-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Звезда Прекрасной эпохи Женевьева Лантельм (Genevieve Lantelme). Часть первая

Среда, 16 Мая 2012 г. 10:02 + в цитатник




Фотографии в альбоме «Lantelme» valeriaverbinina на Яндекс.Фотках



































Цитирую посты ЖЖ писательницы Валерии Вербининой (http://verbinina.livejournal.com):

Женевьева Лантельм: попытка документального очерка

1

Женевьева Лантельм — женщина-загадка. В ней непонятно все: и дата рождения, и обстоятельства гибели. Википедия также бессильна тут помочь, а другие статьи о моей героине, которые имеются в интернете, полны неточностей и слухов, выдаваемых за факты.

Готовясь к написанию романа об этой актрисе, я решила прежде всего обратиться к источникам и прочитала в "Галлике" (gallica.bnf.fr) журналы и газеты, в которых так или иначе упоминалось ее имя. Во-первых, это "Фигаро", чью прекрасную рубрику о театре мне хотелось бы отметить особо. Во-вторых, газеты le Petit Parisien, le Temps, Echo de Paris, la Presse, Gaulois и другие новостные издания. В-третьих, посвященные моде журналы Les Modes и Femina, на страницах которых постоянно появлялась моя героиня, и театральные издания Le Theatre и Comoedia Illustre. И последнее — но не в последнюю очередь — газета le Petit Journal, а также брызжущая ядом статья Леона Доде в Action Française. Эти два издания стоят особняком, и я объясню, почему.

В 1925 году два журналиста, Марсель Надо и Морис Пеллетье (Marcel Nadaud, Maurice Pelletier) начали публиковать в le Petit Journal серию очерков под общим заглавием Les Morts Mysterieuses, "Загадочные смерти". Одним из дел, о которых они написали, была гибель Женевьевы Лантельм. Очевидно, очерки имели успех, потому что вскоре они вышли отдельной книгой. Очерк о Женевьеве любопытен тем, что он написан тогда, когда живы были многие люди, лично знавшие актрису и ее предполагаемого убийцу. Более того — наверняка были живы свидетели трагедии, разыгравшейся на яхте "Любимая". Будет вполне естественно предположить, что авторы очерка общались с ними и в какой-то мере излагали их точку зрения. О том, какой она была, я скажу чуть позже.

Однако обстоятельный очерк La Fée du Rhin, "Фея Рейна", был далеко не последней публикацией о деле Лантельм. В 1930 году Леон Доде, сын писателя Альфонса Доде, сам писатель и журналист, личность, скажем прямо, весьма своеобразная, публикует в Action Française (номер за 19.12.1930) статью под красноречивым заголовком L'Assassinat Impuni de Lantelme, "Безнаказанное убийство Лантельм". Статья эта интересна тем, что она отражает отношение определенной части людей — судя по всему, их было не так уж мало — к человеку, которого обвиняли в смерти актрисы. Сам предполагаемый убийца, кстати сказать, ненадолго пережил свою жертву — он умер три года спустя, что 1914-м. Однако в 1930 году, то есть через 16 лет после его смерти, Леон Доде пишет о нем с совершенно потрясающей ненавистью — честно говоря, я не встречала ничего подобного. О том, кто давно умер, Доде пишет, как о живом, обвиняя его во всех мыслимых и немыслимых грехах (в частности, в шпионаже в пользу сразу двух стран). О погибшей актрисе, кстати сказать, Доде говорит в совершенно ином тоне — она для него милая Лантельм, douce Lantelme, и он требует от свидетелей, чтобы они наконец-то перестали молчать и рассказали то, что им известно об убийстве.

Лично меня эта статья (возможно, я как-нибудь на досуге переведу ее, дабы все могли насладиться ее слогом и убийственным красноречием) — так вот, меня эта статья убеждает вот в чем: предполагаемому убийце надо было очень сильно постараться, чтобы через столько лет после его смерти о нем писали в таких выражениях, да еще в передовице известной газеты. Надо было ухитриться вызвать к себе совершенно феерическую неприязнь, чтобы удостоиться от Доде титула "грязь с человеческим лицом" и прочих любезностей. И драма на яхте "Любимая" тут ни при чем: точнее, она повод, но далеко не причина. Впрочем, обо всем этом можно рассуждать очень долго. Вернемся лучше к моей героине — Женевьеве Лантельм.


2

Начнем, пожалуй, с имени, хотя и тут не все так просто. Я же говорила, что его обладательница — женщина-загадка?

Ее настоящее имя было Матильда Фоссе, Mathilde Fossey, что подтверждают все источники.
Сценический псевдоним — Женевьева Лантельм, Geneviève Lantelme. Чаще всего она упоминается как мадемуазель Лантельм (Mlle Lantelme). Даже после замужества ее редко зовут мадам Лантельм — насколько я понимаю, псевдоним обладал устойчивостью, и актрису начинали звать мадам, лишь когда она переходила в более старшую возрастную категорию.

Из некролога в газете Illustration (номер 3570), который писал близко знавший Лантельм художник Сем (Sem), следует, что Женевьевой мою героиню мало кто звал. Друзья и знакомые привыкли звать ее Жинеттой (Ginette).

Тут надо еще отметить следующее: актрис Лантельм было несколько. Одна, которую звали Мари Лантельм (Marie Lantelme), попадалась мне в статьях "Фигаро" с 1883 по 1894 годы. В номере "Фигаро" за 05/06/1894 есть заметка о том, что актриса Мари Лантельм выходит замуж за некоего месье Дэглиза и оставляет театр (mlle Marie Lantelme quitte le theatre pour epouser M. Deglise). После этого о Мари Лантельм нет никакой информации; впрочем, выйти замуж и навсегда оставить сцену было вполне в духе 19-го века.


Первая Лантельм. Мадемуазель Лантельм в пьесе "Принц солнца" (Le Prince du Soleil), фото Надара, 1889 год.


Другая Лантельм — это наша Женевьева, она же Жинетта, игравшая с 1901 по 1911 год. Неизвестно, почему она выбрала именно этот псевдоним. Видела на сцене первую Лантельм и восхищалась ей? Или рассчитывала на то, что имя, которое в 1901 году точно не успели забыть, сыграет в ее пользу?

Псевдоним Лантельм, впрочем, снова всплывает уже после гибели Женевьевы. Судя по всему, кто-то пытался получить таким образом дармовую известность. Есть сведения о еще одной Лантельм, певшей в опере, которую кое-где путают с Женевьевой, но наша Жинетта в опере не пела.

Сама актриса писала свой псевдоним так: Lantelme. Но мне не раз попадались и такие написания ее фамилии, как Lanthelme, Lanteline и даже Lantelline. Эти варианты встречаются не только в прессе, но даже на открытках с ее изображением. Поэтому следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.



Открытка, снятая знаменитым фотографом Надаром (Nadar). Обратите внимание на написание фамилии актрисы: Lanthelme вместо Lantelme. Источник файла - www.delcampe.net



...а английская пресса запросто величала ее Lanteline вместо Lantelme. Страница из сборника Stage Year Book 1910, источник файла - www.archive.org

Рекомендую
Парижанка и ее стиль | Инес де ла Фрессанж и Софи Гаше | La ParisienneПарижанка и ее стиль | Инес де ла Фрессанж и Софи Гаше | La Parisienne
Этюды о моде и стиле | Александр Васильев | Le Temps des ModesЭтюды о моде и стиле | Александр Васильев | Le Temps des Modes
Судьбы моды | Александр ВасильевСудьбы моды | Александр Васильев
Искусство цвета | Иоханнес Иттен | Kunst der FarbeИскусство цвета | Иоханнес Иттен | Kunst der Farbe

Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque
Рубрики:  Старые фотографии
Личности
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку