-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112293
Комментариев: 6804
Написано: 120768


1 мая родились...

Четверг, 01 Мая 2014 г. 11:31 + в цитатник
Albert-Lasker (526x700, 113Kb)
1880
Альберт Девис Ласкер (Albert Davis Lasker)
американский филантроп, отец современной рекламы. Родился в городеи Фрайбург, Германия. Родители Ласкера приехали в США из Германии. После окончания школы он начал работать посыльным в одном из рекламных агентств Чикаго. В те времена рекламный бизнес заключался в приеме составленных клиентами объявлений и размещении их в различных изданиях. Альберт Ласкер сделал рекламу агрессивной: она стала не просто информировать потенциального покупателя о новых товарах или услугах, а навязывать их им, т.е. фактически продавать. Непременнымы атрибутами рекламы стали броские лозунги, яркое визуальное решение, использование авторитета знаменитостей. За короткий срок возглавив агентство Lord & Thomas, он превратил его в крупнейшее рекламное агентство мира. Одной из самых успешных его рекламных акций была реклама сигарет Lucky Strike, в которой, нарушая все каноны, сигареты рекламировали женщины - кинозвезды и оперные дивы - как средство борьбы с полнотой под девизом «Лучше сладости любой сигареты дым сизой» (в вольном переводе). Покинув рекламный бизнес, Ласкер основал благотворительный фонд для поддержки медицинских исследований и присуждения наград в области медицины и здравоохранения. Умер в Нью-Йорке 30 мая 1952 года. Премия Альберта Ласкера за фундаментальные медицинские исследования (Albert Lasker Award for Basic Medical Research) — одна из номинаций премии Ласкера, присуждаемых фондом Альберта и Мэри Ласкеров (Lasker Foundation). Премия вручается учёным за фундаментальные исследования, давшие методику, информацию или концепции, которые помогли в изучении и способствовали устранению большого числа заболеваний.

Herbert Masaryk (525x700, 147Kb)
1880
Герберт Масарик (Herbert Masaryk)
чешский художник. Родился в Вене. Сын первого чехословацкого президента Т.Г.Масарика и Шарлотты Масариковой. Живописи учился в Праге, Флоренции (1900–1901) и в Антверпене (1901–1902). Дружил с художником Антонином Славичекомт (чешское имя - Antonнn Slavнek), после смерти последнего женился на вдове Богумиле Славичковой (чешское имя - Bohumilа Slavнkovб). Испытал влияние импрессионизма, экспрессионизма и творчества Гануша Швайгра (чешское имя - Hanu Schwaigr). Однако старался выработать собственный стиль. В его творчестве преобладает портрет и пейзаж. Масарик был и хорошим хоккеистом, выступал за сборную Чехии, а также в качестве игрока пражской «Славии» пррнял участие в первой официально зарегистрированной игре в Праге в 1901 году. Умер в Праге, заразившись в Борове и Поличке ссыпным тифом от галицских беженцев 15 марта 1915 года. Погребён в Праге на Ольшанском кладбище. Первые его работы относятся к 1894 году. Создал около 300 полотен в 1905-1915 годах, среди них более 100 неизвестны, что очевидно спязано с двойной эмиграцией его сестры Алисы Масариковой. В браке с Богумилой родились четверо детей, из них лишь две дочери достигли совершенолетия. Вторая дочь родилась через несколько месяцев после его смерти. Литература: Tome, Josef, a kol. eskэ biografickэ slovnнk XX. stoletн : II. dнl : K-P. Praha ; Litomyl : Paseka ; Petr Meissner, 1999. 649 s. ISBN 80-7185-246-5. S. 345; Wittlich, Petr; Kosбkovб, Eva. Herbert Masaryk : ivot a dнlo : (1880-1915). Praha : Tvorba, 1993. 48 s. ISBN 80-85386-67-4.

1881
Димитрие Туцович (Туцови)
деятель сербского рабочего движения. Родился в городе Ужице. Учился на юридическом факультете Белградского университета. В 1902—1905 член редакции органа сербской социал-демократической газеты "Радничке новине". Один из основателей (1903) Сербской социал-демократической партии (ССДП). В 1903—1908 член Главного правления (ЦК), с 1908 секретарь ССДП. С марксистских позиций вел борьбу против оппортунистов и анархо-синдикалистов. В 1910—1914 редактор теоретического органа ССДП журнала "Борба". Автор статей и брошюр, посвященных разработке политической программы, стратегии и тактики ССДП. Перевел на сербский язык работу К. Маркса "Наемный труд и капитал". Участник 1-й Балканской социалистической конференции (1909) и Копенгагенского конгресса 2-го Интернационала (1910). Погиб во время 1-й мировой войны 1914—1918 на фронте в районе Дрины. Умер 20 ноября 1914 года. Сочинения: Изабрани списи, књ. 1—2, Београд, 1949—1950; Изабрани списи, Београд, 1964.

 (564x699, 123Kb)
1881
Пьер Тейяр де Шарден (французское имя - Pierre Teilhard de Chardin)
французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился в замке Сарсена близ Клермон-Феррана. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905–1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком. В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провёл в ссылке, вначале в Китае, а затем в США. В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из учёных, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Ещё большую славу ему и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём. Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера–Грена в Нью-Йорке. Согласно Тейяру, эволюция – космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой. Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современными технологиями. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Богом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным».Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа; вера должна подвигать человека на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя продвижению процесса творения и созданию подлинно человеческого сообщества. Тейяр оставил два больших труда: «Феномен человека» (Le Ph?nom?ne humain, 1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; «Божественная среда» (Le Milieu divin, 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра – «Возникновение человека» (L'Avenir de l'homme, 1956); «Взгляд в прошлое» (La Vision du pass?, 1957) и «Наука и Христос» (Science et Christ, 1965) – представляют собой сборники эссе и лекции. Скончался 10 апреля 1955 года. Сочинения: CEuvres, t. 1—9, P., 1955—65; Hymne de l'Univers, P., 1961; Blondel et Teilhard de Chardin. Correspondance, P., 1965; Lettres intimes..., P., 1972; в русском переводе, - Феномен человека, Москва, 1965. Литература: Левада Ю.А., "Феномен Тейяра" и споры вокруг него, "Вопросы философии", 1962, № 1; Зеньковский В.В., Основы христианской философии, том 2, Париж, 1964; Плужанский Т., Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена, в сборнике: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, Москва, 1969; Современная буржуазная философия, Москва, 1972, глава 16; Guenot С., Pierre Teilhard de Chardin. Les grandes йtapes de son йvolution, ., (1962); его же. que Teilhard a vraiment dit, ., 1972; Hengstenberg .-E., Mensch und Materie, Zur Problematik Teilhard de Chardins, Stuttg., 1965; Pinzariski Т., Marksizm a fenomen Teilhard, (Warsz.), 1967 (литература); Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie. 1955-1965, Freiburg-Mьnch., 1965; Poulin D., Teilhard de Chardin. Essai de bibliographic (1955-66), Quebeck, 1966; Baudry G.-., Pierre Teilhard de Chardin. Bibliographic (1881-1972), Lille, 1972.

1884
Филипе Боэро
аргентинский композитор и музыкально-общественный деятель. Один из основоположников национальной оперы, основал творческую организацию аргентинских композиторов. Среди сочинений: оперы (даты постановок) – «Тукуман» (1918), «Ариадна и Дионис» (1920), «Ракела» (1925), «Разбойник» (1929), «Синкали» (1954); музыкальная драма «Сирипо» (постановка 1937), музыкальная сцена «Вакханки» (1925); оратории, мессы, песни.

1884
Зинаида Игнатьевна Морская (настоящая фамилия - Максимова)
актриса. Окончила Суворинскую театральную школу в Санкт-Петербурге и в 1910 поступила в театр Комедии и фарса. В дальнейшем играла в крупных театральных антрепризах в Киеве, Ростове-на-Дону, Казани и др. В 1923-1926 работала в Киевском театре русской драмы, с 1933 - в Алма-Атинском русском театре. Скончалась в 1965 году.

1885
Виталий Федорович Добровольский (псевдоним - Федорович)
Писатель, автор очерков и рассказов 20-х и 30-х годов. Родился в Темрюке, Кубань. Учитель, переводчик, журналист, сотрудник "Известий" и "Правды", куда его пригласил Демьян Бедный. Скончался 30 сентября 1962 года.

1885
Эмилиос Риадис
греческий композитор

1886
Павел Абрамович Гарянов
актер, работавший в 1928–1935 в Златоустовском театре имени Х годовщины Октября, один из основателей Челябинского театра кукол. Умер в 1963 году.

1886
Анананий Гомынюк
украинский лирник (лира - музыкальный инструмент).

1886
Иосиф Андреевич Тер-Аствацатурян
советский инженер-гидроэнергетик. Родился в Шуше. По окончании в 1912 г. Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения участвовал в строительстве железной дороги Уральск-Соль-Илецк, пристани в Саратове, ряда мостов и других объектов. Начальник строительства Ширакского оросительного канала (1922-1927), первой крупной в Армении ГЭС на реке Дзорагет (1928-1933); руководитель проекта использования вод озера Севан (1931), начальник и главный инженер строительства Севан-Разданского каскада ГЭС. Член ЦИК СССР. Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами. Умер в Ереване 19 июля 1938 года. Литература: Памяти Иосифа Андреевича Тер-Аствацатуряна. "Гидротехническое строительство", 1966, № 9.

1887
Александр Александрович Егоров
российский хормейстер и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), профессор Ленинградской консерватории. Автор кантат.

1888
Карл Андреевич Гайлис
участник революционного движения, советский государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1906. Партийную работу вёл в Санкт-Петербурге. Сотрудничал в издательстве "Прибой", в газете "Правда", в журнале "Вопросы страхования". Был представителем ЦК Социал-демократов Латышского края (СДЛК) при большевистской фракции 4-й Государственной думы. Подвергался репрессиям. С 1916 член ЦК СДЛК. После Февральской революции 1917 член Вольмарского, затем Петроградского советов. Делегат 1-го съезда Советов, на котором был избран член ЦИК. Делегат 6-го съезда РСДРП (б). Один из организаторов и член ревкома 12-й армии. Делегат 2-го съезда Советов. Участник Октябрьского вооруженного восстания 1917 в Петрограде. Работал в Петроградском ВРК и штабе Петроградского военного округа. Был одним из руководителей Советской власти в Латвии - член Исполкома Латвийского совета и член ЦК КП (б) Латвии. В 1919 член коллегии Наркомнаца РСФСР. В последующем член Президиума Верховного суда РСФСР, член Верховного суда СССР. В 1933-1939 член транспортной коллегии Верховного суда СССР. В 1939-1952 старший консультант Верховного суда РСФСР. С 1952 персональный пенсионер. Награжден орденом Ленина.

1890
Имант Георгиевич Фрейман
советский специалист в области радиотехники. Родился на станице Ислице, ныне Бауского района Латвии. После окончания Петербургского электротехнического института (1913) преподавал (с 1916) там же и одновременно (с 1922) в Ленинградской военно-морской академии (с 1921 профессор). Участвовал в строительстве нескольких искровых радиостанций в России (1911—17). Внес вклад в создание советской радиопромышленности. Состоял научным консультантом Центральной радиолаборатории. Основные труды Фреймана — по антенным устройствам и распространению радиоволн. Его "Курс радиотехники" (1924, 2 изд., 1928) в течение многих лет был основным учебником при подготовке советских радиоспециалистов. Умер в Ленинградек 8 февраля 1929 года. Литература: Панфилове. И., Имант Георгиевич Ф, "Известия Ленинградского электротехнического института", 1961, выпуск 45.

1891
Султан Габяши (Габяши)
советский композитор, этнограф и педагог. По национальности татарин. С 1909 выступал в любительских литературно-музыкальных вечерах татарского искусства аккомпаниатором. Творческую деятельность начал в 1914. Написал музыку к татарским драматическим спектаклям"Тахир иЗухра", "Зулейха","Сак-Сою, "Буз егет" и др. Габяши принадлежит одна из первых татарских опер "Сания" (1925), опера "Эшче" ("Рабочий", 1930) (обе оперы совместно с Г.Альмухамедовым и В.И.Виноградовым) и другие произведения. Преподавал теорию и хоровое пение в Казанском музыкальном техникуме (1922-1926), Башкирском техникуме искусств (1930-е гг.) и других учебных заведениях. Умер 8 января 1942 года.

Разумный_А (518x700, 62Kb)
1891
Александр Ефимович Разумный
советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Александр Разумный родился в городе Елисаветграде, на Украине. В 1914 году окончил художественное училище по классу живописи. Одновременно пробует свои силы в качестве актёра драматических театров. С 1915 года он начинает работать в кино, сначала как фотограф в киноателье. За очень короткий срок овладевает основными кинематографическими профессиями: оператора, художника и наконец режиссёра. Впоследствии, когда режиссёрская деятельность становится для него главной, он зачастую выступает также в качестве оператора и художника своих фильмов. Из числа его ранних работ заслуживает внимания фильм «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта» (1917), поставленный режиссёром после Февральской революции при содействии Севастопольского Совета рабочих и солдатских депутатов. С началом советского кинопроизводства режиссёр активно включается в работу над агитфильмами. К первой годовщине Великого Октября он ставит один из самых ранних агитфильмов — «Восстание» (1918), включавший в себя наряду с игровыми эпизодами ценные документальные кадры. Разумный первым из киномастеров обращается к роману А.М.Горького «Мать». Фильм, поставленный им в 1919 году, воспроизводит основные сцены и эпизоды романа. Большой интерес представляет участие в картине актёра Н.Берсенева (роль Павла Власова) — будущего выдающегося деятеля советского театрального искусства. Хотя фильм «Мать» представляет собой лишь тщательные иллюстрации к роману, однако сам факт обращения к этому классическому произведению пролетарской литературы красноречиво свидетельствовал о характере творчества молодого режиссёра. С 1918 по 1922 год Разумный работает также в различных театральных агитколлективах. В 1922 году создает Первый московский коллектив артистов экрана и ставит фильм «Семья Грибушиных». С этого времени и до конца немого кино им поставлено более десяти фильмов на самые разнообразные темы. Картины «Лишние люди», «Пиковая дама», «Принц или клоун» созданы режиссёром в Германии во время творческой командировки (1926). Наряду с картиной «Мать» в истории советского кино хорошо известен фильм «Комбриг Иванов» (1923) — один из первых опытов создания кинокомедии на материале новой действительности. Фильм «Банда батьки Кныша» (1926), поставленный режиссёром в приключенческом жанре, пользовался широким успехом у публики. По режиссёрской манере этот фильм, рассказывающий о борьбе чекистов с бандами белых, близок к знаменитым «Красным дьяволятам».В творчестве Разумного известный интерес представляют фильмы «Семья Грибушиных» (1923) и «Тяжёлые годы» (1925). Они объединены стремлением режиссёра использовать в рассказе о революционных событиях жанр семейной хроники. В этих картины судьбы семей (в первом случае фабриканта, во втором — рабочего) развертываются на фоне исторических событий, охватывающих большой отрезок времени. Далее он переходит к созданию фильмов на историко-этнографические темы: «Долина слез» — на основе ойротской легенды (1924), «Бегствующий остров)» — о жизни раскольников в тайге Сибири (1929), «Кара-Бугаз» — по повести К.Паустовского (1935), не выпущенный в свое время в прокат. В годы звукового кино наиболее значительные работы А. Разумного связаны с детской и юношеской тематикой. Его фильм «Личное дело» стал одним из удачных кинопроизведений, посвященных жизни советской школы. Широкую известность и популярность приобрела картина «Тимур и его команда» (1940), поставленная по сценарию Аркадия Гайдара. Этот фильм, как и одноименная повесть А.Гайдара положил начало тимуровскому движению среди пионеров. Продолжая свой рассказ о пионерских буднях, режиссёр ставит картину «Бой под Соколом» (1942). Герои фильма, тимуровцы, действуют уже в обстановке Великой Отечественной войны. В послевоенный период, когда биографическая тема заняла большое место в советском кино, режиссёр создает фильм «Миклухо-Маклай» (1947) — о выдающемся русском ученом, гуманисте и путешественнике, страстном борце против расовой нетерпимости. В 1955 году он ставит фильм «Случай с ефрейтором Кочетковым» — о бдительности и борьбе со шпионами. В качестве режиссёра-постановщика принимает участие в создании первого литовского художественного фильма «Игнотас вернулся домой» (1956) по роману А.Гудайтиса-Гузявичуса «Правда кузнеца Игнотаса». В работе над картиной режиссёр обратился к памятным революционным событиям. Являясь одним из пионеров советского кино, А.Е.Разумный не прекращал активной творческой и общественной деятельности в советском киноискусстве до своей кончины. Скончался в Москве 16 ноября 1972 года. Им был создан цикл более чем из 200 портретов деятелей русского кинематографа с их автографами, переданный его наследниками в Музей кино. Кинорежиссёр Александр Разумный похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища у входа на новую территорию. Сын А Е.Разумного Владимир — известный философ, эстетик, критик, педагог, публицист. Награждён орденом «Знак Почёта» (1940, за фильм «Личное дело»). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957)

1893
Александр Иосифович Дейч
российский литературовед, театровед, доктор искусствоведения (1933), доктор филологических наук (1945). Окончил Киевский университет (1917). Литературную деятельность начал в 1911 г. Работы по русской и западно-европейской литературе и театру: «Маски еврейского театра. От Гольдфадена до Грановского» (1927), «Красные и черные. Актеры в эпоху Французской революции» (1939), «Мы любим театр» (1960), «Голос памяти. Театральные впечатления» (1966), «По ступеням времени. Воспоминания и статьи» (1988) и др. Выступал как переводчик и драматург. С 1918 г. вел педагогическую работу (преподавал в Киевском университете, студии Л.Курбаса, в ГИТИСе, МГУ и др.), профессор (1922).

 (419x699, 62Kb)
1893
Нестор Аполлонович Лакоба
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1912. Родился в селе Лыхны, ныне Гудаутского района Абхазии, в крестьянской семье. В 1911 исключен из Тбилисской духовной семинарии за революционную пропаганду. Вёл партийную работу в Аджарии, Абхазии, затем на Северном Кавказе. В мае 1917 делегат 1-го Кавказского краевого съезда Советов. В 1918 один 113 руководителей восстания против грузинского меньшевистского правительства, заместитель председателя Сухумского ВРК, организатор партизанского отряда. В конце 1918 меньшевистским правительством заключён в тюрьму в Сухуми, весной 1919 выслан за пределы Грузии. В 1920 по поручению Кавказского бюро ЦК РКП(б) руководил нелегальной большевистской организацией в Батуми, уполномоченный Кубано-Черноморского ревкома по делам горцев. С марта 1921 заместитель председателя Ревкома Абхазии, наркомвоенмор Абхазии. С февраля 1922 председатель СНК Абхазской АССР, в 1930-36 председатель ЦИК Абхазской АССР. Член ЦИК Грузинской ССР, ЦИК ЗСФСР, ЦИК СССР, член бюро ЦК КП(б) Грузии. Делегат 13, 15-17-го съездов ВКП(б). Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами. Скончался в Тбилиси 28 декабря 1936 года. Позже посмертно объявлен "врагом народа". Посмертно реабилитирован. Литература: Бгажба М., Н.Лакоба, Тбилиси, 1965.

1894
Ильяс Джансугуров
казахский советский поэт. Член КПСС с 1924. Родился в ауле № 4, ныне поселок Джансугуров Талды-Курганской области Казахской ССР, в семье крестьянина В 1925-1928 учился в Московском коммунистическом институте журналистики. Стихи "Что стало с ними?" (1919) проникнуты сочувствием к простым людям. В первой большой поэме "Степь" (1930) талантливо воспроизведено историческое прошлое казахского народа, воспеты достижения Советского Казахстана за 10 лет. Обличению пережитков прошлого посвящена поэма "Кулагер" (1936), отличающаяся тонким лиризмом. Чувство юмора, умение подмечать характерные явления жизни, создавать сатирические картины и образы - таковы особенности таланта Джансугурова. В 1933 опубликовал первый крупный роман "Товарищи", в котором показаны социальные противоречия в дореволюционном казахском ауле и участие трудящихся в борьбе за Советскую власть. Автор пьес "Турксиб", "Ненависть", "Исатай Махамбет" (1936). Перевёл на казахский язык "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, произведения М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, В.В.Маяковского и др. Был арестован и расстрелян 26 февраля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1957 году. Сочинения: Шыгармалар, тома 1-4, Алматы, 1960-1963; в русском переводе - Рассказы и фельетоны, Алма-Ата, 1958; Стихи и поэмы, Москва, 1962. Литература: Каратаев М., lлияс Жансугipoв, Алматы, 1962.

1894
Семен Васильевич Эльгер
чувашский советский писатель, публицист, общественный деятель, народный поэт Чувашской Республики (1940), участник Первой мировой войны. Член КПСС с 1930. Родился в деревне Большие Абакасы (Пысăк Упакасси) Ибресинского района Чувашской Республики. С.Эльгер был одним из основоположников чувашской литературы. Начав литературную деятельность в 1918 г., он весь свой талант, знания и труд посвятил этому делу. Печатался с 1921. Обогатил чувашскую литературу новыми жанрами: роман-хроника ("Вутпа çулăм витĕр"), исторический роман ("Шурăмпуç килсен"), драматическая поэма ("Вунсаккăрмĕш çул"). Работал в редакциях газет "Канаш", "Пирĕн ял", в журнале "Сунтал", старшим редактором художественной литературы Чувашского книжного издательства. Автор сборника стихов "Эпоха" (1928), исторические поэмы "Под гнетом" (1931, русский перевод 1960), историко-революционных романов "На заре" (1940, русский перевол, 1958), "Сквозь огонь и бури" (1949), поэмы "Восемнадцатый год" (1953). Выступал с консультациями и статьями по теории литературы, редактировал произведения молодых авторов, избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в развитии чувашской литературы, активную общественно-политическую деятельность его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Произведения Эльгера переведены на языки народов СССР. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также медалями. Умер в Чебоксарах 6 сентября 1966 года. Сочинения: Зырнисене пухза кларни, т. 1—5, Шупашкар, 1960—1964. Литература: Хлебников Г.Я., Чувашский роман, Чебоксары, 1966; Юрьев М., Писатели Советской Чувашии, Чебоксары, 1975.

 (524x699, 89Kb)
1895
Николай Иванович Ежов
советский государственный и политический деятель, народный комиссар внутренних дел СССР (1936—1938), генеральный комиссар госбезопасности (1937). Родился в Санкт-Петербурге. Член РСДРП(б) с 1917 г. Самоучка. Трудовую деятельность начал в 1909г. рабочим одного из заводов. С 1917 г. военкомиссар ряда частей РККА. С 1922 г. на партийной работе. 26 сентября 1936 г. назначен наркомом внутренних дел СССР. В 1937 году - генеральный комиссар госбезопасности, в 1936-1938 годах - нарком внутренних дел СССР, в 1935-1939 годах – секретарь ЦК ВКП(б), в 1938-1939 - нарком водного транспорта СССР. «Сталинский нарком» Николай Ежов - одна из самых зловещих и вместе с тем загадочных фигур нашей истории. Его имя стало нарицательным и онятие "ежовщина" ассоциируется с наиболее жестоким периодом сталинских репрессий. При Ежове, под его непосредственным руководством, по его указаниям было расстреляно около семисот тысяч человек, брошено в тюрьмы и лагеря около трех миллионов. Время его руководства деятельностью НКВД черной страницей вошло в историю наркомата. 9 декабря 1938 года Ежов был освобожден (якобы по его просьбе) от обязанностей наркома внутренних дел, но остался наркомом водного транспорта. 10 апреля 1939 года Ежов был арестован по обвинению в руководстве заговорщической организацией в войсках и органах НКВД СССР, в проведении шпионажа в пользу иностранных разведок, в подготовке террористических актов против руководителей партии и государства и вооруженного восстания против советской власти. На следствии он все признал, на суде все отрицал. 4 февраля 1940 года Ежов был расстрелян. Подобно многим другим, Ежов умер со словами: «Да здравствует Сталин!». Незадолго до ареста Ежова в подмосковном санатории умерла при загадочных обстоятельствах Евгения Соломоновна Гладун-Хаютина (1904-1939) - его вторая жена.

1895
Лео Соуэрби
американский композитор и церковный музыкант

1896
Мухитдин Кари-Якубов
узбекский артист оперы (баритон), театральный деятель, народный артист Узбекской ССР (1936). Родился в Фергане. В 1918 г. с Х.Хамзой принимал участие в работе Драматической труппы мусульманской молодёжи. В 1925 г. на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже исполнял узбекские народные песни. В 1926 г. организовал концертно-этнографический ансамбль, на основе которого формировался Узбекский музыкальный театр (в 1928-1932 гг. - художественный руководитель этого театра). С 1936 г. - художественный руководитель Узбекской филармонии и солист Узбекского театра оперы и балета (Ташкент). Среди исполненных партий: Хосров ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Улугбек ("Улугбек" А.Ф.Козловского) и др. Выступал как исполнитель народных песен. Умер в Ташкенте 2 февраля 1957 года. Литература: Гликман И., Актеры узбекского оперного театра, в сборнике: Пути развития узбекской музыки, Ленинград — Москва, 1946.

1896
Марк Уэйн Кларк (Clark)
американский генерал (1945). Родился в Мадисон-Барраксе, штат Нью-Йорк. Окончил Военную академию (1917), участвовал в 1-й мировой войне 1914-1918, служил в американском Генштабе. С июля 1942 командовал американскими войсками в Европе, успешно выполнил секретную миссию по установлению контактов с французским командованием в Северной Африке накануне высадки союзников, а 22 ноября 1942 подписал соглашение с французским адмиралом Ж. Дарланом. С января 1943 по декабрь 1944 командовал 5-й американской армией в Северной Африке и Италии, с декабря 1944 до конца войны - 15-й группой армий в Италии. В 1945-1947 командующий американскими войсками в Австрии. В 1952-1953 командовал войсками ООН в Корее во время американской агрессии. С 1960-х гг. начальник военного колледжа в Южной Каролине.

1896
Рейн Реннахан
американский оператор.

1896
Алексей Григорьевич Тутолмин
тобольский врач-подвижник, заслуженный врач Российской Федерации. Родился в Тобольске, в семье настоятеля Софийского кафедрального собора. Закончил Тобольскую духовную семинарию и Томский университет. Он всю жизнь проработал в Тобольске. С 1923 был лечебным инспектором Тобольского округа (тогда его территория доходила до Ледовитого океана), впоследствии стал главным врачом городской поликлиники и городской больницы. Помимо врачебной помощи населению, провёл большую организационную и эпидемиологическую работу (противотуберкулёзные, противохолерные, противомалярийные, противотифозные мероприятия) на Тобольском Севере, в том числе среди аборигенных народов. Как учёный исследовал распространение описторхоза, преподавал в медицинском училище. Он добился открытия противотуберкулёзного диспансера. Наряду с врачебной и организационной деятельностью, вёл научную работу (исследования описторхоза). Умер в Тобольске 22 июля 1975 года.

1896
Хуан Фелео (Feleo)
деятель рабочего и крестьянского движения на Филиппинах. Учитель. Родился в Санта-Роса, провинции Нуэва-Эсиха. В 1917 основал Союз арендаторов в провинции Нуэва-Эсиха. В 1922–1924 заместитель председателя Национальной конфедерации издольщиков и с.-х. рабочих, в 1924–1931 заместитель председателя Национальной конфедерации крестьян, в 1945–1946 заместитель председателя Национального крестьянского союза. Фелео – один из основателей компартии Филиппин (1930), бессменный член Политбюро ее ЦК. Во время 2-й мировой войны 1939–1945 боролся против японских оккупантов в рядах Хукбалахап, в 1945 был губернатором провинции Нуэва-Эсиха. В 1945–1946 входил в Исполком Демократического альянса как представитель Национального крестьянского союза. Убит наемниками помещичьей реакции 24 августа 1946 года. Литература: Жизнь, отданная борьбе, 2-е издание, Москва, 1966, страницы 533–540.

 (506x698, 110Kb)
1898
Виктор Дмитриевич Кучерявый
инструктор политотдела 8-й стрелковой дивизии; комиссар батальона 151-го стрелкового полка 23-го стрелкового корпуса 13-й армии Северо-Западного фронта, старший политрук. Родился в городе Сураж ныне Брянской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1919 года. В Красной гвардии с февраля 1918 года. В Красной Армии в 1918-1921 годах и с 1939 года. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. С 1921 года работал в органах ВЧК и в милиции. В 1931 году окончил коммунистический университет в Минске (с 1974 года – город-герой), работал директором совхоза. В 1936-37 годах – председатель Чериковского райисполкома Могилёвской области Белоруссии. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Инструктор политотдела 8-й стрелковой дивизии (23-й стрелковый корпус, 13-я армия, Северо-Западный фронт) старший политрук Виктор Кучерявый, назначенный накануне комиссаром батальона 151-го стрелкового полка, 12 февраля 1940 года в бою у посёлка Кюрёля (ныне – Красносельское Выборгского района Ленинградской области) возглавил атаку батальона, выбил противника с занимаемых позиций. Отважный офицер-политработник пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен в братской могиле в посёлке Красносельское. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему политруку Кучерявому Виктору Дмитриевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Имя Героя носит улица в городе Чериков Могилёвской области Белоруссии. В городе Сураже Брянской области на аллее Героев помещён его портрет.

Струве (555x699, 186 Kb)
1898
Глеб Петрович Струве
литературовед, журналист, переводчик и педагог русского зарубежья. Родился в Санкт-Петербурге. С отцом, П.Струве, в 1919 переехал в Англию. Учился в Оксфордском университете получил диплом по новой истории. Весной 1922 покинул Англию, 10 лет работал в качестве журналиста сначала в Берлине, где ведал изданием журнала “Русская мысль”, выходившим под редакцией его отца (1921-1924), затем в Париже, где сотрудничал в газете “Возрождение” (1925-1927), входил в редакцию еженедельников “Россия” (1927-1928) и “Россия и славянство” (1928-1932). В 1932 Струве стал лектором по истории русской литературы в Лондонском университете (Высшей школе славистики), сменив на этом посту Д.Марского, возвратившегося в СССР. В 1946 Струве был приглашен читать лекции в американских университетах, на следующий год стал профессором кафедры славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли, где работал до ухода на пенсию в 1967. За годы пребывания в США читал лекции в Гарвардском, Вашингтонском, Колорадском, Оклахомском и Торонтском (Канада) университетах. С 1960 редактор созданного по его инициативе славистического журнала “California Slavic Studies”. Принимал участие в работе издательства “Международное литературное содружество”. Научные заслуги Струве, прежде всего его большая роль в развитии славистики в США после 2-й мировой войны, получили высокое признание и отмечены знаками поощрения Американской Ассоциации славистики (1973) и Калифорнийского университета (1978). Струве был удостоен почетной степени доктора права Торонтского университета (1971), избран почетным председателем Русской академической группы в США (1977). Струве известен своими исследованиями русской литературы XIX и XX вв., включая советский период и литературу русского зарубежья. В книге “Soviet Russian Literature” (London, 1935) освещается историко-литературный процесс 1920-х — начала 1930-х. Этот труд выдержал несколько изданий: расширенный вариант, дополненный обозрением литературной жизни между 1935 и 1943, появился под названием “25 years of Soviet Russian Literature (1918-1943)”: затем книга была опубликована в 1946 в Париже (на французском языке), в 1951 в Беркли (США), в 1957 и 1964 в Мюнхене; наиболее полным по охвату историко-литературного процесса явилось издание 1971 — “Russian Literature under Lenin and Stalin. 1917-1953”. В этой работе Струве стремился писать историю “объективно”, рассматривая советскую литературу прежде всего с точки зрения ее художественности, но стараясь при этом “говорить откровенно и критически”. Проведенный анализ убеждал Струве что советский период в развитии литературы не был бесплоден, он дал миру немало произведений, отличающихся свежестью видения и оригинальностью формы, заслуживающих того, чтобы их переводили и читали за пределами России, Доминирующими начальный период советской литературы Струве признавал русский футуризм с наиболее одаренным его представителем — В.Маяковским, но отмечал также расцвет других школ и течений: Маяковский революционизировал поэтику, Олеша и Фадеев представляли новый русский реализм: как произведения “живой реальности и человеческой глубины” определял первые романы Федина и Леонова. Вместе с тем Струве акцентировал внимание на особенностях развития советской литературы, выделяя в их числе политиза-цию литературного дела, подавление свободы творчества, жесткий контроль со стороны коммунистов, стремящихся создать “специфическую советскую литературу в соответствии с намеченным планом”. Струве приходил к заключению, что “современная Россия располагает блестящими писателями, но она не может иметь большой литературы, поскольку свобода разума здесь скована”. В более поздних изданиях Струве изменил некоторые акценты, в отличие от традиционно нигилистических трактовок социалистического реализма, находил в этой тенденции не только негативные, но и позитивные итоги, выражавшиеся, в частности, в обновлении языка и стиля литературы, возрастании интереса к человеку, усилении “элементов гуманизма”; хотя одновременно соцреализм, по его словам, навязывал художнику определенные ограничения. Наиболее критично оценивал период после 1946: “Мрак и темнота опустились на советское искусство и литературу”; термином “ждановизм” характеризовал строгий партийный контроль, довлеющий над сферой творческой мысли. Струве принадлежит книга “О четырех поэтах: Блок, Сологуб, Гумилев, Мандельштам” (Лондон, 1981), в которой он задался целью показать подлинное значение творчества тех, кого он считал крупнейшими русскими поэтами. Струве регулярно печатал в американских, английских, русских эмигрантских газетах, журналах и альманахах статьи, рецензии, обзоры литературной жизни России и русского зарубежья; вел “Дневник читателя” в газетах “Новое русское слово”, “Возрождение”, “Русская мысль” и др. В числе опубликованного: “Бунин в советской критике” (Новое русское слово, 1954, 3 января): “Бальмонт — певец России” (Россия и славянство, 1930, 29 марта); “Об Адамовиче-критике” (Грани, № 34-35); “О Ремизове: К годовщине смерти” (Вестник РСХД, 1957, № 51); “Б.К.Зайцев: к 80-летию” (Новое русское слово, 1961, 10 июня); “По поводу Нобелевской премии Шолохова” (Новое русское слово, 1968, 26 октября); “Новые пушкинские материалы Британского музея” (Белградский пушкинский сборник Белград.1937). Составленная Р.Хьюзом библиография трудов Струве включает свыше 900 наименований, Струве неустанно собирал материал о жизни и деятельности русских писателей-эмигрантов в странах Европы, Америки, Азии; итогом явилась книга “Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора русской литературы” (Нью-Йорк, 1956: 2-е издание Париж, 1984), Струве исходил из того, что “зарубежная литература есть временно отведенный в сторону поток общерусской литературы, И воды этого отдельного, текущего за рубежами России потока... будут содействовать обогащению общего русла”; понятию “эмиграция” он противопоставил термин, “более отвечающий смыслу вещей” — “русское зарубежье”, вошедший ныне в научный лексикон. Своей главной задачей Струве считал создание “максимально объективной картины развития русской зарубежной литературы на общем фоне бытия эмиграции”. В книге систематизированы сведения об эмигрантских потоках из России в страны Запада и Востока в годы революции и после нее, об образовании центров русской эмиграции; дается характеристика движений евразийства, “сменовеховства”, анализируется творчество старшего поколения писателей — И.Бунина, Д.Мережковского, И.Шмелева, И.Купрана, Б.Зайцева, А.Ремизова, поэтов — К.Бальмонта, З.Гиппиус, Вяч.Иванов, В.Ходасевича, М.Цветаевой, представляется молодое поколение литераторов. Как период расцвета зарубежной литературы Струве характеризует 1925-1939, когда проявились новые идейные течения, были созданы наиболее значительные романы и повести, лучшие свои произведения написали Ходасевич и Цветаева, стали известны имена Н.Берберовой и И.Одоевцевой, возникли группировки молодых поэтов в Париже, Праге, Берлине, Варшаве, Харбине. Едва ли не самым ценным вкладом зарубежных писателей в “общую сокровищницу русской литературы” Струве считает критику, эстетику, философскую прозу, мемуары. В годы 2-й мировой войны зарубежная русская литература, по словам Струве, либо ушла в подполье, либо перекочевала в Америку. Главным фактором послевоенного периода явилась, по его мнению, “встреча двух эмиграций” — пореволюционной и послевоенной, принесшей иные навыки, новые настроения. Многие годы Струве посвятил популяризации в странах Европы и Америки творчества русских писателей, изданию их книг в Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже, Мюнхене; писал к ним вступительные статьи, комментарии. Струве выпустил на английском языке в своем переводе сборник “Русские рассказы” (3 издание: 1961, 1963, 1965); “Семь рассказов Антона Чехова” (1963, “Антологию Русской поэзии: от Пушкина до Набокова” (1967); совместно с Б.Филипповым — сборник произведений И.Бунина (2 издание: 1933, 1946), Заслугой Струве в области русской культуры была публикация произведений “гонимых” в Советской России поэтов. В 1952 в Нью-Йорке вышла книга “Неизданный Гумилев”, составителем и редактором которой был Струве; в нее вошли материалы, оставленные поэтом в Лондоне в 1918 и оказавшиеся затем в распоряжении Струве: рукопись “византийской трагедии” — “Отравленная туника”, повесть “Веселые братья”, неизданные варианты стихотворений 1916-1918. Позднее усилиями Струве совместно с Филипповым было осуществлено издание сочинений Н.Гумилева в 4-х томах (1962-1968); опубликованы стихотворения О.Мандельштама (Нью-Йорк, 1955), а затем собрание его сочинений в 3-х томах (1964-69); сочинения Б.Пастернака в 3-х томах; трехтомник сочинений А.Ахматовой (Вашингтон-Париж, 1965-1983); собрание сочинений Н.Клюева в 2-х томах (Мюнхен, 1969); “Стихотворения и поэмы” М.Волошина в 2-х томах (Париж, 1982-1984). Вступительные статьи Струве сопровождали издания книг М.Цветаевой, А.Ахматовой. С выпустил также стихи Н.Заболоцкого (1965). Б.Филиппов называл Струве “ученейшим академическим литературоведом”. Скончался в Беркли, США, 4 июня 1985 года.

1898
Павел Федорович Федосеенко
советский военный пилот-аэронавт, командир экипажа стратостата "Осоавиахим-1". С 1918 в Красной Армии; во время Гражданской войны 1918-1920 командир воздухоплавательного отряда. Родился в слободе Новая Сотня Воронежской губернии. В 1932 окончил Военно-воздушную академию и факультет дирижаблестроения Комбината Гражданского воздушного флота. В 1922, 1926, 1927, 1931 устанавливал всесоюзные рекорды продолжительности и высоты полёта на аэростате, в 1933 - мировой рекорд на аэростате класса "А" с пассажиром. 30 января 1934 года "Осоавиахим-1" в научно-исследовательском полёте, посвященном 17-му съезду ВКП (6), достиг высоты 22 тысяч метров, установив новый мировой рекорд. При спуске близ села Потиж-Острог Инсарского района Мордовской АССР стратостат потерпел аварию, все члены экипажа (Федосеенко, инженер-аэролог А.Б.Васенко и физик И.Д.Усыскин) погибли; похоронены на Красной площади у Кремлёвской стены. Награжден орденом Красного Знамени и посмертно - орденом Ленина.

1899
Витольд Ян Дорошевский
польский языковед-славист. Специалист по общему языкознанию, лексикологии, диалектологии, филологии. Профессор Варшавского университета (с 1929 г.), член Польской Академии Наук (1952 г.). С 1932 г. редактор журнала "Роrаdnik jеzуkоwу". Под его редакцией вышел "Словарь польского языка" (1958-1969).

1899
Пелагея Яковлевна Кочина
Ученый в области гидродинамики, член-корреспондент Академии Наук СССР - Отделение технических наук (гидродинамика) c 4 декаюря 1946, академик c 28 марта 1958 - Сибирское отделение (механика, гидродинамика), Герой Социалистического Труда (1969). Окончила Петроградский университет (1921). С 1919 работала в Главной геофизической обсерватории. В 1925—1935 преподавала в Ленинградских вузах, с 1934 профессор Ленинградского университета. В 1935—1939 работала в Математическом институте имени Стеклова Академии Наук СССР, в 1939—1959 в Институте механики Академии Наук СССР, в 1959-1970 в Институте гидродинамики Сибирского отделения Академии Наук СССР, с 1970 в Институте проблем механики Академии Наук СССР. Основные труды по теории фильтрации, динамической метеорологии, теории приливов в бассейнах. Ею решены многие задачи, связанные с движением грунтовых вод и нефти в пористой среде, разработана аналитическая теория дифференциальных уравнений в задачах фильтрации. Кочина — редактор первого собрания сочинений С.В.Ковалевской. Сталинская премия (1946). Награждена 4 орденами Ленина (1953, 1960, 1967, 1969), орденом Октябрьской Революции (1975), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом Дружбы народов (1979). Золотая медаль имени М.В.Келдыша - награждена в 1996 за цикл работ по гидродинамике и теории фильтрации.

 (485x699, 40Kb)
1899
Евгений Михайлович Крепс
советский ученый-физиолог, директор Института эволюционной физиологии имени И.М.Сеченова, академик Академии Наук СССР. Родился в городе Санкт-Петербурге в семье врача. Еврей. В 1916 году окончил Тенишевское коммерческое училище. Пошел по стопам отца и поступил в Военно-медицинскую академию. В 1918 году, находясь в Челябинске, как слушатель Военно-медицинской был мобилизованный в белую армию. В июне следующего года перешел на сторону Красной армии, после ареста и проверок был освобожден. Вернулся в Петроград и продолжил учебу. При подавлении кронштадтского мятежа в 1921 году он вместе с другими слушателями академии работал в санитарном отряде, развернутом прямо на льду Финского залива. Будучи студентом 2-го курса; увлекся физиологией, работал в лаборатории И.П.Павлова, опубликовал при его содействии первую научную работу. В 1923 году, после получения диплома военного врача, Е.М.Крепс был оставлен при академии для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности, продолжая работу на кафедре физиологии. Одновременно, в 1923-1933 годах, заведовал физиологической лабораторией Мурманской биостанции, выезжая туда работать в летнее время. С 1934 по 1937 годы Е.М.Крепс работал профессором Ленинградского университета; с 1935 года - в Институте физиологии Академии наук СССР. Весной 1937 года был арестован и осужден на 5 лет лагерей. В августе-ноябре этапирован во Владивосток, декабре 1939 отправлен на Колыму, работал на прииске. Весной 1940 переведен в Магадан для работы в госпитале, в то же время после вмешательства Орбели, освобожден по пересмотру дела «ввиду отсутствия состава преступления». В 1940-1941 годах жил и работал в Луге. Вернулся в научной работе. С 1960 по 1975 годы - директор Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М.Сеченова Академии Наук СССР и одновременно (1967 - 1975 годы) - академик-секретарь отделения физиологии Академии Наук СССР. Е.М.Крепс опубликовал свыше 150 научных работ, в том числе 3 монографии. Его книги посвящены дыхательной функции крови, эволюционной биохимии ферментов крови и ЦНС, а также обмену веществ в процессе онтогенеза и филогенеза при различных функциональных состояниях ЦНС. В лаборатории Л.А.Орбели он исследовал влияние симпатической нервной системы на обменные процессы в мышцах, доказал трофический эффект ее раздражения на мышечную ткань, изучал также влияние гипоксемии на течение биохимических процессов в организме. Совместно с Л.А.Орбели участвовал в разработке проблем физиологии водолазного и подводного дела, теории и практики глубоководных погружений и аварийно-спасательных работ. Е.М.Крепс принимал участие в арктических экспедициях и плаваниях экспедиционных судов «Витязь» (1957-1958; 1959-1960; 1979) и «Академик Курчатов» (1973), изучая круговорот химических веществ в океане, радиоактивность морских организмов и водной среды. В 1971 году Е.М.Крепс был удостоен премии имени Л.А.Орбели Академии Наук СССР за серию работ по эволюционной нейрохимии и нейрофизиологии, в 1967 году награжден медалью имени Я.Пуркинье. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1969 года Крепсу Евгению Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Е.М.Крепс вел большую общественную работу. Он был первым председателем Ленинградского научного общества биохимиков, одним из создателей и главным редактором «Журнала эволюционной биохимии и физиологии». С 1981 года был председателем Комиссии по подводной физиологии и медицине, член Океанографической комиссии при Академии Наук СССР. Жил и работал в городе-герое Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 4 октября 1985 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. В Санкт-Петербурге, на доме, где в 1961-1985 годы работал ученый, установлена мемориальная доска. Сочинения: Оксигемометрия. Техника, применение в физиологии и медицине, Ленинград, 1959; Фосфолипиды клеточных мембран нервной системы в развитии животного мира, Москва— Ленинград, 1967 (Баховские чтения, в. 22). Литература: Лейбсон Л.Г., Е.М.Крепс (к 70-летию со дня рождения), "Журнал эволюционной биохимии и физиологии", 1969, том 5, № 2.

1899
Ион Лейфс
исландский композитор, дирижер.

 (496x699, 45Kb)
1899
Йозеф Локвенц (Josef Lokvenc)
австрийский международный шахматный мастер (1951). Умер 2 апреля 1974 года.

 (520x699, 162Kb)
1899
Виктор Георгиевич Чернов
командир 60-й Севско-Варшавской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии 125-го ордена Кутузова стрелкового корпуса 47-й армии 1-го Белорусского фронта, генерал-майор. Родился в городе Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Русский. Окончил начальное училище, работал чертёжником. В 1916 году призван в российскую армию, в 1917 году окончил школу прапорщиков. После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти, служил в отрядах железнодорожной охраны Петроградского округа. В Красной Армии - с апреля 1919 года. В годы Гражданской войны воевал на Восточном фронте против армии адмирала Колчака, затем против белогвардейских формирований барона Унгерна в Монголии: начальник газкоманды 35-й стрелковой дивизии, помощник адъютанта 308-го стрелкового полка, помощник начальника штаба 103-й стрелковой бригады. После Гражданской войны продолжил военную службу. С мая 1922 года - начальник оперативной части 1-й Забайкальской стрелковой дивизии на Дальнем Востоке. В 1930 году окончил Курсы усовершенствования командного состава кавалерийских частей и назначен в штаб 9-й отдельной стрелковой бригады вновь на Дальнем Востоке. С 1931 года - начальник отдела штаба Северо-Кавказского военного округа. С 1932 года - командир 77-го кавалерийского полка 10-й кавалерийской дивизии в Северо-Кавказском военном округе. В 1934 году окончил заочно два курса Военной академии имени М.В. Фрунзе. С июля 1940 года - начальник штаба, затем - заместитель командира 62-й стрелковой дивизии. На фронтах Великой Отечественной войны с её первых дней в должности заместителя командира 62-й стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте. С августа 1941 года - в должности командира 228-й стрелковой дивизии на том же фронте. Прошел через кровавые оборонительные сражения на Украине и через Киевскую катастрофу войск Юго-Западного фронта, сумел прорваться из окружения. С октября 1941 года - командир 47-й горнострелковой дивизии 38-й армии Юго-Западного фронта. С апреля 1942 года - заместитель командира 162-й стрелковой дивизии 38-й армии Юго-Западного фронта, но вскоре назначен командиром 277-й стрелковой дивизии. В декабре 1942 года вновь понижен в должности и назначен заместителем командира 120-й стрелковой дивизии в 21-й армии Донского фронта, с января 1943 года - заместитель командира 51-й гвардейской стрелковой дивизии 21-й армии. В этих должностях принимал участие в сражениях оборонительного и наступательного этапов Сталинградской битвы. С апреля 1943 года - командир 90-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии Воронежского фронта. В этой должности на долю полковника Чернова выпало тяжелое испытание - в ходе Курской битвы его дивизия оказалась на острие главного удара танковых корпусов генерал-фельдмаршала Манштейна на южном фасе Курской дуги. Хотя личный состав проявил самоотверженность, а командир - личную храбрость, за первые пять дней боев дивизия как соединение практически перестала существовать. На третьем году войны таких жестоких потерь командирам уже не прощали. Чернов был снят с командования и направлен в Москву для прохождения ускоренного курса Высшей военной академии имени Ворошилова (Военная Академия Генерального штаба). Генерал-майор (15 сентября 1943). После окончания обучения в марте 1944 года стал командиром 60-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта. В этой должности сумел проявить себя с лучшей стороны. Во главе дивизии отличился в Белорусской наступательной операции: в июле 1944 года его дивизия участвовала в освобождении Ковеля, а в августе 1944 года одной из первых ворвалась в Прагу - предместье Варшавы на правом берегу Вислы. В сентябре 1944 года при решающем штурме Праги дивизия Чернова очистила от противника несколько десятков городских кварталов. Особенно отличился в Висло-Одерской стратегической наступательной операции. 15 января 1945 года 60-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора В.И.Чернова на рассвете была введена в бой на направлении главного удара 47-й армии. В первый же день наступления бойцы дивизии прорвали долговременную укрепленную полосу обороны противника в районе города Новы-Двур-Мазовецки (Польша) и уничтожили противостоящие силы врага в междуречье Вислы и Буга. Совершив передислокацию, на следующий день дивизия с боями успешно развивала наступление с севера в обход Варшавы. Противник понёс значительный урон в живой силе и технике. 17 января 1945 года части дивизии вышли на северные окраины Варшавы. В результате успешных действий дивизии Чернова, а также и остальных частей 47-й армии, крупнейший город и узел обороны врага в Польше был освобожден в кратчайший срок. За этот подвиг командир дивизии представлен к званию Героя Советского Союза, а сама дивизия получила почётное наименование "Варшавская". За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года генерал-майору Чернову Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Но узнать о присвоении высшей награды Родины генералу было не суждено. Он продолжал сражаться в наступательных боях. В начале февраля 1945 года после двенадцатидневного штурма части дивизии уничтожили гарнизон противника и взяли город-крепость Шнайдемюль. В марте 1945 года они уже принимали участие в Восточно-Померанской операции. В этих боях 17 марта 1945 года при артиллерийском обстреле генерал-майор Чернов погиб на командном пункте дивизии на подступах к городу Альтдамм от прямого попадания осколка снаряда в голову. Похоронен в городе Познань (Польша). Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

1900
Иоганн Львович Альтман
российский театровед, театральный критик. Окончил Московский университет (1926). Редактор газеты «Советское искусство» (1936-1938), журнала «Театр» (1937-1941). Автор книг: «Драматические принципы Аристотеля» (1936), «Лессинг и драма» (1939), «Акакий Алексеевич Хорава» (1947) и др., а также ряда статей. В годы борьбы с т. н. космополитизмом был репрессирован.

1900
Александер Ват (настоящая фамилия - Хват, польское имя - Aleksander Wat, Chwat)
польский писатель, поэт, переводчик; один из создателей польского футуризма. Родился в Варшаве. Из древней еврейской семьи, среди его предков — Раши и многие выдающиеся деятели еврейской культуры. Учился на филологическом отделении Варшавского университета. В 1919 был одним из устроителей первого польского футуристического выступления. В 1920 дебютировал в печати как поэт. Встречался с Маяковским.Переводил русскую прозу. С конца 1920-х годов был связан с левыми марксистскими кругами. В 1929—1931 главный редактор журнала «Месенчник литерацки», легального органа нелегальной польской компартии. В 1931 был арестован, просидел 3 месяца. В 1940 был арестован во Львове органами НКВД, осенью 1940 перевезен на Лубянку, летом 1941 в тюрьму в Саратове, в ноябре 1941 освобожден. Его жена Оля и сын были высланы в Казахстан, где Ват встретился с ними. В Казахстане в 1943 вновь был арестован, но вскоре освобожден. Весной 1946 вместе с женой и сыном вернулся в Польшу (позднее, на основе мемуаров Оли Ват, о жизни семьи был снят игровой фильм Роберта Глинского Самое важное, 1992, получил 4 премии на Польском кинофестивале). В январе 1953 тяжело заболел, в конце 1955 получил разрешение выехать за границу для лечения. В 1957-1959 жил в Варшаве. С 1959 снова за границей, с 1963 без гражданства. В 1963-65 находился в Беркли, где Милош записал на магнитофон свои беседы с Ватом, ставшие двухтомной автобиографической книгой Вата «Мой век». Был по-прежнему неизлечимо и мучительно болен. Покончил с собой в Париже во время одного из приступов болезни 29 июля 1967 года. Дебютировал в печати стихотворением в 1920. В 1921—1925 был редактором авангардистских журналов «Новое искусство» и «Альманах нового искусства». Переводил с английского, французского, немецкого, русского языков. Перевёл на польский язык произведения Ф.М.Достоевского («Братья Карамазовы»), Л.Н.Толстого («Анна Каренина»), И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.Г.Эренбурга. В США, после уговоров и с помощью Чеслава Милоша, записал на магнитофон свои автобиографические беседы с ним, устная книга Мой век, опубликованная первоначально в Великобритании, стала одним из выдающихся памятников литературы изгнания, одной из главных книг столетия ее назвал, в частности, Сол Беллоу. Она вышла с тех пор на нескольких языках, в 1990 была издана в Польше, готовится ее перевод на русский. В Польше издано четыре тома Собрания сочинений Вата, IV том составляет переписка. Книги: Ja z jednej strony i Ja z drugiej strony mego mopsoelaznego piecyka (1920); Gga. Pierwszy polski almanach poezji futurystycznej (1920, вместе с Анатолем Стерном); Bezrobotny Lucyfer (1927, рассказы); Wiersze (1957, премия еженедельника Новая культура); Ciemne wiecido (1968, посмертно); Mуj wiek: pamitnik mуwiony (1977, посмертно; выдержал 14 изданий, не считая переводов); wiat na haku i pod kluczem: eseje (1985, посмертно); Kobiety z Monte Olivetto (посмертно, 2000). Стихи Вата ценил и переводил Бродский, на английский его поэзию переводил, среди других, Ч.Милош. Монографию о Вате Жизнь и искусство иконоборца (1996) написал Томас Венцлова. Публикации на русском языке: Стихи. Пер.и вступл. Н.Астафьевой/Иностранная литература 1996 № 11; Стихотворения. Перевод Н.Астафьевой/Новая Польша 2000 № 5; Стихи. Перевод Н.Астафьевой/ Астафьева Н., Британишский В. Польские поэты XX века. Антология. том 1. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000, страницы 222-234; Под замком и на крючке [эссе]/ Предисловие Б.Дубина// Космополис, 2005/2006, № 4(14), страницы 115-130. Литература: Watowa O. Wszystko co najwaniejsze: rozmowy z Jackiem Trznadlem. London: Puls Publications, 1984 (мемуарные рассказы вдовы Вата); Conio G. Aleksander Wat et le diable dans l’histoire. Lausanne: L’Age d’homme, 1989; Venclova T. Aleksander Wat: life and art of an iconoclast. New Haven: Yale UP, 1996 (на польском языке — 1997); Olejniczak J. W-tajemniczanie: Aleksander Wat. Katowice: Wydawn. Uniwersytetu lskiego, 1999; Molda E. Mowa cierpienia: interpretacja poezji Aleksandra Wata. Krakуw: Uniwersytet Jagielloski, 2001; Borowski J., Panas W. W «antykwariacie anielskich ekstrawagancji»: o twуrczoci Aleksandra Wata. Lublin: Wydawn. KUL, 2002; Freise М., Lawaty A. Aleksander Wat und «sein» Jahrhundert. Wiesbaden: Harrassowitz, 2002; Pyzik T. Predestynacja w twуrczoci Aleksandra Wata. Gliwice: Gliwickie Tow. Szkolne im. Janusza Korczaka, 2004; Милош Ч. О стихах Александра Вата// Он же. Личные обязательства. Избранные эссе о литературе, религии и морали. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999, страницы 322-327; Мочалова В.В. Александр Ват: 13 тюрем // Деятели славянской культуры в неволе и о неволе: XX век. Сборник статей. Москва : Индрик, 2006, страницы 165-182.

1900
Аркадий Григорьевич Вовси
русский советский актёр. Заслуженныйартист РСФСР (1947). Учился в студии М.А.Чехова. В 1926 окончил ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком театре; с 1930 - актёр МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник" Флетчера, шофёр Таратута - "Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-1938-Театра МГСПС. С 1938 В.- в Театре имени Ленинского комсомола; роли: Голубь, Воронцов ("История одной любви", "Так и будет" Симонова), Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Крутилич ("Братья Ершовы" по Кочетову) и др. В искусстве Вовси острая наблюдательность, точная внешняя характерность образа сочетаются с мягким лиризмом, тонким, немного печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир человека. Вовси выступает как режиссёр. Поставил спектакли: "Школьные товарищи" Ласкина (1945, Театр имени Ленинского комсомола), "Наследники" Бру штейн (1946, МТЮЗ). Ведёт педагогическую работу. Скончался 29 июня 1971 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку