-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Кто нарисовал первый автомобиль? Автоарт начала прошлого века

Воскресенье, 29 Марта 2009 г. 15:17 + в цитатник

Сколько изобретений было сделано человечеством с тех пор, как «железный конь» пришел на смену крестьянской лошадке: самолет, телевидение, космические технологии, мобильная связь, компьютеры. Однако ничто из перечисленного уже не вызывало такого священного трепета, как первые «самобеглые коляски», появившиеся на улицах городов в конце XIX века.

Первые шаги  


Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно". 1897


Про импрессионистов говорили: «Никто не изобразил ту реальность, в которой мы существуем, с такой силой и теплотой». А эта картина — словно прощание с прошлым. Недолго осталось жить в городе пролеткам и милым лошадкам.
 

Трудно сказать, кто стал первым художником, чья кисть удостоила автомобиль права быть запечатленным на полотнах. В некоторых источниках утверждается, что это был Анри Тулуз-Лотрек, известнейший постимпрессионист, в конце 1880-х годов увлекшийся литографией и ставший мастером рекламы. В 1898 году Тулуз-Лотрек нарисовал автомобилиста — шофер в шлеме, очках и шубе, мчащийся в открытом автомобиле. Зная утонченно-колючую манеру Тулуз-Лотрека, у которого соседствовали смешное и трагическое, можно представить себе, что это было за чудовище — автопервопроходец, рискнувший собственным здоровьем и нервами окружающих.
 


Анри де Тулуз-Лотрек "Автомобилист". 1898
[Чтобы не нужно было представлять, вот этот рисунок - La belle epoque]


Однако подтвердить или опровергнуть факт первоочередности нам не удалось. Бесчисленные искания по зарубежным и отечественным сайтам и в разных энциклопедиях живописи ни к чему не привели. Поэтому все-таки будем считать, что впервые автомобиль «засветился» в искусстве благодаря художнику Жюлю Шере в 1900 году. Известно, что Тулуз-Лотрек как плакатист был автором всего 30 работ, в то время как Жюль Шере брал не оригинальностью, а количеством — он был автором около 3000 плакатов, производство которых в те годы испытывало высочайший подъем, и хорошие живописцы не гнушались «халтуры».

И вот он, тот самый первый (будем считать, что первый) плакат, сделанный мастером для компании, торгующей бензином. Изящная барышня за рулем автомобиля небрежно смотрит на соседнюю машину: «Кто посмеет обогнать, когда у меня лучший бензин?».



Неудивительно, что уже в начале XX века образ состоятельного, ни в чем себе не отказывающего человека крепко ассоциировался с наличием автомобиля. Собственное авто стало пределом мечтаний каждого. И в первых шагах автомобиля как объекта искусства проявлялся откровенно снобистский характер самого человека. Это было стремление показать себя, обладателя чуда на колесах, представителя так называемой «элиты». Над чем иронично посмеялся Жорж Менье — в его картине «Мото-флирт» (1902 г.) четырехколесный «друг» стал едва ли не главным свидетелем при встрече влюбленной парочки (см. иллюстрацию справа).


Триумф скорости и прогресса

Уже в первые годы проявилось и главное коварство автомобиля — он стал самым опасным предметом в окружающем человека мире. По этому поводу иронизировали Ильф и Петров: «...автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу позабыли. Кротких и умных пешеходов стали давить».

Период до первой мировой войны в традиции автомобилестроения принято считать изобретательским, когда оттачивались технологии, обобщался опыт, а главной задачей была материализация идеи, создание работоспособных машин. При той всеобщей эйфории о безопасности как-то не задумывались.

К примеру, во время автопробега Париж—Мадрид в 1903 году случилось несколько тяжелых аварий, в которых погибли люди. Ломались тормоза, лопались шестерни. Власти вынуждены были защищаться — и не всегда адекватно. Примером такой крайности может считаться запрет на пользование автомобилем, введенный в швейцарском кантоне Граубюнден в 1900 году и действительный до 1925 года.

 


"Гран-при Париж—Бордо—Париж". Литография. 1912


В первые десятилетия XX века очень модны были изображения мчащихся гоночных автомобилей. Чтобы изобразить картину с максимальным реализмом, требовалось быть ревностным поклонником гонок.


Но автомобили не только ломались, врагом становился холод. Теплая одежда, огромные защитные очки, ворох инструментов — все это было непременным атрибутом водителя автомашины. И все же такие «мелочи» не могли отпугнуть восторженных энтузиастов, что и было отражено в искусстве того времени.

Не смогли обойтись без автомобиля и модернисты, еще только начинавшие ломать старые устои в поисках нового. Мир входил в период стремительно меняющихся социальных и нравственных ценностей. Классическое искусство крепко сдало позиции. Уже тогда на художественных выставках экспонировались плоды безумной фантазии художников, в которых можно было лицезреть детали велосипедов, автомобилей. Франсис Пикабия, к примеру, из воображаемых деталей машин компоновал абсурдные картины, напоминающие технические чертежи (одна из таких работ — «Дитя-карбюратор»).
 


Франсис Пикабия "Дитя-карбюратор". 1918



Кирилл Юрченко, полностью статью можно прочитать здесь.


Рекомендую:

Блог "Почему мы так говорим?"

Платье от Диора - из Парижа?

В каких словах "зарыта собака"?

Откуда пошло выражение "В долгах как в шелках"?


Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Путеводитель коллекционера. МодернМодерн. Лучшие произведенияМодерн в РоссииСтиль модерн (подарочное издание)
 

Путеводитель коллекционера. Модерн
Модерн. Лучшие произведения
Модерн в России
Стиль модерн (подарочное издание)



Орнамент стиля модернНа рубеже веков. Искусство эпохи модернаПутеводитель по стилю ар нувоArt Nouveau (+ CD-ROM)

Орнамент стиля модерн
На рубеже веков... Искусство эпохи модерна
Путеводитель по стилю ар нуво
Art Nouveau (+ CD-ROM)



Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
Статьи, цитаты
Метки:  

Процитировано 2 раз

ИринаЕлф   обратиться по имени Воскресенье, 29 Марта 2009 г. 16:56 (ссылка)
Спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
София_Выговская-Блехман   обратиться по имени Воскресенье, 29 Марта 2009 г. 22:49 (ссылка)
Как всегда,очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Rina21   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2009 г. 02:02 (ссылка)
Таня, не перестаю восхищаться Вашими изыскательскими способностями!
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2009 г. 10:15 (ссылка)
Спасибо вам!:angel:
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку