуту, страх доверить уход и присмотр за ним кому-либо ещё.
Перед консультантами из «Десницы» (М. В. Девяткиной, Е. В. Выприцкой и Н. А. Бартковой) стояла задача – снизить уровень опеки детей родителями в течение дня. В лагере было нелегко, особенно, в бытовом плане, так как он не приспособлен для «колясочников». Благодаря пандусам в корпус, столовую, взрослые, по крайней мере, могли обходиться без посторонней помощи. Детям, конечно, помощь была необходима, так как в лагерь приехали ребятишки с тяжелой формой ДЦП, миопатией. Некоторые говорят с большим трудом, очень привязаны к своим мамам. Первое время было очень сложно «переключить» их внимание. Дети требуют внимания все 24 часа в сутки, поэтому мы сильно уставали. Энергии у них – хоть отбавляй!.. Когда мы «с ног» валились, они еще на дискотеку ходили. Это и понятно: они же все по домам сидят, а здесь – улица рядом, природа, общение. Было приятно наблюдать, как через несколько дней после приезда, они попривыкли, стали «разбредаться» по лагерю. Мы порадовались, что сделали для них такую яркую форму: «наших» было видно издалека. Жаль, что вторую неделю похолодало и пришлось надевать куртки. Некоторые дети заболели. Мы боялись, что родители «разберут» всех детей по домам. Но не уехал никто!.. Это было нашей маленькой победой. Значит лагерь дал им много, если они не уехали.
Вместо родителей с некоторыми детьми-инвалидами поехали сестры, друзья. Мы не делили детей, стремясь к тому, чтобы они почувствовали себя членами одного коллектива. Становление отряда проходило постепенно.
Мы хотели и делали всё, чтобы дети-инвалиды 5-го отряда ничем не отличались от детей других отрядов. Они соблюдали общий для всех режим: вместе со всеми кушали в столовой; ходили на кружки, репетиции, дискотеку.
Дети-инвалиды, которые находятся на домашнем обучении и не посещают школу, не привычны к распорядку дня, не умеют считаться с интересами окружающих и подчиняться общим правилам. Нелегко давалась им на первых порах жизнь в коллективе. Нелегко было окружающим ломать свои стереотипы. Ежедневно приходилось слышать удивленные вопросы: а ваши дети будут принимать участие в хит-параде? А как они смогут танцевать? Разве можно проводить спортивные соревнования с инвалидами? Участвовали. Танцевали. Соревновались И делали еще много такого, чего окружающим до той поры видеть не приходилось. Разрушая все мыслимые стереотипы, дети-инвалиды принимали участие во всех мероприятия наравне с детьми без инвалидности.
Самым знаменательным днем в жизни 5-го отряда стало 15 августа 2002 г, когда проводился конкурс «Мисс Артека». 16-летняя Марина Абрамушкина с травмой позвоночника стала вице-мисс третьей смены лагеря «Волжский Артек». Разумеется, никто в лагере не предполагал, что девочка в инвалидной коляске сможет на равных соревноваться на сцене со своими сверстницами без инвалидности. От нашего отряда в конкурсе вместе с Мариной участвовала Оксана Порфирьева, которая в качестве сопровождающей приехала вместе с подружкой Катей Акимовой. У нас было опасение, что те мамы, чьи дети не участвует в конкурсе, не будут принимать участие и в подготовке, чтобы не оставлять без присмотра своих детей. Но этого не произошло. Были отставлены в сторону кружки, прогулки, игры и т. п. Дети, родители, вожатые, консультанты – все вместе, дружно работали для того, чтобы девочки успешно выступили: придумывали и делали костюмы, создавая каждой свой образ, готовили к различным испытаниям, старясь предусмотреть любую мелочь. Наставляли, напутствовали, разучивали танцы и т.д. А вечером все дружно «болели» за свою Русалочку – Марину – героиню подводного царства из сказки Андерсена, которая «приехала, чтобы победить в этом конкурсе», и за маленькую Мэри Поппинс – Оксану, – которая и впрямь была маленькой хозяйкой отряда, потому что умела делать абсолютно всё. Наши девочки завоевали больше всех призов!
Можно с уверенностью сказать, что именно в тот день родился 5-й отряд: все – и взрослые, и дети, – обнимались, целовались, искренне радовались. «Мы победили!» – раздавалось со всех сторон. В тот же день родилась одна из традиций отряда: по вечерам собираться в «вожатской», пить чай и делиться впечатлениями дня.
Вместо неожиданно заболевшего Димы Банарцева, который был потенциальным участником конкурса «Супермен», 10-летний Алёша Лавренов и 17-летний Александр Инякин (у обоих тяжелая форма ДЦП) достойно представляли отряд в этом состязании, одержав самую главную победу – победу над собой, – преодолев свои страхи и комплексы. Открытая улыбка, умение радоваться всему, выдержка, находчивость Алёши (у мальчика нарушение речи, и чтобы его все поняли, он сам придумал себе образ «человека-паука, который приехал сюда из Америки, не знает русского, а потому ему требуется переводчик) покорили всех. Саша – само спокойствие, рассудительность и энциклопедические познания в разных областях – образ «профессора» с того конкурса и по сей день закрепился за ним.
С каждым днем ребята проявляли больше активности. Раз вкусив сладость победы, они не хотели «опускать планку». От 5-го отряда уже ждали не просто участия. Его ставили в пример на вечерних планерках вожатых. И это воодушевляло. «Клипы» (инсценировка музыки под фонограмму) для хит-парада – это полностью их заслуга. Вот когда мы пожалели, что не предусмотрели обустройство пандусом сцены «летнего театра». Туда ребят приходилось поднимать на руках. Под песню «Ручки» все должны были дружно размахивать руками. Детям в колясках пришлось расположиться перед сценой, потому что поднять 10 колясок на сцену было проблематично, но главное – все дети участвовали, получая от этого удовольствие, и заражая своей радостью окружающих. Клип «Мадам Брошкина» под песню А. Пугачевой – был самым красивым в хит-параде (это отметили зрители), хотя и не получил 1-го места
Спартакиада и «Веселые старты» потребовали большой предварительной работы консультантов с физруком лагеря. Человек, не знакомый со спецификой работы с инвалидами, с их возможностями, он долгое время не давал согласия на участие в спортивных соревнованиях детей с инвалидностью. Его можно понять. Человек столкнулся с тем, с чем никогда не сталкивался. Сколько же нам пришлось его уговаривать, чтобы наших детишек не отстраняли от общих соревнований!.. Они уже так привыкли чувствовать себя на равных! Для них это было бы очередной душевной травмой. Они очень доверчивы. Нельзя было не оправдать этого доверия. Пришлось самим кое-какие «пируэты» физруку показать, чтобы доказать возможности человека на коляске. Даже не верится, что удалось уговорить его!.. Но уговорить все-таки удалось. Мы вместе разработали специальные конкурсы и адаптировали уже существовавшие. Соревнования прошли весело и увлекательно! В каждой из команд были дети инвалиды и дети из других отрядов.
Для того чтобы все дети в эстафетных соревнованиях находились в равных условиях, мы привезли в лагерь 4 коляски активного типа. Надо было видеть, с каким интересом ребятишки других отрядов осваивали их, и как возрастало их уважение к детям-инвалидам, которые в отличие от них более слаженно проходили свою дистанцию, ведь для них этот «транспорт» хорошо изучен и «обкатан». Поэтому симпатии зрителей чаще находились на стороне детей, не имеющих инвалидности, которым нелегко было с непривычки управлять инвалидной коляской. Мамы оставляли своих детей-инвалидов и помогали здоровым ребятишкам пройти их часть дистанции. Победам и неудачам радовались и огорчались все вместе.
Постепенно проходило сближение детей-инвалидов не только между собой, но и с детьми из других отрядов. Они каждый день приходили в 5-й отряд, чтобы посоревноваться и поиграть с нашими детьми. Чаще это были самые маленькие (7-8 лет), из 4-го отряда. Они легче воспринимают реальность и спокойно относятся к инвалидности, воспринимая коляску всего лишь как средство передвижения. Постоянное общение с нашими ребятами привело к тому, что постепенно дети-инвалиды стали покидать территорию отряда в сопровождении своих новых друзей, которые уже вместо мам сопровождали их по всей территории лагеря.
Кроме игр и развлечений, с детьми проводились занятия по пониманию инвалидности и философии независимой жизни. Проводили их консультанты СООИК «Десница» С. Чернова, Н. Пронина, А. Лебедева и Т. Акинина, которые к назначенному часу приезжали в лагерь. Очень часто детям приходилось выбирать: кружки и развлечения или занятия с консультантами. И выбор был на стороне занятий. Как сказала мама Алёши Лавренова, её сын после этих занятий признался, что понял: быть инвалидом не стыдно и не страшно, главное – быть человеком.
Как и в других отрядах, в нашем были две вожатые: студентки 4-го курса филологического факультета Самарского Государственного Педагогического университета Елена Сугутская и Лилия Алеева. Первое время девушки терялись, не зная, «что делать с детьми-инвалидами». Они признавались, что в первый раз видят инвалидов и общаются с ними. Видя, как консультанты нашей организации занимаются с детьми, они стали работать сообща: подбирали игры, проводили отрядные викторины и конкурсы, учились обращаться с инвалидной коляской, знакомились с особенностями диагнозов детей, познавали их характер. Постепенно девушки освоились, стали чувствовать себя увереннее. Дети к ним привыкли, родители стали им доверять детей.
Нелегко в то лето было всем: и детям-инвалидам, и взрослым. Нелегко было родителям признать, что их ребенку в состоянии помочь не только они, но и совершено посторонние люди. Но зато, сколько открытий сделал каждый! Дети – что в мире много интересных добрых людей, готовых принять их на равных, если сами они смогут, переборов свои слабости и страхи, с открытым сердцем пойти навстречу людям. Родители – что их дети, оказывается, совсем не беспомощные и многое могут в этом мире, в том числе и стать опорой другому.
Мы совершенно убеждены, что дети-инвалиды могут и должны расти вместе со сверстниками. Им нужны лишь доступная среда, определенные удобства и приспособления, чтобы самому себя обслуживать; знания и навыки самостоятельного проживания, информация о том, что коляска – всего лишь средство передвижения, а не препятствие на пути к интересной и полнокровной жизни. И тогда, перед ними откроется мир необъятных возможностей.
2002 г

P.S. Рассказ я посылала в прошлом году на конкурс журнала "Страна и мы". Ответа не получила.
Рубрики:  Я пишу - раздел для моих "шедевров"

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку