-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108996
Комментариев: 6801
Написано: 117468


24 февраля родились...

Понедельник, 24 Февраля 2014 г. 07:13 + в цитатник
 (453x699, 62Kb)
1850
Мари Ясаи (Mari Jaszai)
венгерская актриса. Родилась в Асаре. В 1867 начала творческую деятельность. Выступление в 1872 в роли Гертруды («Банк-бан» Катоны) утвердило Ясаи как одну из крупнейших трагедийных актрис венгерского театра. Прославилась исполнением ролей в пьесах У.Шекспира. Работала в театрах Национальном, «Вигсинхаз», где исполняла роли: Федра («Федра» Расина), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), Ева («Трагедия человека» Мадача). Искусство Яcаи было прогрессивным, близким к реалистической школе, что послужило причиной её ухода из Национального театра (из-за утвердившегося там натуралистического стиля игры). Оставив театр, Ясаи выступала с чтением стихов Ш.Петёфи, вела общественную деятельность. Умерла в Будапеште 5 октября 1926 года.
 (525x699, 93Kb)
В Будапеште установлена мемориальная доска с её именем. Литература: Герщкович А.А., Современный венгерский театр, Москва, 1963; Pйchy B.I., Jбszai Mari, 3 kiad., Bdpst, 1971.

1851
Анна Морган (Anna Morgan)
известная преподавательница драматического искусства в конце 19-го века, которая основала собственную школу, Anna Morgan Studios, в Чикаго. Анна Морган сыграла важную роль в формировании стандартов по обучению искусству речи и театральному мастерству (как образовательных дисциплин) и способствовала становлению малых театров как формы организации театра. Анна Морган родилась во Флеминге (Fleming), Кайюга, Нью-Йорк, США. Она была дочерью Мэри Джейн Торнтон Морган (Mary Jane Thornton Morgan) и Аллен Денисон Морган (Allen Denison Morgan), владельца фермерского хозяйства, который работал в Законодательном собрании штата Нью-Йорк (англ. New York State Legislature) в 1860—1861 годы. Анна была старшим ребёнком в семье, у неё было два родных брата и три родные сестры. Они посещали школу в Оберне (округ Кайюга) до смерти их отца в 1876 году, после чего мать с детьми переехала в Чикаго. В 1877 году, Анна Морган начала учиться красноречию в музыкальной школе Херши (Hershey Music School). Уже в школе Анна выделялась своей натуралистической манерой драматического чтения, которая не была свойственна той эпохе. Её начинают выделять как любимого чтеца Чикаго (“Miss Anna Morgan, Chicago’s Favorite Reader”). В 1880—1883 годах Анна Морган сотрудничала с Redpath Lyceum Bureau, путешествуя с ними по крупным городам, таким как Нью-Йорк и Бостон, где они показывали своё шоу. В 1884 году Морган присоединилась к оперному театру консерватории (Chicago Opera House Conservatory), где начала фокусироваться на преподавании драмы. Хотя её постановки не были масштабными, часто ограничиваясь сценой консерватории, Морган была известна её утончённым вкусом и изощрённостью в выборе пьесы. В дополнение к популярным пьесам своего времени, она адаптировала шекспировские трагедии, классические греческие трагедии и современную поэзию. В 1898 году, Морган ушла из консерватории и открыла Anna Morgan Studios в Чикагском Здании Изящных Искусств (Fine Arts Building). Анна Морган представила своих учеников в постановке пьесы Candida Джорджа Бернарда Шоу — пьеса была впервые поставлена на территории США, постановка не была согласована с автором. Аналогичным образом в 1899 году была поставлена пьеса Цезарь и Клеопатра. Анна была первой, кто поставил в США спектакли многих европейских драматургов, таких как Генрик Ибсен, Джордж Бернард Шоу и Морис Метерлинк. В студии Анны Морган преподавались театральная и политическая история, литература, драматургия, этикет, актёрское и сценическое искусство. Ученики студии учились выражать эмоций посредством положения тела и жестов, применяя принципы метода Франсуа Дельсарта. Анна отказалась от предложений преподавать в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Флоренции, чтобы остаться в своей школе и реализовывать свои задумки на Чикагской драматической сцене. Анна руководила студией до выхода на пенсию в 1925 году. Анна Морган умерла в 1936 году. Анна Морган написала три книги о речи и театре: An Hour with Delsarte (1889); Selected Readings, designed to impart to the student an appreciation of literature in its wider sense (1909); The Art of Speech and Deportment (1909). Литература: Donawerth Jane Rhetorical Theory by Women Before 1900. — Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield, 2002. — P. 255–256; James Edward T Notable American Women, 1607-1950, a Biographical Dictionary. — Cambridge, MA: Belknap of Harvard UP, 1971; Marquis Albert Who's Who in America / John W. Leonard. — Chicago: A.N. Marquis & Compant, 1899.

Hermann_Paasche (563x700, 157Kb)
1851
Герман Пааше (Hermann Paasche)
немецкий экономист, статистик и политик, профессор и депутат. Родился в Бурге. Учился в университете Галле-Виттенберг, где изучал экономику, сельское хозяйство, статистику и философию. В 1879 году стал профессором Ахенского университета, в 1884 году — Марбургского университета, в 1897 году — Берлинского технического университета. С 1893 года занимался политикой, став депутатом прусского парламента, в 1906 году отказался от профессуры, чтобы полностью посвятить себя политике. Придерживался либеральных взглядов, во время Первой мировой войны выступал против неограниченной подводной войны. Известен в первую очередь введением индекса Пааше, а также как автор целого ряда значительных для своего времени работ по вопросам о товарных ценах, наследственной аренде, сахарной промышленности, бумажно-денежном обращении и так далее. Умер в Детройте 11 апреля 1925 года.

George_Moore_2 (484x700, 178Kb)
1852
Джордж Огастес Мур (George Augustus Moore)
ирландский писатель. Родился в графстве Мейо, Западная Ирландия в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы "Современный любовник" (1883), "Жена комедианта" (1885), автобиографическая повесть "Исповедь молодого человека" (1888) написаны в натуралистической манере. В центре романов "Кисейная драма" (1886, рус. пер. 1887), "Эстер Уотерс" (1894, рус. пер. 1895) — социальная проблематика. Сборник рассказов "Невспаханное поле" (1903), роман "Озеро" (1905), автобиографическая трилогия "Приветствие и прощание" (1911—1914) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. заметно влияние И.С.Тургенева, с которым он был знаком. Умер в Лондоне 21 января 1933 года. Сочинения: Works, (v. 1—20), L., 1936—1937; Letters to lady Cunard. 1895—1933, L., 1957; в русском переводе — Потусторонние искания, Москва, 1904. Литература: История английской литературы, том 3, Москва, 1958; Hone J., The life of G. Moore, N.Y., 1936; Brown M., G.Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G.Moore L., 1956; Williams I.A., G.Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G.Moore..., P., 1966 (литература, страницы 553—647); Gilcher E., A bibliography of G.Moore Dekalb (Ill.), 1970.

ArnoldDolmetsch (453x700, 60Kb)
1858
Арнолд Долмеч (Arnold Dolmetsch)
английский инструментальный мастер, скрипач, клавесинист, гамбист, лютнист, музыковед. Считается родоначальником движения аутентичного исполнительства. Долмеч родился в Ле-Ман (Франция), в семье чешско-немецкого происхождения, обосновавшейся во Франции; его отец держал в Ле-Мане небольшую фабрику по производству музыкальных инструментов, где и началось музыкальное образование Долмеча. В 1881-1883 гг. он учился игре на скрипке у А. Вьётана и в Брюссельской консерватории, в 1889 г. окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне (его учителем, в частности, был Фредерик Бридж). При поддержке Дж. Грова Долмеч стал одним из первых пропагандистов старинной музыки и традиций инструментального исполнительства. С 1890-х гг. он устраивал концерты барочной музыки, общественный резонанс вызвало исполнение им забытых сочинений для виолы да гамба. Бернард Шоу в 1894 с восторгом отзывался о сыгранных Долмечем английских виольных фантазиях. В 1893 Долмеч изготовил свою первую лютню, в 1894 — первый клавикорд, в 1896 — клавесин. В 1905-1911 руководил производством (по старинным образцам) клавесинов, клавикордов, лютней и виол на фабрике «Чикеринг» в Бостоне. В 1911-1914 работал на рояльной фабрике «Гаво» в Париже. С 1914 жил в Великобритании, основал инструментальную мастерскую в Хейзлмире, которая стала благодаря Долмечу крупнейшим в Европе центром по производству старинных инструментов. Всеобщее признание получили блокфлейты из мастерской Долмеча, изготовленные по барочным моделям (первую такую флейту Долмеч сделал в 1919). В 1925 основал фестиваль старинной музыки в Хейзлмире, в котором участвовали его дети: Элен (1878—1924), гамбистка; Натали (1905-1989), гамбистка, основательница британского Общества виолы да гамба; Рудольф (1906-1942), клавесинист, гамбист; Карл (1911-1997), флейтист, основатель британского Общества блокфлейтистов. После смерти отца Карл возглавил мастерскую и взял на себя руководство фестивалем (ныне Международный фестиваль старинной музыки имени Долмеча, проводится ежегодно). Кавалер ордена Почётного легиона (1938). Умер в Хейзлмире, графство Суррей, Великобритания 29 февраля 1940 года. Долмеч — автор исследования «Интерпретация музыки XVII и XVIII веков, по материалам современников», положившего начало практическому освоению старинной музыки. Редактор сочинений для скрипки А.Корелли, Г.Пёрселла, Г.Ф.Генделя, собрания французских песен XII—XVIII веков, английской музыки для консорта виол. Долмечу также принадлежит приоритет в аудиозаписи старинной музыки (наиболее ранние относятся к 1920). Около 1933 записал «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха на клавикорде. Библиография: Dolmetsch A. The interpretation of the music of the XVII and XVIII сenturies revealed by contemporary evidence. 2nd ed. London, 1946; Donington R. The work and ideas of A. Dolmetsch. Haslemere, 1932; Dolmetsch M. Personal recollections of A. Dolmetsch. London, 1958; Campbell M. Dolmetsch: the man and his work. Seattle, 1975.

2025_waller (525x700, 94Kb)
1860
Макс Валлер (французское имя - Max Waller; настоящее имя - Варломон)
бельгийский литературный критик и поэт. Родился в Брюсселе, в еврейской семье. Учился в Лёвенском и Брюссельском университетах, затем слушал лекции в Бонне. За время своего пребывания в Германии Валлэр основательно ознакомился с немецким романтизмом, под влиянием которого находился всю последующую жизнь. Валлэр известен главным образом как литературный деятель, объединивший молодых бельгийских писателей в журнале «Молодая Бельгия» (La jeune Belgique); под этим названием стал выходить с 1 декабря 1881 реорганизованный им журнал «Молодое обозрение» (La revue jeune) Альбера Бованса. Валлэр повёл борьбу с засильем любительства и академизма в бельгийской литературе. Он устраивал лекции, доклады, вечера новой поэзии, организовал ряд литературных кружков и пр. К нему быстро примкнули наиболее видные впоследствии писатели и поэты, как Лемонье, Экаут, Северен, Жиро, Жилькен и др. Помимо критических статей, направленных против академиков, как Гиманс, Потвен, Фредерикс, Вуоверманс и др., Валлэр написал рассказы: «L’amour fantasque» 1883, «Le Baiser» 1883, «La vie bкte» 1883, «Lysiane de Lysias» 1885, «Daisy» 1892; выступал как драматург с двумя пьесами: «Jeanne Bijou» 1886, «Poison» 1888, и как поэт — сборником «La flыte а Siebel» 1891. Умер в Брюсселе 6 марта 1889 года. Библиография: Журнал «Jeune Belgique», апрель, Bruxelles, 1889; Nautet F., Histoire des lettres belges d’expression franзaise, 2 vv., Bruxelles, 1892; Gilkin A., La littйrature en Belgique, «Messager de Bruxelles», ЇЇ 106—223, Bruxelles, 1902; Humblet L., Les jeunes йcoles littйraires en Belgique, «Antйe», Bruxelles, 1907; Verhaeren E., Les lettres franзaises en Belgique, Bruxelles, 1907; Liebrecht H., Histoire de la littйrature belge d’expression franзaise, Bruxelles, 1909.

Umberto_Cagni_capitano_vascello (521x700, 266Kb)
1863
Умберто Каньи (итальянское имя - Umberto Cagni)
полярный исследователь и адмирал королевского итальянского флота, принял участие в экспедиции герцога Абруццкого к Северному полюсу, возглавил отряд пытавшийся достичь северного полюса на собачьих упряжках. Попытка потерпела неудачу, но Каньи и его товарищи продвинулись на север дальше, чем кто-либо до этого времени. Каньи родился в гроде Асти, королевство Италия (провозглашённое двумя годами раньше в ходе Рисорджименто) в то время бурно развивалось. Благодаря родственным связям отца, пьемонтского генерала, молодой Каньи поступил на обучение в итальянский флот в качестве будущего офицера. В 1881 он был назначен энсайном. Каньи продолжал продвигаться по службе. В 1889 он был капитаном флота и близким помощником племянника короля принца Луиджи Амедео, опытного альпиниста. Собрав группу из 20 итальянцев и норвежцев, герцог 12 июня 1899 отплыл из Христиании на недавно открытую землю Франца-Иосифа через Архангельск. На русском Севере Каньи и Луиджи Амедео приобрели собачьи упряжки, которым предстояло стать ключевым элементом экспедиции. 12 июля судно ушло из Архангельска на север, членам экспедиции предстояло основать базу для зимовки на земле Франца-Иосифа, чтобы оттуда сделать рывок для достижения Северного полюса. Хотя база была основана зимой 1899—1900, появились проблемы. Экспедиционное судно было частично разрушено полярными льдами, глава экспедиции Луиджи Амедео отморозил два пальца и экспедиционный врач вынужден был их ампутировать. Искалеченный лидер был объявлен неспособным возглавить бросок к полюсу. Луиджи Амедео возложил командование санной партией на Каньи. 11 марта 1900 партия отправилась с земли Франца-Иосифа. В ходе трёхмесячного марша собаки тянули еду и прочее. Преодолев большие трудности (погибли три человека из вспомогательной партии) четверо полярников из партии Каньи осознали, что Северного полюса им не достичь. Единственный выход остался в том, чтобы пройти на север как можно дальше, установить флаг и повернуть назад с количеством пищи, которой едва хватило бы для возвращения. 25 апреля путешественники достигли точки с координатами 86°3349 северной широты 65°0000 восточной долготы (G) (O), которая находилась в 35 км (20 морских миль) севернее точки, достигнутой Нансеном и Иогансеном. К тому времени это была самая дальняя точка на севере, достигнутая человеком. Достигнув этой точки, Каньи и три его спутника вступили в борьбу за собственное выживание. Бросая почти всё оставшееся снаряжение и ночуя все вместе в обычной палатке, четверо полярников 23 июня достигли земли Франца-Иосифа (на 12 дней позже прогнозируемого крайнего срока выживания). Путешественники вернулись в Италию с триумфом, подвигом Каньи восхищались многие выдающиеся личности, в частности, писатель Габриэле д’Аннунцио. Закончив поход Каньи вернулся к службе в ВМС Италии, участвовал в Триполитанской войне 1911—1912 годов, в первой мировой войне, ушёл в отставку в 1923 в чине адмирала и получил назначение в итальянский сенат. После отставки Каньи прожил 9 лет, умер в Генуе 22 апреля 1932 года и похоронен на своей родине в Асти, где до сих пор отмечается его память. В Италии во многих городах его именем названы улицы. В ВМС Италии целый класс подводных лодок носит имя «Адмирал Каньи». Его именем названа в 1953 году бухта на южном побережье острова Джексона.

grum_grzhim (488x700, 219Kb)
1864
Владимир Ефимович Грумм-Гржимайло (Владимир Ефимович Грум-Гржимайло)
российский и советский изобретатель, инженер-металлург, педагог и организатор производства, член-корреспондент Академии Наук СССР (1927). Брат Г.Е.Грумм-Гржимайло. Владимир Грум-Гржимайло родился в Санкт-Петербурге, в семье экономиста. Отец, Ефим Григорьевич Грумм-Гржимайло, был известным специалистом свеклосахарного и табачного производств. Мать, Маргарита Михайловна, урождённая Корнилович, была племянницей декабриста А.О.Корниловича. Обучался в 3-й Санкт-Петербургской военной гимназии (1873—1880), затем окончил Петербургский горный институт (1885), после чего работал на уральских металлургических заводах в Нижнем Тагиле, Нижней Салде, Верхней Салде, Алапаевске. С 1907 года Грум-Гржимайло — адъюнкт, а в 1911—1918 годы — ординарный профессор Петербургского политехнического института. Гражданскую войну с семьей встретил на Урале. В 1920—1924 годы он занимал должность профессора Уральского университета (город Екатеринбург), возглавлял кафедру теории стали и печей. В 1924 году выступил в защиту профессора М.О.Клера, который был обвинен в шпионаже в пользу Франции. Из-за начавшейся травли был вынужден покинуть Екатеринбург и переехать в Москву. Последние годы жизни (с 1924) занимался проектированием металлургических и заводских печей, создал московское Бюро металлургических и теплотехнических конструкций. Грум-Гржимайло доказал экономическую целесообразность т. н. русского бессемерования, теоретически обосновал его, показав, что благодаря перегреву, горение углерода в чугуне начинается с первых минут продувки (при английском типе бессемерования горение углерода протекает только после выгорания кремния и марганца). В 1908 году Грум-Гржимайло первым применил законы физической химии (закон о равновесном состоянии системы в зависимости от изменения температуры и закон действия масс) к объяснению процессов, происходящих в бессемеровском конвертере и в стальной ванне мартеновской печи. В 1910 году учёный предложил теорию расчёта пламенных печей, применив законы гидравлики к движению печных газов. Изучая свойства огнеупорных материалов, в особенности динаса, Грум-Гржимайло создал «теорию перерождения динаса», являющуюся до сих пор основой технологии его обработки. В работе «Прокатка и калибровка» Грум-Гржимайло впервые научно объяснил методы калибровки валков, державшиеся в секрете старыми мастерами. Эта книга положила начало теоретическому изучению калибровки. Под руководством Грум-Гржимайло были созданы проекты различных нагревательных печей — методических (для нагрева слитков перед прокаткой), кузнечных (для термической обработки металлов), сушильных, отжигательных и мартеновских. Умер в Москве 30 октября 1928 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Цитаты: «Учение Маркса есть отсталое учение, уже потерявшее всякую под собой почву. Оно было создано в период расцвета мускульного труда и почти полного отсутствия технического знания и промышленности. Теперь картина резко меняется, и я совершенно убежден, что через 50 лет никакого пролетариата не будет. Как труд рабов, необходимый в древние времена, заменился работою пара и гидравлической силы, так труд пролетариата заменится электричеством. Наш инженерный идеал, зарю которого мы уже видим в железопрокатных заводах Америки, есть завод без рабочих. Это даст людям такое обилие жизненных ресурсов, что в классовой борьбе не будет смысла. Капитализм прекрасно справляется с задачей насаждения этой будущей культуры: гражданин САСШ уже сейчас в 12 раз богаче русского и во столько же раз лучше обеспечен жизненными ресурсами. Из сказанного очевидна одиозность диктатуры мозолистых рук. Но… фактически власть в России у большевиков… Это факт, с которым надо смириться. Большевики хотят сделать опыт создания социал[истически] пост[роенного] государства. Он будет стоить очень дорого. Но татарское иго стоило еще дороже; однако только благодаря татарской школе русские сделались государственной нацией. Временный упадок, ослабление нации с избытком покрываются выгодами такой школы. Увлечение большевизмом сделают русскую науку такой же сильной, как американская. Подавление большевиками личной, промышленной и торговой инициативы, бюрократизация промышленности и всей жизни сделают русских нацией людей инициативы и безграничной свободы. Большевики излечат русских от национального порока — беспечности — и как следствие ее — расточительности. За это стоит заплатить. И вот почему я приветствую этот опыт, как бы тяжелы не были его последствия для современного мне поколения …» Литература: Вехов Н.В. Братья Грум-Гржимайло // Московский журнал. — 2013. — № 2. — Страницы 10—15; Основы правильной конструкции печей. Санкт-Петербург, 1912; Производство стали: Конспект лекций. Санкт-Петербург, 1913; Металлургия стали: Конспект лекций. Санкт-Петербург, 1909. О нём: Вибе Ф. Повесть о трудолюбивом Груме. Пермь, 1989.

innis2 (396x700, 115Kb)
1866
Хуберт ван Иннис (нидерландское имя - Hubert Van Innis)
бельгийский стрелок из лука, шестикратный чемпион летних Олимпийских игр 1900 и летних Олимпийских игр 1920. Родился в Элевейте. Он является самым титулованным стрелком из лука Игр. Также, он является лучшим спортсменом Бельгии по числу побед на Играх. На Летних Олимпийских Играх 1900 в Париже Иннис стал дважды Олимпийским чемпионом в классах «Кордон доре» на 33 м и «Шапеле» на 33 м. Также он получи серебряную награду в «Кордон доре» на 50 м. В «Шапеле» на 50 м он закончил соревнование четвёртым. На Летних Олимпийских Играх 1920 в Антверпене Иннис получил четыре золотые медали и две серебряные.
innis (456x700, 143Kb)
Он стал чемпионом в стрельбе по подвижной птице на 28 м, 33 м, и среди команд на 33 м и 50 м. Вторые места он занимал в стрельбе по подвижной птице на 50 м на 28 м среди команд. В остальных соревнованиях Иннис не принял участия. Умер в Земсте 25 ноября 1961 года.

Karl_Schönherr (536x700, 384Kb)
1867
Карл Шенхерр (немецкое имя - Karl Schцnherr)
австрийский драматург и прозаик. Родился в Аксамсе, Тироль. Изучал в Венском университете медицину и философию. В традициях реалистической драмы Л.Анценгрубера выступил в начале века с социально-критическими пьесами из деревенской жизни (комедия "Земля", 1907). Некоторая героизация и романтизация деревенской жизни, внесение в неё демонического начала (пьесы "Тирольский Иуда", 1927; "Народ в нужде", 1916) дали повод идеологам "крови и почвы" использовать имя и творчество Шёнхерра для профашистских спекуляций, что вызвало решительный протест писателя. Свою антигитлеровскую позицию он подчеркнул и после 1933, резко выступив против аншлюса Австрии. Автор трагедии "Вера и родина" (1910), психологических драм и юмористической прозы на тирольском диалекте. Скончался в Вене 15 марта 1943 года. Сочинения: Gesamtausgabe, hrsg. von V. К. Chiavacci, Bd 12, W., [19671969]. Работы: Inntaler Schnalzer. Gedichte, 1895; Tiroler Marterln. Gedichte, 1895; Allerhand Kreuzkцpf. Erzдhlungen, 1895; Der Judas von Tirol. Drama, 1897; Die Bildschnitzer. Drama, 1900; Der Sonnwendtag. Drama in fьnf Akten, erstmals aufgefьhrt 1902 im Hofburgtheater in Wien; Caritas. Erzдhlung, 1905; Karrnerleut. Drama, 1905; Familie. Drama, 1905; unter dem Titel Kindertragцdie, 1913; Erde. Komцdie des Lebens, 1907; Glaube und Heimat. Die Tragцdie eines Volkes. Drama, Leipzig 1910; Aus meinem Merkbuch. Erzдhlung, 1911; Schuldbuch. Erzдhlung, Leipzig 1913; Tiroler Bauernschwдnke. Erzдhlungen, 1913; Der Weibsteufel. Drama, 1914; Volk in Not. Drama, 1916; Frau Suitner. Schauspiel in fьnf Akten, Leipzig 1917; Das Kцnigreich. Volksmдrchen in vier Akten. Leipzig 1917; Narrenspiel des Lebens. Drama, 1918; Der Kampf. Drama, 1920; Es. Schauspiel in fьnf Akten, Leipzig 1923; Der Komцdiant. Ein Vorspiel und fьnf Akte, Wien 1924; Die Hungerblockade. Drama, 1925; Der Armendoktor. Drama, 1927; Der Spurius. Цsterreichische Komцdie in drei Akten, Wien 1927; Herr Doktor, haben Sie zu essen?. Drama, 1930; Passionsspiel. Drama, 1933; Die Fahne weht. Schauspiel in drei Akten, 1937. Фильмография: Der Judas von Tirol. Drehbuch Werner Asam / Karl Schцnherr. Regie Werner Asam 2006. Литература: Karl Paulin: Karl Schцnherr und seine Dichtungen. Heimat und Leben. Der Erzдhler. Der Dramatiker, Innsbruck 1950; Wilhelm Bortenschlager: Tiroler Drama und Dramatiker im 20. Jahrhundert, St. Michael 1982; Josef Kuderna (Hg.): Tiroler Volksschauspiele 1982 in Telfs. Telfs 1982; W. Schmidt-Dengler: Schцnherr Karl. In: Цsterreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950 (ЦBL). Band 11. Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1999, ISBN 3-7001-2803-7, S. 85 f. (Direktlinks auf S. 85, S. 86); Vogelsang Н., Цsterreichische Dramatik des 20 Jahrhunderts, W. Stuttg., [1963].

 (511x699, 57Kb)
1868
Лев Михайлович Клементьев
артист оперы (лирико-драматический тенор) и оперетты. Родился в Санкт-Петербурге. Образование получил в Коммерческом училище и в кадетском корпусе. В 1887—1888 выступал в Санкт-Петербургской оперетте (антреприза С.Пальма, дебютировал в роли Баринкая в "Цыганском бароне" И.Штрауса). В этот период брал уроки пения у К.Кржижановского. В 1889 учился пению в Париже (у профессора Оливьери), в 1890 — в Милане (у М.Петца). Летом 1888 выступал в оперетте в Одессе и Харькове (антреприза В.Родона), В 1890—1891 — в Санкт-Петербурге, в 1891—1892 — в Москве (антреприза М.Лентовского). В 1888—1889 солист Киевской оперы (антреприза И.Сетова), в 1889—1890 — Тифлисской оперы (антреприза В.Форкатти), в 1892—1902 — московского. Большого театра (дебютировал в партии Германа — "Пиковая дама"; П.Чайковский высоко оценил певца в этой роли), на сцене которого исполнил 35 партий. Позднее пел в оперных театрах Санкт-Петербурга (Большой зал консерватории, Частная опера, антреприза У.Гвиди, 1902; Новый летний театр "Олимпия", Русская опера, антреприза Е.Кабанова и К.Яковлева, 1903 и 1906; Мариинский театр, 1906; "Новая опера", антреприза А.Церетели, 1906; Народный дом, 1907—1909), Москвы (театр "Аркадия", антреприза М.Медведева, 1903—1904; Опера С.Зимина; Частная опера С.Мамонтова), в оперных театрах Нижнего Новгорода (антреприза А.Дракули, 1905), Харькова и Киева (1905). Гастролировал в Одессе, Харькове, Казани, Киеве, Тифлисе, Баку и за границей — в Париже (театр "Олимпия", 1904; пел партию Собинина и был партнером Ф.Шаляпина), в 1906 — по городам Европы и Америки, в 1908 — в Софии. Не получил профессионального образования, однако благодаря упорному труду достиг вокального мастерства. Обладал красивым сильным голосом (баритонального оттенка с хорошо поставленным верхним регистром) широкого диапазона (свыше двух октав), актерским дарованием. Исполнение отличалось повышенной эмоциональностью. Создавая образ, большое внимание уделял жесту и пластике. Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий (лирические, драматические, характерные). Его комическое дарование проявилось в партии Бобыля. В числе близких певцу партий были те, в которых преобладала эффектная внешняя сторона. Умер в Тифлисе 26 октября 1910 года. Похоронен в Александре-Невской лавре, Санкт-Петербург. 1-й исполнитель партии: Молодого цыгана ("Алеко" С.Рахманинова), Родольфа ("Анджело", 2-я редакция), Рузова ("Потемкинский праздник"); в Большом театре — Бобыля ("Снегурочка"), Водемона ("Иоланта"), Детины ("Федул с детьми"); в Москве — Зигмунда ("Валькирия"), Хозе ("Кармен"); в Санкт-Петербурге — Николая ("Тушинцы"); в Нижнем Новгороде — Нерона ("Нерон"); на русской сцене — Фет-Али ("Попугай"). Лучшие партии: Нерон ("Нерон"), Герман ("Пиковая дама"), Ленский (до Л.Собинова был лучшим исполнителем этой партии), Садко (в этой партии был единственным соперником А.Секар-Рожанского), Левко ("Майская ночь"), Владимир Дубровский, Канио, Рауль, Ричард, Тангейзер, Хозе ("Кармен"). Другие партии: Баян, Синодал, Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Андрей ("Опричник"), Школьный учитель ("Черевички"), Водемон, Трике, Владимир Игоревич, Руальд, Княжой дурак; Фауст ("Фауст"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес, Джеральд, Фра-Дьяволо, Леопольд. Партнеры: Е.Азерская, М.Дейша-Сионицкая, О.Камионскии. М.Максаков, Т.Руффо, Н.Салина, Л.Собинов, Ф.Шаляпин. Пел под управлением У.Авранека, И.Альтани, Э.Купера, Дж.Пагани. Клементьев был в числе первых русских певцов, записывавшихся на грампластинки. В 1902, 1903 и 1909 фирма "Граммофон" выпустила десять дисков с записью голоса певца. Среди его учеников — Е.Виттинг. Литература: Русский театр / Составитель и издатель А.М.Шампаньер. — Киев. 1905. Выпуски 1, 2. Страницы 43—44; Юбилей Л.М.Клементьева // Обозрение театров. 1908. № 299. Страницы 16—17; Л.М.Клементьев. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1910. № 42. Страница 693; Проводы праха Л.М.Клементьева // Театр. 1910. № 724. Страница 9; Салина Н.В. Жизнь.и сцена: Воспоминания. — Ленинград; Москва, 1941. Страницы 133—134; Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е издание — Москва, 1962; Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство запечатленного звука: Очерки по истории граммофона. — Москва, 1964. Страница 117; Боголюбов H.H. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера. — Москва, 1967. Страницы 20—21.

Hedwig Dransfeld (535x700, 236Kb)
1871
Эдвига Драсфельд (Hedwig Dransfeld)
немецкая писательница и общественный деятель. В 8 лет осиротела, воспитывалась бабушкой. Получила педагогическое образование, но из-за тяжёлой болезни учительствовала очень мало. После опубликования в 1903 сборника стихов "Пробуждение", Дрансфельд целиком погрузилась в публицистическую работу в ежемесячнике "Христианские женщины", руководство которого она приняла в 1904. Эдвига Дрансфельд стала соучредителем католического женского движения и в 1912 возглавила немецкий женский католический союз в Страсбурге. С 1920 Дрансфельд – центристский депутат в рейхстаге. Скончалась 13 марта 1925 года.

Леонид Александрович Иванов  (534x700, 106Kb)
1871
Леонид Александрович Иванов
советский ботаник, член-корреспондент Академии Наук СССР (1922). Родился в Москве. Окончил Московский университет (1895). Ученик И.Н.Горожанкина и К.А.Тимирязева. В 1904-1941 гг. - профессор Лесного института (с 1925 г. - Ленинградской лесотехнической академии), в 1939-1947 гг. - заведующий лабораторией Института физиологии растений Академии Наук СССР, с 1944 г. - Института леса Академии Наук СССР. Иванов изучал влияние света и влаги на древесные растения и установил закономерности в распределении и поглощении физиологич. радиации в лесу при разных условиях. Он создал оригинальный метод исследования фотосинтеза, сконструировал новые приборы — фитоактинометр для изучения фотосинтеза, фитоатмометр для изучения испаряемости и др. Иванов разработал теоретические основы подсочки хвойных, которые изложил в работе "Биологические основы использования хвойных СССР в терпентиновом производстве" (1934). Ему принадлежит также ряд работ по анатомии древесных пород, систематике низших растений, исследования процессов брожения и дыхания и превращений фосфора в растениях. Создатель научной школы экофизиологии древесных растений.
Награжден 2 орденами. Умер 11 апреля 1962 года. Литература: Коссович Н.Л., Основные направления научной деятельности Л.А.Иванова, в сборнике: Проблемы экологии и физиологии лесных растений, Ленинград, 1963, страницы 13 - 31 (список работ). Сочинения: Свет и влага в жизни наших древесных пород, Москва—Ленинград, 1946; Физиология растений, 2-е издание, Ленинград, 1936; Общий курс систематики растений, Москва—Ленинград, 1937; Анатомия растений, 3-е издание, Ленинград, 1939. Литература: Максимов Н.А., Физиология растений. Очерки по истории русской ботаники, Москва, 1947; Коссович Н.Л., Полвека непрерывного творческого труда профессора Л.А.Иванова в Лесотехнической академии имени С.М.Кирова, "Труды Лесотехнической академии имени С.М.Кирова", 1948, № 64.

мария львовна толстая-оболенская (572x700, 170Kb)
1871
Мария Львовна Толстая-Оболенская
дочь и секретарь русского писателя Льва Толстого. Когда Марии было два года, отец писал о ней: «Слабый, болезненный ребенок. Как молоко, белое тело, курчавые белые волосики; большие, странные, голубые глаза: странные по глубокому, серьезному выражению. Очень умна и некрасива. Это будет одна из загадок. Будет страдать, будет искать, ничего не найдет; но будет вечно искать самое недоступное». Мария с детства восхищалась отцом. Прочтя в отрочестве его религиозные и философские труды, она полностью поверила в его идеи и стала в теории и на практике самой последовательной толстовкой из всех детей писателя. Умная, тактичная, блестяще знавшая несколько иностранных языков, она стала лучшим другом и помощником отца. Следуя его идеям, она отказалась от своей доли наследства при разделе имущества в 1892 г., не выезжала в свет, до изнеможения работала физически, учила грамоте крестьянских детей, лечила крестьянок. Александра Львовна, младшая сестра Марии писала о ней в своих воспоминаниях: «... Все любили ее, она была приветлива и чутка: кого ни встретит, для всех находилось ласковое слово, и выходило это у нее не деланно, а естественно, как будто она чувствовала, какую струну нажать, чтобы зазвучала обратная». 2 июня 1897 г. Мария Львовна вышла замуж за Николая Леонидовича Оболенского, своего троюродного брата. Мария Львовна скончалась от воспаления легких 10 декабря 1906 года.

Jarvis_1900 (491x700, 326Kb)
1872
Джон Артур Джарвис (John Arthur Jarvis)
британский пловец, двукратный чемпион летних Олимпийских игр 1900. Родился в Лестере. На Играх Джарвис участвовал в двух плавательных дисциплинах — в плавании на 1000 и 4000 м вольным стилем. В каждой дисциплине он выигрывал и полуфинал, и финал, получив в итоге две золотые медали. Чрез шесть лет Джарвис участвовал на неофициальных Олимпийских играх, получил серебряную медаль в гонке на одну милю вольным стилем, бронзу за 400 м вольным стилем и за эстафету 4х250 вольным стилем. Однако эти три медали не признаются Международным олимпийским комитетом. Ещё через два года, он принял участие в Олимпийских играх. Он выиграл четвертьфинал в заплыве на 1500 м вольным стилем, но не финишировал в полуфинале. Умер в Лондоне 9 мая 1933 года.

Сумгин_Михаил_Иванович (490x700, 141Kb)
1873
Михаил Иванович Сумгин
русский и советский учёный, профессор, основоположник науки, изучающей мерзлую зону литосферы. Учился на физико-математическом факультете Петербургcкого университета, был исключен за активное участие в студенческих волнениях. Впервые подошел к изучению вечной мерзлоты не с традиционных позиций как к отрицательному явлению природы, а с позиций приспособления ее положительных качеств в хозяйственной деятельности человека. Впервые изложил гипотезу о формировании и развитии вечной мерзлоты, сформулировал основные методы инженерного освоения вечномерзлых пород, в том числе и оригинальные методы борьбы с наледными явлениями, нашедшими широкое практическое применение как у нас, так и за рубежом. В Ленинградском горном институте М.И.Сумгин читал лекции по основам мерзлотоведения. Совместно с Н.И.Толстихиным опубликовал первое учебное пособие по мерзлотоведению. В 1929 году по его инициативе и при поддержке академика В.И.Вернадского в Академии Наук СССР организована постоянная комиссия по изучению вечной мерзлоты (КИВМ) под председательством академика В.А.Обручева. В 1939 году Комиссия преобразована в Институт мерзлотоведения имени В.А.Обручева. Умер в Ташкенте 8 декабря 1942 года. С именем Сумгина связаны основополагающие понятия и первые классификации вечно- и сезонномёрзлых горных пород. Его фамилия включена в Международный банк выдающихся деятелей мировой науки в истории человеческой цивилизации. Международным астрономическим союзом имя Сумгина присвоено одному из крупнейших кратеров на планете Марс. Основные работы: Вечная мерзлота почвы в пределах СССР. — Москва, 1927; Основания механики мерзлых грунтов, Москва— Ленинград, 1937 (совместно с Н.А.Цытовнчем); Общее мерзлотоведение, Москва— Ленинград, 1940 (совместно с другими). Литература: Качурин С.П., Яновский В.К. Михаил Иванович Сумгин // Известия Академии Наук СССР. Серия Географическая : журнал. — Москва, 1952. — № 6; Общее мерзлотоведение (геокриология) / Под редакцией В.А.Кудрявцева. — Москва: Издательство МГУ, 1978; Молявко Г.И., Франчук В.П., Куличенко В.Г. Геологи. Географы: Биографический справочник / Отвестственные редакторы: И.А.Федосеев, Е.Ф.Шнюков; Рецензенты: Р.А.Заездный, Е.К.Лазаренко. — Киев: Наукова думка, 1985. — Страница 260. — 352 страницы — 20 000 экземпляров (в переплёте).

Abdelhafid (546x700, 87Kb)
1873
Абд аль-Хафиз (Мауля Абд аль-Хафиз ибн аль-Хасан)
султан Марокко в 1908-1912 гг. Из династии Алауитов (Филалидов). Сын Хасана, брат Абд аль-Азиза. Наместник в Марракеше, был провозглашен султаном в результате восстания племен против Абд аль-Азиза. Придя к власти, был вынужден признать все неравноправные соглашения, заключенные Марокко с европейскими державами. В 1910 г. заключил с французскими банками новое соглашение о займе. Введение им дополнительных налогов, усиление власти Франции в Марокко вызвали восстание племен, которым воспользовалась Франция для оккупации Феса, Мекнеса и других территорий. Подписал Фесский договор 1912 г. с Францией о протекторате Франции над Марокко. В 1912 г. отрекся от престола. После этого уступил власть родному брату Мулай Юсуфу. Умер 4 апреля 1937 года.

gadd (563x700, 165Kb)
1875
Александр Оттович Гадд
русский контр-адмирал. Родился в Кронштадте. В службе с 1892 года. Окончил МКК в 1895 году. Мичман (23 сентября 1895). Вахтенный начальник миноносца № 117 (1896). Темно - бронзовая медаль за труды, понесенные при проведении 1-й всероссийской переписи населения (1897). В заграничном плаванье на кораблях эскадры Тихого океана (1896 - 1899). Вахтенный начальник на кораблях: крейсер «Адмирал Нахимов» (1897), крейсера «Адмирал Корнилов» (1897-1898), крейсера «Крейсер» (1898), крейсера «Память Азова» (1898-1899), миноносцев «Сокол» (1899) и «Кречет» (1899). Лейтенант (18 декабря 1899). Старший флаг – офицер отдельного отряда судов Балтийского моря, назначенных для испытаний (1900). Орден Святого Станислава 3-й степени (14 января 1901). Старший флагманский офицер командующего Минным Учебным Отрядом Балтийского флота (1901). Командир миноносца № 150 (1902). Получает квалификацию водолазного офицера (Водолазная школа, 1901-1902) и минного офицера 2- го разряда (Минный офицерский класс, 1903-1904). На миноносцах №№ 129, 121 (1903). По окончании минного класса на миноносце № 118 (1904). Первый помощник командира подводной лодки в русском флоте («Дельфин»). Командует подводными лодками «Осетр» (22 августа 1904-31 октября 1904) и «Сиг» (1905 - 1907) в ходе войны с Японией. Орден Святой Анны 3-й степени (19 декабря 1904). Лютеранин по вероисповеданию, холост (1905). Закончил курс учебного отряда подводного плаванья в 1907 году. Орден Святого Станислава 2-й степени (5 мая 1907) и мечи к нему (21 марта 1916). В составе Черноморского флотского экипажа. Командует подводными лодками:«Макрель»,«Крокодил» (4 октября 1907-16 марта 1908) и далее подлодкой «Кайман» (16 марта 1908-5 января 1911). По совместительству – начальник отряда подводных лодок в Санкт-Петербурге (1908-1909) и начальник 2- го дивизиона подводных лодок Балтийского моря (1909-1910). Золотой знак в память окончания полного курса наук морского корпуса (1910). Начальник дивизиона подводных лодок ЧФ в 1911 - 1912 году. Командир канонерских лодок «Донец» (1912 – 1913) и «Кубанец» (1913-1914). Светло – бронзовая медаль в память 300 – летия Царствования дома Романовых (1913). Постоянный член комиссии по наблюдению за постройкой судов в Черном море по подводной части (1914-1915). Светло – бронзовая медаль в память 200 – летия Гангутской победы (1915). Командует эсминцем «Дерзкий» (1 марта 1915-1916), 2-м дивизионом минной бригады Черного моря. Капитан 1 - го ранга (13 июля 1915). Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (9 августа 1915). В 1916 году - разработал и внедрил в боевую практику новый способ охранения маневрирующего объекта (Способ «постоянных пеленгов»), используемый и по сей день. Орден Святой Анны 2-й степени с мечами 7 февраля 1916). 30 июля 1915 года ему было присвоено звание капитана первого ранга, в 1916 награждён Георгиевским оружием. В июле 1918 года адмирал Андрей Покровский отдал приказ по флоту о формировании бригады морских тральщиков в Одессе и назначил ее командиром капитана первого ранга А.Гадда. Она состояла из трёх дивизионов: первым командовал лейтенант Опанасенко, вторым — лейтенант Кривицкий, а третьим — старший лейтенант Благовещенский. До конца июля одесский порт и фарватер были полностью очищены от мин. Военный флот обеспечил безопасность морских перевозок, и до конца 1918 года ни одно торговое судно не подорвалось на этих минах. Это траление считается первой боевой операцией Украинского Флота в XX веке. По возвращении немцами кораблей Черноморского флота, 12 ноября 1918 года был объявлен приказ Гетмана об утверждении боевого состава флота, а также о призыве на службу офицеров и матросов. 14 ноября 1918 года Адмирал Андрей Покровский был назначен Министром морских дел Украинской Державы, его заместителями стали: контр-адмирал Николай Максимов в Одессе и Александр Гадд в Киеве. После антигетманского восстания Директории переезжает в Севастополь и переходит на службу ВСЮР. В 1920 эмигрирует в Константинополь. Переезжает в Варну, затем в Париж. Член Парижской кают-компании (1924—1930). Последние годы жил в Хельсинки, где и умер 26 декабря 1960 года. Похоронен в Хельсинки. Автор воспоминаний «Боевые операции крейсера «Память Меркурия»». Литература: Gadd, Alexander Gideon Adalbert - Биографическая справка на финском.

Пикок Владимир Робертович5 (434x700, 159Kb)
1875
Владимир Робертович Пикок
российский и советский артист оперы (лирико-драматический тенор). Родился в Красноярске, в семье врача Роберта Карловича Пикока, находившегося в ссылке.
Окончил Красноярскую мужскую гимназию и поступил в Иркутское юнкерское училище. Выйдя в отставку в 1903 году, стал брать уроки пения в Санкт-Петербурге у И.П.Прянишникова, продолжил обучение в Милане у профессора Подести. Впервые выступил в концерте, посвященном 100-летию М.И.Глинки (1904 год), в железнодорожном театре в Красноярске. В 1905—1906 годах пел в Иркутской опере, а затем по рекомендации М.Ипполитова-Иванова был принят в труппу Московской оперы Зимина, где пел с октября 1907 до 1916 г. В 1911 году гастролировал в Парижском театре «Опера комик», где пел в «Чио-Чио-сан»/«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, в 1912 году в составе оперы С.Зимина — в Саратове, Симбирске, Нижнем Новгороде, в том же году гастролировал в Киеве. Обладал актерским дарованием. В 1916—1928 годах годах солист московского Большого театра, где исполнял в основном характерные партии. Умер в Москве 1 марта 1943 года. 1-й исполнитель партий: Звездочета ("Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова, 1909), Эрекле ("Измена" М.Ипполитова-Иванова, 1910), Принца Белидора ("Сестра Беатриса" А.Гречанинова, 1912), Тощего соседа ("Сын Земли" А.Канкаровича, 1916), 2-го гостя ("Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского; редакция и инструментовка Ю.Сахновского, 1925); на русской сцене — Нерона ("Камо грядеши?" Ж.Нугеса, 1910); в Москве — Пинкертона ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини, 1911, режиссёр П.С.Оленин); в московском Большом театре — Кащея бессмертного ("Кащей бессмертный" Н.Римского-Корсакова, 1917, одна из лучших его ролей); в СССР — Фрителини ("Маскотта" Э.Одрана, 1924), Менелая ("Прекрасная Елена" Ж.Оффенбаха, 1924). Лучшие партии: Подьячий ("Хованщина" М.Мусоргского), Звездочет ("Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова), Бомелий ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова), Карл VII ("Орлеанская дева" П.Чайковского, 1907), Вагоа ("Юдифь" А.Серова), Хозе ("Кармен" Ж.Бизе). Другие партии: Князь Василий Шуйский ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Князь Синодал ("Демон" А.Рубинштейна), Царь Берендей ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Моцарт ("Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова), Паисий ("Чародейка" П.Чайковского), Трике ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Чекалинский ("Пиковая дама" П.Чайковского); Дон Оттавио ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Фауст (одноим. опера Ш.Гуно), Таван ("Гугеноты" Дж.Мейербера, 1925), Дон Гомец де Фериа ("Генрих VIII" К.Сен-Санса), Кассио ("Отелло" Дж.Верди, 1914), Осака ("Ирис" П.Масканьи), Шандор Баринкай (в оперетте "Цыганский барон" И.Штрауса, 1913, Москва, Оперный театр С.Зимина; 1918, московский театр "Луна-парк"). Партнёры: М.Баттистини (в опере "Бал-маскарад" Дж.Верди), М.В.Бочаров, Н.Д.Веков, Д.Головин, В.П.Дамаев, А.И.Добровольская, С.И.Друзякина, В.В.Люце, А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, В.В.Осипов, В.Петров, В.Н.Петрова-Званцева, Г.С.Пирогов, Е.А.Подольская, Н.И.Сперанский, В.М.Трубин, Ф.И.Шаляпин. Пел под управлением Н.С.Голованова, М.Ипполитова-Иванова, Э.А.Купера, В.В.Небольсина, И.О.Палицына, Е.Е.Плотникова, В.И.Сука, Н.Фёдорова, Г.Ярона. 1-й исполнитель романсов С.Василенко "В склепе" и "Сольвейг" (Москва, 21 апреля 1908, под аккомпанемент автора). Записывался на грампластинки (20 произведений) в Москве ("Пате"/Pathй, 1907; "Зонофон", 1908; "Граммофон", 1908, 1909, 1910; РАОГ, 1912). Литература: Василий Родионович Петров: Сборник статей и материалов под редакцией И.Бэлза. — Москва, 1953. Страница 47; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Ленинград, 1975. Страницы 250, 256—257, 266; Лаврушева Л. Певец редкого дарования // Красноярский рабочий. 1978. 3 декабря; Беляков Б.Н., Блинова В.Г., Бордюг Н.Д. Оперная и концерт. деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком — Горький, 1980. Страница 71. Литература: Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Ленинград, 1975; Лаврушева Л. Певец редкого дарования // Красноярский рабочий. 1978. 3 декабря; Беляков Б.Н., Блинова B.Г., Бордюг Н.Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком — Горький, 1980.

Константин_Хирль (476x700, 246Kb)
1875
Константин Хирль (немецкое имя - Konstantin Hierl)
один из крупнейших деятелей нацистской Германии, группенфюрер СА (18 декабря 1931), рейхсарбайтсфюрер с 1935 года (глава Имперской трудовой службы, RAD) и один из ближайших соратников Гитлера ещё до его прихода к власти. Родился в городе Парсберг. Служил в кайзеровской армии, затем в рейхсвере. В 1919 году майор Хирль направил своего подчинённого Гитлера на собрание Германской рабочей партии. Гитлер вступил в эту организацию, и под его руководством она вскоре превратилась в печально известную НСДАП. 5 июня 1931 Хирль возглавил Добровольную трудовую службу — существовавшую при поддержке государства организацию, обслуживающую крупные строительные и сельскохозяйственные проекты и мобилизовывавшую для этого сезонных работников. Во времена Великой депрессии, ввиду наличия большого количества безработных, организация приобрела огромное влияние. В это время Хирль уже был высокопоставленным функционером НСДАП и использовал своё влияние в целях своей партии. В 1933 организация была переименована в Национал-социалистическую трудовую службу (Nationalsozialistischer Arbeitsdienst, NSAD), а в 1934 — в Имперскую трудовую службу (Reichsarbeitsdienst, RAD). Хирль возглавлял эту службу до самого конца Третьего рейха. В 1936 году Хирль получил звание рейхслейтера НСДАП, в 1943 году — имперский министр без портфеля. 24 февраля 1945 к 70-летнему юбилею получил высшую награду — Германский орден. Осуждён после войны, отбыл несколько лет в трудовом лагере. Награды: Железный крест, 1-го класса (1914); Железный крест, 2-го класса (1914); Почётный крест ветерана войны; Крест военных заслуг 1-й степени с мечами; Крест военных заслуг 2-й степени с мечами; Золотой партийный знак НСДАП; Медаль За выслугу лет в НСДАП в бронзе и серебре; Золотой Германский орден (24 февраля 1945). Умер в Гейдельберге 23 сентября 1955 года.

Shenkendorf (513x700, 146Kb)
1875
Максимилиан фон Шенкендорф (немецкое имя - Maximilian von Schenkendorf)
немецкий генерал, участник Первой и Второй мировых войн. Родился в городе Пренцлау. Окончил кадетский корпус, с 1894 года служил в пехоте. В 1908 году ему было присвоено звание капитана. В первую мировую войну служил командиром батальона, а с июля 1918 года — майор по особым поручениям при начальнике генерального штаба. С 1922 по 1926 годы служил в мини­стерстве обороны. В 1924 году — полковник, в 1929 году — генерал-лейтенант. В феврале 1930 года был уволен с действи­тельной военной службы. Во время войны Германии с СССР командовал частями обеспечения и тылом группы армий Центр. Был одним из инициаторов создания коллаборационистских воинских частей и сторонником сокращения репрессий против местного населения в тылу немецкой армии. По мере роста партизанского движения на оккупированной территории был вынужден уделять много внимания антипартизанским операциям. Также был одним из активных проводников политики преследования и геноцида еврейского населения. В частности, согласно его приказу № 1 от 7 июля 1941 года вводились обязательные для ношения евреями с 10 лет нарукавные повязки белого цвета с нарисованной жёлтой звездой. 21 августа он же издал приказ, который в целях «строгого контроля за деятельностью евреев» запрещал им покидать район местожительства. Подчинённые Шенкендорфу войска отличались жестокостью и массовым участием в истреблении евреев. Умер в городе Карпач 6 июля 1943 года.

Nikitin_AM (638x700, 146Kb)
1876
Алексей Максимович Никитин
российский адвокат, политический деятель. Министр почт и телеграфов и министр внутренних дел Временного правительства (1917). Родился в Нижнем Новгороде, в купеческой семье. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1899 — член Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в 1902 находился в заключении в Нижегородской тюрьме, с 1903 — меньшевик. Занимался адвокатской практикой, присяжный поверенный, вместе с Александром Керенским участвовал в работе комиссии по расследованию расстрела на Ленских приисках в 1912. Во время Февральской революции 1917 был председателем Военно-революционного комитета (ВРК) Москвы. С 1 марта — председатель Московского совета рабочих депутатов, с 5 марта — начальник милиции Москвы, с 11 апреля — член президиума исполкома Моссовета, с 25 июня — заместитель председателя московской городской управы. С июля 1917 — министр почт и телеграфов Временного правительства (вторая коалиция). После отставки правительства вошёл в состав директории — органа из пяти министров во главе с Александром Керенским, руководившего страной до сформирования нового правительства. В третьем коалиционном Временном правительстве (сентябрь — октябрь 1917) сохранил пост министра почт и телеграфов и, одновременно, был министром внутренних дел. Сторонник жёстких мер по наведению порядка в стране. Еще в июле 1917, до занятия поста министра, занимался изъятием оружия у радикально настроенных московских рабочих. В сентябре 1917 распорядился задерживать все телеграммы, связанные с забастовкой железнодорожников, так как забастовка в военное время «есть наказуемое по закону преступление, равное измене родине». В результате общее собрание почтово-телеграфных служащих выразило ему недоверие, а ЦК партии меньшевиков отмежевалось от его действий, заявив, что Никитин «более не является официальным представителем партии в правительстве» «как не поддерживающий контакты с партией». Был председателем Особого совещания по разгрузке Петрограда. Разработал проект закона о создании Комитетов общественной безопасности, принятого Советом Российской республики (Предпарламентом). Был арестован вместе с другими министрами Временного правительства 25 октября (7 ноября) 1917 в Зимнем дворце и заключён в Петропавловскую крепость, из которой освобождён как социалист 29 октября (11 ноября) того же года. После освобождения участвовал в заседаниях подпольного Временного правительства, но вскоре отказался от этого, обвинив своих коллег в нерешительности — по мнению Никитина, они фактически не нашли возможным «хотя бы морально поддержать генерала Духонина в момент, когда на него пала тяжёлая ответственность перед страной — одному решать вопрос о перемирии, которого от него потребовали большевики». В ноябре 1917 был вновь арестован и выслан в Кронштадт под надзор исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, но уже в декабре входил в состав Петроградского стачечного комитета городских служащих. В январе 1918 уехал в Ростов-на-Дону. Работал в кооперации, был председателем комитета по делам кооперации Юга России. В мае 1920 был арестован. Доставлен в Москву, обвинён в том, что «направлял деятельность кооперативных организаций Юга России в контрреволюционное русло поддержки Деникина и деникинщины». В сентябре 1920 приговорён к расстрелу, заменённому 15 годами лишения свободы, в 1921 помилован и освобождён. Жил в Москве, был одним из руководителей издательства «Никитинские субботники», существовавшего в 1922—1931 и основанного его женой Евдоксией Фёдоровной Никитиной, писательницей и организатором одноимённого литературно-философского кружка. 11 августа 1930 арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской группе, но уже 13 декабря 1930 освобождён, так как Особое совещание при коллегии ОГПУ прекратило его уголовное дело. В последний раз был арестован 14 марта 1938, обвинён в участи в контрреволюционной террористической организации. 13 апреля 1939 приговорён к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР, на следующий день расстрелян на территории подсобного хозяйства НКВД на 24-м километре Калужского шоссе («Коммунарка»). Там же был похоронен.

Rudolph_Ganz1 (506x700, 125Kb)
1877
Рудольф Ганц (немецкое имя - Rudolph Ganz)
швейцарско-американский пианист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог. Родился в Цюрихе. Учился в Цюрихской консерватории игре на фортепиано (у Роберта Фройнда) и виолончели (у Иоганнеса Хегара) и Лозанне, затем перебрался в Лозанну, где его учителями стали его двоюродный дед Карл Эшман-Дюмюр (фортепиано) и Шарль Бланше (композиция), и наконец в 1899 г. в Берлин, где изучал композицию у Генриха Урбана и фортепиано под руководством Ферруччо Бузони. В 1900 г. дебютировал как дирижёр, с Берлинским симфоническим оркестром исполнив собственную симфонию. Затем отправился в США и с 1901 г. преподавал в Чикагском музыкальном колледже. В 1921—1927 гг. Ганц был главным дирижёром Сент-Луисского симфонического оркестра, одновременно гастролируя в Америке и Европе как пианист. Затем Ганц вернулся в Чикаго и был связан с Чикагским музыкальным колледжем до конца своих дней, а в 1934—1958 гг. возглавлял его. Ганц был видным пропагандистом французской музыки — прежде всего, Дебюсси и Равеля — в США, за что был удостоен французского Ордена Почётного легиона; Равель посвятил ему пьесу «Скарбо» из цикла «Ночной Гаспар». Среди других композиторов, чью музыку Ганц охотно исполнял, популяризируя её в Америке, — Бела Барток, Антон Веберн, Артюр Онеггер, Пьер Булез. Умер в Чикаго 2 августа 1972 года.

1877
Шарль Лало (Charles Lalo)
французский эстетик, музыкальный писатель. Родился в Периге. В 1908 окончил Парижский университет. С 1933 профессор Сорбонны (курсы эстетики и искусства). Автор многих трудов по вопросам общей эстетики и социологии. В своих исследованиях исходил из позитивистских теорий В.Вундта и К.Штумпфа, но, в отличие от них, подчёркивал связь психологии искусства с эстетикой. Стремился научно обосновать, опираясь на данные математики, психологии, физиологии и социологии, эстетические закономерности прекрасного. Его "Эскиз научной музыкальной эстетики" ("Esquisse d'une esthйtique musicale scientifique", P., 1908, 2 ed., под назв. "Йlйments d'une esthйtique", 1939) - одно из значит. и оригинальных исследований, посвящённых проблемам музыкальной эстетики. Среди работ Лало - "Искусство и социальная жизнь" ("L'art et la vie sociale", 1921), "Искусство и мораль" ("L'art et la morale", 1922), "Искусство и жизнь" (L'art et la vie, v. 1-3, 1946-47) и др. Умер в Париже 1 апреля 1953 года. Работы: Esquisse d'une esthйtique musicale scientifique, 1908; Les sentiments esthйtiques, 1909; Introduction а l'esthйtique; les mйthodes de l'esthйtique, beautй naturelle et beautй artistique, l'impressionnisme et le dogmatisme, 1912; L'art et la vie sociale, 1921; L'art et la morale, 1922; Notions d'esthйtique, 1925; L'expression de la vie dans l'art, 1933; Йlйments d'une esthйtique musicale scientifique, 1939; L'art loin de la vie, 1939; Esthйtique du rire, 1949. Литература: Предвечный Г.П., французская буржуазная эстетика (40-60 годы XX века), Ростов на Дону, 1967.

Abdelaziz_ben_hassan (577x700, 160Kb)
1878
Абд аль-Азиз (Мауля Абд аль-Азиз ибн аль-Хасан)
султан Марокко в 1894-1908 гг. Из династии Алауитов (Филалидов). Сын Хасана I, брат Абд аль-Хафиза. Придя к власти (до 1900 г. страной фактически правил великий везир), наметил план реформ по модернизации армии и государственного аппарата, программу строительных работ. В 1901 г., отменив ранее существовавшие налоги, пытался ввести новый – тертиб, предусмотренный Мадридской конвенцией 1880 г., которым облагались как марокканцы, так и иностранцы, но потерпел неудачу. В 1903 г. Марокко оказалось на грани финансового банкротства, он добился получения займа в 22,5 млн. франков у Франции, Великобритании и Испании, в 1904 г. – нового займа у Франции в 62,5 млн. франков. Пытался заручиться поддержкой Германии, чтобы противодействовать французскому проникновению в Марокко. Разорение страны, оккупация Касабланки и округа Уджды французскими войсками в 1907-1908 гг. вызвали восстание племен, подержанное Абд аль-Хафизом, в ходе которого Абд аль-Азиз был свергнут. Был свергнут в январе 1908 года в результате восстания, начавшегося в 1907 году, из-за недовольства его профранцузской политикой. После свержения был изгнан из страны и удалился в контролируемый испанцами Танжер, где продолжал вести активную деятельность и где прожил до конца жизни. Умер 10 июня 1943 года. После смерти его тело было передано на родину.

 (575x699, 94Kb)
1878
Феликс Бернштейн (Felix Bernstein)
немецкий математик. Родился в Галле, Германия. Учился у Г.Кантора, затем в Гёттингене слушал лекции Д.Гильберта и Ф.Клейна. Окончил университет в Галле (1901). С 1911 работал в Гёттингенском университете (с 1921 —профессор). Основатель и в 1921— 1934—директор Института математической статистики Гёттингенского университета. В 1934 эмигрировал в США. Профессор Колумбийского, Сиракузского и Нью-Йоркского университетов. В 1948 возвратился в Гёттинген. Умер в Цюрихе от рака 3 декабря 1956 года. Основные исследования относятся к теории чисел, теории множеств, теории тригонометрических рядов, теории интегральных уравнений, теории вероятностей и математической статистике. Первым доказал (1897) теоремы эквивалентности теории множеств. Одним из первых установил прикладное значение теории множеств. Внес важный вклад в изопериметрическую проблему, теорию преобразования Лапласа, в теорию чисел и теорию множеств. Начиная с 1920-х гг. занимался применением математических методов к задачам генетики, генетикой популяций и теорией наследственности.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку