-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Образы Минина, Пожарского и Сусанина в живописи

Суббота, 05 Ноября 2011 г. 17:53 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН. (ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОСТСКРИПТУМ)

Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства — российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).



Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.






Эрнст Лисснер Изгнание поляков из Кремля.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».



Михаил Скотти Минин и Пожарский. 1850 г.



Юрий Пантюхин За Землю Русскую! Минин и Пожарский (правая часть триптиха).



Нэлла Генкина Минин и Пожарский 2006 г.



Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.



Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.



Филипп Москвитин Гражданин Кузма Минин и князь Дмитрий Пожарский.1612 год. 2009 г.



Рудольф Баранов Минин и Пожарский 2007 г.

С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще неправильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.



Михаил Песков Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.



Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.



Илья Репин Кузьма Минин (эскиз). 1894 г.

Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более 1 000 актеров, но оно не состоялось.



Константин Маковский Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.



Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е г.



Борис Чориков Призыв Минина к Пожарскому.

«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.



Вильгельм Котарбинский Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. 1882 г.



Василий Савинский Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского 1882 г.



Григорий Угрюмов Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е г.



Борис Хориков Начальники народного ополчения 1836 г.

Но праздник стал поводом вспомнить русских, пусть не былинных, но героев – Минина, Пожарского и Сусанина вместе с ними.



Фаюстов М.В. Иван Сусанин. 2003 г.



Фаюстов М.В. Иван Сусанин (второй вариант). 2003 г.



Михаил Скотти Иван Сусанин. 1851 г.



Борис Зворыкин Смерть Ивана Сусанина.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Серия сообщений "Исторические зарисовки":
Часть 1 - "Меншиков в Березове" Василия Сурикова
Часть 2 - История в художественных образах. Эпоха Анны Иоанновны
...
Часть 25 - "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" Валерия Якоби
Часть 26 - Эрцгерцогини Арчимбольдо
Часть 27 - Образы Минина, Пожарского и Сусанина в живописи
Часть 28 - "Грюнвальдская битва" Яна Матейко
Часть 29 - Образ святого Луки, пишущего Богоматерь, в живописи
...
Часть 37 - "На морозе" В. В. Верещагина
Часть 38 - Лукреция и Аррия Старшая
Часть 39 - Истории писающих мальчиков

Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
Про искусство/Тематические подборки в живописи
Истории из истории
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку