-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Цветные фотографии эпохи модерна. Второе чудо братьев Люмьер

Суббота, 19 Сентября 2009 г. 16:34 + в цитатник

Автохромные снимки начала века — это редчайшие фотографические памятники. Способы их копирования, разработанные Люмьерами, не нашли практического применения, сделав «Автохром» своеобразным дагеротипом цветной фотографии — уникальным изображением, существующем в одном-единственном экземпляре.




Woman wearing dress and blue hat with feathers and pinecones, ca. 1910

 

Время не щадило ни хрупкой стеклянной основы пластинок, ни сложной фотоэмульсии, которая под действием влаги и воздуха теряла яркость, жухла или совсем гибла, отслаиваясь от основы. Поэтому очень важно выявить и сберечь эти уникальные памятники, донесшие до нас цвета почти вековой давности. 1907 год — особая дата в истории цветной фотографии, в этот год изобретатели кинематографа братья Огюст и Луи Люмьеры выпустили в продажу свою знаменитую фотопластинку «Автохром», сделав цвет достоянием всех фотолюбителей. Предыстория этого события насчитывала почти полстолетия.




Girl with collection of dolls, ca. 1910

В 1906 году почти одновременно братья Люмьер и независимо от них Фенлей запатентовали два варианта нового типа цветного растра, состоявшего из маленьких, тесно прилегающих друг к другу кружочков, окрашенных в три основных цвета. Растр братьев Люмьер лег в основу процесса «Автохром», а усовершенствованный растр Фенлея позже был применен в пластинке «Педжет».




Mrs. Benjamin F. Russell - Children in medieval costume, ca. 1910

 

Получившие широкую известность автохромные пластинки производились французской фирмой Люмьер в Лионе. Специально изготовленные и окрашенные оранжево-красные, зеленые и сине-фиолетовые зерна картофельного крахмала одинаковой величины тщательно смешивались в следующей пропорции: оранжево-красных—3 части, зеленых— 4, сине-фиолетовых—2. Диаметр зерна был равен приблизительно 0, 01 мм. На пластинку 13x18 см приходилось до 200 млн. таких зерен.




Ethel Dietz Nichols sitting on rock in garden, ca. 1911-1915

 

Окрашенные крахмальные зерна просеивали из сита на стеклянную пластинку, покрытую специально подобранным клеем, и прикатывали к ней. При этом было важно, чтобы не образовывались скопления одинаково окрашенных зерен и чтобы отдельные зерна не накладывались друг на друга. Небольшие промежутки между зернами заполнялись угольной сажей. Для создания водонепроницаемости этот слой покрывался лаком и затем поливался панхроматической фотоэмульсией.




Woman reading in garden, 1912

 

При съемке пластинка поворачивается к объективу стеклянной стороной, и лучи света, прежде чем упасть на фотографический слой, должны были пройти через слой крахмальных зерен. Кроме того, при съемке на автохромную пластинку необходимо было пользоваться специальным желтым светофильтром. Проходя через фильтр и растр, световой поток ослаблялся настолько, что по Ваткинсу, чувствительность в зависимости от источника света составляла Г—3°, т. е. почти в 60 раз ниже, чем у обычных фотопластинок с эмульсией той же чувствительности. Однако при ярком солнечном свете и диафрагме 4, 5 на «Автохром» можно было снимать с выдержкой всего около 2 секунд. Этого было вполне достаточно для пейзажной, портретной, архитектурной и репродукционной съемки. Неудобства, связанные с низкой чувствительностью, искупались высоким качеством и простотой обработки пластинок.




Woman standing in flowering bush, ca. 1915

 

Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках был достаточно прост. Представим, что мы снимаем объект, соответствующий по цвету зеленому крахмальному зерну. Значит, свет попадает на фотоэмульсию только за зелеными зернами крахмала, а красные и синие его не пропускают. В месте засветки после проявления пластинки в обычном черно-белом проявителе появятся черные точки.




Man lying on ground with two dogs, ca. 1915

 

Если рассматривать негатив на просвет, зеленого цвета не будет видно. Свет сможет проходить только сквозь красные и синие зерна, создавая цветное негативное изображение объекта в дополнительных цветах. В результате последующего обращения негатива получается позитивное изображение, через которое могут проходить только зеленые лучи, а позади красного и синего крахмальных зерен образуется непрозрачный серебряный осадок. Теперь предмет виден в натуральном цвете.




Man posing with stein, ca. 1915

 

При передаче дополнительных цветов используется тот же механизм, а яркость и насыщенность цветов воспроизводятся за счет большей или меньшей насыщенности (прозрачности) образующихся позади зерен растра прочернений.




Two women under a Cherry Tree, ca. 1915

 

Существует мнение, что пластинки с цветным растром обладали тем недостатком, что с них нельзя было делать копий, т. е. надо было снимать столько раз, сколько желательно иметь позитивов. Но это не так. Братья Люмьер разработали специальный копировальный ящик, в котором с помощью солнечного света на автохромных пластинках удавалось получать отличные копии снимков с цветным растром. Был разработан и другой способ—отфиксированную автохромную пластинку после первого проявления использовали как цветной негатив, печатая позитивы с однократным проявлением.




Man with book sitting in chair, ca. 1915

 

Более серьезным недостатком была низкая чувствительность «Автохрома». Чтобы исправить его, были предприняты попытки снизить плотность растра, заменив крахмал мельчайшими каплями смолы, заполняющими поверхность пластинки без промежутков, или просто создав пластинку с отдельным растром. Это позволило повысить чувствительность почти в два раза, но проблемы не решило.




Woman and boy sitting in chair, ca. 1915

 

Братья Люмьер, продолжая совершенствовать свой растр, параллельно сумели создать методику съемки на «Автохром» со вспышкой, разработав специальные светофильтры и горящие смеси. Это помогло «Автохрому» надолго стать признанным лидером в области цветной фотографии. В 1928 году А. М. Донде писал: «Трудно предусмотреть сейчас, на каком пути лежит усовершенствование способов цветной фотографии, но можно убежденно сказать, что автохромный процесс Люмьера решил вопрос в размере, совершенно достаточном для научной работы, для фотографирования в путешествии с научной целью и притом способом, вполне простым и удобным для работы фотографа-любителя и, вообще, настолько общедоступным, что получение цветного снимка немногим труднее получения обыкновенного негатива».




Charles Spaeth - Woman in floral silk robe, ca. 1915

 

Уже в 1907—1908гг. способ братьев Люмьер завоевал широкое признание среди профессионалов и фотолюбителей. Несмотря на высокую стоимость фотопластинок, началось массовое увлечение цветной фотографией. Автохромные снимки, исполненные ведущими фотохудожниками, появились на Международных фотографических выставках и в печати.




Dancer wearing Egyptian-look costume with wings reaching to the floor, ca. 1915

 

Еще одной областью, где нашли применение цветные автохромные пластинки, стала стереоскопическая фотография. При рассматривании стереоскопических цветных растровых снимков сквозь линзы стереоскопа зернистая растровая структура двух изображений сливалась и исчезала, оставляя лишь цветовые блики на белых местах снимка. Это позволяло уменьшить формат снимка, сохраняя все мельчайшие цветовые пятна объекта.




Silberstein, L., Dr. - Woman in blue dress sitting near fireplace, ca. 1915



Woman holding baby on outdoor porch, ca. 1915



Woman in gold costume, ca. 1915



Woman in Oriental inspired gown, sitting in wooden throne, ca. 1915



Woman in pink cape and bonnet, ca. 1915



Woman in pink dress sitting in chair holding roses, ca. 1915



Woman in red dress, ca. 1915



Woman in satin dress holding mirror, ca. 1915



Woman wearing red dress with houses in background, ca. 1915


 

Почему же этот простой и достаточно качественный метод оказался тупиковым на пути развития цветной фотографии? Ведь практически все крупнейшие фирмы вслед за «Автохромом» создали свои растровые цвето — фотографические материалы («Педжет», «Агфа», «Дюфейколор», «Кодаколор»). Конечно, одной из причин была низкая чувствительность этих материалов, но более серьезной проблемой стала зернистость изображения. Общая тенденция в фотографии к уменьшению формата кадра потребовала создания цветных материалов с высокой разрешающей способностью. А возможность уменьшения зерен растра имела свой предел. На смену господствовавшей более четверти века растровой фотографии пришла новая технология, основанная на применении многослойных фотоэмульсий, развитие которых продолжается и сегодня.

Текст: Дмитрий Диментман, источник


Рекомендую:
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Былого счастия обзор... Семейный досуг, праздники, развлечения, в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала XX вв.Российская империя в фотографиях / The Russian Empire in PhotographsВенценосная семьяБелая Армия: Фотопортреты русских офицеров 1917-1922

Былого счастия обзор... Семейный досуг, праздники, развлечения, в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала XX вв.
Российская империя в фотографиях / The Russian Empire in Photographs
Венценосная семья
Белая Армия: Фотопортреты русских офицеров 1917-1922



Портрет в русской фотографииСемейный альбом. Фотографии и письма 100 лет назад (подарочное издание)

Портрет в русской фотографии
Семейный альбом. Фотографии и письма 100 лет назад (подарочное издание)
"Хорошо было жить на даче…" Дачная и усадебная жизнь в фотографиях и воспоминаниях
"Мы много путешествовали..." Путевые впечатления в фотографиях и воспоминаниях



Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  Статьи, цитаты
Старые фотографии
Метки:  

Процитировано 13 раз

Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 19 Сентября 2009 г. 19:30 (ссылка)
Танечка, спасибо огромное! Это очень интересно и важно знать. Увидев эти фотографии я сперва подумала, что это раскрашенные негативы... Присмотревшись, поняла, что качество намного выше...
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 19 Сентября 2009 г. 19:32 (ссылка)
Забыла сказать: а ты не продублируешь этот пост в Варфоломеевская Ночь?.. Я могла бы сама взять его в цитатник сообщества, но хотелось бы, чтобы он был среди основных сообщений!..)
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Суббота, 19 Сентября 2009 г. 20:15 (ссылка)
Представляю,каким дивом это было в то время!
Ответить С цитатой В цитатник
Ruf_Bilan   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 05:44 (ссылка)
Благополучно присвоил. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Stanislav_Shavlovskij   обратиться по имени Классика Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 07:25 (ссылка)
Эти редкие известные всему миру уникальные фотографии притягивают нас своей убедительной достоверностью, простотой и художественностью. Теперь благодаря, таким замечательным собирателям, как Ла белле епоqуе и её умению использовать технические цифровые возможности, мы можем увидеть эти шедевры не только в мониторе или на экране, но и напечатать их на самом высоко уровне.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Anna_Livia

Мариночка, мне очень приятно, что тебе понравился пост, сейчас размещу его в "ВН".
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:31 (ссылка)

Ответ на комментарий songmeili

Даже не верится, что цветной фотографии уже 1.5 века с лишним!
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Ruf_Bilan

Всегда пожалуйста!:rev:
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Stanislav_Shavlovskij

Исходное сообщение Stanislav_Shavlovskij
напечатать их на самом высоко уровне.


Напечатать? У них же качество даже для веба неважное.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:46 (ссылка)
La_belle_epoque, спасибо большое! Пусть наши читатели порадуются!
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Коробова   обратиться по имени Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 16:21 (ссылка)
очень увлекательно! цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Zavia   обратиться по имени Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 10:52 (ссылка)
Татьяна, замечательный пост. Спасибо. )
Ответить С цитатой В цитатник
Evedna   обратиться по имени Вторник, 22 Сентября 2009 г. 08:22 (ссылка)
Большое спасибо за пост))
Ответить С цитатой В цитатник
ja__Betti   обратиться по имени Вторник, 01 Декабря 2009 г. 10:40 (ссылка)
Как прекрасно- у Вас есть на что посмотреть и что почитать. Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 01 Декабря 2009 г. 21:37 (ссылка)

Ответ на комментарий ja__Betti

Спасибо за добрый отзыв!
 (400x535, 299Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку