-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Камин М. Врубеля "Микула Селянинович и Вольга". История реставрации

Понедельник, 02 Июня 2008 г. 13:14 + в цитатник
http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/sk270.jpg


История создания керамического камина «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М.А. Врубель по заказу С.И. Мамонтова написал два монументальных панно для Всероссийской нижегородской выставки 1896 года. Оба панно стали основой для последующих воплощений в керамике. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.

В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины, Волга наделен таинственными колдовскими способностями; мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики.

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmr2436.jpg?uid=1

Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть, в отличие от всех других известных, чисто декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.

В начале 1960 годов, при передаче здания в ведение посольства Ливана, оказалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать «ненужное» произведение искусства. Поскольку камин был намертво вмурован в стену особняка, извлечь его, не повредив, в установленные хозяевами особняка сроки было невозможно. В Третьяковскую галерею он был доставлен в виде нескольких сотен обломков, представляющих собой фрагменты майолики, спаянные с кусками цементно-известкового раствора, часть фрагментов была разбита, имелись множественные утраты, травмы поливы.

До 1986 года камин находился в запасниках музея. Потребовалась огромная энергия заведующей Отделом скульптуры Р.В. Рассудиной, чтобы была начата работа по реставрации считавшегося почти безнадежно утраченным камина. Работа проводилась по методике ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря под руководством реставратора высшей категории В.И. Черемхина.

Сначала необходимо было расчистить оборотную сторону каждого фрагмента от раствора и освободить от проржавевшей арматуры. Эта работа велась в течение десяти лет. Цементно-известковый раствор размачивался и соскабливался послойно вручную при помощи скальпеля.

Так как детали центральной части были сильно закопчены, приходилось удалять въевшуюся копоть, что было особенно сложно сделать на неглазурованных поверхностях, расположенных близко к отверстию топки.

После промывки и удаления раствора стало возможным уточнить реальное количество деталей, их местоположение и состояние сохранности. Теперь предстояло воссоздать авторские фрагменты в первоначальном виде: склеить разбитые части, восполнить утраты. Для восстановления утрат была применена разработанная В.И. Черемхиным специальная безусадочная керамическая масса, для мастиковок и тонировок стойкое кремнеорганическое соединение.

Во многих местах на лицевой поверхности имелись следы предыдущих чинок тонировки масляной краской, местами частично изменившиеся по цвету. Вопрос о том, оставлять или удалять эти доделки, возможно являвшиеся авторскими, в каждом случае решался отдельно. Например, были сохранены тонировки лиц главных героев. И напротив, грубые вмешательства на изображении гривы лошади Вольги. скрывавшие авторскую поверхность рельефа, были удалены. Разбитые части были склеены, утраты восполнены. В тех участках румпы (румпа выступающие части с отверстиями для крепления на оборотной стороне изразца), где требовалась конструктивная прочность, для восполнения утрат в местах расположения крепежных отверстий использовался трехкомпонентный полимер.

В процессе работы ни авторская поверхность, ни оборотная сторона фрагментов не пострадали, не было стесывания керамики с целью подгонки по месту, не было сделано ни одного нового крепежного отверстия, поврежденные старые отверстия были укреплены, а утраченные восполнены по сохранившимся следам.

Работу по реставрации металлических деталей (стенки топки, мангал, поддон) выполнила реставратор А. Чухлебова.

Параллельно с реставрационной работой велись разработки чертежей несущей конструкции. По нашему замыслу, учитывая имеющийся опыт экспонирования подобных произведений, требования, предъявляемые к конструкции, были следующими:

1. Конструкция должна быть сборно-разборной, секционной, отстоящей на расстояние от стены.
2. Фрагменты камина собираются в блоки-секции и крепятся к несущей конструкции.
3. Желательно предусмотреть возможность легкого перемещения платформы с конструкцией.

Отличительной особенностью нашего камина является наличие у него боковых стенок, дающих глубину и возможность разместить мангал в топке, именно там, где он находился первоначально. Нам хотелось использовать это и показать камин не только как декоративное панно, но и с его утилитарными дополнениями, тем более что по сохранившейся старой фотографии можно было точно восстановить полный облик камина и место каждой детали. Наличие глубины, трехмерности создало дополнительные трудности в разработке несущей монтажной конструкции.

Весь камин был разделен на девятнадцать модулей, и по их размерам были сделаны деревянные короба с внутренними ребрами жесткости, к лицевой и боковой поверхности которых крепились изразцы. В свою очередь, эти короба крепились к несущей металлической конструкции. Первые чертежи были изготовлены реставратором В.П. Легошиным, в процессе работ свои предложения вносили А.П. Ковалев, Г.Н. Синев. Детальную разработку и рабочие чертежи конструкции выполнила инженер Л.Л. Хлебникова, руководство по монтажу камина осуществил В.И. Черемхин.

Такого рода работа была уникальна. Обычно камин монтируется прямо на стене либо на стационарной решетке, крепящейся к стене, что исключает возможность безопасной разборки и перемещения произведения. В нашей конструкции были предусмотрены эти необходимые для музейного экспоната функции.

Важной и трудоемкой частью подготовительной перед монтажом работы был подбор сочетания материалов, которыми покрывались боковые стороны изразцов. Этот обратимый разделительный состав защищал керамику от воздействия эластичной массы, заполняющей швы соединений, давал возможность легко разъединять детали. Первая пробная сборка камина была проведена в 1994 году. Камин был собран на горизонтальной плоскости. Поведение всей монтажной конструкции в вертикальном положении могло быть просчитано лишь теоретически, так как ее основа металлическая сетчатая решетка была изготовлена в Лондоне, и именно там в 1995 году на выставке, посвященной С.П. Дягилеву, была проведена первая настоящая сборка камина. Весь монтаж был осуществлен за пять дней силами реставратора и конструктора. Камин прекрасно выдержал срок экспонирования и без единого повреждения доставлен домой.

Реставрацию камина выполнили:
В.И. Черемхин, художник-реставратор высшей категории, ВХНРЦ
(руководитель работ):
О.А. Васильева, художник-реставратор 1-й категории;
Л.Л. Хлебникова, инженер-конструктор.

О. Васильева
Государственная Третьяковская галерея
Источник

Рекомендую:
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)
Луис Комфорт Тиффани. Лучшие произведенияАльфонс Муха. Лучшие произведенияМодерн. Лучшие произведенияАр деко. Лучшие произведения

Луис Комфорт Тиффани. Лучшие произведения
Альфонс Муха. Лучшие произведения
Модерн. Лучшие произведения
Ар деко. Лучшие произведения


История мирового искусстваИмпрессионисты (подарочное издание)Цветы любви. Шедевры поэзии и живописи (подарочное издание)1000 эротических шедевров в искусстве
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

История мирового искусства
Импрессионисты (подарочное издание)
Цветы любви. Шедевры поэзии и живописи (подарочное издание)
1000 эротических шедевров в искусстве


Обри Бердслей (подарочное издание)КлимтЭмиль Галле. Апокриф и канон стиляВан Гог. Полное собрание живописи (комплект из 2 книг)
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Обри Бердслей (подарочное издание)
Климт
Эмиль Галле. Апокриф и канон стиля
Ван Гог. Полное собрание живописи (комплект из 2 книг)


Михаил Нестеров (подарочное издание)Борис Кустодиев (подарочное издание)Валентин СеровИван Билибин
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Михаил Нестеров (подарочное издание)
Борис Кустодиев (подарочное издание)
Валентин Серов
Иван Билибин


Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
Россия
Предметы интерьера
Метки:  

Процитировано 3 раз

Vor_Name   обратиться по имени Понедельник, 02 Июня 2008 г. 22:12 (ссылка)
Такие замечательные статьи о реставрациях! Слабость у меня к подобным историям. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2008 г. 09:58 (ссылка)
Vor_Name, пожалуйста!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2008 г. 21:31 (ссылка)
La_belle_epoque, я пока материал по Всемирной выставке в Париже 1900 года готовила,читала,что этот камин тоже там выставлялся. Беру в цитатник естественно. Вот кстати хорошая ссылочка на эту тему
http://art-con.ru/node/885
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2008 г. 22:08 (ссылка)
Arin_Levindor, спасибо за ссылку, иду смотреть посты про Выставку!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку