-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108599
Комментариев: 6801
Написано: 117070


21 февраля родились...

Четверг, 21 Февраля 2013 г. 07:42 + в цитатник
 (466x699, 39Kb)
1821
Элиза Рашель Феликс (французское имя - Elisa Rachel Felix, Mademoiselle Rachel)
французская актриса. Э.Рашель родилась в бедной еврейской семье странствующих артистов и торговцев, выходцев из Эльзаса, в придорожном трактире, во время поездки из Германии во Францию. В 1827 году семья оседает в Лионе. Чтобы заработать немного денег, ещё ребёнком Элиза вместе со старшей сестрой пели на улицах и в кафе. Здесь её случайно услышал руководитель парижской школы пения Этьен Шорон и, покорённый чудесным голосом юной певицы, увёз её вместе с семьёй в Париж, где они поселились в еврейском квартале. В Париже Элиза заканчивает театральную школу, и в 1837 году впервые выходит на сцену в Театре Водевилей, вначале на вторых ролях. В 1838 году актриса уже выступает в Комеди-Франсез, где добивается ошеломляющего успеха. Импресарио Э.Рашель выступает её отец, часто весьма завышая гонорары, что сказывалось негативно на отношении общества к актрисе. Э.Рашель гастролирует по всей Европе. В 1841 году актриса выступает в Лондоне перед английской королевой Викторией, в 1852 году — перед королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV, который, восхищённый её талантом, приказал установить в Потсдаме ей памятник. В 1853—1854 году Рашель совершает большое турне по России, среди поклонников её таланта оказывается и император Николай I, пожелавший лично встретиться с актрисой. Однако поездка была тяжёлой, и по возвращении Э.Рашель заболевает. В 1855 году она неудачно гастролирует в США, и возвращается оттуда уже серьёзно больной туберкулёзом. В 1856 году совершает поездку в Египет, затем живёт у друзей на юге Франции. Умерла в южнофранцузском Ле-Канне, недалеко от приморского Канн 3 января 1858 года. Похоронена в Париже, в еврейской части кладбища Пер-Лашез. Э.Рашель вела бурную светскую жизнь, держала свой салон. У неё было двое сыновей (старший — от внебрачного сына Наполеона — Александра Колонна-Валевского), однако Рашель никогда не была замужем. Её многочисленные любовные связи живо обсуждались парижским обществом. Актриса оказывала поддержку членам своей семьи — так, при помощи Элизы её сестра тоже стала актрисой и сделала удачную театральную карьеру. Главная заслуга Э.Рашель перед французским театром XIX века состоит в том, что она сумела возродить на сцене классическую трагедию, великие драмы Корнеля и Расина. По замечанию Герцена о французском театре 30-х — 40-х годов - «Только изредка…старик Корнель со стариком Расином величаво пройдут, опираясь на молодую Рашель и свидетельствуя в пользу своего времени». Великий артистический дар Э.Рашель также раскрывается следующими словами Герцена: «Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра её удивительна; пока она на сцене, что бы ни делалось, вы не сможете оторваться от неё; это слабое, хрупкое существо подавляет вас; я не мог бы уважать человека, который не находился бы под её влиянием во время представления. Как теперь, вижу эти гордо надутые губы, этот сжигающий быстрый взгляд, этот трепет страсти и негодования, который пробегает по её телу! А голос-удивительный голос! — он умеет приголубить ребёнка, шептать слова любви и душить врага; голос, который походит на воркование горлицы и на крик уязвлённой львицы.». Избранные роли: Федра в трагедии «Федра» Расина; Гофолия в драме «Гофолия» Расина; «Камилла» в драме «Гораций» Корнеля. Литература: «История зарубежного театра». Часть 2, Москва 1984.

1821
Старион Мартинианович Ходецкий
русский биолог, животновод и лесовод, ординарный профессор сельского хозяйства и лесоводства в университете святого Владимира. Родился в Симферополе. Воспитывался сперва в симферопольском уездном училище, а потом в местной гимназии и с 1836 г. во 2-й Санкт-Петербургской гимназии. В 1838 г. Ходецкий поступил в Санкт-Петербургский университет для изучения естественных наук и в 1842 г. окончил курс со степенью кандидата философии. В это время правительство решило учредить курсы сельского хозяйства для хозяев-практиков, с целью улучшения сельского хозяйства в России. Потребовались специалисты для чтения публичных курсов, а так как их не имелось, то решено было подготовить несколько преподавателей в специальных учебных заведениях за границей. В числе трех кандидатов естественных наук, рекомендованных правительству Санкт-Петербургским университетом, находился и Ходецкий. Командированный в августе 1842 г. на два года за границу, он первый год провел в Гогенгеймском сельскохозяйственном институте, в Вюртемберге, где выслушал полный курс наук и кроме того занимался практически при институте. Второй год он посвятил поездкам по Германии, Голландии и Швейцарии, посетив почти все имевшиеся в то время агрономические учебные заведения, а также и университеты, где преподавалось сельское хозяйство. В Германии в это время выступил уже знаменитый Либих со своими новыми взглядами на отношение науки к сельскому хозяйству; но смелые идеи Либиха не находили еще сочувствия среди современных ему представителей сельскохозяйственной науки, в которой господствовало еще прежнее направление, данное ей Тэром. Благодаря своим выдающимся способностям, Ходецкий вскоре оценил важность идей Либиха и серьезно принялся за изучение его теорий и воззрений в связи с земледельческой химией. В 1844 г., возвратившись в Россию, Ходецкий. был прикомандирован, на правах университетского адъюнкта, к попечителю Харьковского учебного округа для чтения сельскохозяйственных курсов в наиболее населенных пунктах округа. В продолжение своей семилетней службы в этом округе он читал публичные лекции в Курске, Воронеже, Орле, Тамбове, Новочеркасске и Харькове. В 1851 г. Ходецкий, защитивший между тем при Харьковском университете диссертацию на степень магистра сельского хозяйства, был приглашен в университет святого Владимира адъюнктом по кафедре сельского хозяйства и лесоводства; в следующем году он был утвержден экстраординарным, а в 1854 г. — ординарным профессором этого университета. Преподавание курса по новизне дела было в начале связано с большими трудностями вследствие отсутствия агрономического кабинета при университете; но Ходецкий постепенно устроил такой кабинет, в котором в 1878 г. числилось уже свыше 1500 нумеров моделей земледельческих орудий и машин, типов хозяйственных животных в слепках, коллекций семян и т. п. Кроме прямых обязанностей по занимаемой кафедре Ходецкий. в продолжение своей службы исполнял разнообразные поручения университета и попечителя округа, а также разных сельскохозяйственных и ученых обществ и учреждений. Ему принадлежит заслуга главного инициатора в деле учреждения сельскохозяйственных выставок в южной России. Первая такая выставка состоялась в 1849 г. в Харькове; перейдя в Киев, Ходецкий с 1852 по 1880 г. устроил в этом городе 6 выставок, которые имели большое значение для южно-русского сельского хозяйства. Им же составлялись проекты учреждения учебных ферм, технических училищ, агрономических и лесоводных курсов и проекты уставов возникавших в то время, частью по его почину, обществ сельского хозяйства, садоводства, пчеловодства, шелководства и др. В течение 10 лет, с августа 1863 г. по сентябрь 1873 г. Ходецкий состоял главным редактором "Университетских Известий" и неоднократно исправлял должность декана физико-математического факультета. С 1854 г. в течение 5 семестров Ходецкий читал публичные лекции по технологии, а с 1852 г. по 1856 г. занимал должность преподавателя естественных наук в Киевском институте благородных девиц. В 1870 г. исполнилось 25-летие профессорской деятельности его при университете святого Владимира, и по ходатайству совета Ходецкий был удостоен звания заслуженного профессора. Он состоял членом обществ: Вольного экономического, Русского географического, Казанского экономического, почти всех сельскохозяйственных обществ, Ученого комитета Министерства государств. имуществ, Высочайше утвержденной комиссии для описания губернии Киевского учебного округа, Киевского славянского комитета и многих других. Умер в Киеве 10 февраля 1887 года. Ходецкий разновременно напечатал свыше 40 сочинений, не считая мелких статей; из них заслуживают наибольшего внимания: 1) "Полеводство, разведение хлебов колосовых, широколиственных, кормовых трав, растений корнеплодных и фабричных" (1845, 1846); 2) "Руководство к уходу за крупным рогатым скотом" (конкурсное сочинение, удостоенное в 1850 г. серебряной медали); 3) "Вступительная лекция в курс лесоводства" (1855). Литература: Д.Д.Языков: "Обзор жизни и трудов покойных русск. писателей", 1885, выпуск VI (со списком сочинений Ходецкого). — "Календарь Суворина" на 1888 г., странице 250. — "Киевское Слово", 1886 г., № 281. — "Киевлянин", 1886 г., № 281. — "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1855 г., часть ХХХV, отдел III, страница 15 (отзыв о трудах Ходецкого). — "Правительственный Вестник" 1887 г., № 1, (некролог). — Н.В.Воскресенский: "50-летие Воронежских губернских ведомостей", том I, страница 63. — В.С.Иконников: "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета святого Владимира" (автобиографическая записка Ходецкого со списком его сочинений).

 (563x699, 58Kb)
1823
Пьер Лаффит (Pierre Laffitte)
французский философ-позитивист, друг и последователь Конта. Родился в Беге в семье ремесленника. Учился в Бордо, вначале в частном заведении, затем в лицее. В 1839 приехал в Париж и поступил в лицей Карла Великого, где в 1840 был удостоен второй премии по философии. В 1841 заинтересовался позитивной философией, а в 1844 познакомился с Контом и под его влиянием занялся энциклопедическим изучением наук, причем начал с математики. Будучи по характеру человеком очень независимым, Лаффит добывал средства к существованию частными уроками математики, избегая какой-либо официальной государственной службы. После смерти Конта (1857) стал одним из его душеприказчиков и возглавил позитивистское общество (Société positiviste). В отличие от других последователей Конта, например Литтре, который был сторонником позитивизма в его первоначальном варианте и критиковал концепцию «религии человечества» и другие поздние взгляды Конта, Лаффит почти полностью принял основные идеи Конта и сосредоточил свои усилия на их разъяснении и систематизации. В позитивизме его интересовали прежде всего история, история наук и философия. С 1858 Лаффит вел «Философский курс по всеобщей истории человечества» («Cours philosophique sur l'histoire générale de l'humanité»), где применял абстрактные принципы, разработанные Контом, к исследованию великих цивилизаций и великих человеческих типов. Лекции эти он читал и в квартире Конта, и в других местах, в том числе в Коллеж де Франс. Из данного курса выросла впоследствии работа Великие типы человечества (Grands types de l'Humanité, v. I – 1875, v. II –1877). В 1878 Лаффит основал журнал «Revue occidentale», выходивший раз в два месяца. С 1880 по 1886, в согласии с проектом Конта, Лаффит разработал и опубликовал в своем журнале полный курс теоретической и практической этики. Он полагал, что в основе этики как таковой лежит идея системы, или социального организма; при этом теоретическая этика базируется на научной концепции человеческой природы, а практическая мораль, ключевым понятием которой является долг, подчиняет жизнь индивида службе семье, родине, человечеству. В Курсе лекций по первой философии (Cours de philosophie première, 2 v., 1889–1890) Лаффит изложил позитивную теорию рассудка и учение об универсальных законах мира, исходя из идеи о том, что не существует абсолютного разделения и различия между законами мира и рассудка, между неживой и живой природой. В 1892 был назначен профессором на только что созданную в Коллеж де Франс кафедру общей истории наук и рассматривал в курсах лекций общие законы развития научных теорий, от математики до социологии и этики, в соответствии с классификацией наук, предложенной Контом. С этой точки зрения, система наук выстраивалась следующим образом: 1) первая философия, включающая в себя теорию разума и теорию универсальных законов, действующих в мире; 2) вторая философия, объединяющая абстрактные науки (математику, астрономию, физику, химию, психологию, социологию, этику); 3) теория земли (геология, метеорология, теория растений, животных и др.), теория государства (национальностей, рас и индивидов) и теория промышленности, или воздействия человечества на планету. Философия, по мнению Лаффита, всегда дает только относительную истину, а потому человечество – вследствие ограниченности знания – всегда будет стремиться дополнить его продуктами творчества, поэзией, всегда будет создавать идеалы. Из непреодолимой неполноты человеческого знания он делал вывод о значении религиозных взглядов Конта, защищая своего учителя от обвинений в «теологизме», выдвигавшихся Литтре и др.; в качестве аргумента приводил то, что Конт не допускал вмешательства в человеческую жизнь сверхъестественных сил. В политических воззрениях Лаффит также был близок к Конту. Так, в брошюре Французская революция (Révolution francaise, 1880) он оправдывал революцию и поддерживал предложение Конта считать 1789 началом новой эры. Основную социальную задачу своего времени он усматривал в объединении пролетариата и участии его в социальной политике, а во внешнеполитической деятельности призывал придерживаться принципов антиколониализма и пацифизма. Лаффит высказывал пожелание, чтобы Париж стал религиозной метрополией мира и чествовал память всех героев, о которых шла речь в его книге «Великие типы человечества». Он оказал большое влияние на основателей Третьей Республики, в особенности после смерти Литтре (1880). Среди других трудов Лаффита – Лекции по космографии (Leçons de cosmographie, 1853); Общие размышления о китайской цивилизации (Considérations générales sur l'ensemble de la civilisation chinoise, 1861); Философские размышления о Моисее и о еврейской цивилизации в целом (Considérations philosophiques sur Moïse et sur l'ensemble de la civilisation juive, 1863); Позитивизм и политическая экономия (Le positivisme et l'économie politique, 1867); Вторая философия. Космология (Philosophie seconde. Cosmologie, 1874–1875); О позитивной морали (De la morale positive, 1880); «Фауст» Гёте (Le «Faust» de Goethe, 1899). Умер в Париже 4 января 1893 года.

1826
Фридрих Габерландт (Хаберландт; Friedrich J.Haberlandt)
австрийский натуралист. Отец Г.Габерландта. Родился в Братиславе. Окончил сельско-хозяйственную школу в Мошонмадьяроваре (1849); с 1851 адъюнкт, с 1853 профессор сельско-хозяйственного института, созданного в 1850 на основе этой школы, с 1869 руководитель станции шелководства в Герце, с 1872 профессор ботаники в Высшей сельско-хозяйственной школе в Вене. В противоположность господствовавшему в агрономии химическому направлению, Габерландт решал проблемы земледелия и растениеводства с позиций физики и физиологии растений. Исследовал все фазы развития сельско-хозяйственных растений и влияние на них внешних факторов, зависимость влагоудерживающей способности почвы от температуры, вымерзание растений и др. Автор работ по искусственному орошению, акклиматизации, шелководству, борьбе с вредителями и др. Умер в Вене 1 мая 1878 года. Сочинения: Der allgemeine landwirtschaftliche Pflanzenbau, W., 1879; в русском переводе — Общее сельскохозяйственное растениеводство, тома 1—2, Санкт-Петербург, 1880. Литература: Leisewitz G., Haberlandt Friedrich, в кн.: Allgemeine deutsche Biographie, Bd 10, В., 1879, S. 269—274.

1831
Николай Вениаминович Калакуцкий
русский учёный в области металлургии и артиллерийского производства, генерал-майор артиллерии (1884). Родился в Бельском уезде Смоленской губернии. В 1849 окончил специальное военное учебное заведение и до 1861 служил в армии. В 1861—1870 артиллерийский приёмщик на Княземихайловской сталепушечной фабрике в Златоусте, в 1871—1884 техник на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, с 1884 главный инженер ("главный техник") этого завода. В 1867 впервые наиболее полно осветил вопросы влияния способов и условий ковки на структуру и свойства поковок, причины и механизм образования в стали металлургических дефектов. совместно с А.С.Лавровым открыл и объяснил явление ликвации в стали (1866). В 1870—78 провёл исследования по выбору стали для ружейных стволов; особое значение имели опыты К. по измерению давления пороховых газов в ружейных стволах и изучению влияния на это давление ряда баллистических факторов. В известных работах по остаточным (внутренним) напряжениям в стали и чугуне К. впервые объяснил механизм образования этих напряжений, разработал методику количественного определения их в орудийных стволах и снарядных корпусах. Умер в Санкт-Петербурге 29 января 1889 года. Сочинения: Исследование внутренних напряжений в чугуне и стали, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1888. Литература: Черняк А.Я. и Нахимов Д.М., Русский ученый металловед Н.В.Калакуцкий, Москва, 1951.

 (555x699, 142Kb)
1831
Анри Мельяк (Henry Meilhac)
французский драматург и либреттист, член Французской академии (1888), работавший с Людовиком Галеви (Ludovic Halйvy). Большой юморист, шутник, острослов. Вместе с Галеви он создал, в частности, либретто к опере Жоржа Бизе «Кармен». Свыше десятка либретто Мельяк написал для Жака Оффенбаха (о нем и его могиле чуть позже), в основном также в сотрудничестве с Галеви: наиболее известные из них — «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Великая герцогиня Герольштейнская». В своих либретто Мельяк и Галеви высмеивали напыщенность, лицемерие и косность современного общества. Вдвоем они также сочиняли комедии и водевили. В этом дуэте именно Мельяк обладал самой неудержимой фантазией, граничившей порой с чудачеством. Заработав много денег, он принялся их тратить направо и налево, ища вдохновение в шикарных ресторанах, сигарах и шампанском. Его комедии, водевили и фарсы сегодня практически забыты, но как автор опереточных и оперных либретто он вошел в театральную историю.
 (699x463, 100Kb)
Умер 6 июля 1897 года. Похоронен на кладбище Монмартра.

 (567x700, 101Kb)
1835
Михаил Осипович Микешин
русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Михаил Осипович Микешин родился в деревне Максимково Смоленской губернии, близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б.П.Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил Академию, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившееся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
Millennium_of_Russia_Monument_in_Nowgorod,_2005 (480x700, 110Kb)
Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению. Для того, чтобы руководить исполнением проекта, Микешин изучал скульптурную технику у И.Н.Шредера. В результате Михаил Осипович получил множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность».
SPB_Monument_of_Catherine_II_1890-1900 (503x700, 95Kb)
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873).
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873) и памятник М.Ю.Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Новгороде. Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне). В 1876—1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В.Гоголя и Т.Г.Шевченко. В 1892г. вместе с Ф.Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, М.О.Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов "Espero" ("Надежда") в С.Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России. Михаил Осипович Микешин скончался в Санкт-Петербурге 31 января 1896 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 4 октября 1985 года, в год 150-летия со дня рождения скульптора, в Смоленске у Художественной галереи был открыт памятник Микешину. Литература: Микешин, Михаил Осипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Савинов А.Н. Микешин — Москва, 1971; «Микешин Михаил Осипович» // Большая советская энциклопедия; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918. Микешин Михаил Осипович.

 (678x699, 137Kb)
1836
Лео Делиб (Delibes; полное французское имя - Клеман Филибер Лео Делиб, Clйment Philibert Lйo Delibes)
французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт. Лео Делиб родился в Сен-Жермен-Дю-Валь (сегодня входит в состав города Ла-Флеш), в семье почтового служащего и дочери певца «Опера комик». После смерти отца в 1847 году семья переехала в Париж. Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории. Делиб поступил в Парижскую консерваторию по классу Тарио. В 1849 он получил второй приз по сольфеджио, а год спустя, в 1850, занял первое место. Он также занимался по классу органа у Франсуа Бенуа и по классу композиции у Адольфа Адама, Феликса де Куппе и Франсуа Базена. Был хористом в церкви Мадлен в Париже, выступал в хоре мальчиков на премьере оперы Мейербера «Пророк» 11 апреля 1849 года. С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время сотрудничал с парижским «Лирическим театром» (в качестве аккомпаниатора и репетитора). В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен и полностью посвятил себя композиции. Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 года, после его кантаты «Alger» и в особенности после балета «Источник» (французское название - La source), поставленного в 1866 году в Большой парижской опере. Делиб внес в область балета много благородства, изящества и симфонического интереса. Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». Сюжет «Коппелии» основан на новелле «Песочный человек» Э.Т.А.Гофмана, посвященной судьбе старого доктора Коппелиуса и его куклы Коппелии. Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!». В семидесятых годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakmй»). Первая из них — самая лучшая по увлекательности, красоте и свежести музыки и прекрасной фактуре. Две последние были поставлены в Санкт-Петербурге. Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов. Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphйe». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью. В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер в Париже 16 января 1891 года. Балеты: «Ручей» (La Source), 1866. Совместно с Л.Минкусом; «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (Coppйlia), 1870; «Сильвия, или Нимфа Дианы» (Sylvia ou la Nymphe de Diane), 1876. (В СССР с новым либретто — «Фадетта»). Оперы: «Так сказал король» (Le Roi l’a dit), 1873; Jean de Nivelle, 1880; «Лакме» (Lakmй), 1883; Kassya, 1893. Оперетты: L’Omelette а la Follembuche, 1859. В Гостелерадиофонде, есть записи балета "Коппелия" (полностью) и его фрагментов, Сюиты и фрагментов из балета "Сильвия", оперы "Лакме", фрагментов оперы "Так сказал король". В коллекции есть и вокальные произведения. Более 20 вариантов записи "Болеро" (назовем лишь немногих исполнительниц: А.Галли-Курчи, Ж.Мишо, А.Нежданова, Г.Олейниченко, Д.Сазерленд, Е.Шумская). Литература: Французская музыка второй половины XIX века. Сборник переводных работ, Москва, 1938; Давидсон И., Балеты Делиба, "Советская музыка", 1961, № 2, страницы 79-83; Curzon Н., L.Delibes, sa vie et ses oeuvres, P., 1926; Coquis A., L.Delibes, P., (1957).

 (490x699, 108Kb)
1837
Магнус Олафович Нюрен (шведское имя - Nyrйn Magnus Olaf)
русский астроном шведского происхождения, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1898). Родился в Брунскоге, Швеция. В 1859 году окончил университет в Упсале (Швеция). Его диссертация: «Опыт определения постоянной процессии из сложных звезд» обратила на себя внимание ученых и О.В.Струве в 1868 году пригласил его в Пулковскую обсерваторию, где он работал до 1907 года. В течение четырёх с половиной лет фактически исполнял должность вице-директора обсерватории, которую не занял официально из-за слабого знания русского языка. В 1907 году вышел в отставку и поселился в Стокгольме, занимаясь подготовкой публикаций для Пулковской обсерватории. Участвовал в наблюдениях для составления пулковских фундаментальных каталогов точных положений звёзд. В 1872—1875 годах по наблюдениям на вертикальном круге в Пулкове подтвердил вывод X.И.Петерса об изменяемости широт. Ряд работ посвящен определению астрономических постоянных. Из наблюдений в 1885 году получил значение годичной аберрации звёзд равное 20,49" (при современном значении 20,496"). Занимался исследованием ошибок астрономических инструментов и улучшением методики обработки наблюдений. Умер в Стокгольме 16 января 1921 года. Научные труды: Dйtermination du coeffiecient constant de la prйcession au moyen d'йtoiles de faible йclat (1870); Bestimmung der L дngendifferenz zwischen den Sternwarten Stockholm und Helsingfors (1871); Die Polhцhe von Pulkowa (1873); Bestimmung der Nutation der Erdachse (1874); Das Дquinoktium fьr 1865 (1877); Sur l’aberration des й toiles fixes (1883); Untersuchung der Repsold’schen Theilung des Pulkowaer Verticalkreises (1885); Declinationsbestimmungen einiger helleren Sterne (1888); Variations de la latitude de Poulkova (1893). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. Киев: Наукова думка, 1977; ЭСБЕ, Статья «Нюрен». Литература: Сто лет Пулковской обсерватории, Москва - Ленинград, 1945; Magnus Nyrйn (Некролог), "Astrinimische Nachrichten", 1921, Bd 212, № 5086-87, Sp. 487-88.

 (505x699, 129Kb)
1844
Шарль Мари Жан Альбер Видор (Charles-Marie Widor)
французский композитор, органист, дирижер и музыкальный критик. Профессор Парижской консерватории. Член Института Франции (1910), секретарь Академии изящных искусств (1913). Дирижер хорового общества «Конкордия». Родился в Лионе. Был органистом церкви Сен-Сюльпис в Париже, профессором органа и композиции в Парижской консерватории и постоянным секретарем Академии изящных искусств. Ученик Н.Ж.Лемменса и Ф.Ж.Фетиса, Видор прославился как виртуоз-органист, композитор и педагог. Сочинял во многих жанрах, особой известностью пользуются его органные симфонии. Среди его многочисленных трудов популярный трактат об инструментовке, большое собрание музыкальной критики и незаконченное издание органных сочинений И.С.Баха, продолженное А.Швейцером. Вместе с Александром Гильманом вновь ввел орган в число концертных инструментов. Создал жанр органических симфоний (сюит), издал собрание органных произведений «Современный орган». Учеников: Л.Вьерн, Ж.Дандело, М.Дюпре, А.Онеггер, А.Швейцер. Среди сочинений: 3 оперы, в том числе «Рыбаки святого Иоанна» (постановка 1905); балет, пантомима, месса, хоровые произведения, симфонии, концерты, камерные ансамбли; для органа – 10 симфоний, в том числе «Готическая» (1895), «Романская» (1900); фортепьянные и другие инструментальные пьесы, вокальные дуэты, песни; театральная музыка. Умер в Париже 12 марта 1937 года.

 (651x699, 197Kb)
1846
Сватоплук Чех (чешское имя - Svatopluk ech)
чешский поэт. Самый популярный чешский поэт 19 в., завершающий период т.н. «Национального возрождения». Возглавлял патриотическое крыло чешской литературы, вместе с братом Владимиром основал в 1879 журнал «Квети». Успеха у читателей добился благодаря крупным эпическим поэмам преимущественно исторического содержания, наиболее значительные из них – Адамиты (Adamites, 1874) и Вацлав из Михаловиц (Václav z Michalovic, 1882). Чех брал также сюжеты из современной ему жизни: таковы рассказ Кузнец из Лешетина (Lešetínský kovař, 1884) и пастораль В тени липы (Ve stínu lipy, 1880). Его сатирические романы Подлинное путешествие господина Броучека на Луну (Pravý výlet pana Broučka do Měsíce, 1888) и Новое эпохальное путешествие господина Броучека, на этот раз в пятнадцатое столетие (Novy epochálni výlet pana Broučka, tentokrát do patnáctého století, 1888; рус. перевод под назв. Путешествие пана Броучека в XV столетие, 1955) пользовались очень большим успехом; сборники лирических стихов, отмеченные общественно-патриотической направленностью, в частности Утренние песни (Jitřní písně, 1886) и Новые песни (Nové písně, 1888), сохраняют свою художественно-историческую ценность. Все его произведения, и особенно стихи-символы в сборнике Песни раба (Písně otroka, 1895), проникнуты пафосом чеха-патриота и стремлением к национальному освобождению. Умер Чех в Праге 23 февраля 1908 года.

Hendrik_Petrus_Berlage_1 (526x700, 97Kb)
1856
Хендрик Петрюс Берлаге (нидерландское имя - Hendrik Petrus Berlage; часто встречается вариант «Петрус)
выдающийся нидерландский архитектор. Воззрения Берлаге на пути развития архитектуры, изложенные им в многочисленных теоретических трудах, оказали большое влияние на современное нидерландское зодчество. Берлаге родился в богатой, либерально настроенной семье, проживавшей на набережной канала Кейзерсграхт (нидерл. Keizersgracht) в самом центре Амстердама. Через несколько лет семья Берлаге переехала в Арнем, где Хендрик получил среднее школьное образование. За время арнемского периода жизни будущего архитектора его мать умерла, а отец повторно женился. В течение года Хендрик Петрюс посещал курсы живописи в Государственной академии изящных искусств в Амстердаме, но затем предметом его интересов стала архитектура. В 1875—1878 годах Берлаге учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха, где познакомился с идеями Готфрида Земпера, профессора архитектуры этого учебного заведения с 1855 по 1871 годы, и концепцией «идеального дома» Эжена Виолле-ле-Дюка. Чтобы углубить полученные теоретические знания, в 1880—1881 годах Хендрик Берлаге предпринял поездку по ряду стран Европы, посетив Италию, Австрию и Германию. По возвращении в Нидерланды Берлаге, совместно с Теодорусом Сандерсом (нидерл. Theodorus Sanders), основал архитектурное бюро в Амстердаме. Вместе с Сандерсом они спроектировали ряд зданий в неоренессансном стиле. В 1889 году Берлаге начал самостоятельную работу, открыв собственное архитектурное бюро. Первоначально он следовал господствовавшим в то время архитектурным стилям, но затем начал экспериментировать, смешивая в своих проектах элементы модерна и рационализма. Одним из плодов этих экспериментов стало оформление зданий Страховой компании Нидерландов, к работе над которыми в 1890-х годах Берлаге был приглашён в качестве дизайнера. Примерно в то же время архитектором были созданы проекты виллы Хенни в Гааге и здания Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900). Уже в 1889 году он представил на Всемирной выставке в Париже оригинальный проект мавзолея. К этому же периоду относятся многочисленные публикации Берлаге в изданиях, посвящённых архитектуре. В 1897—1903 годах по проекту Хендрика Петрюса Берлаге было построено здание Амстердамской биржи (в настоящее время называется биржей Берлаге), наиболее известное творение архитектора, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов всемирного наследия. В своём проекте Берлаге гармонично объединил средневековые традиции национальной нидерландской архитектуры с современными техническими решениями. Характерными отличиями стиля здания являются «честное» использование материалов (все материалы должны легко узнаваться) и чёткость конструкции, лишённой ненужных украшений. Основной строительный материал — неоштукатуренный кирпич, совмещённый с природным светлым камнем. Стиль, в котором построена Амстердамская биржа, впоследствии станет известен как рационализм. Влияние этого стиля будет ощущаться в нидерландской архитектуре до 1950-х годов. Берлаге является автором ряда масштабных градостроительных проектов. Так, в 1902 он разработал планы расширения Амстердама (южная часть города должна была быть полностью реконструирована, и трущобные районы предстояло заменить экономичными домами для рабочего класса), реконструкции Гааги (1908—1909) и Утрехта (1921). Его проекты предполагали гармоничную связь исторического центра города с новыми районами, которые планировалось застраивать блочными домами небольшой высоты, и которые образовывали бы чёткие перспективы. Особенностью стиля Берлаге был функциональный подход к проектированию зданий с использованием лаконичных, но очень эстетичных деталей. Помимо собственно архитектурных проектов, Берлаге занимался также проектированием мебели, дизайном обоев, ковров и стеклянной утвари. Мебель Берлаге продавалась в амстердамском магазине «Het Binnenhuis», специализировавшемся на продаже предметов прикладного искусства в стиле нидерландский модерн. Берлаге отстаивал концепцию «красоты обнажённой стены». В одной из лекций он так определяет своё архитектурное кредо: Прежде всего, мы должны показать всю красоту обнаженной стены… Опоры и колонны не должны иметь выступающих капителей; места примыканий этих элементов должны сливаться с чистой поверхностью стены. В 1911 году Берлаге посетил США. Этот визит и знакомство с работами Фрэнка Ллойда Райта, Генри Гобсона Ричардсона, Луиса Салливена оказали значительное влияние на его дальнейшее творчество. К наиболее значительным постройкам Берлаге принадлежат (помимо Амстердамской биржи) здание Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900), Муниципальный музей в Гааге (1916—1934, строительство завершено после смерти архитектора), Холланд-хаус в Лондоне (1914). Среди его главных работ упоминается также охотничий домик «Святой Губерт», выполненный в форме оленьих рогов, а внутри оформленный как анфилада помещений, каждое из которых освещено сильней предыдущего, что в совокупности отсылает к легенде об этом святом, а также перекликается с популярным в модерне девизом «из тьмы к свету». Берлаге придерживался социалистических убеждений, что проявлялось в его архитектуре. В 1929 Берлаге посетил СССР и вскоре после поездки вступил в Коммунистическую партию Нидерландов. Социалистические взгляды Берлаге привели его к идее «общественного искусства» (нидерландское название - Gemeenschapskunst), выражавшейся в совместной работе представителей различных видов искусства над произведениями, предназначенными приносить общественную пользу. Умер в Гааге 12 августа 1934 года. Деятельность Берлаге оказала огромное влияние на современную архитектуру Нидерландов. Среди его последователей можно назвать Современное движение в Нидерландах (группа «Де Стиль») и Амстердамскую школу. В честь Берлаге назван основанный в 1990 году Институт Берлаге, высшее учебное заведение и исследовательский институт, занимающийся вопросами архитектуры и дизайна. Основные труды: «Мысли о стиле в архитектуре» (1905); «Основы архитектуры и её развитие» (1908); «Развитие современного зодчества в Нидерландах» (1925); «Взаимоотношения между государством и архитектурой», доклад на I конгрессе CIAM (1928); «Суть архитектуры и её истории» (1934). Библиография: Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — Санкт-Петербург: Стройиздат, Санкт-Петербургское отделение, 1992. 359 страниц: иллюстрации. ISBN 5-274-01384-8.

 (447x698, 54Kb)
1857
Николай Николаевич Фигнер
русский певец (лирико-драматический тенор). Занимался у И.П.Прянишникова, Ж.Эверарди, совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1882 г. в Неаполе. Выступал в странах Европы и Южной Америки. В 1887-1907 гг. – солист Мариинского, затем частных оперных театров, в 1910-1915 гг. – солист и директор оперной труппы Санкт-Петербургского народного дома. Благодаря вокальному мастерству (голос не отличался красотой тембра), сценическому темпераменту и выразительной игре он создал яркие разнохарактерные образы: Герман и Водемон (первый исполнитель), Ленский («Пиковая дама», «Иоланта», «Евгений Онегин» Чайковского), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Владимир («Дубровский» Направника, первый исполнитель), Отелло («Отелло» Верди), Хосе («Кармен» Бизе) и др. Его искусство высоко ценил П.И.Чайковский, посвятивший певцу цикл романсов оратории 73. Не обладая выдающимся по красоте голосом, Фигнер был одарен большим талантом передавать исполняемое. Современники отзывались о нем как о «превосходном актере». Именно Фигнеру когда-то была доверена партия Германа на премьере «Пиковой дамы» Чайковского, на которой, по дошедшим до нас сведениям, присутствовал сам император Александр II. Умер 13 декабря 1918 года. ( Примечателен тот факт, что Николай Фигнер был младшим братом революционерки Веры Фигнер, той самой, которая, будучи членом «Народной воли», участвовала в подготовке ряда покушений на Александра II). «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами…Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой" "Русская музыкальная газета" ( 1907 год)

ავქსენტбѓ_бѓЄбѓђбѓ’бѓђбѓ бѓ”бѓљбѓ_–_Avksenti_Tsagareli (507x700, 240Kb)
1857
Авксентий Антонович Цагарели (грузинское имя - )
грузинский драматург, режиссёр и актёр. Самое известное произведение грузинского классика — комедия-водевиль «Ханума». Родился в селении Дигоми. Учился в духовной семинарии. С раннего детства проявил любовь к грузинскому театру. В 1878 году появилась первая бытовая пьеса Цагарели, «Другие нынче времена» (постановка 1879), встреченная сочувственно публикой и прессой. Поэтическое дарование и юмор сказались ещё ярче в последовавших за тем пьесах: «Ханум» (или «Ханума») (постановка 1882) (переведена на русский и армянский языки), «Майко», «Цимбирели» (1886), «Сваха», «Байкуш», «Грузинка-мать», «С чем приедешь, с тем уедешь» (постановка 1902) и др. Зная близко грузино-армянскую жизнь, Цагарели сумел создать вполне реальные типы из тифлисской простонародной среды. Ему принадлежат также переводы нескольких драматических произведений — перевёл для грузинского театра около 20 пьес, в том числе пьесы А.Н.Островского. Вследствие материальной необеспеченности грузинского артиста и писателя Цагарели вынужден был служить на Закавказской железной дороге начальником станции. Последние два года своей жизни Цагарели провёл в Тифлисе, где принял близкое участие в грузинских изданиях «Моамбэ» и «Цнобис-Пурцели». Здесь Цагарели напечатал интересные воспоминания о грузинском театре и несколько пьес. Два тома его сочинений вышли в Ново-Сенаки (1899). Творчество Цагарели ценили И.Чавчавадзе и А.Н.Островский. Супруга Авксентия Антоновича - драматическая актриса Нато Мерабовна Габуния. На сюжеты пьес Цагарели созданы: комическая опера «Кето и Котэ» В.И.Долидзе; фильмы: «Ханума», «Кето и Котэ», «Иные нынче времена».

 (493x699, 89Kb)
1859
Уиллям Генри Краус Поллок (William Henry Kraus Pollock)
англо-ирландско-американско-канадский шахматный мастер, атор книг и хирург по профессии. Умер в Кливтоне (Англия) 5 октября 1896 года.

Michail_Rodzyanko (454x700, 77Kb)
1859
Михаил Владимирович Родзянко
русский политический деятель, лидер партии Союз 17 октября (октябристов); действительный статский советник (1906), гофмейстер Высочайшего Двора (1899). Председатель Государственной думы третьего и четвертого созывов. Один из лидеров Февральской революции 1917 года, в ходе которой возглавил Временный комитет Государственной думы. Родился в селе Попасном Новомосковского уезда Екатеринославской губернии в семье крупного екатеринославского помещика, полковника гвардии (вышедшего в запас в чине генерал-лейтенанта) Владимира Михайловича Родзянко. В анкетах в графе «народность (по родному языку)» писал «малоросс». В 1877 году он окончил Пажеский корпус и начал службу в Кавалергардском полку, в 1882 году в чине поручика вышел в запас. Позднее был предводителем дворянства Новомосковского уезда, председателем земской управы в Екатеринославской губернии. В 1903—1905 годах редактировал газету «Вестник Екатеринославского земства». В 1906 году Родзянко был избран от Екатеринославского земства членом Государственного совета, но сложил с себя полномочия после избрания в Государственную думу. Он стал одним из основателей и лидеров партии октябристов. В марте 1911 года, после отставки А.И.Гучкова, он был избран председателем III Государственной думы. 15 ноября 1912 года на первом заседании IV Государственной думы Родзянко вновь был избран председателем, получив 251 голос «за» при 150 голосах «против». Тогда же Родзянко объявил: «Я всегда был и буду убежденным сторонником представительного строя на конституционных началах, который дарован России великим Манифестом 17 октября 1905 года. Укрепление основ которого, должно составить первую и неотложную заботу русского народного представительства». С января 1914 г. — член фракции октябристов-земцев в Думе. Вот как Родзянко описывал начало Первой мировой войны: «Австрийский престолонаследник, глава военной партии, угнетатель славян в Боснии и Герцеговине, был убит 15 июня в Сараеве патриотом-славянином. Австрия обвинила в этом сербское правительство. После нот и ультиматумов вспыхнула война…» Начало Первой мировой войны застало Родзянко в Наугейме, где он лечился. По возвращении из-за рубежа, узнал, что его разыскивает военный министр Сухомлинов, желавший видеть Родзянко немедленно. Михаил Владимирович отправился к Сухомлинову вместе с которым они встретились с Сазоновым и обсудили вопросы начавшейся войны. В годы Первой мировой войны Родзянко был против принятия на себя императором Николаем II Александровичем обязанностей Верховного главнокомандующего, требовал отставки министров: В.А.Сухомлинова, Н.А.Маклакова, И.Г.Щегловитова, обер-прокурора В.К.Саблера и председателя Совета министров И.Л.Горемыкина. В апреле 1915 Родзянко совершил поездку в занятую русскими войсками австрийскую Галицию. Участвовал в создании Прогрессивного блока, один из его лидеров, официальный посредник между Думой и верховной властью. М.В.Родзянко пишет, что в мае 1915 года во время проходившего съезда промышленников, ему постоянно поступали сведения о готовящемся во время съезда революционном выступлении. В своей книге Родзянко упоминает о подготовленной московскими промышленниками резолюции для Санкт-Петербургского съезда с требованием Учредительного Собрания. Родзянко считает, что все это возбуждение было выгодно министру Маклакову. Утром в день съезда квартиру Родзянко посетили Г.Е.Львов и член Думы В.Маклаков. По словам Родзянко, они были «возбуждены и испуганы», опасались резолюции из Москвы и советовали Михаилу Владимировичу, не ехать на съезд самому, «пугая ответственность за могущее быть выступление». После того как Родзянко решил таки ехать, эти двое предприняли попытку манипуляции через жену повлиять на решение Михаила Владимировича самому ехать на съезд. Родзянко поехал на съезд с Протопоповым и даже произнес экспромтом речь. Цитата из речи Родзянко на съезде: «Отныне должен быть у всех русских граждан один лозуг: «Всё для армии, всё для победы над врагом, всё должно быть сделано для того, чтобы в полном и крепком единении сокрушить тех, которые дерзают посягать на величие России» После этого, когда съезд узнал, что к общественным силам отнеслись с пониманием, то раздражение против правительства там улеглось, члены съезда начали работать в обычном режиме, а съезд вынес даже резолюцию, противоположную изначальной. 27 апреля 1916 года во вступительной речи к открытию Второй Думы упомянул, что: «…несмотря на ошибки первых двух Дум, идея народного представительства укрепилась в сознании народа, как фактора, необходимого в государственном строе» и отметил заслуги императора Николая II, даровавшего России народное представительство. Убийство Распутина Родзянко считал началом второй революции, при этом указывал, что главные участники акции руководствовались патриотическими целями. 10 февраля 1917 года был принят Николаем II на высочайшей аудиенции, последняя аудиенция, по словам Родзянко[4], прошла чрезвычайно холодно в его отношении со стороны Императора. Родзянко пишет, что В Думе во время торжеств пошли слухи о возвращении в Санкт-Петербург Распутина. Михаилом Владимировичем была получена бумага со многими подписями из Царицына. с сообщением, что Распутин бывает В.К. Саблера, что царицынцам известно о приезде Распутина в столицу. Во время Февральской революции, считал необходимым сохранить монархию. C 27 февраля 1917 года был председателем Временного комитета Государственной думы, вёл переговоры Комитета с лидерами исполкома Петросовета о составе Временного правительства, обсуждал с Николаем II по телеграфу переговоры об отречении. Во время Октябрьского переворота находился в Петрограде, пытался организовать защиту Временного правительства, позднее выехал на Дон, находился при Добровольческой армии, первопоходник. В 1920 году эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев; жил в Верзидце, Банат. Скончался в селе Беодра (Югославия) 24 января 1924 года. 7 мая того же года его прах был перенесён на Новое кладбище в Белграде. Его внук — епископ Василий (Родзянко). Сочинения: Слово председателя Государственной думы Михаила Владимирович Родзянко и принятое Государственной думой постановление в заседании 27 января 1915 года. Петроград : Государственная типография, 1915; Родзянко М.В. Государственная Дума и февральская 1917 года революція // Архивъ русской революціи издаваемый Г.В.Гессеномъ Том 6. Берлин, издательство Slowo-Verlag, 1922. Страницы 5 – 80; Родзянко М.В. Крушение империи: (Записки председателя Русской Государственной Думы) — Архивъ русской революціи издаваемый Г.В.Гессеномъ. — Берлинъ: Slowo-Verlag. — Том XVII; Переиздание: Ленинград. Издательство «Прибой». 1927; Переиздание: Харьков. Интербрук. 1990. ISBN 5-7664-0500-6; Переиздание: Москва. Скифы. 1992. ISBN 5-7206-0066-3; Le rиgne de Raspoutine : Mйmoires de M. V. Rodzianko. Paris : Payot, 1927; Правда о Зарубежной церкви : по документам и личным воспоминаниям 1954.

Karel MatД›j ДЊapek-Chod (606x700, 100Kb)
1860
Карел Матей Чапек-Ход (настоящее имя - Матей Чапек; чешское имя - Karel Matj apek-Chod)
чешский писатель-натуралист. Родился в городе Таус (ныне Домажлице, Чехия). Окончил гимназию в Таусе, изучал право в Карловом университете. В 1880-е годы начал выступать как журналист, издавал в Ольмюце (Оломоуце) и в Праге ряд газет. По совету своего друга Й.В.Сладека в начале литературной деятельности стал подписываться «Карел Матей (К.М.) Чапек» или «Карел Чапек», потому что имя Матей казалось Сладеку «недостаточно литературным». Сотрудничал в газете «Nбrodnн listy» (с 1900). После того, как в 1918 году в редакции газеты появился его полный (с учётом изменения имени) тёзка, в то время гораздо менее известный писатель Карел Чапек, старший коллега для отличия от него изменил и фамилию, взяв псевдоним Чапек-Ход по названию родной местности Ходско и субэтнической группы чехов ходы. В ряде произведений Чапека-Хода на первом плане социальные мотивы; в романе «Кашпар Лен — мститель» рабочий убивает купца, совратителя своей невесты; в романе «Турбина» изображён крах надежд буржуазного семейства. По оценке советского литературоведа В.К Житника, «как натуралисту Чапеку-Ходу присущи подробное описание социальной среды, внимание (часто чрезмерное) к отдельным деталям, детерминизм: большинство его персонажей — люди беспомощные, бессильные противостоять разрушающему влиянию окружения, что приводит к краху все стремления героев. Обращаясь к трагикомическим ситуациям, писатель, казалось бы, безучастно опускает своих персонажей с высоты их мечтаний в серую будничность реальности». Романы Чапека-Хода «Антонин Вондрейц» и «Самый западный славянин» литературовед А.Е.Бобраков-Тимошкин относит к т. н. пражскому тексту; Прага гибельна для главных героев обоих произведений. В первой главе «Самого западного славянина» романтические образы мотивируются тифозным бредом героя, что сам автор иронически отнёс к реалистическому приёму. Карел Чапек говорил впоследствии своей сестре Гелене об отличии своего художественного метода от натурализма Чапека-Хода: «Понимаешь, люди хотят, чтобы я был всеведущ, но, когда пишешь, невозможно предусмотреть всё… Даже теннисисты упрекают меня, что я не разбираюсь в их игре, и считают, что я не должен был упоминать о ней… Вспоминаю Чапека-Хода; он говаривал, что самой надёжной основой для любого порядочного писателя, желающего создать нечто новое, является крепкая и выносливая задница. Я ему ответил: „Хочу писать, но я отнюдь не Arschmench!“ А он: „Будете жалеть, следовало бы научиться. А это значит, вначале надо ходить и наблюдать, а затем дома сесть и досконально изучить то, о чем хоть мельком упомянешь в своем произведении“. Сам он так и делал. У меня, когда я работаю, мысль нельзя остановить, каждую минуту что-то приходит в голову, и скажу тебе, что первые, непроизвольные идеи оказываются самыми лучшими». Умер в Праге 3 ноября 1927 года. Собрание сочинений: Spisy, sv. 1—18, Praha, 1921—1938; Povidky (Рассказы), 1892; V tetнm dvoe (В третьем дворе), 1895; Nedlni povнdky, 1897; Osmero, 1900—1903; Patero, 1900—1903; Kapar Lйn mstitel (Кашпар Лен — мститель), 1908; Z msta i obvodu,1913; Antonнn Vondrejc (Антонин Вондрейц), 1915; Turbнna (Турбина), 1916; Ad hoc!, 1919; Nejzapadnejsi Slovan (Самый западный славянин), 1921; Jindrovй (Индры), 1921; Vtrnнk, 1923; Vilйm Rozko (Вилем Розкоч), 1923; Humoreska, 1924; Labyrint svta, 1926; eany (Ржешаны), 1927; An der Rotationsmaschine, 1928. Русский перевод: Новеллы; Турбина; Каспар Лен – мститель; Чапек-Ход, К.М. Каспар Лен — мститель. Турбина. Новеллы. Москва: Художественная литература, 1989. Литература: Kovбrna F., K.M.apek-Chod, Praha, 1936; ach V., K.M.apek-Chod, Praha, 1949; alda F.X., Posledni K.M.apek-Chod, в кн.: Kritickй projevэ, dl 13, Praha, 1963; Haman A., K.M.apek-Chod a eskэ naturalismus, «eskб literatura», 1969, ron. 17, № 4.

Pierre_de_Bréville (475x700, 181Kb)
1861
Пьер-Онфруа Бревиль (Pierre Onfroy de Brйville)
французский композитор, музыкальный критик. Родился в Бар-ле-Дюк. Предназначался к дипломатической карьере, но предпочел музыку, и был учеником сначала парижской консерв., а затем С.Франка, восторженным почитателем которого Бревиль остался навсегда. С 1889 г. профессор контрапункта в "Схола канторум"; с 1914 г. вел класс камерного ансамбля в Парижской консерватории. Бревиль выступал в печати как музыкальоный критик; автор книги "О французских народных песнях" (1901). Бревиль композитор преимущественно церковной музыки (мессы, мотеты, литургические хоры, "S-te Rose de Lima" для хора, соло и оркестра); им написаны однако и оркестровые произведения ("Nuit de Dйcembre", увертюра к "Princesse Maleine" Мэтерлинка, музыка к "7 принцессам" его же и к "Sakuntala" Калидаса), а также произведения для фортепиано, пения с оркестром и прочее. Умер в Париже 23 сентября 1949 года. Сочинения: лирическая опера "Победитель Эрос" (постановка 1910 г.); для оркестра - увертюра "Принцесса Малейн" (по М.Метерлинку); сюиты - "Стамбул", "Декабрьская ночь", симфоническая поэма; фортепианное трио, соната для скрипки и фортепиано, фортепианные и органные пьесы; хоры, песни; музыка к пьесам; духовные произведения.

alfredo_zayas_alfonso (504x700, 262Kb)
1861
Альфредо Сайяс-и-Альфонсо (Alfredo Zayas y Alfonso) Alfredo de Zayas y Alfonso (February 21, 1861, Havana, Cuba – April 11, 1934, Havana, Cuba)
кубинский государственный и политический деятель. Был лидером либералов. В 1921-1925 гг. президент Кубы. Фактически страной правил личный представитель президента США на Кубе Э.Х.Краудер, создавший в 1922 г. правительство (так называемый кабинет Краудера). Автор монографии по Антильской лексикографии («Lexicografia antillana», 1914).

Манакин Михаил Михайлович2 (490x700, 223Kb)
1862
Михаил Михайлович Манакин
русский военачальник, генерал-лейтенант. Православный. Образование получил во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. В службу вступил 12 сентября 1880. Окончил военное 1-е Павловское училище (1882). Выпущен Прапорщиком (старшинство 19 августа 1882) в лейб-гвардии Литовский полк. Подпоручик (старшинство 11 сентября 1884). Поручик (старшинство 19 августа 1886). Окончил Николаевскую академию Генерального Штаба (1893- по 1-му разряду). Штабс-Капитан гвардии (приказ 1893- старшинство 1 июня 1893- за отличие). Переименован в Капитаны Генерального Штаба (старшинство 1 июня 1893). Состоял при Виленском Военном Округе. Старший адъютант штаба 30-й пехотной дивизии (8 декабря 1893-1 июня 1895). Цензовое командование ротой отбывал в 120-м пехотном Серпуховском полку (25 сентября 1894-1 апреля 1895)- сотней в 1-й Забайкальском казацком батальоне (27 февраля-30 сентября 1896). Обер-офицер для поручений при Командующем войсками Амурской области (1 июня-16 августа 1895). Помощник старшего адъютанта штаба Приамурского Военного Округа (16 августа –22 ноября 1895). Старший адъютант штаба войск Забайкальской области (22 ноября 1895-9 сентября 1898). Подполковник (старшинство 18 декабря 1897). Старший адъютант канцелярии при военном губернаторе Приморской области (9 сентября 1898-13 августа 1900). Штаб-офицер при управлении 6-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (13 августа 1900-16 мая 1901). Участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае (1900-1901). Состоял в распоряжении Командующего войсками Приамурского Военного Округа (16 мая 1901-24 апреля 1902). Полковник (приказ 1901- старшинство 19 декабря 1901- за отличие). Штаб-офицер при управлении 5-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (24 апреля 1902-7 июня 1903). Штаб-офицер при управлении 4-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (7 июня-30 декабря 1903). Цензовое командование батальоном отбывал в лейб-гвардии Гренадерском полку (4 июня-14 октября 1903). Состоял в распоряжении начальника Главного Штаба (30 декабря 1903-10 июля 1906). Состоял в прикомандировании к ГУГШ (10 июля 1906-8 марта 1907). Консул в Цицикаре (Китай) (8 марта 1907-15 июля 1910). Генерал-майор (приказ 1910- старшинство 26 апреля 1908- за отличие). Состоял в распоряжении Начальника Генерального Штаба (15 июля-16 июля 1910). Командир 1-й бригады 10-й Сибирской стрелковой дивизии (16 июля 1910-13 марта 1911). Военный губернатор Приморской области и наказной атаман Уссурийского казачьего войска (13 марта 1911-16 января 1914). 16 января 1914 назначен начальником Азиатской части Главного Штаба. Генерал-лейтенант (приказ 19 апреля 1914- старшинство 19 апреля 1914- за отличие). На 1917 оставался в той же должности. 30 мая 1917 уволен от службы с мундиром и пенсией. В годы Гражданской войны находился в Японии. 7 августа 1919 зачислен в резерв офицеров Генерального штаба при Управлении 1-го генерал-квартирмейстера Ставки А.В.Колчака и впредь до прибытия объявлен «в ожидании». В эмиграции большей частью проживал в Америке. Член Общества ветеранов Великой войны в Сан-Франциско. Вестник Общества ветеранов Великой войны в Сан-Франциско. Умер в Загребе (Югославия) 17 июня 1932 года. Награды: ордена Святого Станислава 3-й степени (1897); Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1901); Святого Анны 3-й степени с мечами и бантом (1901); Святого Станислава 2-й степени с мечами (1903); Святого Владимира 3-й степени (1908); Святого Станислава 1-й степени (19 декабря 1912); Святой Анны 1-й ст. (Высочайший Приказ 4 апреля 1915 с 14 января 1915). Источник информации: Е.В. Волков, Н.Д. Егоров, И.В. Купцов Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны. Москва. Русский путь, 2003; Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917 - 1999. Пашков Дом: Москва, 2004-2007, в 6-ти томах; Список старшим войсковым начальникам, начальникам штабов: округов, корпусов и дивизий и командирам отдельных строевых частей. Санкт-Петербург. Военная Типография. 1913; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 июня 1914. Петроград, 1914; Список Генерального штаба. Исправлен на 14 января 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен по 1 марта 1918.//Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917-1922 гг. Москва, 2010; Список генералам по старшинству. Составлен по 23 июля 1916. Петроград, 1916.

 (515x699, 55Kb)
1866
Август Вассерман (немецкое имя - August Paul von Wassermann)
немецкий микробиолог и иммунолог. Родился в Бамберге. Учился в Страсбургском, Венском и Берлинском университетах, где его учителями были Р.Кох и П.Эрлих. С 1891 – ассистент Института Р.Коха, с 1901 – приват-доцент этого института, с 1902 – профессор. В 1911 Вассерман стал профессором Берлинского университета, в 1913 – директором Института экспериментальной терапии Фридриха Вильгельма в Берлине. Основные труды ученого посвящены изучению антибактериального и антитоксического иммунитета при холере, тифе, дифтерии. Изучая эпидемию гриппа, Вассерман обнаружил явление относительного иммунитета. Совместно с Дж.Цитроном исследовал местный иммунитет слизистой кишечника при тифе. Доказал иммунологическую видоспецифичность белков (независимо от П.Уленгута). Предложил методы серодиагностики туберкулеза. Значительным достижением Вассермана стала разработка в 1906 (совместно с А.Нейссером и К.Бруном) метода диагностики сифилиса (реакция Вассермана). Последние годы жизни занимался усовершенствованием серодиагностики сифилиса, туберкулеза и новообразований. Совместно с В.Колле издавал «Справочник патогенных микроорганизмов» («Handbuch der pathogen Mikroorganismen», 1902–1909), автор труда Гемолизины, цилотоксины и преципитины (Hämolysine, Zylotoxine, und Präzipitine, 1910). Умер в Берлине 16 марта 1925 года.

1866
Джордж Диксон Хаттон (George Dickson Hutton)
британский шахматист. Умер 3 декабря 1929 года.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку