-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_yakov_krotov

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Свящ. Яков Кротов - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://yakov-krotov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??b6eeae00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

ВОСКРЕСЕНИЕ НАЗАД ИЛИ ВОСКРЕСЕНИЕ ВПЕРЁД?

Пятница, 02 Декабря 2022 г. 08:11 + в цитатник

«Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк 8:46).

Читая Евангелие, мы естественно ставим вопрос: это репортаж или роман? Так было на самом деле, свидетельство очевидца или это обработка свидетельства?

Нам хочется подлинности. Это замечательно. Без этого духа невозможны точные науки, познание и самопознание. Не «вообще» рассуждать, а чётко: день, число, час, месяц, координаты географические, рост, вес с точностью до грамма…

Отсюда зацикленность на «подлинных словах» Спасителя — выделить красным прямую речь.

Только точность одно применительно к метеориту или бактерии, совсем другое применительно к человеку. Потому что человек сложнее бактерии и метеорита? Да, но ещё и потому, что в человеке есть тайна, и это тайна подобия Творцу.

Метеорит или бактерию надо описывать по возможности цифрами: вес, химический состав, размеры и т.п. Фото, видео, аудиозаписи. Исследователь тщательно, исчерпывающе описывает обезьяну.

Но как исследовать исследователя? Как описать человека?

Никакое видео не зафиксирует того в человеке, что главное в нём.

Умные исследователи предпочитают говорить о человеке как о чёрном ящике. Главное в человеке скрыто от любого наблюдения и ненаходимо никакими точными методами. Даже интроспекцией, даже самонаблюдением!

Вот со стороны иногда видно — тому, кто любит этого человека, как любит его Бог.

Только любовь, не ненависть. Ненависть не видит даже того, что видно, любовь видит невидимое.

Вот Павел написал, и за литургией его слова оказываются предисловием к рассказу о воскресении девушки: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,— благодатью вы спасены» (Еф 2:4).

Тут слово «спасение» — формально новация, это не библейский термин. А увидеть в живом человеке мертвяка — новация? А понять, что гибель не в оккупации твоей страны, а в том, что ты оккупант для самого себя — новация? Измена вере предков? Нет, конечно.

Вера в воскресение Иисуса как основу своего воскресения невозможно без такой новации. Открыть Америку не так важно, как открыть в себе труп, описать себя как покойника. Именно это и сделал Павел. Кто-то упрекает его, что он изменил веру отцов, но это же тот самый буквализм. Он спас отцов, потому что воскресение — и для них воскресение. А для самодовольных и высокомерных Бога не нужно, им достаточно могилы в престижном месте.

Место престижное, но кто мы в этом месте? Спасение в том, чтобы защитить нас от врагов, чтобы каждый жил в своём доме-крепости, возделывал свой сад?

Ну уж нет, для Павла — иначе: «Благодатью вы спасены через веру, — начинает он, перечёркивая все наши отчёты о проделанной работе, и вдруг: — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Дела не спасают, как нам интуитивно кажется — как кажется, что Солнце вращается вокруг Земли. Спасает Бог, спасает благодать веры, а дела — результат. Мы просто путаем причину и следствие.

Иисус воскрешает и исцеляет не для того, чтобы воскресшие и выздоровевшие работали как проклятые. Спастись означает просто стать живым, но живым не как бактерия или обезьяна, и уж тем более не как метеорит. Живым как Бог, как Творец вселенной. Жить поэтому означает творить. И все дела! Дела — от избытка, не ради выживания, пенсии, самоутверждения. Дела веселья, радости, общения.

Мы спасены для вечной жизни, но… Жизнь-то наша разве вечная? Воскресший Лазарь, воскресшая девушка, выздоровевшие — они ж умерли потом? А может быть, даже наверное, они потом ещё и грешили…

Наша жизнь не вечность, но вечность — наша жизнь. Насколько веруем, настолько вечность превращает нашу суету в дела. Болезнь для неверующего облом, для верующего дело. Тюрьма без Христа могила, с верой скалолазание. Смерть для неверия конец, для верующего дивертисмент.

Так мы веруем, что Иисус воскресил девочку? Буквально веруем? Всё было точно так, как описано?

Всё было так, как было сегодня. Моё сегодня — доказательство евангельского вчера. А если не доказательство, значит у меня было не сегодня, а позавчера, был день сурка. Доказательство воскресения не то, чувствую ли я себя живым, шевелю руками и ногами или не шевелю, вижу ли я на небе Пресвятую Троицу, а то, больше жизни вокруг меня или больше слёз, уныния, скуки. Иисус меня коснулся — и я вернулся в серый мир или шагнул в мир Божий?

Иисус почувствовал, что из Него вышла сила, потому что ослаб? Аккумулятор сел? Он почувствовал, что стал сильнее — потому что здоровье исцелённого, счастье ближнего, сила спасённого, жизнь воскресшей, это и сила Божья, радость Иисуса, воскресение Христа. А крест — само собой. Но чтобы дожить до креста, надо, как ни мало времени, успеть с другими поделиться воскресением, приумножить воскресение и поблагодарить Отца Небесного.

[По проповеди в воскресенье 20 ноября 2022 года]

P.S. Тут я помещаю тексты временно, постоянно они на www.krotov.info, как и тысячи других моих текстов.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1939727.html


О политике

Воскресенье, 13 Сентября 2020 г. 20:37 + в цитатник

Что такое политика, какова политическая программа у настоящего оппозиционера, какие цели и средства, чем можно поступиться, а чем нельзя.

https://youtu.be/OwNkap5TswI

https://yakov-krotov.livejournal.com/1939496.html


Часовая программа с отцом Стефано Каприо

Понедельник, 27 Июля 2020 г. 09:02 + в цитатник

Беседа с итальянским священником из Бергамо о.Стефано Каприо - много лет работавшим в России, знавшим о.Александра Меня - о том, как появилась традиция духовных упражнений и что она означает сегодня.



На ютьюбе по субботам я делаю краткий обзор прошедшей недели в 20:30 - по воскресеньем в 20:30 часовую беседу с каким-нибудь интересным человеком - по средам я выкладываю небольшие ролики о разном.


Сайт священника Якова Кротова: http://yakov.works/. На сайте размещены книги, статьи, эссе отца якова (об истории человечества, истории Церкви, святых, а также этике и политике), так и книги других авторов и библиографические справочные материалы.


Аудиозаписи и видео прежних лет: https://www.patreon.com/iakov


Меня не финансируют никакие организации.


Пейпел: yakovkrotov@gmail.com


Карта Сбербанка 2202 2009 2315 6697 или телефон 903-677-53-59

https://yakov-krotov.livejournal.com/1939413.html


КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ ЯКОВА КРОТОВА?

Вторник, 14 Апреля 2020 г. 15:04 + в цитатник

Очень просто: набрать адрес http://yakov.works/. Добро пожаловать! Теперь это сайт «Яков Кротов: путешественник по времени», с моими текстами за 40 лет, а к ним как справочный аппарат и моя библиотека.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1939190.html


ОТКУДА БЕРУТСЯ КРОШКИ

Четверг, 07 Июня 2018 г. 09:06 + в цитатник

Даже самые аккуратные люди не могут есть так, чтобы не было крошек. Еда тоже хочет жить. Её режут ножом и протыкают вилкой. А как иначе — ведь ни одна еда, от куска хлеба до мороженого сама в рот не пойдёт. Человек ведь тоже не полезет в рот к тигру.

Бой неравный. Редкой котлете или яичнице удаётся отбиться от человека. Успешнее сопротивляются человеку супы, компоты, чай — они то и дело проливаются. Человеку кажется, что он задел тарелку, уронил стакан, разбил чашку, но это суп или компот постарались, добились освобождения, и утекают.

Человек, чтобы было чисто, сам вынужден собирать их тряпкой и выливать в раковину — ну не назад же в тарелку. Свободные супы и компоты радостно булькают по трубам и в конце концов сливаются в ручьи, реки и моря, образуя огромный океан, который занимает больше места на планете, чем суша.

Твёрдой еде хуже. Насаженная на вилку, она отправляется в человека, но крохотные частицы иногда совершают побег. Тут уже не щётка и не тряпка, тут веник и метла, чтобы пол был чистый. А крошки — в ведро, из ведра — на помойку, с помойки на свалку…

Там крошки разыскивают друг друга. Они делают это ночью, чтобы люди их не увидели. Хлебные крошки и котлетные крошки, крошечные кусочки от рыб и цыплят, почти невидимые глазу кусочечки картошечки и глазурь, отколовшаяся от драже, наконец, вафельные крошки, самые сладкие. Все они цепляются одна к другой. Постепенно, очень медленно, в течение несколько месяцев, почти целый год они выбирают, кто с кем слепится, и в конце концов получается человеческая крошка, мальчик или девочка.

Этих крошек разыскивают, моют, чистят, привозят в специальные дома, и из этих домов их забирают родители, поэтому такие дома называют родительными, роддомами. Крохи-люди совсем как люди, только без зубов. Ведь они же совсем недавно избежали страшной гибели от зубов людей, поэтому крошки ничего не хотят жевать. Их приходится кормить молоком, и от этого постепенно у крошек вырастают зубы, белые зубы от белого молока.

Тогда уже их перестают даже и называть крошками. Они превращаются просто в малышей, начинают есть обычную твёрдую еду. Обычная еда начинает убегать от них, и так появляются всё новые и новые люди, а старые люди, теряя зубы, опять превращаются в крошки, и весь мир состоит из крошек — молекул, атомов, электронов, нейтрино и множества других.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1938737.html


Метки:  

Рождественский пост

Пятница, 15 Декабря 2017 г. 23:39 + в цитатник
Рождественский пост... Мой сайт yakov.works пополняется... Фейсбук фейсбучится. Всем благословений от Бога!

https://yakov-krotov.livejournal.com/1938580.html


Мой новый сайт

Суббота, 29 Апреля 2017 г. 17:38 + в цитатник
Мой новый сайт http://yakov.works/ - с сайта krotov.info мои тексты убраны, будут постепенно, после редактирования, появляться на этом.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1938263.html


Без заголовка

Четверг, 07 Августа 2014 г. 09:25 + в цитатник
и все-таки нет моих сил постить в ЖЖ. Эффект нулевой, хамы тут как тут... Ни одной причины терять драгоценные пять минут ради облегчения кому-то жизни - человеку лень зайти на мой сайт или подписаться на мою рассылку - не вижу. Да и поощрять пребывание в этой путинской выгребной яме - зачем? Ну гебистская ж придумка! Так что все. ЖЖ в землю.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1937131.html


ИСТОРИЯ I век: красота и вера

Воскресенье, 03 Августа 2014 г. 08:49 + в цитатник
Когда Толстой описывал свой идеал человека - Пьера после пережитых им на войне потрясений - то главной чертой выставил то, что сегодня принято называть толерантностью. Пьер перестал беспокоиться о чужих недостатках и пороках, но при этом научился отказывать просящим.
"Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего-то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что-то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям -- вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии. Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
В Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях. Различие, иногда совершенное противоречие взглядов людей с своею жизнью и между собою, радовало Пьера и вызывало в нем насмешливую и кроткую улыбку".
Вот и вся разница между Ветхим и Новым Заветом. Между Богом, не терявшим Сына, и потерявшим.
Заметим, что это сравнение означает, что Бог Нового Завета стал, скорее, немилосерднее.
"В нем теперь явился судья, по каким-то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать. Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. Первым приложением этого нового судьи была для него просьба пленного французского полковника, пришедшего к нему, много рассказывавшего о своих подвигах и под конец заявившего почти требование о том, чтобы Пьер дал ему четыре тысячи франков для отсылки жене и детям. Пьер без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным".
Толстой не объясняет, чем руководствуется Бог (Пьер лишь замещает Бога). Он не занимается и оправданием Бога. Он лишь предоставляет людям зеркало, в которое каждый может посмотреть. Но таково и Евангелие. Откровение о Боге всегда есть откровение не о Боге, а о человеке. Чего Бога открывать - Бог не Америка! Не отделен от нас океаном!! Нам бы себя открыть... Вот Христос и открывает нам - себя.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1936771.html


ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И АНТИЛЛИГЕНЦИЯ

Суббота, 02 Августа 2014 г. 10:45 + в цитатник
Ненавижу тексты (и, видимо, разговоры, но я в них не участвую, а тексты попадаются на глаза) о том, что русская интеллигенция должна просвещать народ и тем вносить свой вклад в спасение страны. Во-первых, вспоминаются мошенники-чиновники начала 90-х, которые объясняли, что получили контрольный пакет акций какого-нибудь завода, потому что внесли "интеллектуальный вклад". Во-вторых, под "просвещением" обычно понимается бездарное пережевывание плохо понятых поверхностных теорий в стиле Тойнби или Фукуямы. Себя лучше бы просвещали, а туда же - народ... В-третьих, только мало просвещенный человек делает идола из просвещения. Но даже мало просвещенный человек может многое сделать для спасения всего, что нуждается в спасении, просто путем объединения вокруг определенных (по возможности, правильных) принципов с другими людьми. Вот на объединении - реальном, партийном, движенческом - все и заканчивается. Величие Новодворской, между прочим, не в ее текстах, а в ее умении объединяться. Да, с немногими. Но ведь другие и с двумя не объединятся! Лежим каждый в своем спальнике и просвещаем вселенную молнией - туда-сюда, туда-сюда, вжик-вжик...

Если интеллигент не хочет стать антиллигентом, он должен не "пасти народы", не просвещать окружающих, не "спасать родину", а заниматься наукой, литературой, искусством (кто к чему способен). И тогда спасется родина, что бы ни означало это слово, просветятся окружающие и народы запасутся вечным. Не надо бояться, что профессионализм в своем деле ведет к аморализму. К аморализму ведет непрофессионализм в жизни - но профессионал в профессии всегда будет и профессионалом в жизни. Академик Сахаров - яркий пример, генерал Григоренко - еще пример. А кто средненький физик или средненький генерал, тот, если и подастся в диссидентство, будет средненьким диссидентом, бузотером и кое-какером в политике.

https://yakov-krotov.livejournal.com/1936570.html


ОТХОЖЕЕ МЕСТО ОКОПА

Суббота, 02 Августа 2014 г. 10:45 + в цитатник
Один российский философ насилия призывал воевать с любовью — убивать вражеского солдата с любовью к нему, ну и, конечно, с любовью к своей родине, это уж само собой. Прошло сто лет, и войны продолжаются, хоть и стало их много меньше, и вновь нападают, и первый порыв — убить напавшего во имя любви.

Вздор, иллюзии и падение в архаику. Напавший одушевлен любовью к справедливости, к миротворчеству, к России или к Новороссии — это его проблемы, он потому и напал. А ты — не отвечай любовью к справедливости, к миротворчеству, к родной Боголупии или Лупобогии. Если уж отражаешь нападение — отражай, но как отгоняешь комара. Комара ведь отгоняют без любви к миру от комаров? Просто отгоняют?

Воюй, как чистишь отхожее место — с отвращением, старашаясь не вдыхать вонищу, не во имя чистоты, а просто потому, что — ну, надо, так ее перетак. Оставим энтузиазм... Впрочем, некому оставить энтузиазм — поверь, и напавшие вовсе не любят того, во имя чего воюют. Они либо демагоги (кто на самом верху, тот уж точно достаточно умен, чтобы понимать, что "любовь к отечеству" - фикция, как и само "отечество), либо люди, которые решают свои реальные психологические проблемы бегством в мир иллюзорных "отечеств", "родин", "патриотизмов" и прочих оперативных фантомов.


ВОЙНА КАК АНТИ-РАБОТА
Сегодня в Мюнхене на Карлсплац наткнулись на митинг — небольшой, человек сорок — кажется, против немецкого милитаризма. В смысле, что не следует воевать с Россией. Я не стал вылезать вперед и объяснять, что нельзя сравнивать ситуацию 1914 года с 2014-м. Даже если бы знал немецкий. К чему? Выступавшие явно — леваки-маргиналы. А может, я ошибся и неверно понял лозунги (см. фото в комментарии)?
Важнее другое. Споры о войне (и необходимости защищать родину — этой главной идейной опоры войны) редко касаются главного. А главное — в том, что война это грязное дело. Любая война. Абсолютно для всех сторон. Даже если бы возможна была справедливая война (а она невозможна — критерии невыполнимы), все равно она была бы грязным, нечеловеческим делом. Это как любовь, только наоборот. Любовь — чистое дело, и секс в любви — чист. А война — грязное дело, и убийство в войне — грязь. Все патриотические разговоры и возгласы — это до фронта, до реальности военного бардака и палачества. Потому что война есть бардак и палачество.
Я сейчас встречаю десятки, даже сотни украинских микроблогов с патетическими записями про войну. В основном, это патетика девичья, женская. Тыловая, в любом случае — в окопах не до патетики. Сочувствовать этой патетике не могу, да и не нужно. А могу и должен сказать то, что говорили все честные и умные люди, прошедшие войну: не обманывайтесь, война уродует победителей так же, как побежденных. Даже больше. Конечно, я не хочу победы российского милитаризма, не хочу Раши "от тайги до британских морей". Глюпые немцы не понимают, что Путин не остановится ни в Праге, ни в Вене, будет переть, пока не остановят. Конечно, рано или поздно остановят, но зачем же поздно. В любом случае, кто остановит — не будет счастлив. Будет болен. На всю жизнь изувечен. Свободен, героичен, но — изувечен. И к этому надо готовиться сейчас — морально и финансово, чтобы лечить героев.
На самом-то деле, вылечить нельзя. Война есть антимир, антибытие, не просто смерть, но антижизнь. Лучше всего об этом сказал Лев Толстой — вояка, настоящий вояка, не какая-нибудь девица с чепчиком. Много говорят о том, что Толстой саркастически описал богослужение, но куда важнее, как он раздел войну и патриотизм. Самые пронзительные его строки — в "Войне и мире", когда он описывает расстрел французами русских (якобы мародеров) на Девичьем поле:
"С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога".
Я не призываю украинцев сдаваться в плен Раше. Я призываю задуматься. Считаете нужным воевать — ну что ж. Но воевать — один грех, а обманывать себя — другой грех. Вот хотя бы его не совершайте. Хуже всего от самообмана ведь будет солдату, тому, кто реально стреляет — ведь на фронте все обманы развеиваются мгновенно, если человек не совсем одурел от идейности. Черная, гнусная, грязная работа. Даже анти-работа. Честь и слава тем, кто ее делает? Да нет, какие уж там честь и слава... Слезы и помощь, коли уж на то пошло, и не столько сейчас помощь — современная война не терпит дилетантизма — а потом помощь. Не славословиями, не славословиями, и уж не патриотизмом...

https://yakov-krotov.livejournal.com/1936130.html



Поиск сообщений в lj_yakov_krotov
Страницы: [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь