-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107797
Комментариев: 6801
Написано: 116267


28 декабря родились...

Воскресенье, 28 Декабря 2014 г. 01:28 + в цитатник
pfund1 (542x700, 248Kb)
1879
Август Герман Пфунд (August Herman Pfund)
американский физик. Родился в Мадисоне (штат Висконсин). В 1910-1947 гг. работал в университете Дж.Гопкинса в Балтиморе (с 1927 г. – профессор и с 1938 г. – декан физического факультета). Работы посвящены оптике и спектроскопии, в частности исследованию инфракрасного излучения. Усовершенствовал (1912) термопару, изучал (1916) фотопроводимость окиси меди. Построил источник спектра железа (дуга Пфунда) и в 1927 г. – дифракционный спектрограф, усовершенствованный в 1931 г. Харди (спектрограф Пфунда – Харди). Первый предложил (1930) использовать порошкообразные пленки как инфракрасные фильтры и в 1933 г. создал фильтр из кварцевого порошка. Показал, что селен может служить хорошим поляризатором инфракрасного излучения. Открыл спектральную серию (серия Пфунда). В 1943 г. – президент Американского оптического общества. Умер 4 января 1949 года.

C_Louis_Leipoldt05 (534x700, 336Kb)
1880
Кристиан Фредерик Луи Лейпольдт (Christian Frederik Louis Leipoldt)
южноафриканский врач, журналист и поэт, лидер движения за принятие языка африкаанс в качестве 2-го государственного языка ЮАР. По происхождению африканер. Писал на языке африкаанс. Изучал медицину в Лондоне (1902-1907). Поэзия Лейпольдта, с одной стороны, отражает чувство унижения побежденных буров и их протест против английского владычества, с другой - передает восхищение природой Южной Африки. В его творчестве отразился духовный кризис поколения африканеров, потерпевших поражение в войне за независимость: сборники «Рассказ дядюшки Герта и другие стихи» (1911), «Обещанный день» (1920). Заметное место в литературе ЮАР занимает его лирика – сборники «Из трех частей света» (1923), «Утешение красотой» (1932). Писал также книги для детей, путевые очерки, исторические сочинения и первые значительные драмы на африкаанс («Ведьма», 1923; «Последний вечер», 1930). Умер 12 апреля 1947 года.

1882
Тадас Леонардович Иванаускас
литовский зоолог, академик Академии Наук Литовской ССР (с 1941). Окончил Сорбонну (1908) и Санкт-Петербургский университет (1910). В 1910-1915 гг. руководил созданной им лабораторией наглядных естественнонаучных пособий. В 1914 г. организовал экспедицию в Мурманск и Северную Норвегию, в 1917 г. - на острова Северного Ледовитого океана. В 1919-1922 гг. руководил организованной им станцией по изучению природы. Инициатор создания Жувинского заповедника (1937) и орнитологической станции (1929). Принимал участие в организации Литовского университета, в 1922-1940 гг. - профессор и заведующий кафедрой зоологии и сравнительной анатомии этого университета. В 1940-1956 гг. руководил кафедрой зоологии Вильнюсского университета, одновременно в 1949-1954 гг. работал на кафедре лесоводства Литовской сельскохозяйственной академии. Один из организаторов и первый директор (1945-1950) Института биологии Академии Наук Литовской ССР. В 1954-1970 гг. работал на кафедре общей биологии Каунасского медицинского института (в 1954-1965 гг. - заведующий). Основная область научной деятельности - зоология позвоночных. Исследовал животный мир Севера, Средней Азии, Поволжья, Средиземноморья, Бразилии. Один из основоположников и организаторов работ по охране природы в Литве. Автор работ по фауне Литвы, многочисленных учебников и научно-популярных книг. Редактор журнала "Мяджетояс" (1927-1938). Член Российского энтомологического общества (с 1916), почетный доктор Падуанского университета (с 1923), председатель Комиссии по охране природы при Президиуме Академии Наук Литовской ССР.

 (530x699, 96Kb)
1882
Артур Стэнли Эддингтон (Arthur Stanley Eddington)
английский астроном. Родился в Кендале на севере Англии. В 1898–1902 учился в Оуэнз-колледже, в 1904 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. В 1906–1913 работал ассистентом в Гринвичской королевской обсерватории. Был членом совета Тринити-колледжа, награжден премией Смита. В 1914 был назначен профессором астрономии и директором обсерватории Кембриджского университета. Ранние работы Эддингтона (1906–1914) посвящены изучению движений звезд и строению звездных систем. Эддингтон провел статистический анализ собственных движений звезд, подтвердивший существование двух звездных потоков. Выполнил фундаментальные исследования по теории внутреннего строения звезд. В основе теории лежало представление о том, что перенос энергии из внутренних областей звезды во внешние осуществляется главным образом путем излучения, а не конвекции. Создал модель звезды (стандартная модель Эддингтона), равновесие в которой определяется соотношением между силами тяготения и силами давления газов и излучения. Дал теоретическую интерпретацию соотношения между массой и светимостью (1924). Рассчитал диаметр некоторых красных гигантов, оценил плотность карликового спутника Сириуса, оказавшуюся необычайно высокой. Все эти результаты были обобщены в одном из важнейших трудов Эддингтона – Математическая теория относительности (Mathematical Theory of Relativity, 1923). В 1918–1919 Эддингтон опубликовал работы, посвященные проблеме пульсаций звезд, в которых опроверг гипотезу двойственности, привлекавшуюся для объяснения переменности цефеид. Еще одно направление исследований Эддингтона – физика звездных атмосфер. Ученый создал теорию образования линий поглощения, предложил модель их появления, основанную на том, что линии и непрерывный спектр формируются совместно (модель Милна – Эддингтона). Показал, что узкие линии ионизированного кальция в спектрах некоторых горячих звезд имеют межзвездную природу. Эддингтон экспериментально подтвердил одно из предсказаний теории относительности – отклонение лучей света в гравитационном поле Солнца, которое обнаружил во время полного солнечного затмения в 1919. В последние годы работал над созданием единой физической теории на основе квантовой механики, общей теории относительности и теории расширения Вселенной. Работа осталась незавершенной, полученные результаты были собраны и опубликованы в 1946 в книге Фундаментальная теория (Fundamental Theory) под редакцией Э.Г.Уиттекера. Среди других трудов Эддингтона – Движение звезд и строение Вселенной (Stellar Movements and the Structure of the Universe, 1914); Пространство, время и тяготение (Space, Time and Gravitation, 1920); Внутреннее строение звезд (Internal Constitution of the Stars, 1926); Расширяющаяся Вселенная (The Expanding Universe, 1933); Философия физики (The Philosophy of Physical Science, 1939). Эддингтон был награжден многими медалями, награжден орденом «За заслуги» (1939). В 1930 возведен в рыцарское достоинство. Умер Эддингтон в Кембридже 22 ноября 1944 года. Сочинения: Stellar movements and the structure of the universe, L., 1914; The internal constitution of the stars, Camb., 1926; в русском переводе— Звезды и Москва— Ленинград, 1928; Пространство, время и тяготение, Од., 1923; Современное развитие космической физики, Москва— Ленинград, 1928.

1883
Николай Соломонович Гварадзе
грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1950). Сценическую деятельность начал в 1903 в тифлисском грузинском театре, которым в то время руководил поэт А.Церетели. В 1904-1906 Гварадзе работал в Кутаиси, в труппе В.Алекси-Месхишвили, затем в различных театрах Грузии. В 1931-1948 - в Грузинском ТЮЗе (Тбилиси). Гварадзе - актёр реалистической школы. Среди ролей: Патара Кахи (оперная постановка Церетели), Незнамов, Жадов; Шут ("Король Лир"), Хуциа ("Сурамская крепость" Мтварадзе) и мн. др. Автор мемуаров (1-й том, 1949, 2-й том, 1952).

1884
Жозеф Фольен
премьер-министр Бельгии (1950-1952)

 (468x699, 86Kb)
1885
Владимир Евграфович Татлин
русский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник, заслуженный деятель искусств СССР (1931); наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Владимир Евграфович Татлин родился в Москве, в семье потомственного орловского дворянина, инженера-технолога Евграфа Никифоровича Татлина. Его мать Надежда Николаевна урожденная Барт умерла рано, в 1889 году, оставив на попечении отца троих детей, старшим из которых был Владимир. В 1891 году отец подал прошение в Орловское дворянское депутатское собрание о занесении детей в дворянскую родословную книгу. Прошение было удовлетворено. Е.Н.Татлин относился к своей профессии творчески и достиг в ней больших успехов. В 1892 году он был командирован в США для освоения зарубежного опыта и в 1893 году издал книгу «Отчет о поездке для изучения системы сменных бригад на паровозных американских железных дорогах». В 1896 году семья переехала в Харьков, где Евграф Никифорович стал директором-распорядителем шерстомойной фабрики. Жизнь семьи была материально благополучна. Однако большая занятость и вторичная женитьба отца не способствовала ее сплочению. Владимир Татлин увлекся рисованием с семи лет. Поступив в 1896 году в Харьковское реальное училище, он получил первые профессиональные навыки рисунка у преподававшего там художника Д.И.Бесперчего. Окончив три класса училища, Владимир решился на неожиданный и смелый поступок. Он убежал из дома, добрался до Одессы и устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход, совершавший плавание по маршруту Одесса-Варна-Стамбул-Батум и обратно. Совершив это путешествие, он отправился в Москву, где некоторое время жил случайными заработками. Окончательно с семьей он не порывал и летом навещал живших на Украине родных. Так в ранней юности у Владимира Татлина сложились три основных страсти, сопровождавшие его на протяжении всей жизни: искусство, мечта о море и театр. В сентябре 1902 года Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже в апреле 1903 года был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Отец, в дом которого вернулся Владимир, подавал ходатайство о восстановлении его в училище, но оно было отклонено. Летом 1904 года после смерти отца Владимир поступил «матросским учеником» в Одесское училище торгового мореплавания и 19 августа ушел в плавание на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна». Профессия моряка серьезно привлекала Татлина, но желание продолжить художественное образование все же одержало верх. В сентябре 1905 года он поступил в Пензенское художественное училище имени Н.Д.Селиверстова, прошел полный курс обучения и в 1910 году получил диплом художника. Пензенское училище пользовалось в эти годы заслуженным авторитетом. Из него вышли известные живописцы А.Карев, М.Яковлев, график В.Фалилеев и другие. Преподаватели нацеливали учащихся на овладение натурным этюдом, на достаточно свободное обращение с цветом. Основным педагогом Татлина был директор училища А.Ф.Афанасьев, испытывавший большой интерес к древнерусскому искусству. Они привил молодому художнику первые опыты освоение стилистики иконописи, что значительно повлияло на формирование творческой манеры Татлина. Годы учения совпали с событиями первой русской революции 1905–1907 годов, отзвуки которой были слышны и в Пензе. Происходили террористические акты, студенчество протестовало против педагогической рутины и верноподданнических настроений в обществе. Татлин присоединился к этому движению и в 1906 году стал членом полулегального Совета старост училища. За участие в нем он подвергался полицейским преследованиям вплоть до 1911 года. Политическая активность Татлина не помешала ему открыть для себя в это время новейшие течения в искусстве. Летние каникулы он проводил в Москве и Санкт-Петербурге, где познакомился с М.Ф.Ларионовым и в 1909 году принял участие в первой выставке – салоне журнала «Золотое руно». Лето 1910 он провел у Ларионовых в Тирасполе, где писал пейзажи и натюрморты в импрессионистическом духе. Включившись в современную художественную жизнь, Татлин не оставил своего увлечения морем. Летом 1911 года он совершил два плавания в качестве матроса по Черному и Средиземному морю. Сблизившись с Ларионовым, Татлин познакомился с окружавшими его художниками и поэтами футуристического направления: братьями Бурлюками, В.Хлебниковым, А.Крученых, участниками общества «Союз молодежи». Пройдя этап увлечения импрессионизмом, он обратился к неопримитивизму. Основной тематикой его примитивистских работ стали хорошо знакомые сцены матросской жизни. Одним из центральных произведений этого периода является «Автопортрет» художника, имеющий второе название «Матрос» и изображающий его в бескозырке, тельняшке и робе. Подчеркнутой индивидуальностью отличается и стилистика татлинского примитивизма. Художник создает синтез плоскости, линии и формы. Рисунок, играющий роль пластической доминанты, строится гибкими круглящимися линиями, напоминающими иконные прориси и ритмику японской гравюры. Условное пространство развивается по вертикали и диагонали, привнося в картину повышенную экспрессию. В 1911 году Татлин впервые попробовал себя в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и декорация к народной драме «Царь Максемьян» для московского Литературно-художественного кружка. Это был первый в истории опыт перенесения принципов авангардной живописи на сцену. Эскизы вместе с пейзажами, натюрмортами, рисунками и акварелями на морскую тему вошли в число 52 работ, представленных художником на нашумевшей выставке «Ослиный хвост» в начале 1912 года. В это время дружеские отношения с Ларионовым особенно укрепились. Однако на пике тесного творческого и человеческого общения произошел внезапный разрыв, виною которого стала болезненная мнительность и подозрительность Татлина. Эти черты всегда были присущи натуре художника. Они во многом осложняли и его контакты с коллегами по цеху, и его личную жизнь. Но при этом, подобно оборотной стороне медали, они составляли неразрывное единство с такими качествами, как внутренняя собранность, самодисциплина, аскетизм и необыкновенно развитая творческая независимость. Летом 1912 года Татлин организовал в Москве собственную мастерскую на Остоженке, где вокруг него на короткое время сложился кружок художников, увлеченных новаторскими поисками кубизма. Здесь над рисованием обнаженной натуры и композицией работали Л.Попова, Н.Удальцова, А.Веснин, А.Моргунов, А.Грищенко, Р.Фальк, бывал К.Малевич. В обстановке строгой секретности Татлин экспериментировал над созданием синтеза живописи и объемно-пространственных форм. В марте 1914 года художник посетил Париж, побывал в ателье П.Пикассо, творчество которого произвело на него большое впечатление. Увиденное в Париже ускорило темп его собственных исканий. Вернувшись в апреле в Москву, он провел в своей студии на Остоженке первую выставку живописных рельефов или контррельефов – абстрактных объемных композиций, скомбинированных из дерева, металла, картона и других материалов. Это событие стало переворотом в искусстве. Художник разрушил вековые эстетические каноны, создав произведение из фрагментов бывших в употреблении бытовых предметов: обоев, посуды, мебели, столярных инструментов. Целью его было исследование различных фактур и поверхностей, их сочетаний и характера. Лозунг нового творческого сознания гласил: материалом и объектом искусства может быть все без исключения. Татлин представил цикл контррельефов на двух знаменитых Санкт-Петербургских выставках 1915 года – «Трамвай В» и «0,10». Некоторые из них были дополнены кинетическими элементами. Работы вызвали бурный протест консервативной критики, но в то же время завоевали внимание крупных коллекционеров: один из рельефов был приобретен С.И.Щукиным. На выставке «0,10», где Татлин устроил самостоятельную экспозицитю, произошла ссора между ним и Малевичем. Началось открытое соперничество двух мастеров за лидерство среди художников авангарда. Усложнились отношения и с другими московскими художниками, распался «кубистический кружок» на Остоженке. В сентябре 1915 года Татлин переехал в мастерскую на Старой Басманной. Этот сложный этап в жизни художника был отмечен эпизодическим возвращением к плоскостной живописи. В одной из работ – «Доска №1 (Старо-Басманная)» Татлин ввел в композицию указание своего нового адреса. К 1916 году вокруг Татлина сложилась новая группа единомышленников, среди которых были искусствовед Н.Пунин, молодой художник А.Родченко, принявший участие в организованной Татлиным московской футуристической выставке «Магазин». Февральская революция 1917 года застала Татлина в Петрограде. Вместе с другими представителями авангарда он принял активное участие в реорганизации художественной жизни России: вошел в состав «левого блока» деятелей искусства, выступил его представителем в Москве, где включился деятельность по созданию Профсоюза художников-живописцев (Профхуджив) и стал председателем его левой федерации. После октябрьской революции Татлин был делегирован Профхудживом в художественную секцию Моссовета и в комиссию по охране памятников искусства старины при ней.
Владимир Евграфович Татлин  (530x700, 69Kb)
С апреля по май 1918 года он занимал должность председателя Московской художественной коллегии Отдела изобразительного искусства Наркомпроса. Одним из первых он выступил с инициативой создания музеев живописной культуры и налаживания связей с западными художниками. В 1918 году началась педагогическая деятельность Татлина в Москве и Петрограде. С 1919 по 1925 год он руководил петроградской мастерской материала, объема и конструкции. В этот период на фоне революционных событий у художника начал вызревать замысел гигантского здания-памятника Октябрьской революции, который позднее был назван Памятником Ш Интернационалу. По благоприятному стечению обстоятельств идея памятника оказалась подкреплена заказом Наркомпроса, чему способствовала активная общественная деятельность Татлина. Работа над проектом памятника была окончена в конце 1919 года. В течение 1920 года вместе с помощниками Татлин создал и показал на выставке модель памятника. Позднее были смонтированы еще две модели для советского раздела Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925 году и для первомайского шествия 1925 года. В проекте Башни была воплощена двуединая задача: создать объект, имеющий утилитарную функцию, и в то же время – выразить символику бесконечности, устремленности ввысь, чему идеально соответствовала заложенная в основе сооружения спиралевидная форма и динамика расположенных друг над другом стеклянных объемов. Эти вращающиеся прозрачные геометрически решенные помещения в форме куба, конуса и цилиндра предназначались для деятельности комиссий Коминтерна и информационных служб. На самом верху должен был помещаться большой экран, передающий последние известия культурной и политической жизни мира. При кажущейся архитектурной стройности и утилитарности задачи, Башня не была и не могла быть построена. Причины этого заключались не только в отсутствии материальных возможностей времени. Для самого автора практическое воплощение замысла отнюдь не представлялось главенствующей целью. Чертежи носили самый общий характер и не сопровождались расчетами. Идея Башни несла в себе заведомо мифологическую нагрузку, насыщенную идеалистическим содержанием. Она осталась символом социальной революции, отражающим утопизм ее лозунгов и программ. Но как уникальное произведение конструктивистской эстетики, проект Башни в начале 1920-х годов вызвал серьезную и содержательную дискуссию, получил многочисленные отклики в зарубежной печати. 1920-е годы были отмечены для Татлина не только работой над памятником. В 1922 году он принял участие в Первой выставке русского искусства в Берлине, представившей западной публике итоги и перспективы движения авангарда в России. Продолжалась его педагогическая и общественная деятельность. Он заведовал отделом материальной культуры петроградского Музея художественной культуры, разрабатывал его экспозицию, возглавлял Объединение новых течений в Петрограде, участвовал в дискуссиях в Институте художественной культуры, ездил с докладами по стране. В 1925 году, вновь из-за конфликта с Малевичем Татлин на два года уехал преподавать в Киев. В 1927 году он вернулся к преподаванию культуры материалов во Вхутемасе-Вхутеине – учебных заведениях, преобразованных из Свободных мастерских. В 1923 году состоялась постановка «сверхповести» В.Хлебникова «Зангези», в которой Татлин предстал как режиссер, сценограф и исполнитель главной роли. Он считал этот спектакль самым важным в своей театральной работе, т.к. выразил в нем свое восхищение творческом друга поэта Велемира Хлебникова. Опыт «заумного» театра, каким была постановка «Зангези», уживался у художника с конструктивистской практикой типичного для эпохи производственного искусства. Он выдвигал новые идеи формального обновления и практического применения бытовых вещей – одежды, посуды, мебели. Необычным и эстетически завершенным объектом выглядели в интерпретации Татлина детские санки и даже такие традиционные предметы, как печка. В середине 1920-х годов в привычной для него обстановке тайны Татлин начал вынашивать замысел постройки летательного аппарата, изготавливать отдельные его детали и изучать законы полета птиц. Специально для этого в 1929 году он оборудовал мастерскую в колокольне Новодевичьего монастыря. В1929 – 1932 годах были изготовлены три экземпляра летательного аппарата, который получил имя «Летатлин». Из них до нашего времени дошел один. Как и в случае с Башней, замысел и судьба Летатлина хранят некую загадку. Ни один из аппаратов не взлетел. Возможно, художник и не планировал реальных полетов, ограничиваясь демонстрацией необычных возможностей человека. 1930-е годы были отмечены общим обличительным тоном по отношению к искусству авангарда. Как и другие, Татлин подвергся резкой критике, острота которой усиливалась, поскольку многие искренне считали, что он стал ремесленником, занялся чистой техникой и инженерией. Мало кто понимал, что в действительности художник стремился по-своему воплотить извечную романтическую мечту человека о свободном полете, которая увлекала его еще в детстве. Начиная с 1935 года Татлин много и плодотворно работал для театра. Это давало возможность физически выжить и позволяло не отрываться от творческой среды. После долгого перерыва художник вернулся к станковой живописи. Оставив авангардные эксперименты, он создал цикл портретов, пейзажей, натюрмортов, рисовал и писал обнаженную модель. Для позднего творчества Татлина характерны поэзия образа, интимно-лирическое настроение, близость пластических приемов к манере мастеров французской школы 1920–1930-х годов. Эти качества сближали художника и с его соотечественниками – чуждыми официозу представителями поэтического реализма и живописного экспрессионизма, такими, как Б.Рыбченков, М.Соколов, А.Софронова, Т.Маврина, А.Древин, Н.Удальцова и другие. В процессе политической травли 1940-х годов Татлин попал в число «антинародных» деятелей театра. Последние годы его жизни прошли в бедности и забвении. Он умер 31 мая 1953 года в Москве, был кремирован. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище.

1886
Кадыр-Гулям (псевдоним; настоящее имя - Владислав Константинович Янушевский)
русский акробат, атлет, организатор и руководитель группового номера акробатов-наездников на верблюдах («Кадыр-Гулям»). Родился в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Начал выступать как цирковой артист с 6-летнего возраста. В 1910 г. выехал в Среднюю Азию, где выступал как атлет и борец. В 1913 г. создал там номер акробатов-прыгунов с подкидной доской, позже – акробатов-наездников на верблюдах – один из самых своеобразных в отечественном и мировом цирке. В номере широко используются игры, бытовые обряды и спортивные состязания, бытующие в Средней Азии. После его смерти группу возглавляет его ученик Ф.М.Полудяблик. Умер в Москве 6 января 1970 года. Сочинения: Янушевскиq В. Кадыр-Гулям, 10 Кадыр-Гулям, в сборнике: Советский цирк. 1918-1938, Ленинград - Москва, 1938.

 (543x699, 33Kb)
1887
Вернер Генрих Юлиус Кольхерстер (Werner Kolhorster)
немецкий физик. Окончил университет в Галле (1911). С 1930 г. работал в Берлинском университете (с 1935 г.— профессор), с 1935 г.— также директор Института космических исследований. Научные исследования относятся к физике космических лучей. В 1913—1919 гг. совершил много полетов на воздушных шарах с целью измерения интенсивности ионизирующего излучения и подтвердил вывод В.Гесса о существовании космического излучения. В 1929 г. совместно с В. Боте провел серию экспериментов по выяснению природы космических лучей (опыты Боте и Кольхёрстера) и пришел к выводу, что первичное космическое излучение состоит из заряженных частиц. Независимо от В.Оже наблюдал (1938) широкие атмосферные ливни. Умер 5 июня 1946 года.

1887
Вальтер Руттманн
немецкий режиссер. В начале 1920-х гг. примыкал к группе берлинских киноавангардистов, ставил абстрактные фильмы (серия фильмов «Опусы I, II, III, IV», 1922-1925). Снимал также трюковые рекламные фильмы. В 1924 г. поставил эпизод «Сон о соколе» в фильме режиссера Ф.Ланга «Нибелунги». В том же году помогал режиссеру П.Вегенеру в создании трюковых сцен в фильме «Живые Будды». В 1927 г. снял свой лучший «Берлин – симфония большого города» - документальный репортаж о 24 часах жизни столицы. В 1928 г. экспериментировал в области звукового кино, создал фильмы «Конец недели», «Звучащая волна» и «Немецкое радио». В 1929 г. использовал материалы, отснятые во время пароходного рейса Гамбург – Америка, и смонтировал большую документальную ленту «Мелодия мира». В игровом фильме «Сталь» (1932, поставлено в Италии) проявилось влияние фашистской идеологии. Вернувшись в 1934 г. Германию, он сделал несколько документальных и научно-популярных короткометражных фильмов. В дальнейшем не создавал значительных фильмов.

Kostenko_Mihail_Polievktovich_foto (501x700, 96Kb)
1889
Михаил Полиевктович Костенко
электротехник, академик Академии Наук СССР. Родился в селе Вейделевка Воронежской губернии, ныне Валуйского района Белгородской области, в семье земского врача. Окончив в 1907 году белгородскую гимназию и выдержав экзамен на аттестат зрелости при харьковской гимназии, он поступил на естественный факультет Санкт-Петербургского университета, а через год перешёл в Электротехнический институт. После ссылки в 1910 году по обвинению в революционной деятельности в Чердынский уезд Пермской губернии, ныне Чердынский район Пермского края, где М.П.Костенко провел почти три года, работая монтёром телефонной сети, он, вернувшись в 1913 году, поступил вольнослушателем на электромеханический факультет Санкт-Петербургского политехнического института. В 1918 году окончил институт и, пройдя подготовку к преподавательской и научно-исследовательской деятельности, в 1920 году был избран преподавателем-лаборантом кафедры электрических машин института. Первая важная работа М.П.Костенко – изобретение коллекторного компенсированного генератора нового типа – переменной частоты, с постоянной скоростью вращения ротора – и разработка его теории. С 1922 по 1924 год М.П.Костенко находился в командировке в Англии, где занимался приемкой оборудования для советских электромеханических заводов. Здесь были запатентованы его изобретения, и здесь же, совместно с П.Л.Капицей разработал конструкцию первого в мире ударного генератора. После возвращения из-за границы М.П.Костенко работал в Ленинградском политехническом институте, где в 1927 году он был утвержден доцентом, а в 1930 году – профессором и заведующим кафедрой электрических машин. Педагогическую деятельность М.П.Костенко совмещал с работой на заводе "Электросила". Под его руководством были проведены исследования работы асинхронных двигателей при переменной частоте питающей сети, разработаны методы расчета двухклеточного асинхронного двигателя. Он был одним из создателей новой серии турбогенераторов, автором теории "всеобщего трансформатора" - фундамента анализа работы вращающихся машин переменного тока. В 1935 году М.П.Костенко работал на Харьковском электромеханическом заводе в должности шеф-электрика, где под его руководством сформировалась школа инженеров-исследователей, которая в дальнейшем внесла крупный вклад в развитие электропромышленности страны. В 1936 году М.П.Костенко вернулся в Ленинград и был избран деканом электромеханического факультета Ленинградского политехнического института имени М.И.Калинина. В 1937 году ему присуждается учёная степень доктора технических наук по совокупности его научных трудов. Фундаментальное значение имел проведенный им в это время цикл исследований по теории параметров и режимов синхронных машин. Основные положения этих исследований вошли впоследствии во все учебники и учебные пособия по курсу "Электрические машины". Провёл подробный анализ физических явлений в контурах синхронной машины, сопровождающих внезапное короткое замыкание, дал математическую интерпретацию процессов в синхронной машине при внезапном трехфазном коротком замыкании, впервые предложил понятие сверхпереходного индуктивного сопротивления. Проведенный анализ позволил дать четкое определение электромагнитных параметров – сверхпереходного, переходного и синхронного – реактивных сопротивлений синхронной машины, а также постоянных времени затухания составляющих токов в контурах статора и ротора синхронной машины при внезапном коротком замыкании. В 1939 году был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР, после чего начал работать в комиссии Отделения технических наук по выбору системы тока для электрификации железных дорог. Во время Великой Отечественной войны работал в энергетическом институте Узбекистана Его работы послужили фундаментом для дальнейших исследований линий передач постоянного тока. В 1951 году по его инициативе был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ) электромашиностроения. В 1951-1955 годах – заведующий Ленинградским отделением института автоматики и телемеханики Академии Наук СССР. В 1955-1966 годах – директор института электромеханики Академии Наук СССР (Ленинград). Здесь была развита теория моделирования мощных энергосистем при помощи специальных электрических машин и агрегатов небольшой мощности. На основе разработанной М.П.Костенко теории во ВНИИ электромашиностроения была создана уникальная установка – электродинамическая модель энергосистем. При создании электродинамических моделей использовался принцип геометрического подобия. Модели турбогенераторов выполнялись с помощью асинхронных машин, гидрогенераторов – с помощью явнополюсных машин. В связи с началом строительства мощных гидроэлектростанций во ВНИИЭлектромаше были созданы модели Свирской, Днепровской и Куйбышевской ГЭС, линий электропередач Свирь – Ленинград и Куйбышев – Москва, Московской энергосистемы. На моделях были выполнены исследования параметров мощных гидрогенераторов, систем регулирования их возбуждения, выявлены законы регулирования по углу нагрузки и его производной. Были проведены исследования статической и динамической устойчивости электропередач "Волжская ГЭС – Москва", "Волгоградская ГЭС – Москва" и параллельной работы Волжской ГЭС на Москву и Урал, а также мощных турбогенераторов с регуляторами сильного действия. Регуляторы сильного действия, созданные при участии и под руководством М.П.Костенко, выполняли регулирование пропорционально отклонениям параметров режима передачи (частоты, тока, напряжения) и производным этих параметров. С помощью регуляторов при достаточно малом запаздывании удалось повысить предел статистической устойчивости до значения, определяемого неизменностью напряжения на стороне высокого напряжения трансформаторов, к которым присоединены машины, имеющие сильное регулирование. Дополнительное увеличение эффективности сильного регулирования достигалось путем применения переменных коэффициентов усиления, зависящих от режима. При сильном регулировании, управляя форсированием и расфорсированием возбуждения, удалось достичь быстрого гашения колебаний ротора и повышения динамической устойчивости передачи. При этом изменение возбуждения осуществлялось с опережением по фазе механических колебаний ротора машины. За создание электродинамической модели и полученные на ней важные результаты в 1958 году М.П.Костенко был удостоен Ленинской премии. М.П.Костенко внёс крупный вклад в развитие теории электротехники и электроэнергетики. Он автор более 200 опубликованных научных трудов и изобретений, среди них – 7 крупных монографий и 25 патентов на изобретения. Его учебники переведены на английский, французский, испанский, португальский языки и выдержали несколько изданий. Эти книги служат ценным пособием не только для студентов, но и для инженеров, работающих в области крупного электромашиностроения. За длительное время руководства кафедрой электрических машин в ЛПИ имени М.И.Калинина и института электромеханики Академии Наук СССР М.П.Костенко создал свою научную школу электромеханики, подготовил много молодых ученых и высококвалифицированных специалистов. М.П.Костенко неоднократно представлял советскую науку за рубежом и в международных организациях. В течение длительного времени был членом исследовательского комитета по вращающимся электрическим машинам (СИГРЭ), до последних дней жизни возглавлял созданную по его предложению рабочую группу параметров и анормальных режимов синхронных машин этого комитета. В составе делегаций Академии Наук СССР выезжал в КНР, Швецию, ЧССР, СРР, Канаду, Индию, Японию и другие страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1969 года за большие заслуги в развитии науки в области электромашиностроения, многолетнюю плодотворную работу по подготовке инженерных и научных кадров и в связи с 80-летием со дня рождения Костенко Михаилу Полиевктовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Академик Академии наук СССР (1953; член-корреспондент 1939). В 1957-1963 годах – член Президиума Академии наук СССР. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962). Жил в Ленинграде, ныне – Санкт-Петербург. Скончался 18 декабря 1976 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Лауреат Ленинской премии (1957). Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Сочинения: Коллекторные машины переменного тока, часть 1, Ленинград,1933; Турбогенераторы, Ленинград-Москва, 1939 (совместно с А.Е.Алексеевым); Электрические машины, (части 1-2), Москва- Ленинград, 1944-1949.
F_W_Murnau_01 (517x699, 66Kb)
1889
Фридрих Вильгельм Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau; псевдоним; настоящая фамилия -.Плюмпе, Plumpe)
немецкий театральный и кинорежиссер. Родился в Вестфалии, Германия. До Первой мировой войны изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Получил звание доктора философии Гейдельбергского университета, после окончания которого играл и ставил пьесы в театре Макса Рейнхардта. В 1914 стал театральным режиссером. Во время Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях в качестве военного летчика. В 1918 после окончания войны уехал в Швейцарию, где работал в различных театрах. Немецкое посольство предложило ему поставить несколько пропагандистских фильмов. В тот период особое место в кинематографе начинает занимать экспрессионистическое мировоззрение. В фильмах этого направления мир представал фантастически искаженным, лишенным естественных очертаний. В деформации предмета экспрессионисты видели средство повышения его выразительности. Они отказывались от съемок на натуре, целиком заменяя ее декорациями, использовали резкие контрасты света и тени. Первые фильмы, поставленные Мурнау, по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму: Мальчик в голубом (1919) и Голова Януса (1920). В Замке Фогелёд (1921) использует крупные планы лица героя для того, чтобы запечатлеть на экране внутренние эмоциональные импульсы и создать атмосферу ужаса. Эта ранняя работа подтверждала его способность стирать границы между реальным и нереальным. Действительность выступала в ореоле призрачного, смутных предчувствий, а реальный герой казался зрителям мимолетным видением. Особенную славу получил Носферату вышедший в 1922, где главным действующим героем впервые в истории кино был вампир. Это экранизация романа Брэма Стокера Дракула, но сценарист Генрик Галеен переработал сюжет, усилив идею автора первоисточника. Бела Балаш, венгерский кинокритик, писал в 1924, что «по сценам Носферату пробегал знобящий холод судного дня». Мурнау и его оператор Фриц Арно Вагнер достигли этого различными приемами. Кадры негатива изображали карпатские леса – массу призрачных белых деревьев на фоне черного неба. Кадры, снятые двойной экспозицией, преображали кровать клерка в зловещую ладью, толчками двигающуюся вперед. Но самым впечатляющим эпизодом был тот, где корабль-призрак со своим страшным грузом скользил по фосфоресцирующим волнам. Символика кадров и все технические ухищрения преследовали единственную цель – нагнетание ужаса. Исполнитель главной роли Макс Шрек был адептом системы Станиславского, прошедшим в Москве актерскую школу переживания и перевоплощения. Мурнау подстраховался: для того чтобы воплотить на экране его параноидально-романтические предчувствия ужасов нацизма, одного перевоплощения было мало. Ужас, который по земле сеет Носферату, – это злодеяния вампира, отождествленного с моровой язвой. Но действительно ли он олицетворяет мор или этот образ лишь дополнительная его характеристика? Если бы он просто воплощал гибельную стихию, то поединок героини с Носферату и поражение его граничили бы с волшебным, бессмысленным вымыслом. Носферату – «бич божий», и только в этом качестве он олицетворяет мор. Это кровожадный вампир-тиран, родившийся на пересечении мифа и сказки. И вовсе не случайно, что именно в ту пору немецкая фантазия обращается к таким образам, точно ею движет любовь-ненависть. Центральная идея фильма – силы тирании пасуют перед великой любовью, символ которой победа героини над Носферату. В конце 1924 поставил Последнего человека. Эта выдающаяся лента – детище Карла Майера, Ф.-В.Мурнау и оператора Карла Фрейнда. Весь фильм снимался в павильоне. В таких условиях оператор мог свободно применять любое движение камеры, используя различные приспособления. Камера то взмывает вверх, то ныряет вниз так настойчиво, что повествование достигает особой пластической непрерывности, а зритель может следить за течением событий под разными углами зрения. Благодаря блуждающей камере воочию видно торжество сверкающей ливреи и нищету доходного дома; камера отождествляет зрителя со швейцаром этой гостиницы и приобщает к эмоциям самого автора. Камера подчеркивает трагедию «маленького человека». Но, несмотря на свое желание запечатлеть вечно меняющиеся формы действительности, камера, с легкостью воспроизводящая инстинктивную жизнь, не в силах проникнуть в зону сознания. Поэтому актер – пассивный объект. В статье о Мурнау критик Кеннет Уайт развивает эту мысль, ссылаясь на сцену опьянения швейцара: «Пантомиму, искусство, которое принято считать связанным с кино, не найдешь в Последнем человеке. Швейцар напился пьяным, но актер не прибегает к приемам пантомимы и не играет пьяного человека. За него это сделала камера». Впоследствии, в 1958, решением жюри Международной выставки в Брюсселе, Последний человек был включен в число 12 лучших фильмов «всех времен и народов». После успеха Последнего человека, в 1926 Мурнау покидает Германию и направляется в США. Но перед отъездом в Голливуд осуществил постановку еще одного суперколосса УФА – Фауст (1925). Концерн УФА предполагал сделать фильм монументом культуры. В своем сценарии Ганс Кизер перекроил Марло, Гёте и германские народные сказания, а немецкий писатель Герхарт Гауптман сделал текстовые связки к картине. Разнообразные технические приемы использовались при изображении полетов ангелов и хитроумных дьявольских фокусов. Камера Карла Фрейнда передвигалась на специальном приспособлении вверх и вниз среди просторных павильонных ландшафтов, забитых городками, лесами и селениями, и такие съемки позволили зрителю ощутить, что они тоже путешествуют по воздуху вместе с Мефистофелем и омоложенным Фаустом. Кадры полета были подлинной сенсацией. Но ни операторские уловки, ни текст Гауптмана не могли спасти фильм, который неверно истолковывал, если вообще не перечеркивал, идейные мотивы фаустовской легенды. Метафизический конфликт добра и зла был предельно вульгаризован, а сентиментальная любовная история Фауста и Маргариты была так прокомментирована критиком «Нэшнл борд оф ревью мэгезин»: «С высот мужественной версии Марло и философского построения Гёте мы докатились до уровня либретто, которое подвигло Гуно сочинить свою оперу». Фауст оказался не «монументом культуры», а монументальной витриной выдумок. Хотя в других странах на долю Фауста выпал значительный успех, в самой Германии его встретили прохладно, в ту пору немцы оставались равнодушными к фаустовским проблемам, но тем не менее встречали в штыки любые переработки национальной классики. В 1926 Мурнау приезжает в Голливуд, где ставит три фильма на студии «Фокс», в том числе Восход солнца (1927, по роману Г.Зудермана), получивший специальный приз «Оскар» за художественные достоинства фильма. Хотя Восход солнца имел коммерческий успех, творчество Мурнау не вписывалось в коммерчески ориентированное направление студии. Выпустив еще два фильма, среди них драму Четыре дьявола (1928), снятую на цирковом материале, в 1929 он был уволен со студии. Продолжил работу с Р.Флаэрти, американским кинодокументалистом, и в 1931 они по собственному сценарию сняли кинокартину Табу о романтической любви туземцев одного из островов Тихого океана. Умер в Калифорнии 11 марта 1931 года в результате автомобильной катастрофы. Режиссерская фильмография: Мальчик в голубом / Смарагд смерти (Knabe in Blau, Der, 1919); Сатана (Satanas, 1920), Горбун и танцовщица (Der Bucklige und die Tänzerin, 1920); Голова Януса / Двуликий Янус (Der Januskopf, 1920); Вечер – Ночь – Утро (Abend – Nacht – Morgen, 1920), Темная дорога (Der Gang in die Nacht, 1921), Желание (Sehnsucht, 1921), Замок Фогелёд (Schloß Vogeloed, 1921); Марица (Marizza, 1922), Горящая пашня (Brennende Acker, Der 1922); Носферату – Симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922); Призрак (Phantom, 1922); Изгнание (Die Austreibung, 1923), Финансы великого герцога (Die Finanzen des Großherzogs, 1923); Последний человек (Der Letzte Mann, 1924); Тартюф (Herr Tartüff, 1926); Фауст (Faust, 1926); Восход солнца (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927); Четыре дьявола (4 Devils, 1928); Горожанка (City Girl, 1930) Табу (Tabu, 1931). Литература: Комаров С., История зарубежного кино, (2-е издание), Москва, 1965; Eisner L., . . Murnau, ., 1964.

1890
Роберто Лонги (Longhi)
итальянский историк искусства и художественный критик. Родился в Альба, Пьемонт. Учился на литературном факультете Римского университета у П.Тоэски. С конца 1920-х гг. — редактор искусствоведческий периодичных изданий "Vitа аrtistiса", "Рinасоtеса" и др. С 1934 г. — профессор Болонского, после 1945 г. — Флорентинского университетов. Будучи исследователем широкого диапазона (искусство эпохи Возрождения, ХVII-ХVIII вв., современное искусство) и мастером атрибуции, стремился связать явление искусства с его историческим окружением, художественный процесс — с социальными и общекультурными движениями эпохи. Умер во Флоренции 3 июня 1970 года. Сочинения: Piero della Francesca, Roma, 1927; Fatti di Masolino e di Masaccio, в книге: critica d`arte, Firenze, 1940; Viatico per cinque secoli di pittura veneziana, Firenze, 1946; Il Caravaggio, Mil., 1952, немецкий перевод — Dresd., (1968).,

 (438x699, 51Kb)
1890
Виктор Лутце (немецкое имя - Viktor Lutze)
начальник штаба СА после убийства Эрнста Рёма. Родился в Бефергерне, ныне в составе Хёрстель, Ганновер, Германская империя. Сын ремесленника. После окончания Рейнской гимназии работал на почте. В октябре 1912 года поступил солдатом в 55-й пехотный полк. Участник Первой мировой войны, командир роты; был тяжело ранен (потерял левый глаз) и в 1919 году демобилизован по ранению. За боевые отличия награждён Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан. Работал в торговле в Эльберфельде, входил в Германский народный шуцбунд, основатель и руководитель боевой организации «Товарищество Шилль» (нем. Kameradschaft Schill), которое активно участвовало в антифранцузском движении в Руре. В 1922 году вступил в НСДАП (билет № 84). С 1923 года член СА. С 1925 года руководитель СА и заместитель гауляйтера Рура. С 1928 года — руководитель СА Рурской области, с 1930 высший командир СА на Севере, с 1931 года — командир группы СА «Рур». В 1931 году избран депутатом Рейхстага от Южного Ганновера — Брауншвейга. С 20 февраля 1933 года руководитель VI обергруппы СА со штаб-квартирой в Ганновере. С марта 1933 года — полицей-президент (руководитель полиции) Ганновера. С 25 марта 1933 года — обер-президент Ганновера. С сентября 1933 года — прусский государственный советник. Выдвинулся после Ночи длинных ножей, где участвовал на стороне Гитлера; ранее донёс Гитлеру о неподобающих высказываниях Рёма и о подозрениях на его счёт в измене. Во время «Ночи» присоединился к Гитлеру и сопровождал его в Мюнхен. 30 июня 1934 года назначен начальником штаба СА, но уже без назначения имперским министром без портфеля. Уже 20 июля 1934 года из подчинения СА были выведены СС, а затем 23 августа моторизованные отряды СА (вошедшие в состав Национал-социалистического автомобильного корпуса) и авиационные СА. Одновременно фельдъегерский корпус СА был 1 апреля 1935 объединён с прусской полицией, обер-группы СА были расформированы, а основной единицей осталась группа. С этого момента отряды СА действовали как спортивные клубы, проводившие военизированную и физическую подготовку своих членов, при этом членам СА было запрещено носить оружие. В ноябре 1941 года был обвинён Геббельсом в злоупотреблении алкоголем и неудовлетворительном исполнении своих обязанностей, выразившемся в «в целом ряде неумных действий» и медленном принятии решений. После доклада Гитлеру 23 июля 1942 года был в основном отстранён от активной деятельности и перестал себя контролировать, находя утешение в алкоголе. Во время частной поездки 1 мая 1943 года он вместе со всей семьей попал в аварию недалеко от Потсдама. Слишком высокая скорость на повороте привела к тому, что машина вылетела с шоссе — его старшая дочь Инга погибла на месте, а младшая получила тяжёлое ранение. Сам Лутце умер во время операции в госпитале Потсдама на следующий день в 22:30. Уже 3 мая 1943 года эта информация была опубликована в газете Нью-Йорк Таймс в статье «Nazi Storm Troop Chief Badly Hurt in Accident», а 4-го в той же газете выходит сообщение о его гибели. Гитлер поручил Геббельсу провести торжественные похороны. 7 мая 1943 в рейхсканцелярии прошла государственная церемония прощания, на которой Гитлер присутствовал лично. Посмертно Гитлер наградил Лутце высшей наградой Рейха Германским орденом. После этого инцидента вышло постановление, обязавшее высших руководителей Рейха соблюдать скоростной режим на дорогах. Несмотря на общеизвестную канву событий, смерть Лутце в послевоенных публикациях начинают приписывать себе ОУН(б) — УПА. Если в ранних работах (таких как публикация Олега Мартовича 1950 , «Украинская повстанческая армия 1942—1952» Петра Мирчука и раздел про УПА у Льва Шанковского изданная в том же году в Канаде) об эпизоде упоминалось вскользь, то в публикации Юрия Тыса-Крохмалюка «Вооруженная борьба УПА на Украине», изданной в 1972 году в Нью-Йорке Ассоциацией ветеранов УПА (которая до сих пор считается одним из наиболее значимых источников информации об УПА среди ряда западных историков, и прежде всего историков украинской диаспоры в Канаде), этому посвящается целая глава с картой. В ней Виктор Лютце «назначается» начальником СД в штабе Эриха Коха «тщательно изучившим методы по уничтожению украинцев введённые при Никите Хрущеве». По тексту Тыса-Крохмалюка операцией руководил командир Вовчак (Commander Vovchak), выполнявший указание штаба УПА-Север (появившейся в 1944 году). Тыса-Крохмалюк указывает в своем тексте что генерал Лютце двигался в составе колонны из более 30 бронированных машин с ещё большим числом элитной охраны на мотоциклах и бронетранспортерах. По утверждению того же автора командир Вовчак организовал засаду за местечком Клевань у холма 224 и уничтожил практически всю колонну не понеся никаких потерь. Как утверждает автор, кроме самого «генерала» в колонне ехало ещё много высокопоставленных чинов из СД и вермахта, которые также были «убиты». Примечательно, что сам автор строк в указанное им время (май 1943) принимал активное участие в координации создания дивизии СС «Галичина», а после отступления немцев из Львова — стал её офицером (гауптманом СС). Менее детально эта история приводится в появившихся позже работах: «2 мая 1943 года начальник СА (штурмовые отделы нацистской партии) и приятель Гитлера Виктор Лютце во время инспекционной поездки по Украине был убит из засады бойцами УПА на дороге Ковель-Ривне (Ровно). Однако немцы никогда не признавали действительных обстоятельств его смерти и утверждали, что он погиб во время автомобильной аварии». (Данный автор был замечен на манипуляциях с архивными материалами — историками из США и Украины.) Немного по-иному звучит информация, которую предоставляет исследователь Анатолий Русначенко: «В одной из засад, организованной 2 мая 1943 г. на дороге Ковель-Берестя (Брест) отделом из сотни „Кубика“ (Тихона Зинчука), погиб шеф СА (штурмовые отряды) Германии генерал Виктор Лютце». Этот рассказ в различной степени детализации можно встретить в публикациях различных украинских историков и публицистов на тему УПА. Доктор наук Иван Качановский, исследователь Гарвардского университета, высказал точку зрения, согласно которой доклады об убийстве генерала Виктора Лутце подразделением УПА на Волыни в 1943 году похожи на фальсификации, так как германские источники указывают в качестве причины его смерти дорожную аварию в Германии.

1890
Йёста Экман
шведский актер. Выдающийся деятель национального театра, крупнейший шведский трагедийный актер 20 в. В кино дебютировал в фильме «Только мечта» (1911). Среди ролей, сыгранных в период «немого» кино, выделяются: образы короля Карла XII в одноименном фильме (1925), Фауста в одноименном фильме (1926) и клоуна Джо Хиггинса в фильме «Клоун» (1926). В 30-е гг. создал образ национального героя финского народа Юхана Ульфшерны в одноименном историческом фильме (1936), трагикомический образ профессора Сведенхьельма и лирический образ скрипача в психологических драмах «Сведенхьельмы» (1935, по Я.Бергману) и «Интермеццо» (1936).

1894
Лев Израилевич Зубок
советский историк, специалист по новой и новейшей истории, главным образом в области истории США, доктор исторических наук (1940), профессор (1938). Член КПСС с 1925. Родился в Одессе, в семье рабочего. В 1913-1924 находился в эмиграции в США, где участвовал в рабочем движении. Одновременно с работой на производстве прошел университетский курс. После возвращения на родину работал в Профинтерне и занимался преподавательской деятельностью в различных высших учебных заведениях, в том числе в Высшей партийной школе при ЦК КПСС (1930-1949), в Московском институте истории, философии и литературы (1929-1941), на историческом факультете МГУ (1942- 1949), в институте международных отношений (1948-1961) и др. В 1938-1949 и с 1957 старший научный сотрудник института истории Академии Наук СССР. Зубок - автор работ "Движение меньшинства в Англии" (совместно с Д.Аллисоном, 1929), "Империалистическая политика США в странах Карибского бассейна. 1900-1939" (1948), "Очерки истории США (1877-1918)" (1956), "Очерки истории рабочего движения в США. 1865-1918" (1962), "Экспансионистская политика США в начале XX в." (посмертное издание, 1969) и др. Зубок был также ответственным редактором и соавтором ряда коллективных научных трудов и учебников. Умер в Ленинграде 13 мая 1967 года.

1894
Илья Львович Майзелис
советский шахматист, шахматный теоретик, историк и литератор; переводчик. Член редколлегии журнала «64. Шашки и шахматы в рабочем клубе» (1925—1930), ответственный секретарь издания «Советская шахматная хроника» (1943—1946), выходившего на английском языке в Москве под эгидой Всесоюзного общества культурных связей с организацией (ВОКС). Лучшие результаты в соревнованиях: турнир городов «Б» (1924) — 1-2-е место; первенство Москвы (1932) — 4-е место. Автор учебника шахматной игры для юношества, ряда работ в области теории (эндшпиль) и истории шахмат. Переводчик «Учебника шахматной игры» (1926) и повести «Как Виктор стал шахматным мастером» (1973) Эм.Ласкера, книг «Теория и практика эндшпиля» (1928) И.Бергера, «Моя Система» А. Нимцовича (1926—1928). В 1930 вышло 5-е издание этой работы. Умер в Москве 23 декабря 1978 года. Книги: Начинающий шахматист, Москва — Ленинград, 1937; Шахматный ежегодник, [том 1—2], Москва, 1937—1938 (соавтор); Основы дебютной стратегии. Для шахматистов 4-й и 3-й категории, Москва, 1940 (соавтор); Избранные партии советских и международных турниров 1946 года, Москва — Ленинград, 1949 (соавтор); Учебник шахматной игры, 3-е издание, Москва, 1950 (соавтор); Ладья против пешек. К теории ладейного эндшпиля, Москва, 1956; Шахматные окончания. Пешечные, слоновые, коневые, под редакцией Ю.Авербаха, Москва, 1956 (соавтор);
 (540x699, 121Kb)
Шахматы. Основы теории, 2-е издание, Москва, 1960. Литература: Шахматный словарь. [Москва] : Физкультура и спорт, [1964]. Страница 279; Шахматы : Энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. Страница 226. ISBN 5-85270-005-3; Журналист, переводчик, теоретик. // «64». — 1979. — № 7. — Страница 15; Ковалёв Вл. Памятные встречи. // «64 — Шахматное обозрение». — 1984. — № 19. — Страница 21.

 (518x699, 46Kb)
1894
Герман Матиссон (Herman Mattison)
латышский шахматный мастер, один из крупнейших шахматных композиторов своего времени. Первый чемпион мира среди любителей (1924). Лидер команды Латвии на Всемирной Олимпиаде 1931 года, где победил А.Алехина и А.Рубинштейна! Умер в Риге 16 ноября 1932 года.

1896
Александр Вениаминович Мачерет
Режиссер, сценарист. Родился в Баку. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в Парижском университете (1914-1915), окончил факультет общественных наук МГУ (1922). В 1923-1928 — юрисконсульт Московского исполкома. Умер в Москве 12 сентября 1979 года.

 (561x699, 67Kb)
1896
Роджер (Хантингтон) Сешнс (Roger Huntington Sessions)
американский композитор и педагог. Родился в Бруклине, Нью-Йорк. В возрасте 14 лет поступил в Гарвардский университет. Закончив его, Роджер Сешнс продолжает образование в Йельском университете у Г.Паркера и Э.Блоха. В 1925-1933 гг. работал (с перерывами) во Флоренции, Риме и Берлине. Совместно с А.Коплендом организовал "Копленд-Сешнс концерты" (1928-1931), сыгравшие большую роль в популяризации современной американской музыки. В 1934-1942 гг. возглавлял Международное общество современной музыки (с 1953 г. - вице-президент). С 1933 г. преподавал композицию в различных университетах и консерваториях США, читал эпизодические курсы в странах Европы. В 1958 г. был в СССР. После 1965 так же занимался педагогической деятельностью в Джульярдсой школе(до 1983). Умер в Принстоне 3 марта 1985 года. У Роджера Сешнса учились около 30 именитых композиторов,среди которых такие имена, как Конлон Нанкарроу, Мильтон Бэббит, Питер Максвэлл Дэвис, Дэвид Дэль Тредичи и Джон Адамс. Сочинения Сешнса до 50-х годов (как и музыка большинства американских композиторов того времени) ближе к неоклассицизму. С 1953 (соната для скрипки соло) композитор обратился к серийной технике. Для его музыкального стиля характерны интеллектуальная углублённость, значительность, экспрессивность, напряжённое контрапунктическое движение. Среди сочинений: оперы "Осуждение Лукулла" (по Б.Брехту, 1947) и "Монтесума" (1964, Западный Берлин); "Идиллия Феокрита" для голоса с оркестром (1954); 8 симфоний, оркестровая сюита из музыки к драме Л.Н.Андреева "Чёрные маски" (1923), инструментальный концерты с оркестром - для скрипки (1935), фортепьяно (1956); камерно-инструментальные сочинения, в том числе ансамбли; хоры; сочинения для фортепьяно. Автор учебников по гармонии, работ по эстетике и теории музыки. Сочинения: The musical experience of composer, performer, listener, Princeton, 1950; Questions about music, Camb. (Mass.), 1970. Литература: Schubart М. A., Roger Sessions..., "Musical Quarterly", 1946, v. 32, №2.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку