-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111206
Комментариев: 6803
Написано: 119680


3 марта родились...

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 07:14 + в цитатник
 (525x699, 198Kb)
1860
Алексей Евграфович Фаворский
химик-органик, академик Академии наук СССР, Президент Русского физико-химического общества имени Д.И.Менделеева, заведующий кафедрой органической химии Ленинградского химико-технологического института, заведующий лабораторией органической химии Ленинградского государственного университета, главный редактор «Журнала общей химии» Академии наук СССР. Родился в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии (ныне город Нижегородской области). Сын священника. Русский. Учился в Нижегородской и Вологодской гимназиях. С 1878 года – студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1882 г. Работал в лаборатории А.М.Бутлерова, стал одним из наиболее ярких и последовательных представителей Бутлеровской научной школы химиков. С 1883 года – химик-лаборант 1-го Санкт-Петербургского реального училища. В 1884 году вышла в свет первая научная работа. С 1885 года - лаборант Санкт-Петербургского университета. Магистр химии (1891), доктор химии (1895). С 1891 года – приват-доцент, с 1896 – профессор кафедры аналитической и технической химии и заведующий лабораторией качественного анализа и физической химии Санкт-Петербургского университета. В эти годы стал близким соратником великого русского химика Д.И.Менделеева и создал свою собственную научную школу в органической химии. Одновременно с 1891 по 1894 годы – преподаватель в Михайловском артиллерийском училище и заведующий кафедрой Артиллерийской академии, профессор кафедры органической химии Санкт-Петербургского технологического института (1897 -1908) и на Высших женских курсах (1900-1919). Профессор кафедры органической химии и заведующий лабораторией Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета с 1900 по 1930 годы. Ответственный редактор «Журнала русского физико-химического общества» с 1900 по 1945 (затем «Журнал общей химии» Академии наук СССР). Перечень достижений А.Е.Фаворского и его многочисленных учеников огромен. Фактически на его трудах построено всё современное учение об углеводородах. Синтез всех современных полимеров берет начало от исследований Фаворского. Особое значение для промышленности имеет открытый Фаворским способ синтеза изопрена и изопренового каучука, и метод синтеза виниловых эфиров. С 1919 года до конца жизни - научный руководитель Отдела органической химии в Государственном НИИ прикладной химии в Ленинграде. Член-корреспондент Академии наук с 1922 г. Заведующий кафедрой органической химии в Ленинградском химико-технологическом институте с 1924 по 1934 годы. Организатор и директор в 1934 – 1938 годах Института органической химии Академии Наук СССР. В 1929 году избран академиком Академии наук СССР. С 1931 по 1941 годы – заведующий органическим отделением научно-исследовательского химического института Ленинградского государственного университета, а с 1938 года до конца жизни – заведующий кафедрой высокомолекулярных соединений Ленинградского государственного университета. Президент русского физико-химического общества имени Д.И.Менделеева. В 1941 году эвакуирован в Северный Казахстан. Оставшись без лаборатории, которую не успели эвакуировать из Ленинграда, Фаворский принял на себя работу по всем направлениям, проводившимся в ближайших районах. В частности под его руководством был создан бальзам для лечения ран из полимидов виниловых эфиров, получивший широкое применение в госпитальном деле. В сентябре 1944 вернулся в Ленинград, возглавив работу по восстановлению деятельности университета и научных институтов города. За выдающиеся заслуги в развитии отечественной химической науки и в деле подготовки научных кадров, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 года Фаворскому Алексею Евграфовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Выдающийся русский химик получил международное признание. В частности, избран почетным членом Французского химического общества (1925), Американского химического общества. Умер 8 августа 1945 года. Похоронен на Волковском православном кладбище Ленинграда. Лауреат Сталинской премии СССР (1941). Лауреат премии имени А.М.Бутлерова Русского физико-химического общества (1929). Награждён четырьмя орденами Ленина (4 мая 1944, 9 лекабря 1944, 4 марта 1945, 10 июня 1945), орденом Трудового Красного Знамени (25 февраля 1940). Имя академика Фаворского присвоено Иркутскому институту химии Сибирского отделения Российской академии наук.
Monument_to_Alexey_Favorsky (581x700, 212Kb)
В родном городе Фаворского Павлово ему установлен памятник и его именем названа улица. В Санкт-Петербурге установлены 2 мемориальные доски в его честь. Имя ученого носят улицы в Санкт-Петербурге, Иркутске. Сочинения: Сборник избранных трудов, Москва – Ленинград, 1940. Литература: Фаворская Т.А., Алексей Евграфович Фаворский, Ленинград, 1968.

Beketov_A.N._2_1900th (558x700, 120Kb)
1862
Алексей Николаевич Бекетов (украинское имя - Олексій Миколайович Бекетов)
русский и советский архитектор и художник-пейзажист, академик архитектуры с 1894, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств с 1898, доктор архитектуры с 1939, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941). Автор более двадцати архитектурных шедевров, в основном в стиле русской классической архитектурной школы и модерн. Родился в городе Харькове (по другим данным — в Киеве), в семье Николая Николаевича Бекетова — основателя физико-химической науки, академика Императорской Академии Наук. Получил образование на архитектурном факультете Академии художеств в Санкт-Петербурге, у профессоров Д.И.Гримма и А.И.Кракау в 1882—1888 годах. Работал в то же время у известного петербургского архитектора М.Е.Месмахера, участвуя в проектах дворца Великого князя Михаила Михайловича, здания архива Государственного совета и др. Звание академика архитектуры получил в 1894 году за проект здания Общественной библиотеки на полтора миллиона томов, с 1921 носящей имя библиотека Короленко, крупнейшей библиотеки Восточной Украины.
Артема_44_фасад_Бекетову_доска (700x574, 94Kb)
Мраморная доска на здании Харьковского коммерческого института, 1916.
В значительной мере сформировал архитектурный облик города Харькова (более 40 зданий), особенно Нагорного района, улиц Пушкинской, Мироносицкого переулка и Садово-Куликовской. Около 60 зданий по его проектам также построены в Крыму (Симферополь, Алушта), Киеве, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Лубнах, Новочеркасске, Белгороде, Баку, Донецке и городах Донбасса (Горловке, Макеевке и других). Бекетов воспитал целое поколение молодых русских и советских архитекторов, которые учились в технологическом (ХПИ), институте искусств (ХХПИ), инженерно-строительном (ХИСИ) и институте инженеров коммунального хозяйства (ХИИКС) в Харькове. Среди его учеников известные архитекторы А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг, В.Г.Кричевский. Был женат на дочери южнорусского горнопромышленника Алексея Алчевского Анне (1868—1931), которая была художницей. Скончался в оккупированном немцами Харькове 23 ноября 1941 года. Был похоронен на городском кладбище на месте нынешнего Молодёжного парка. Во второй половине 1970-х годов, перед ликвидацией кладбища, прах был перенесён на тринадцатое городское кладбище Харькова далее по улице Пушкинской.
Beketov_and_Bobin_memorial_tablet (700x645, 222Kb)
Мемориальная доска на здании Института вакцин и сывороток на улице Пушкинской в Харькове.
Архитектурный архив Алексея Бекетова находится в Центральном государственном научно-техническом архиве Украины в Харькове. Среди родственников Алексея Николаевича было чрезвычайно много талантливых и известных людей. Он — сын академика-химика Николая Бекетова, племянник академика-ботаника, ректора СПбУ Андрея Бекетова и переводчицы Елизаветы Бекетовой, двоюродный брат поэтесс Екатерины и Марии Бекетовых, дядя поэта Александра Блока, свойственник великого химика Дмитрия Менделеева, зять просветительницы Христины Алчевской, промышленника Алексея Алчевского и их детей — композитора Григория; оперного тенора, солиста Мариинки Ивана; поэтессы Христины. Самым интересным проектом Бекетова был проект нового харьковского оперного театра на 2200 человек. Его не дала осуществить Первая мировая война, а затем гражданская. В результате Харьков имеет вместо великолепного бекетовского — огромный «миргородский» долгострой (строился 21 год) новый оперный театр на Сумской с театральным залом всего на 1500 мест, без окон, похожий на что угодно (прозвище «саркофаг»), но не на классическое здание театра.
Панно_на_метро_Бекетова (700x525, 130Kb)
Витраж на станции метро «Архитектора Бекетова»
Другим интересным зданием — украшением города обещало стать бекетовское новое здание Харьковского университета, которому к концу 1930-х стало тесно в стенах бывшего Губернаторского дворца. Архитектор получил право на возведение нового здания ХГУ. Но и этот проект не был осуществлён из-за войны — теперь уже другой. Мироносицкий переулок (сейчас вошёл в улицу Совнаркомовскую) в начале XX века стал как бы личным алчевско-бекетовским: земельные участки принадлежали промышленнику Алчевскому, зять же их обустраивал прекрасными особняками. Там находились его великолепный особняк (дом 10, 1900, ныне Дом учёных); усадьба Алчевских (дом 13, 1893, ныне ДК МВД); сад Алчевских; воскресная школа Алчевской (дом 9, 1896, теперь — выставочный зал Художественного музея). Также Бекетовым там были построены ещё два здания — 11 (частный особняк, 1912, потом Совнарком Украины, давший название всей улице; ныне Художественный музей), и службы усадьбы. После финансового краха и последовавшего самоубийства либо убийства тестя Бекетова в мае 1901 года после него остались большие долги. Тёща Бекетова продала усадьбу с садом, а архитектор вынужден был продать свой особняк Южно-русскому обществу автомобилистов и затем построил себе двухэтажный дом 37 в самом конце Садово-Куликовской улицы, над Журавлёвскими склонами, где участки были дешевле и место не престижное. Сам архитектор с семьёй жил на втором этаже, а нижний сдавал. Среди жильцов были художник М. Р. Пестриков, а уже при Советской власти, в 1930-х — известный баталист Николай Самокиш. На этой небольшой улице Бекетов построил пять зданий: 9, 21, 23, 37, …
KharkovDarvina37Tablet (700x525, 75Kb)
Доска на последнем личном доме Бекетова — Дарвина, 37.
В той же до- и послереволюционной квартире архитектора на Садово-Куликовской (улица Дарвина) до сих пор проживают его внуки, в частности, Ф.Рофе-Бекетов. Им также принадлежит флигель при даче Алексея Бекетова в Алуште (в самой даче сейчас расположен музей Алексея Николаевича). История этой крымской дачи такова: отец, проживавший в Санкт-Петербурге, разделил свой алуштинский участок и подарил половину сыну, где тот и начал в 1895 году рядом с отцовской, купленной ещё в 1870-х годах, строить свою дачу в мавританском стиле. Праправнучка Бекетова ходит (в 2008 году) в первую школу по улице Красина, 12, первый корпус которой, выходящий на Дарвина (дом 13), построил в 1896 году её прапрадед. Архитектор участвовал в конкурсе на сооружение знаменитого Госпрома, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма. Бекетов был неплохим художником-пейзажистом. Его картины имеются в частных коллекциях. Тёща русского патриота Бекетова была украинской националисткой. Её учеником был украинский националист-террорист Николай Михновский, взорвавший в 1904 году памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину на Театральной площади Харькова (на том самом месте, где памятник стоит в настоящий момент). Память: В честь А.Н.Бекетова названа станция харьковского метро; Его имя носит улица на посёлке ХТЗ; 23 августа 2007 года ему открыт памятник на Сумской, перед ХИСИ; В Алуште на бывшей даче Бекетовых, построенной Алексеем Николаевичем в восточно-мавританском стиле, открыт дом-музей А.Н. Бекетова; Часть музея ХИИКСа (улица Маршала Бажанова) посвящена Бекетову.
Beketov_monument_in_kharkov (420x700, 414Kb)
Памятник Бекетову на Сумской, перед ХНУСА. Открыт 23 августа 2007
Источники: Дудукина Д. К 145-летию со дня рождения А.Н.Бекетова. Архитектурный вестник (журнал), AB 2(95), 2007; Харків • 350. Фотоальбом. Раздел "Известны во всём мире" / Володимир Чапай та інш.. — Харків: Золоті сторинки, 2004. — 344 страницы. — 2 экземпляров. — ISBN 966-8494-43-1; Олексій Миколайович Бекетов (1863—1941) / І.О. Ігнаткін. — Київ: вид-во Академії архітектурі УРСР, 1949. — 44 страницы. — 1 000 экземпляров; Л.Розвадовская. Академик Бекетов: новатор с классическим образованием; Д.Петренко. Бекетовское наследие; Н.Хоробрых. Банковские здания архитектора Бекетова; Д.Дудукина. Статья из «Архитектурного вестника», 2007.

1863
Артур Ллуэллин Джоунз (Артур Макен; Леолинус Силуриенсис)
уэлльский писатель, переводчик и актер, автор романов "Террор", "Холм грез", "Сокровенный свет", сборников "Хроники Клеменды", "Три обманщика, или Трансмутации", "Великое возвращение" и др.

MINGDAUGAS_Vilgelm_fon_Urakh_II (448x700, 168Kb)
1864
Вильгельм II фон Урах (немецкое имя - Wilhelm Karl Florestan Gero Crescentius von Urach, литовское имя - Vilhelmas Urachas, Mindaugas II)
немецкий принц из рода фон Урах, провозглашённый королем Литовского королевства под именем Миндаугаса или Миндовга II. Принц Вильгельм Карл Флорестан фон Урах, граф фон Вюртемберг был старшим сыном первого герцога Урахского Вильгельма (представителя морганатической ветви Вюртембергского герцогского (позже — королевского) дома) и его второй жены, принцессы Флорестины из Монако. Вильгельм родился в Монако. В 4 года унаследовал от отца герцогство Урах. С детства он был одним из наследников трона Монако. В 1913 году был одним из претендентов на трон Албании, но его обошёл другой принц — Вильгельм Вид. Германское правительство также прочило его на трон Лотарингии. Как и предполагалось в его семье, Вильгельм поступил на службу в вюртембергскую армию в 1890-е годы и уже в Первой мировой войне командовал 26-й германской дивизией. С ноября 1914 года участвовал в германском наступлении на Францию, а затем Бельгию. В декабре того 1914 года участвовал в боях в Польше. В октябре-ноябре 1915 года участвовал в кампании против Сербии. Сражался в битве на Сомме. 16 февраля 1918 года Литва была провозглашена независимым государством. 11 июля 1918 года Литовская Тариба приняла резолюцию, провозглашавшую Литву конституционной монархией. На литовский престол было решено пригласить Вильгельма фон Ураха (одним из критериев отбора было условие, что король должен быть католиком). Вильгельм принял предложение, он должен был переехать с семьёй в Вильно и начать обучаться литовскому языку. Так как он становился вторым королем этого государства, то он должен был взойти на престол под именем Миндаугаса Второго. Но тем фактом, что королем стал не представитель династии Гогенцоллернов были недовольны оккупационные власти Германии, чьи войска тогда занимали страну. После долгих споров в Тарибе 2 ноября 1918 года решение о монархическом строе было отозвано. Вильгельм так и не был коронован королем Литвы, формально будучи им около ста дней. Интересно, что он так и ни разу в жизни и не побывал в Литве. Поскольку у дяди Вильгельма по матери, монегасского князя Луи II, не было законорожденных детей, Вильгельм должен был унаследовать престол княжества Монако. Во время Первой мировой войны вопрос престолонаследия в Монако озаботил французское правительство, которое не желало видеть его правителем подданного враждебной Германии. При французской дипломатической поддержке Луи II признал своей наследницей внебрачную дочь, Шарлотту, бывшую замужем за французским аристократом. Вильгельм фон Урах, который родился в Монако и проводил большую часть времени на Ривьере, не мог согласиться с этим решением. Его потомки до сих пор считают нынешних правителей Монако (потомков Шарлотты) узурпаторами. Вильгельм был женат два раза. В 1892 году он женился на баварской принцессе Амалии (1865—1912) — дочери Карла Теодора Баварского; она также была потомком Августа III и Станислава Лещинского — королей Польши и великих князей Литовских, что возможно было положительным фактором для Вильгельма, ещё не выбранного королём. От Амалии он имел девять детей: Мари Габриэль (1893—1908); Елизавета (1894—1962) — вышла замуж за принца Карла Лихтенштейнского, дяде Франца Иосифа Лихтенштейнского; Карола (1896—1980); Вильгельм (1897—1957) — сочетался морганатическим браком с Елизаветой Тейрер, имел двух дочерей Елизавету и Марию Кристину; Карл Геро (1899—1981) — третий герцог фон Урах, титулярный король Литвы, женился на графине Габриель фон Вальдбург, детей не имел; Маргарет (1901—1975); Альбрехт (1903—1969) — первым браком женился на Розмари Блэкеддер, вторым браком на Уте Вальдшмидт, имел детей от обеих; Эбергард (1907—1969) — пятый герцог фон Урах, титулярный король Литвы; Мехтильда (1912—2001) — вышла замуж за Карла Фредерика Гогенлоэ. В 1924 он женился на баварской принцессе Вильтруде (1884—1975) — дочери короля Баварии Людвига III. Умер Вильгельм II фон Урах в Рапалло, Италия, 24 марта 1928 года.

Игамберды Ташкенбаев  (510x320, 36Kb)
1866
Игамберды Ташкенбаев
узбекский цирковой артист, народный артист РСФСР и Узбекской ССР (1939), Герой Труда (1937). Член КПСС с 1942. Сын бродячего артиста. В детстве выступал вместе с отцом, затем самостоятельно. Исполнял эквилибристические и гимнастические упражнения на канате и трапециях. В 1942 г. создал и возглавил узбекский цирковой коллектив, работал в нем до 1949 г. В его номере участвовали члены его семьи и ученики. Игамберды Ташкенбаев награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак почёта», медалями Советского Союза. Умер 9 февраля 1963 года. Известность получил его сын — Абиджян Ташкенбаев (родился 1 января 1915), народный артист Узбекской ССР (1961), с 1949 руководитель номера Ташкенбаева, в 1950—1956 художественный руководитель ташкентского цирка. Внук Игамберды Ташкенбаева — Камалджан Ташкенбаев (родился 28 октября 1929), заслуженный артист Узбекской ССР (1966). Член КПСС с 1954. С 1965 руководитель аттракциона «Узбекские дорвозы». Литература: Абидов Т., Мастера узбекского цирка, Ташкент, 1973.

 (525x700, 72Kb)
1868
Ален (Alain; псевдоним; настоящее имя - Эмиль-Огюст Шартье, Emile-Auguste Chartier)
французский философ, литературный критик и публицист. Родился в Мортань-о-Перш. Учился в коллеже, затем в лицее в Алансоне. Поступил в Высшую педагогическую школу, которую окончил в 1889. После получения степени агреже по философии (1892) преподавал в Понтиви, Лориане (1893–1900), в Руане (1900–1903), а затем в Париже, в лицее Генриха IV, где с 1909 по 1933 был профессором риторики; одновременно читал курс в коллеже Севинье. В политическую жизнь вошел в связи с делом Дрейфуса, приняв сторону дрейфусаров. С 1903 начал публиковать в газете «Dépêche de Rouen» под псевдонимом Ален ежедневные краткие статьи – «мысли по поводу», где высказывал свои взгляды в связи с теми или иными событиями. С 1906 по 1914 опубликовал более 3000 таких статей. Сотрудничал также в «Revue de la métaphysique et de la morale» (1893–1907), опубликовал сборник «мыслей» (Propos). Эта деятельность была прервана Первой мировой войной. На войне Ален провел два с половиной года; за это время написал книги Марс, или суждения о войне (Mars ou la guerre jugée, 1921); Восемьдесят одна глава о духе и страстях (Quatre-vingt-un chapitres sur l'esprit et les passions; опубликована в 1917, переиздана в 1941 под названием Элементы философии); Система изящных искусств (Système des beaux-arts, 1920). Демобилизовавшись, поселился в Ле Везине. В 1921 возобновил работу над Мыслями по поводу, вначале для издания «Libres Propos», затем для ряда газет. Большая часть этих материалов вошла позднее в сборники: Мысли об эстетике (Propos sur l'esthétique, 1924); Мысли о счастье (Propos sur le bonheur, 1925); Наброски о человеке (Esquisses de l'Homme, 1927); Мысли о политике (Propos de politique, 1934); Мысли о литературе (Propos sur la littérature, 1934); Мысли о воспитании (Propos sur l'éducation, 1932); Мысли о религии (Propos sur la religion, 1938); Чувства, страсти и знаки (Sentiments, passions et signes); Минерва, или О Мудрости (Minerve, ou de la Sagesse, 1939); Стражи духа (Les vigiles de l'esprit, 1942) и др. В то же время писал и более пространные произведения, где в связной форме излагал свои идеи: наряду с Системой изящных искусств это работы История моих мыслей (Histoire de mes pensées, 1936); Боги (Les Dieux, 1934); Беседы на морском берегу (Entretiens au bord de la mer, 1931). В 1930-е годы, чувствуя приближение новой войны, Ален организовал в сотрудничестве с П.Ланжевеном, З.Риве и Ж.Вави Комитет бдительности интеллектуалов-антифашистов, а через некоторое время открыто занял пацифистские позиции, видя в войне силу, дающую выход инстинктам и страстям, парализующим моральную ответственность. Радикальные политические взгляды Алена отражены в работах Гражданин против властей (Citoyen contre les pouvoirs, 1926); Элементы радикальной доктрины (Eléments d'une doctrine radicale, 1925). Ведущие темы философии Алена – гуманизм и свобода. Человек в его понимании – субъект знания и действия, разумное, свободное и ответственное существо, наделенное волей к борьбе против насилия власти и отживших традиций. Будучи противником тирании во всех ее проявлениях (этим обусловлены его политические взгляды), Ален защищал свободу гражданина, право индивида на суждения. Воспитанный в традициях классической философии (главным образом Платона, Декарта, Канта) и Конта, видел в философии постоянно возобновляемое усилие духа, направленное на преодоление страстей. Идеи о восприятии, свободе, сущности и существовании предвосхитили некоторые положения экзистенциализма, а учение о творческом воображении послужило для Сартра одним из стимулов к написанию труда Воображаемое. В своих сочинениях Ален проявил себя как мыслитель, в оригинальной форме развивающий картезианский гуманизм, стремящийся, подобно Монтеню, помочь человеку стать хозяином своих страстей. Избранный Аленом способ изложения основан на представлении, что идеи не имеют устойчивого существования: в каждое мгновение они теряются и заново обретаются. С этим связан отказ Алена от построения философской «системы». Ален отвергал также звание философа, не желая входить в число «философов по профессии». Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику. Ряд его трудов был издан посмертно, в частности Письма о первой философии (Lettres sur la philosophie première, 1955) и Диалектика чувств (Dialectique des sentiments, 1971). Умер в Ле Везине близ Парижа 2 июня 1951 года.

 (532x698, 86Kb)
1868
Генри Джозеф Вуд (Henry Joseph Wood)
английский дирижёр. Доктор музыки Оксфордского университета (1926). Учился в Королевской академии музыки в Лондоне (1886-88). Дебютировал как дирижёр в 1889. С 1895 дирижировал общедоступными так называемыми Променад-концертами (руководил ими до последних дней жизни) и "воскресными" в Лондоне. В. много сделал для популяризации симфонической музыки и развития оркестровой культуры в Англии: руководил симфоническими оркестрами и музыкальными фестивалями в разных городах страны, дирижировал оперными спектаклями; гастролировал в США. С 1923 профессор Королевской академии музыки. В своей концертной деятельности В. особое внимание уделял пропаганде русской классики (его исполнение 6-й симфонии П.И.Чайковского высоко оценил В.И.Ленин, слушавший концерт Вуда в Лондоне) и советской музыки, особенно во время 2-й мировой войны; активно выступал за дружбу с СССР; дирижировал сочинения Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна и др. Вуд - автор симфонических и хоровых сочинений, обработок для симфонического оркестра и литературных сочинений, которые он подписывал псевдонимом П.Кленовский. Скончался 19 августа 1944 года.

1870
Надежда Михайловна Аваева
талантливая пианиcтка, уроженка города Темников. Родилаcь в купечеcкой cемье. Её отец М.Ф.Аваев (умерший в 1903 году) в течение двадцати пяти лет переизбиралcя на поcт темниковcкого городcкого головы (предcедателя городcкой управы) и, как позволяли уcловия того времени, проявлял заботу о благоуcтройcтве города. Cемья Аваевых была культурной и гоcтеприимной. Именно Аваевы в 1870-х годах впервые в городе приобрели рояль. У них бывал неоднократно приезжавший в Темников извеcтный поэт П.А.Козлов, которого Надежда Михайловна хорошо помнила. Cвоим детям Аваев дал хорошее образование. Братья Надежды Михайловны: Михаил Михайлович был инcпектором народных училищ в Елатьемcком уезде Тамбовcкой губернии, Петр Михайлович — крупный инженер-электрик. В течение ряда лет работал преподавателем электротехничеcкого инcтитута в Санкт-Петербурге, а в cоветcкое время (1920-е годы) профеccор и доцент химичеcкого факультета Нижегородcкого универcитета. Cтаршая cеcтра Cофья Михайловна Аваева-Рачинcкая, жившая в Санкт-Петербурге, окончила там конcерваторию и была превоcходной пианиcткой. C детcтва играя на рояле, Н.М.Аваева проявила иcключительные музыкальные cпоcобноcти и готовилаcь поcтупить в Санкт-Петербургcкую конcерваторию. Напряженная подготовка к экзаменам дала cебя знать - Аваева раcтянула cухожилия киcти левой руки, и врачи на длительный cрок запретили ей иcполнять техничеcки трудную музыку. Вмеcто конcерватории она поcтупила в Санкт-Петербурге в редакцию единcтвенного в Роccии музыкального журнала «Нувеллиcт». Там вcтречалаcь cо многими видными певцами и музыкантами, приходившими за нотными новинками, и аккомпанировала знаменитой эcтрадной певице А.Д.Вяльценой. Возвратяcь в Темников, Н.М.Аваева занялаcь музыкально-педагогичеcкой деятельноcтью. Она обучила деcятки юношей, девушек, а также и взроcлых игре на рояле, принимала учаcтие в выcтуплениях драматичеcкого коллектива и во многих общеcтвенных начинаниях, которые передовая интеллигенция cтремилаcь проводить, неcмотря на препятcтвия царcких чиновников. Вcкоре поcле уcтановления Cоветcкой влаcти в Темникове открылаcь музыкальная школа, и Н.М.Аваева была назначена заведующей. По ее инициативе из бывших помещичьих уcадеб в эту школу были cвезены ценные музыкальные инcтрументы. А поcле закрытия школы она проводила обучение музыке на дому. C 1933 по 1935 год Надежда Михайловна работала музыкальным иллюcтратором немого кино, и не cекрет, что многие шли в кинотеатр не только поcмотреть картину, но и поcлушать игру Аваевой. Одновременно она включилаcь в концертную деятельноcть: выcтупала как cолиcтка и концертмейcтер в концертах темниковcкого оркеcтра руccких народных инcтрументов, аккомпанировала хору при Доме культуры и выcтупавшим по меcтному радио учаcтникам художеcтвенной cамодеятельноcти. На cеccиях заочного отделения педагогичеcкого училища преподавала методику пения. В репертуаре Н.М.Аваевой были труднейшие для иcполнения произведения клаccичеcкой музыки. C приcущим ей маcтерcтвом она играла патетичеcкую и «Лунную» cонаты Бетховена, пьеcу Шуберта «Леcной царь» в транcкрипции Лиcта, лиcтовcкие 2-ю и 12-ю венгерcкие рапcодии, 14-й вальc Шопена, 2-ю мазурку Годара. «Полишинеля» Рахманинова, «Вальc цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковcкого, вальc Штрауcа «На берегу голубого Дуная» в концертной обработке Годовcкого и многие другие. Иcполняя эcтрадную музыку, она обычно уcиливала ее cвоими вариациями. Игра Аваевой отличалаcь проникновением в cодержание произведения и замечательной техникой. Поражала необычайная аккуратноcть Надежды Михайловны. На концерт она вcегда приходила одной из первых. В зрительном зале полумрак, на эcтраде заканчиваютcя поcледние приготовления, а она уже cидит cобранная, подтянутая, готовая в любую минуту пройти к роялю. Н.М.Аваева обладала иcключительной музыкальной памятью. Примером чего могут cлужить cледующие факты. Ей cообщили, что очередным фильмом будет комедия и желательно играть веcелую танцевальную музыку. - Я вcпомнила,— раccказывала Надежда Михайловна, двадцать две польки и не только мелодии, но и те вариации, c которыми их когда-то играла, — И она c блеcком иcполнила эти польки во время демонcтрация кинокартины. Во второй половине мая 1945 года в зале учительcкого инcтитута темниковцы, как и веcь cоветcкий народ, еще переживали радоcтные дни Победы. В зале царило приподнятое наcтроение. Надежда Михайловна cела за рояль и тут cлучилоcь неожиданное у нее резко ухудшилоcь зрение, c большим трудом она разбирала ноты. И здеcь пришла на помощь память: веcь разнообразный аккомпанемент провела почти наизуcть. Приcутcтвующие на концерте это заметили и проводили ее c эcтрады громом аплодиcментов. В течение пятнадцати лет - до 1948 года - года окончательного ухода на отдых Надежда Михайловна была музыкальным работником в городcком детcком cаду. Она была награждена медалью «За доблеcтный труд в Великой Отечеcтвенной войне 1941 - 1945 гг.». Cкончалаcь 3 октября 1959 года. На темниковcком кладбище, на могиле пианиcтки почитатели ее таланта поcтавили небольшой белый камень, на котором выгравированы нотный cтан, лира и надпиcь: «Пианиcтка Аваева Надежда Михайловна. 1870—1959».

Николай Константинович Игнатов (462x700, 84Kb)
1870
Николай Константинович Игнатов
гигиенист, доктор медицины (1898), профессор (1918), академик Академии Медицинских Наук (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Ученик Ф.Ф.Эрисмана. Родился в Калуге. Окончил в 1893 г. медицинский факультет ИМУ. В студенческие годы (с 1891 г.) начал заниматься науч. работой под руководством Ф.Ф.Эрисмана и С.Ф.Бубнова. В 1893–1910 и в 1913–1914 гг. работал в Гиг. ин-те ИМУ врачом-лаборантом и секретарем Особой научно- исследовательской комиссии по проектированию, устройству и эксплуатации Москворецкого (Рублевского) водопровода, в 1913–1914 гг. руководил институтом. В 1910–1925 гг. – на кафедре гигиены ИМУ (1-го МГУ): лаборант, прозектор, приват-доцент (1914–1918), профессор (1918– 1925). Одновременно: профессор гигиены Моск. Женского медицинского института (1912–1917), читал курс школьной гигиены в Московском коммерческом институте (1914), профессор анатомии и физиологии Московского педагогического института детской дефектологии (1920–1924), профессор экспериментальной гигиены Московского педагогического института педологии и дефектологии (1924–1925), научный сотрудник Российского пищевого научно- технического института Высшего совета народного хозяйства (1918–1922). В 1922– 1924 гг. – профессор гигиены Высшей медицинской школы; после ее слияния с медицинским факультетом 2-го МГУ, с 1924 г. до конца жизни, – заведующий кафедрой гигиены 2-го МГУ (2-го ММИ). Во время эвакуации 2-го ММИ (1941 – 1943) организовал и возглавил кафедру гигиены питания в Омском медицинском институте, подготовил кадры для ее дальнейшей работы. Н.К.Игнатов – автор приоритетных экспериментальных исследований в области гигиены водоснабжения и пищевой гигиены, капитальных трудов, посвященных методам санитарно-гигиенических исследований и проблемам детского питания; внес значительный вклад в организацию и методику преподавания гигиены в медицинских вузах России и СССР; создал научную школу. Его экспериментальные исследования «О подкрашивании солями меди растительных консервов», «Сравнительная оценка различных способов консервирования молока химическими веществами» послужили основой для установления гигиенического нормирования пищевых красителей и консервантов. Проведенный им анализ деятельности Особой науч.-иссл. комиссии по проектированию, устройству и эксплуатации Москворецкого водопровода и экспериментальное изучение различных систем механических фильтров, работы английских фильтров и др. обеспечили правильный выбор места расположения водопроводной станции и установление наиболее подходящих очистных сооружений и режимов их работы. Активно участвовал в организации, метод, обеспечении и преподавал на курсах усовершенствования эпидемиологов и фабричных инспекторов (1911), курсах для подготовки санитаргых врачей (1913–1914), усовершенствования врачей при Бактериологическом институте ИМУ. Фундаментальные труды Н.К.Игнатова «Практическое руководство по методике санитарно-гигиенических исследований» и «Питание для детей всех возрастов» выдержали несколько изданий и служили настольной книгой для нескольких поколений врачей. Состоял членом Ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР и Минздрава СССР, экспертного совета ВАК, редактором раздела «Гигиена» 1-го издания БМЭ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 31 декабря 1951 года. Сочинения: Питание детей всех возрастов.– 1-е издание.– Москва, 1922; 4-е издание.– Москва– Ленинград, 1931; Практическое руководство по методике санитарно-гигиенических исследований для студентов и врачей.– 1-е издание.–Москва, 1927; 5-е издание.– Москва– Ленинград, 1938. Библиография: Действительный член Академии медицинских наук СССР Николай Константинович Игнатов // Гигиена и санитария.– 1950.–№ 8.–Страницы 60–61; Памяти профессора Н.К.Игнатова // Вопросы питания.– 1952.– № 2.– Страницы 93–94; Василевская О.В. К десятилетию со дня смерти Н.К.Игнатова // Гигиена и санитария.– 1962.-№ 1.- Страницы 123; Литвинов Н.Н., Василевская О.В. 100 лет со дня рождения профессора Николая Константиновича Игнатова // Там же.– 1970.– № 5.- Страницы 54-55.

Андрей Матвеевич Лежава  (574x700, 91Kb)
1870
Андрей Матвеевич Лежава
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в городе Сигнахи Тифлисской губернии (ныне Грузия). Сын приказчика. Образование получил в Тифлисском учительском институте. С 1882 работал приказчиком, в столярной мастерской, затем на телеграфе. В 1886 примкнул к народникам. С 1893 преподаватель воскресной школы в Москве. В апреле 1893 арестован за участие в организации подпольной типографии и после 2 лет в крепости отправлен на 5 лет в ссылку, где стал марксистом. С 1901 работал в транспортных и страходых компаниях. В 1904 вступил в РСДРП, большевик. Вел революционную работу в Тифлисе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове, Москве. В декабре 1905 арестовывался. В 1917 работал в рабочей группе Московского продкомитета. В 1919-1920 председатель Центросоюза. В 1920-1922 заместитель наркома внешней торговли РСФСР. С 1922 председатель Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР (1922-23) и СССР (1923-1924). По поручению ЦК составил "Тезисы о внешней торговле", которые были одобрены В.И. Лениным. В мае 1924 Лежава был назначен наркомом внутренней торговли СССР, но уже в декабре переведен на пост заместителя председателя СНК РСФСР и председателя Госплана РСФСР, который занимал до 1930. В 1927-1935 одновременно председатель президиума общества "Автодор". В 1927-1930 член ЦКК ВКП(б). В 1930-1932 председатель Всесоюзного государственного объединения рыбной промышленности и хозяйства. В 1933 председатель Всесоюзного комитета по субтропикам при СТО СССР, одновременно с 1930 начальник Главного управления субтропических культур Наркомата земледелия СССР. Арестован 26 июня 1937 года. Осужден 8 сентября 1937 года, расстрелян 8 октября 1937 года. Реабилитирован 2 июня 1956 года.

 (699x681, 79Kb)
1870
Геза Мароци (венгерское имя - Géza Maróczy)
енгерский шахматист, гроссмейстер (1950), один из сильнейших в мире в первом десятилетии XX века, теоретик, литератор, оказавший большое влияние на творчество Макса Эйве и Веры Менчик. Родился в Сегеде. По образованию математик и технолог. Продолжительное время работал инженером. Познакомился с шахматами в 15 лет. Играя с лучшими будапештскими шахматистами, скоро достиг силы мастера. Официальное звание мастера получил лишь на побочном турнире в Гастингсе в 1895. С тех пор вплоть до 1908 регулярно принимал участие почти во всех крупных турнирах и, за исключением Венского гамбитного турнира 1903, неизменно входил в группу победителей. Брал первые призы в Монте-Карло (1902), Остенде (1905), Бармене (1908, вместе с Яновским), Вене (1908, вместе с Дурасом и Шлехтером). После 1908 отошёл от шахмат и вернулся к участию в турнирах только после Первой мировой войны. С Эйве Мароци тесно сотрудничал во время своего проживания в Голландии и в 1921 году они сыграли между собой матч, состоявший из двух этапов: в августе результат был +2-2=5, а в декабре было еще три ничьи. Его единственным крупным успехом в этот период является первый приз в Карлсбаде (1923, вместе с Алехиным и Боголюбовым). Мароци известен прежде всего как шахматист оборонительного стиля (на одном из турниров 1920-х годов он свёл все партии вничью, что дало повод говорить о «ничейной смерти» шахмат) и мастер эндшпиля. Прекрасно проявил себя в таких вошедших в то время в моду дебютах, как французская и сицилианская защиты. Возглавлял команду Венгрии на первой Всемирной Олимпиаде в Лондоне (1927), ставшую победительницей; его вклад в победу (+6-0=6) был весьма значительным. Умер в Будапеште 29 мая 1951 года.В 1985—1993 гг. дух Мароци сыграл партию с гроссмейстером В. Корчным. Связь с Мароци происходила с помощью медиума Р.Ролланса. Корчной победил на 47-м ходу. Литература: Walter Arpad Földeak: Géza Maróczy, Leben und Lehren. Verlag de Gruyter, Berlin 1971; Флориан Тибор. Первый гроссмейстер Венгрии. // «64 — Шахматное обозрение». — 1982. — № 9. — Страница 21—23.

1872
Вильгельм Эрнст Мартин Георг Аренс (Wilhelm Ernst Martin Georg Ahrens)
бельгийский математик. Аренс родился в городе Любц (земля Мекленбург). Учился с 1890 по 1897 г. в Ростоке у Отто Штауде С 1895 по 1896 преподавал в немецкой школе в Антверпене, а затем учился у Софуса Ли в Лейпциге. В 1897 году он был учителем в Магдебурге в Строительной школе (немецкое название – Baugewerkeschule), с 1901 в инженерной школы. Вдохновленный Софусом Ли он написал "О группах преобразований , у которых все подгруппы инвариантны " (Гамбургское Математическое Общество, Том 4 , 1902). Он много работал по истории математики и математических игр ( рекреационная математика), о которых он написал большую работу, а также сотрудничал в Энциклопедии математических наук. Его предшественниками были великий Жак Озанам (французское имя - Jacques Ozanam) во Франции, где теоретик чисел Эдуар Лукас (1842-1891) в 19 веке писал подобные книги, и Уолтер Уильям Роуз Болл ( 1850-1925 ) в Англии, Сэм Лойд (1841-1901) в США и Генри Дьюдени (1857-1930) в Англии. Он также написал книгу цитат и анекдотов о математиках. Он был автором многочисленных журнальных статей. Известна его книга «Математические развлечения и игры», переведенная на русский язык. Умер 23 апреля 1927 года.

Николай Евгеньевич Ончуков (463x700, 272Kb)
1872
Николай Евгеньевич Ончуков
выдающийся фольклорист, этнограф, журналист и издатель, действительный член Императорского русского географического общества с 1907 г. В 1893 году окончил Школу лекарских помощников в Казани, в 1903 году — Петербургский археологический институт. С 1897 г. начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в газетах города Перми и города Екатеринбурга. В 1898 г. переехал в город Санкт-Петербург, занимался научной и собирательской деятельностью. Заведывал фельдшерским пунктом в селе Насадка Пермской губернии, работал фельдшером в городе Перми. С 1897 по 1936 год работал в российских и советских периодических изданиях («Сын Отечества», «Новое время» «Живая старина», «Краеведение» и др.), в 1909—1917 годах издавал в Сарапуле либерально-демократическую газету «Прикамская жизнь». В 1900 г. по заданию Русского географического общества совершил этнографическую экспедицию на реке Вишеру и реке Колву на севере Пермской губернии, результаты которой широко освещались в специальных изданиях. Является первооткрывателем эпической традиции на низовой Печоре. В журнале "Живая старина" опубликовал очерк "По Чердынскому уезду", в котором привел сведения о хозяйственной деятельности, культуре и быте русских и вогул. В 1901 - 1907 гг. совершил ряд фольклорно-этнографических экспедиций в Поморье, на Печеру, в Олонецкую и Архангельскую губернии. Автор книг "Печерские былины", "Северные сказки" и др. В 1908 - 1918 гг. жил в городе Сарапуле, был издателем и редактором газеты "Прикамская жизнь", одним из основателей Сарапульского земского музея. В 1921 - 1924 гг. являлся преподавателем кафедры русского яз. и словесности педагогического факультета Пермского госуниверситета. В 1923 г. совершил новую экспедицию в Чердынский край. Материалы о ней, опубликованные в "Пермском краеведческом сборнике", показали значительные изменения в жизни местного населения, вызванные событиями революции и гражданской войны. Занимался также собиранием фольклорных источников. Уникальный интерес для отечественной культуры представляет очерк Н.Е.Ончукова "Масленица", в котором были воспроизведены на материале Пермской губернии записи масленичных игр. В 1924—1930 годах Ончуков преподавал фольклор в Ленинградском университете. Впервые Ончуков был арестован в Ленинграде 1 сентября 1930 года и 20 мая 1931 года по статье 58-11 УК РСФСР приговорён к высылке в Северный край. Ссылку отбывал до 26 июля 1932 года в городах Котлас и Никольск. 23 марта 1935 года как социально опасный элемент был лишён права проживания в 15 крупнейших городах и выслан из Ленинграда в Пензу. Второй раз был арестован в Пензе по делу «контрреволюционной группы церковников» 5 октября 1939 года. Осужден на 10 лет. Отбывал наказание в ИТК № 1 НКВД, пос. Ахуны, где и скончался в заключении 6 марта 1942 года. Внесудебные решения 1931 и 1935 годов в отношении Н. Е. Ончукова были отменены в 1989 году согласно статье I Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-1940-х и начала 1950-х годов». Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1989 года приговор Пензенского областного суда в отношении Ончукова отменён, дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. Публикации: «По Чердынскому уезду» (1901 г., малая серебряная медаль Императорского Русского Географического общества); «Печорские былины» (1904 г., малая золотая медаль Императорского Русского Географического общества); «Северные сказки» (1908 г., большая золотая медаль Императорского Русского Географического общества); «Северные народные драмы» (1911 г.). Сочинения: Ончуков Н.Е. По Чердынскому уезду. Поездка на Вишеру, на Колву и на Печору // Живая старина. Санкт-Петербург, 1901. Выпуск 1; По горной Вишере // Новое дело. Санкт-Петербург, 1902. № 11 - 12; Поездка в Чердынский край летом 1903 года // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1924. Выпуск 1; Масленица // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1928. Выпуск 4; По Тавдинскому краю: (О работах по фольклору в 1929 г.) // Уральское краеведение. Свердловск, 1927. Выпуск 1. Библиографии: Иванова Т.Г. Н.Е.Ончуков и судьба его научного наследия // Русская литература. 1982. № 4; Налепин А.Л. Фольклорно-этнографическая деятельность Н.Е.Ончукова // Труды Института этнографии. Новая серия. Москва, 1988. Том 114; Шилов А.В. Из истории этнографического изучения Верхнего Прикамья (экспедиции Н.Е.Ончукова в 1900 и 1923 гг.) // Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья: материалы Всероссийская научно-практическая конференция. Березники, 1994. Страницы 52-54. Литература: Иванова Т.Г. Н.Е.Ончуков и судьба его научного наследия // Русская литература. 1982. № 4; Налепин А.Л. Фольклорно-этнографическая деятельность Н.Е.Ончукова // Труды Института этнографии. Новая серия. М., 1988. Том 114; Шилов А.В. Из истории этнографического изучения Верхнего Прикамья (экспедиции Н.Е.Ончукова в 1900 и 1923 гг.) // Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья: Материалы Всероссийского научно-практической конференции Березники, 1994; Заветные сказки из собрания Н.Е.Ончукова / Издание подготовили В.И.Еремина, В.И.Жекулина; Художник Д.Шимилис. — Москва: Ладомир, 1996, 396 страниц, иллюстрации. (Русская потаенная литература). ISBN 5-86218-253-5; Н.Е.Ончуков. Северные сказки. Книги 1 и 2. — Санкт-Петербург: Тропа Троянова, 1998, 480+352 стр. ISBN 5-89798-003-9, ISBN 5-89798-002-0; ISBN 5-89798-004-7, ISBN 5-89798-002-0; Неизданные сказки из собрания Н.Е.Ончукова (тавдинские, шокшозерские, самарские сказки) / Подготовка текстов: В.И.Жекулнина; вступительная статья, комментарии: В.И.Еремина. — Санкт-Петербург.: Алетейя, 2000. ISBN 5-89329-318-5; Северные сказки в собрании Н.Е.Ончукова. — Санкт-Петербург: Издательский дом «Мiръ», 2008. ISBN 978-5-98846-055-8.

Vilhelms_Purvītis (446x700, 182Kb)
1872
Вильгельм Карлис Пурвитис (Вильгельм Карлис Пурвит)
латышский художник, мастер пейзажа, представитель модерна, один из основоположников современного латвийского искусства. Родился на хуторе Яужи, близ Риги, ныне в Цесисском районе Латвии, в крестьянской семье. Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств (1890–1895) у А.И.Куинджи. В 1898 посетил Берлин, Париж, Вену, Дюссельдорф. Много путешествовал по Западной Европе, побывав в Исландии и на Шпицбергене. Работал в Риге и различных местах сельской Латвии (до 1906 и с 1909), а также в Таллине (1906–1909). В 1917–1919 жил в Норвегии. Был членом кружка «Рукис» («Труженик»), куда входили латышские воспитанники Академии художеств в Санкт-Петербурге (конец 1880-х годов – 1900) и Рижского общества поощрения художеств (или Рижского кунстферейна). После ранних романтических и импрессионистских поисков выработал свой зрелый стиль, развивавшийся в русле северного модерна. Выбирал сравнительно простые природные мотивы, как правило лишенные всякого сюжетно-человеческого элемента. Следуя сезонным пристрастиям модерна, особенно любил изображать весну и зиму. Среди его типических вещей – Последний снег (1897–1898, Русский музей), Начало весны (1900), Март (около 1900), В саду Виестура (ок. 1914), Летний вечер (1936), Пейзаж со стогами сена (ок. 1936), Когда пробуждается бор (ок. 1936; все работы – в Художественном музее Латвии, Рига). Весьма плодотворно работал как педагог: занимал пост директора Рижской городской художественной школы (1909–1916), в 1919 преобразованной в латвийскую Академию художеств. В последней Пурвитис был ректором (1919–1934); оставив эту должность, продолжал руководить пейзажной мастерской. К концу Второй мировой войны, опасаясь ареста (поскольку в «буржуазной Латвии» занимал достаточно высокое административное положение), перебрался в Германию. Умер в Бад-Наухайме, где находился на лечении 14 января 1945 года. В 1994 году прах художника был перезахоронен в Риге. Литература: Saldavs О., Vilhelms Purvitis, Riga, 1958; Kačalova Т., Vilhelms Purvitis, Riga, 1971; Vilhelms Purvītis. 1872—1945. JUMAVA Publishers (2000), ISBN 9984-05-350-4.

david_lindsay (643x700, 197Kb)
1876
Дэвид Линдсей (David Lindsay)
шотландский писатель-фантаст первой половины XX века, известный в основном по своему классическому роману «Путешествие к Арктуру» («A Voyage to Arcturus», 1920). Родился в семье шотландского кальвиниста среднего класса, обосновавшейся в пригороде Лондона. После окончания школы работал клерком в страховой компании Ллойда, участвовал в Первой мировой войне. Не получив академического образования из-за бедности, Линдсей стал заниматься бизнесом, а после войны, в возрасте 40 лет, он вместе с молодой женой переехал в Корнуолл, и там обратился к литературе. Однако при жизни его творчество фактически не пользовалось спросом (от почти полуторатысячного тиража дебютной книги продалось меньше половины) и, следовательно, оставалось неизвестным широкому читателю. Посмертная известность (в том числе и из-за активной пропаганды главного поклонника Линдсея — писателя Колина Уилсона) пришла в связи с переизданием в 1968 году первого и главного романа писателя в культовой серии ранней фэнтези «Sign of the Unicorn» (под ред. Лина Картера). В оригинальной аллегорической фантазии «Путешествие к Арктуру» главный герой мистическим образом перемещается на далекую планету Торманс, где в процессе духовных поисков переживает поистине удивительные приключения, являющие собой длинную цепочку перевоплощений. В небольшой книге, полной психоделических красок и ускользающих смыслов, автор успевает развенчать как уже известные мифорелигиозные концепции, так и свои собственные. Это была действительно экстремально странная работа, абсолютно самобытная, за исключением незначительных отсылок к другому шотландскому фантасту — Джорджу Макдональду, и вероятного вектора в сторону будущей «Космической трилогии» Клайва Степлза Льюиса. «Путешествие к Арктуру» называют в числе главных «андерграундных» романов XX века, и секрет очевидной необычности Линдсея как писателя лежит в его метафизических допущениях. Подобно гностикам, он вероятно воспринимал реальный мир как иллюзию, которую необходимо отвергнуть ради восприятия истинной правды, а на его строгое видение подлинной реальности возможно оказала влияние скандинавская мифология. После десятилетий забвения, работы Линдсея стали наконец-то периодически переиздаваться, и теперь его называют одним из главных шотландских фантастов XX века, пропущенным звеном между Джорджем Макдональдом и Аласдером Греем, которые также использовали элементы сюрреализма и магического реализма в своих книгах... Иван Ефремов упоминает «Путешествие к Арктуру» в «Часе Быка» как одну из сохранившихся в далеком будущем книг и пишет, что она «удивляет богатством фантазии». Именно оттуда им было заимствовано название планеты Торманс. Известный американский критик Гарольд Блум написал под непосредственным влиянием Линдсея роман-оммаж («гностическое фэнтези») «The Flight to Lucifer» и даже основал на его творчестве свою теорию фантастического (в книге «Agon»). Также эту книгу, первоиздания которой уходят сейчас на аукционах за 1-2 тысячи фунтов стерлингов, числят среди своих любимых такие писатели как, например, Майкл Муркок, Клайв Баркер или Филип Пуллман... Остальные работы Линдсея в жанрах ужасов и фэнтези (также интересные, но уже не столь экстравагантные и необычные) довольно долгое время были практически полностью забыты. Среди них «The Haunted Woman» (1922), коммерчески уже чуть более успешная вещь. А также два монументальных романа «Sphinx» (1923) и «Devil's Tor» (1932), после которых у Линдсея возникли проблемы с издательствами. Еще один роман — «The Adventures of Monsieur de Mailly» (1926), единственное не имеющее отношения к фантастике произведение автора (легковесные приключения в духе «Трех мушкетеров» по мотивам французских мемуаров 17-18 веков) — стал также и единственной книгой опубликованной при жизни Линдсея в США. Меж тем, личная жизнь писателя терпела крах, и судьба его была грустной...
David Lindsay (502x700, 210Kb)
Он почти ничего не писал в последнее десятилетие, из-за трудностей с публикациями, из-за Второй Мировой и проблем со здоровьем. Вместе с женой он открыл пансион в Брайтоне, но предприятие не было успешным. Первая и последняя бомба, упавшая на Брайтон в начале войны, разорвалась рядом с домом писателя, в котором он как раз принимал ванну — и до полусмерти напугала его. От шока Линдсей так и не оправился — и через несколько лет умер (непосредственная причина — зубной абсцесс) 16 июля (по другим данным — июнь) 1945 года. Спустя много лет, уже в 1976 году, в одном томе были изданы еще два небольших романа — «The Violet Apple» и «The Witch», последний из которых остался незаконченным. Переписка Линдсея со своим другом, тоже автором мистических историй, Э.Г. Визиаком, увидела свет в журнале «Adam International Review» в 1971 году. В 2003 году в антологию ранней фэнтези «Tales Before Tolkien» (под ред. Дугласа Андерсона) вошла единственная и ранее непубликовавшаяся пьеса Линдсея — «A Christmas Play». Писателю были посвящены многочисленные исследования, в том числе три отдельные книги — «The Strange Genius of David Lindsay» Дж.Б. Пика, Э.Г. Визиака и Колина Уилсона (1970, текст Уилсона переиздан в 1979 как «The Haunted Man»), «The Life and Works of David Lindsay» (1981) Бернарда Селлина, и небольшая работа Гари К. Вулфа, вышедшая в 1982 году. Любопытно, что Александр Линдсей, старший брат Дэвида, с которым они фактически не поддерживали отношений, тоже был писателем. Но к сожалению информации о нем и его трудах совсем немного, и она довольно противоречива. Известно, что под псевдонимом Александр Кроуфорд он опубликовал как минимум четыре приключенческо-мистических романа в десятых годах XX века, а также был автором некоторого количества рассказов. Переводы: Линдсей Д. Путешествие к Арктуру / Перевод Ю.Барабаш // Путешествие к Арктуру / Составитель А.Согрин, И.Петрушкин. Санкт-Петербург: Васильевский остров, 1993. 416 страниц. Страницы 3—244. ISBN 5-7012-0359-X; Макдональд Дж. Лилит: Роман; Линдсей Д. Путешествие к Арктуру: Роман / Перевод с английского Е.Кузнецовой. Москва: АСТ; Ермак, 2004. 605 страниц. (Серия: Толкин. Предшественники). ISBN 5-17-020301-2; Линдсей Д. Наваждение / Перевод с английского С.А.Жигалкина. Москва: Языки русской культуры, 2001. 272 страницы ISBN 5-7859-0205-2

Leopold Jessner (455x700, 275Kb)
1878
Леопольд Йесснер (Leopold Jessner)
немецкий театральный и кинорежиссёр и продюсер, последователь экспрессионизма, создатель «лестниц Йеснера» и один из создателей так называемого «политического театра». Его первый фильм, Hintertreppe (1921), считается поворотной точкой, проложившей путь для последующего развития немецкого экспрессионизма в экспериментах таких немецких режиссёров, как Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг и Пабст. Родился в Кёнигсберге, в молодости был актёром гастрольных театров, к режиссуре впервые обратился в 1903 году. Он был директором гамбургского театра «Талия» с 1905 по 1915 год, Нового драматического театра в Кёнигсберге во время Первой мировой войны и Немецкого государственного театра в Берлине в 1919 — 1928 годах, Национального театра в Берлине в 1928 — 1930 годах. В первую очередь Йеснер был известен необычностью своих постановок, в которых лестницы, платформы, помосты и ступени различной высоты создавали различные пространства и уровни на сцене и часто заставляли актёров действовать в спектакле неестественным и упрощённым образом, а саму сцену порой и вовсе оставляя пустой. В Hintertreppe, первом фильме Йесснера (поставленный совместно с Полом Лени), также присутствовали эти лестницы, пусть и стилизованные; впоследствии они появились в целом ряде образцов немецкого киноэкспрессионизма, что привело даже к возникновению термина «Лестницы Йеснера» и дало повод подвергнуть творчество режиссёра критике за перенос театральной концепции на киноэкран. Будучи евреем и социалистом, он, после того как Адольф Гитлер пришёл к власти в Германии, был вынужден в 1934 году эмигрировать: жил сначала в Великобритании, в 1935 году переехал в Палестину, а в 1936 году — в США. Поселившись в Голливуде, он работал анонимно лектором по киноведению в Metro-Goldwyn-Mayer вплоть до своей смерти в Лос-Анджелесе 13 декабря 1945 года. В 1951 году в его честь была названа одна из улиц в берлинском районе Фридрихсхайн. Библиография: Гвоздев А.А. Театр послевоенной Германии. — Ленинград; Москва, 1933; Bluth K. T. Leopold Jessner. — Berlin: Oesterheld, 1928; Marense L. Leopold Jeßner vom Tell I zu Tell II zu Tell III; Heilmann M. Leopold Jessner — Intendant der Republik : Der Weg eines deutsch-jüdischen Regisseurs aus Ostpreußen. — München: Max Niemeyer, 2005.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку