-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NaStar

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 114


Путешествие в Изумрудный город

Воскресенье, 07 Января 2007 г. 21:12 + в цитатник
Сиэтл – город на западе штата Вашингтон, расположен на берегах бухты Эллиот Тихоокеанского залива Пьюджет-Саунд и озера Вашингтон. Сиэтл – первый по величине город штата, численность населения которого составляет свыше 560 тыс. чел., а вместе с г. Такома и пригородами – 3,5 млн. Город основан в 1852 г. под названием Элки-Пойнт, но вскоре был переименован в честь индейского вождя Сиэтла. Статус города получил в 1869.г. В наше время Сиэтл – крупнейший промышленный, торгово-финансовый, научный и культурный центр Тихоокеанского Северо-запада., важный транспортный узел с двумя международными аэропортами и основным региональным портом. Одно из прозвищ города – «Ворота на Восток». Именно в эти «Ворота» и прибыли мы воскресным вечером 15 мая 2005 г., пролетев почти 20 000 км.: 10 час. – от Москвы до Нью-Йорка, и еще 6 час. – от Нью-Йорка до Сиэтла.
Мы – это 18 российских специалистов в области образования и представителей некоммерческих организаций инвалидов из 4 регионов России (Москва, Самара, Ухта (Республика Коми) и Нижний Новгород), для которых Академия развития образования США в рамках программы START организовала с 15 по 26 мая 2005 г. стажировку по теме «Защита прав детей-инвалидов на обучение в общеобразовательных школах: стратегия и практика».
Сотрудники «Global Education Services», организации, занимающейся международными образовательными программами, при подготовке к нашей встрече учли, кажется, всё, что только можно было учесть. Нас поселили в красивом отеле «Мэрриот» на берегу озера Юнион, которое меньше по размеру, чем озеро Вашингтон, и в отличие от него не соленое. 6-этажное здание, утопающее в зелени. Красивые уютные холлы, где по вечерам мы подводили итоги очередного дня стажировки.
Финансирование нашей поездки осуществлялось Госдепартаментом США через Агентство США по международному развитию на деньги американских налогоплательщиков. Мы находились в Штатах на положении государственных служащих, а потому нам были заказаны двухместные номера, размерами своими напоминавшие средних размеров зал с набором необходимой мебели, бытовыми приборами, включая компьютер и пользование Интернетом. Пятерым «колясочникам» из нашей делегации были предоставлены специально оборудованные номера, еще более просторные, чем обыкновенные, и с душем, куда можно было заехать на коляске и пересесть на специальный стул. Для людей с ограниченными возможностями, согласно имеющемуся в США законодательству, там созданы все условия.
О доступности хочется сказать особо. Она – ВЕЗДЕ, она просо ЕСТЬ и к ней привыкаешь очень быстро: в учреждениях административных, образовательных и культурно-зрелищных, в магазинах, барах, ресторанах и кафе, на перекрестках дорог, на тротуарах, в транспорте… Пандусы, лифты, подъемники, поручни, надписи по Брайлю, светозвуковые сигналы… За все время пребывания в Америке мы не увидели ни одного, даже маленького порожка, внутри здания. Сами же помещения – настолько просторные, что по ним не только на коляске, на мопеде разъезжать можно.
Во время прогулок по улицам, складывалось впечатление, что входные двери всех зданий, независимо от рельефа местности, расположены на уровне земли. Разумеется, есть там и старые дома с витиеватыми лестницами, но они не особо бросаются в глаза, потому что все они подверглись полной реконструкции и в них также соблюдены все нормы доступности. Нашему восхищению и удивлению первые дни не было предела. В ответ же мы слышали только одну фразу: «Есть закон». Есть закон, а значит пандус есть даже на смотровую площадку водопада, расположенного в небольшом селении высоко в горах, причем такой пандус, какой он должен быть, чтобы человек смог подняться по нему самостоятельно. Есть закон, и буквально на каждом шагу можно обнаружить туалет, где обязательно есть специальная кабина, оборудованная с учетом потребностей человека в коляске. Есть закон, а потому, даже в двухэтажном здании, можно подняться на лифте, в котором свободно помещаются три «колясочника».
Через пару дней те из нас, кто передвигается на коляске, ощутили всю прелесть независимости от постоянной помощи окружающих. При таком положении вещей и обучение наше, разумеется, проходило наиболее эффективно.
Наскоро позавтракав в ресторане отеля, мы отправлялись на встречи в различные учреждения. Каждый наш день был расписан организаторами буквально по минутам.
Нелегко было, особенно поначалу, разобраться в совершенной иной системе и структуре образования, политической и общественной жизни принимавшей нас страны,. Зато какова была наша радость, когда через пару дней мы вдруг стали замечать за собой, что начинаем что-то понимать, разбираться в её особенностях и территориальном делении, специфике их жизни и деятельности. Например, за реализацию законов отвечают две категории чиновников: одни – за их финансирование, другие – за их «идейное», если так можно выразиться, воплощение в жизнь. Другая государственная структура контролирует чиновников, которым доверено исполнение законов. А работу этих чиновников в свою очередь контролируют общественные Советы из числа избираемых местных жителей, которые на добровольных началах (подчеркивали они с гордостью) исполняют свои обязанности. Система общественного контроля существует в США на всех уровнях: от местного сообщества до Федеральных органов государственной власти.
Решение вопросов инвалидности регулируется там разными Законодательными Актами. Чаще мы слышали о двух: IDEA (Акт об образовании лиц с инвалидностью) и ADA (Акт об американцах с инвалидностью). Первый защищает права ребенка-инвалида до 21 года (возраст совершеннолетия в США) на получение образования, второй – права американцев с инвалидностью старше 21 года, в том числе и на создание доступной среды.
В то время, как у нас в стране ведутся жаркие споры на предмет того, могут или нет дети-инвалиды обучатся в общеобразовательных школах наравне с другими детьми, в США все дети, независимо от формы инвалидности, учатся в обычных школах. У них просто-напросто отсутствует наш вариант закрытых спецшкол, где обучаются дети с каким-либо одним видом нарушений здоровья. В любой школе можно встретить классы смешанные и специальные, где обучаются по отдельной программе дети с ментальными проблемами или с нарушением зрения. Если ребенок имеет особые образовательные потребности, которые не удовлетворяются при помощи обучения в обычном классе, оборудованном всеми возможными вспомогательными средствами, то такому ребенку разрабатывается индивидуальная программа специального обучения. Школе на каждого ребенка с инвалидностью помимо 5 тыс. долларов в год, положенных на обучение любого школьника, выделяется ещё 5 тыс. долларов для создания ему оптимальных условий обучения. Вместе с тем этот ребенок включен в общий школьный процесс, он общается с остальными детьми, они вместе играют, занимаются творчеством и физкультурой, и никого не шокирует, что ребенок иначе выглядит, двигается или общается. Педагоги обычных школ владеют методиками обучения таких детей. Если же какому-то учителю не хватает знаний или практики для занятий с детьми-инвалидами, то школьный округ посылает его на переподготовку и повышение квалификации. Классы небольшие, но все равно педагогу в специальном классе обычно помогают 2-3 ассистента и волонтер.
19 мая 2005 г. мы двумя группами в течение дня ходили по школам Эдмонтса, одного из школьных округов Сиэтла, встречались с директорами, беседовали с педагогами и учащимися. Было лишь одно условие: снимать на камеру и фотографировать всё что угодно, кроме детей, - законом о правах человека запрещается делать это без согласия на то родителей.
В американских школах дети не обучаются вместе с 1 по 12 классы, и школы разного уровня расположены в разных районах округа. На территории Эдмонтса, например, существуют 24 начальные (для детей от 5 до 11 лет), 4 - средние (12-14 лет), 4 - высшие (15-17 лет). Есть еще одна альтернативная высшая школа, которая отличается лишь небольшой численностью учащихся (как нам объяснили, некоторые дети в силу своего характера или личностных особенностей не могут учиться в школе, где слишком много учеников). Разницу в количестве школ разного уровня нам объяснили тем, что начальные школы как правило более малочисленны, чем высшие, да и не все учащиеся доходят до последнего класса обучения.
Директор Hazelwood Elementary School Кэйти Високи провела нас по школе. Это одна из самых старых школ округа, ей уже почти 50 лет, однако, 15 лет назад в школе проведена полная реконструкция в соответствии с требованиями Закона ADA. Мы побывали в специальном классе, где обучается 8 детей с нарушением зрения. Одна девочка, к тому же, передвигалась на коляске. В это время ребята осваивали азбуку Брайля. Дети учатся не только читать и писать, но и различать звуки, подражать им, ориентироваться в пространстве.
Практически все школы Сиэтла одноэтажные и представляют комплекс зданий, соединенных между собой переходами. Огромная школьная территория удивительно гармонично вписывается в окружающий ее ландшафт, образуя некую единую композицию.
Для нас было удивительным, что двери всех классов выходят не в привычный для нас длинный коридор, а в уютный, в цветах и зелени, школьный двор. Во время перемены дети не носятся сломя голову по коридору, сметая всё на своем пути, а играют на свежем воздухе. Школьные классы лишены привычного для нас академизма: вместо стройных рядов с партами и доски, у которой стоит строгий учитель с указкой, мы видели просторные светлые комнаты, где по центру за столами сидели ребятишки, по 4-6 чел., а то и побольше. Вдоль стен – шкафчики для одежды и личных вещей, стеллажи с книжками, игрушками и школьно-письменными принадлежностями. Развешенные кругом ленты и гирлянды, рисунки и поделки детей, цветные фотографии создают атмосферу праздника и отдаленно напоминают наше предновогоднее оформление. В старших классах обстановка более строгая, но всё равно, присутствуя там, понимаешь, что главные хозяева в школе – дети. Непременный атрибут каждого класса – «Стена Славы» (что-то вроде нашей Доски почета), на которой представлены достижения и заслуги всех учеников. И ни какой дорогой мебели – наоборот, во всем чувствуется простота, экономичность и целесообразность. Самое большое отличие от нашей школы – наличие в каждом классе …туалета (разумеется, доступного для ребенка с инвалидностью) и своей «кухни» с холодильником, мойкой, плитой, «микроволновкой», электрочайником. Благодаря этому, пояснили нам, дети приобретают навыки пользования бытовыми электроприборами, а заодно могут подкрепиться на перемене.
В школу и домой ребят доставляет школьный автобус, который оснащен подъемным устройством, поэтому у ребенка в инвалидной коляске ежедневные посещения школьных занятий не вызывают особых трудностей. Однако, если ребенок идет в школу, расположенную на территории другого округа (например, в школах его округа отсутствует программа, по которой родители хотели бы его обучать), то его доставка в школу становится полностью заботой его родителей, так как деньги налогоплательщиков одного округа не должны покрывать затрат на ребенка из другого округа. Если же ребенок остается в своем округе, то ему совершенно бесплатно будут созданы оптимальные условия для обучения на деньги налогоплательщиков его округа. Таким образом, делая выбор, родители точно знают, что они теряют, а что приобретают для своего ребенка. Очень четкое распределение средств внутри определенного сообщества и позволяет, видимо, американцам создавать тот порядок, который мы наблюдали во всём на протяжении своего пребывания в Сиэтле.
Замечательные дороги, по которым можно добраться до любой точки не только в самом городе, но и за его пределами. Четко обозначенные и расчерченные места парковок автомобилей и пешеходных переходов. Удивительная чистота улиц, на которых за все 10 дней нами не было обнаружено ни пыли, ни грязи, ни луж по колено при том обилие дождей, которые выпадают у них в мае. Кто и когда их убирает и моет – осталось для нас загадкой. Обилие газонов, цветов и зеленых насаждений возле каждого здания, радующих глаз, но требующих регулярного кропотливого ухода. Какой невидимой рукой творится это совершенство, - теперь мы этого уже не узнаем. В нашей памяти лишь навсегда останется этот «Изумрудный город», как называют Сиэтл сами жители, и чувство признательности к людям, которые смогли сотворить такую красоту и главное – умело сохраняют её.
2005 г.

P.S. Эти мои впечатления о поездке в США были напечатаны в №1 журнала "Самара и Губерния" за 2006 г.
 (425x291, 43Kb)

посещение начальной школы "Хазелвуд"
Рубрики:  Я пишу - раздел для моих "шедевров"

DeNiK06   обратиться по имени Среда, 02 Января 2008 г. 17:37 (ссылка)
за 10 дней пребывания в Сиэтле вы многое Наталья узнали об образовании американских детей. И читая Ваш красочный рассказ невольно задумываешься, а не попала ли я в сказку. Нам еще шагать и шагать до этого уровня. Но с такой командой как Ваша я думаю все по плечу. Обидно, что наши дети такие же граждане планеты, как и американские, ко времени развития станут бабушками.Радует, что хоть какие-то изменения в законодательной базе стали появляться.
Ответить С цитатой В цитатник
NaStar   обратиться по имени Среда, 02 Января 2008 г. 17:50 (ссылка)
Сказки делают люди. Американцы шли у этому десятилетия. Мы тоже придем. Если объединимся. И не будем опускать руки.Фото с той поездки можно посмотреть, зайдя по ссылке http://foto.mail.ru/mail/zvezda-60/117/
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку