-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kolybanov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2011
Записей: 34070
Комментариев: 5086
Написано: 41833


Русские художники.Семья Маковских. Маковский Константин Егорович

Среда, 26 Сентября 2012 г. 23:14 + в цитатник
Цитата сообщения gallaluna Русские художники.Семья Маковских. Маковский Константин Егорович



Русские художники.
Семья Маковских.
Великолепный Маковский Константин Егорович





 Автопортрет, 1856

4594402_r_palitra (115x62, 7Kb)

Константин Егорович Маковский (2 июля [20 июня] 1839—30 [17] сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам,действительный член петербургской АХ.

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу».
«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше».Позже Константин говорил, что своему таланту обязан в первую очередь своему отцу.


Народное гулянье во время масленцы
на Адмиралтейской площади в Петербурге.1869




Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова.1862

Творчество и жизнь Константина Маковского, одного из самых талантливых отечественных живописцев второй половины XIX столетия, весьма многогранны. Однако прежде всего у широкого круга зрителей представление о нем связано с яркими картинами из жизни патриархальной Руси. По мнению одного из критиков начала ХХ века, Константин Маковский «…открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его “Боярскому пиру” мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников»


Боярышня


«Боярский свадебный пир в XVII веке» 1883
«Свадебный боярский пир», который уехал в Америку, как утверждает американский владелец этой картины, ювелир Шуман, он купил у Константина Маковского за 60 тысяч рублей. Это в 1883 году! Он же заказал Константину Маковскому еще одно произведение - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем». И холст этот теперь находится в Пуэрто-Рико.

Живописец стал создателем совершенно особого предметно-образного стиля, воплощенного в полотнах так называемого боярского цикла (1880–1900-е годы), столь самобытного и убедительного, что эти картины знают в различных странах. Но еще мало кому известно, что самобытность, своеобразие и убедительность картин, которые можно отнести к тому национальному направлению, которое получило название «русский стиль», напрямую связаны с его истинной страстью — художественным собирательством, которым Маковский увлеченно занимался на протяжении всей своей жизни.


«Боярышня у окна»1890-е


Боярышня с подносом

В 1851 году 12 лет от роду Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.


Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века. 1868


Вдовушка.1865

Маковский избрал самостоятельный путь в отличие от своих братьев . В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств (АХ).
В 1863 году, будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников "бунта четырнадцати", выступивших против консервативной системы преподавания.
С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.


Святочное гадание.1900-е


Бретонки.1904

Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

 Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдовушка (1865), Селедочница (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.


В парке. Около 1881г.


Помещица

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.


Перенесение священного ковра из Мекки в Каир



Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.


Смерть Иоанна Грозного .1888


Демон и Тамара.1889

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.


Селедочница


Маленькие шарманщики

Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет".


Портрет графини С.Л.Строгановой.1864


Портрет В.А.Морозовой.1884

Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др. Исключение составляют портрет оперного певца О. А. Петрова (1871), портрет старухи в чепце (1874) и, наконец, портрет-картина "Алексеич" (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант, пусть не реализованный, был заложен в Маковском, который расточительно разменял его на салонную живопись.


Алексеич. 1881


Портрет оперного артиста О.А.Петрова

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.



Маковский К.Е. был женат дважды ( Об этом я расскажу отдельно).
Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.



Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода.


Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890-ые

Маковского окружала сказочная роскошь, какая и не снилась никакому русскому художнику. Но титанический непрестанный труд ради заработка породил творческую всеядность, огульную неразборчивость в выборе темы. Талант — да! — бил ключом, но Маковский одинаково страстно выписывал пейзаж или жанровую сцену, портрет ученого или содержанку нувориша. Он любовался узорами древней жизни, писал вакхическое панно в духе Тьеполо, головки красоток, аллегории и декорации, соглашался расписывать ширмы для спален, выдумывая украшения для паланкина немощной аристократки, — и все это выполнял не как-нибудь, не между прочим, а с одинаковым блеском!

Очень часто Константин Егорович сумрачно признавался «Все некогда! Но знаете, меня давно ждет Минин!»


К.Е.Маковский позирует за написанием картины "Воззвание Минина"

Минин возник только в 1896 году, написанный для Нижегородской ярмарки, где для картины был устроен отдельный павильон. Официально холст назывался так: «Кузьма Минин на площади в Нижнем Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям». Вот здесь Маковский и размахнулся перед народом во всю богатырскую ширь — это был уже эпос, подлинный! Даже странно, как Маковский, в его летах, уже погрузневший, уже пребывая в пессимизме, сумел справиться с таким колоссальным полотном, где все взволнованно, все археологически верно, все реально до последней нитки на рубахе мужика, до завязки на котомке нищего.

Сейчас эта картина висит в Законодательном Собрании Нижегородской области в Кремле.
С именем Константина Маковского в Нижегородской области ходит одна легенда, связанная с этим полотном.

"Ружье Судьбы".

 Городская легенда, циркулировавшая в среде горьковской номерклатуры, говорит о том, что бельгийское ружье с вертикальным расположением стволов и чехлом буйволиной кожи было поднесено "нижегородским купечеством России" (так сказано на укрепленной у цевья табличке) Константину Маковскому на нижегородской Ярмарке во время церемонии дарения картины "Воззвание Минина" городскому муниципалитету. Впоследствии, ружьем овладели три нэпмана, пропившие оригинальную золотую табличку и заказавшие новую, латунную, на Сормовском заводе. Для непосвященных ружье называлось "Флагман России". В позднее советское время из него стрелял одноглазый профессор ГИТО Колокольцев и многие другие достойные люди. "Кто держит в руках Ружье Судьбы, тот контролирует судьбу Нижнего, а через него и всей Федерации". Ружье Судьбы действительно существует и находится у "последнего поэта деревни" Ц., который пробует продать его патриотическим силам. Вот так вот, и не меньше!

Дети Маковского К.Е.

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».
Сергей Константинович Маковский внес выдающийся вклад в культуру Серебряного века как издатель, критик, мемуарист и поэт. Его литературным дебютом стала статья «В. М. Васнецов и Владимирский собор» в журнале «Мир Божий». Он участвовал в собраниях «Мира искусства»(позднее устроил выставку этого объединения в Париже), сотрудничал в «Журнале для всех», журналах «Новое дело», «Искусство», был основателем и редактором журнала «Аполлон». Сергей Константинович был инициатором создания издательства «Содружество» (1905), в котором в этом же году вышла его первая книга стихов. Вместе с художником А. Гаушем он объединил молодых художников, близких группе «Голубая роза», таких как П. Кузнецов, П. Уткин, М. Ларионов и других. После эмиграции, обосновался в Праге, затем в Берлине, с 1925 до конца жизни жил в Париже. После второй мировой войны — председатель Объединения русских писателей в Париже. В эмиграции издал восемь поэтических сборников.

Художник и скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская ( дочь художника) получила известность не столько в России, сколько в Германии, где провела основную часть жизни. Она училась у И.Е.Репина в школе княгини М.К. Тенишевой, после чего была зачислена вольнослушателем в Академию художеств, где тоже занималась в мастерской Репина. Весной 1897 она уехала в Мюнхен и поступила в школу А. Ашбе, но, не завершив курс обучения, вернулась в Петербург и продолжила обучение у своего любимого учителя. Елена Константиновна вышла замуж за австрийского скульптора Рихарда Лукша (1872–1936) и поселилась в Вене, а затем в Гамбурге, где преподавала в Художественно-промышленной школе. Двое из троих ее детей также продолжили семейную художественную традицию: Петр стал художником, Дмитрий — архитектором.



Источник
Источник
Источник о ружье


Понравилось: 2 пользователям

gallaluna   обратиться по имени Среда, 26 Сентября 2012 г. 23:23 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку