-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111178
Комментариев: 6803
Написано: 119652


3 августа родились...

Понедельник, 03 Августа 2009 г. 00:10 + в цитатник
 (699x694, 544Kb)
1509
Этьен Доле (Etienne Dolet)
французский гуманист , ученый, писатель, издатель. Родился в Орлеане. Учился в Падуанском университете , затем на юридическом факультете Тулузского университета. Выступал с резкой критикой религиозного фанатизма городских властей Тулузы как публично, так и в эпиграммах, которые получили широкое хождение. Изгнанный из Тулузы, Доле обосновался в Лионе — центре французского свободомыслия 16 века. Научные интересы Доле лежали в области философии и филологии. В своем основном труде «Комментарии латинского языка» (1536-1538) ученый высказал сомнение в истинности религиозных догм. В 1538 году Доле основал в Лионе типографию, в которой печатал свои труды, сочинения античных авторов, современных гуманистов. В частности Доле издал две книги романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» без поправок автора, смягчавших резкий тон этого произведения. В 1539 году Доле поддержал стачку рабочих лионских типографий и принял требования своих подмастерьев . В 1544 году он был арестован и отправлен в Париж на суд парламента. Обвиненный в издании запрещенных книг и безбожии, Доле был казнен 3 августа 1546 года.
 (444x699, 123Kb)
На месте казни, на площади Мобер в Париже, в 1889 году был воздвигнут памятник.

1645
Август Кюнель (August Kьhnel)
Немецкий композитор и исполнитель на виоле да гамба. Родился в Дельменхорсте. Умер около 1700 года.

 (560x700, 138Kb)
1727
Александр Алексеевич Вяземский
князь, русский государственный деятель, один из ближайших сановников Екатерины II. Он принадлежал к старинному русскому княжескому роду, ведущему свое начало от внука Владимира Мономаха — князя Ростислава (Михаила) Мстиславича. В двадцатилетнем возрасте Александр Алексеевич окончил Сухопутный шляхетский корпус. Во время Семилетней войны с Пруссией участвовал не только в баталиях русской армии, но и в выполнении некоторых тайных (надо полагать, разведывательных) поручений командования, едва не стоивших ему жизни. К концу войны А.А.Вяземский занимал уже должность генерал-квартирмейстера и был хорошо известен молодой императрице Екатерине II. В декабре 1762 года года она именно ему поручила «улаживание отношений» между бунтующими крестьянами и их хозяевами на уральских заводах. Он почти год занимался этим сложным делом и немало в нем преуспел, причем, проявляя сдержанность, гуманность и благоразумие, оставался достаточно твердым и решительным. В декабре 1763 года он был отозван с Урала, а на его место направлен генерал-майор А.И.Бибиков, закончивший начатую Вяземским миссию. 3 февраля 1764 года Екатерина II, убедившись в исключительной честности князя Вяземского, назначила его генерал-прокурором Сената. Она лично написала его «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А.А.Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».А.А.Вяземский, надо полагать, строго придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год. Генерал-прокурор теперь почти единолично руководил всесильной Тайной экспедицией, и через его руки прошли почти все известные политические дела царствования Екатерины II:Е.Пугачева, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова и других лиц. При нем развернул свою активную сыскную деятельность главный «кнутобоец» или, как называл его А.С.Пушкин, «домашний палач кроткой Екатерины» С.И.Шешковский, имевший, по выражению императрицы, «особливый дар производить следственные дела».А.А.Вяземский, в отличие от своего предшественника, деятельно руководил подчиненными ему прокурорами. При нем были введены в действие «Учреждения для управления губерний» (1775 год), которые подробно регламентировали права и обязанности местной прокуратуры. За «прилежания, усердия и ревность к пользе службы» он был удостоен множества наград, получив, в частности, ордена Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Владимира 1-й степени, Белого Орла. А.А.Вяземский имел воинский чин генерал-поручика и гражданский — действительного тайного советника. В сентябре 1792 года А.А.Вяземский по болезни вышел в отставку, причем выполняемые им многочисленные обязанности Екатерина II возложила на нескольких человек. Д.Н.Бантыш-Каменский писал о нем так: «Князь Вяземский отличался верностию своею престолу, бескорыстием, был чрезвычайно трудолюбив, умел избирать достойных помощников; враг роскоши, но скуп и завистлив, как отзывались о нем современники».А.А.Вяземский был женат на дочери елизаветинского генерал-прокурора Н.Ю.Трубецкого Елене Никитичне. Супруги имели четырех дочерей. Князь А.А.Вяземский скончался 8 января 1793 года.

1746
Джеймс Уайатт (James Wyatt)
английский архитектор. Известен своими романтическими сельскими домами, особенно необычным зданием аббатства Фонтхилл в стиле готического Возрождения. В 1762 г. уехал в Италию, где провел шесть лет. По возвращении в Англию спроектировал Лондонский Пантеон (открыт в 1772, позднее снесен), неоклассическое здание. Стал преемником сэра Уильяма Чемберса в качестве главного землемера в Министерстве общественных работ (1796). Принимал участие в реставрации кафедральных соборов в Дареме, Херефорде, Личфилде и Солсбери, а также Виндзорского замка, Вестминстерского аббатства, Магдаленколледж в Оксфорде. В отношении оригинальности весьма элегантные работы в классическом стиле, подобные Хитон-Холл в Ланкашире (1772) и Хевенингем-Холл в Суффолке (около 1788-1799), были превзойдены строениями в стиле готического Возрождения, из которых наиболее поразительным было здание в аббатстве Фонтхилл в Уилтшире (1796-1807). В числе других примечательных примеров готических сельских домов - монастырь в Ли в Кенте (1783-1790), Эшридж и Херфордшир, законченные (1808-1818) его племянником, сэром Джеффри Линдстрамом. Умер около Мальборо, графство Уилтшир, Англия 4 сентября 1813 года.

1753
Чарльз Стенхоп Честерфилд (Charles Chesterfield)
английский политический деятель. Член парламента с 1780 г. Выражал взгляды части английской буржуазии, недовольной внешней политикой правившей олигархии лендлордов и крупной буржуазии. Выступал против войны Англии с ее североамериканскими колониями (1775-1783), выдвинул проекты законов о борьбе против подкупов и коррупции на выборах. Будучи председателем Общества революции, которое выступало за умеренную реформу парламента, приветствовал французскую буржуазную революцию конца XVIII в. Выступал в защиту Французской республики, против подавления гражданских свобод в Англии. Умер 15 декабря 1816 года.

 (597x698, 98Kb)
1761
Пьер Гаво (Pierre Gaveaux)
французский артист оперы (тенор) и композитор. Родился в Безье. Пению обучался в певческой школе в Безье (у Комба и Турделля) и в Бордо (у Ф.Бека). В 1780 был руководителем хора Большого театра в Бордо, где дебютировал в 1781 как певец; в последующие годы выступал также как дирижёр. В 1788 пел в Монпелье, в 1789 - 1812 - в Париже (в театре "Фейдо"). Партии: Флореско ("Лодоиска" Керубини), Бельфорт ("Визитёры" Девьенна), Ромео ("Ромео и Джульетта" Штейбельта). Гаво обладал сценическим обаянием и тонкой музыкальностью. Композиторскую деятельность начал в 1792; первая опера "Два швейцарца" ("Сыновняя любовь") 1792). В начале 1800-х гг. Гаво оставил сцену и посвятил себя в основном композиции. Написал свыше 40 опер, ставившихся в парижских театрах "Фейдо", "Опера комик", -"Гранд-Опера" и др. Наиболее успешно работал в жанре комической оперы, создав ряд живых, несложных и весёлых произведений, отмеченных яркой сценичностью, национальным колоритом, в том числе "Маленький матрос" 1796), "Бедное семейство" (1793), "Леонора, или Супружеская любовь" (1798) на сюжет Буйи (позднее этот же сюжет лёг в основу оперы Бетховена "Фиделио"), "Обманутый обманщик" (1800), "Четверть часа молчания" (1804), "Портной и комик" (1804), "Шёлковая лестница" (1809), "Белая и алая розы" (1809), "Блуд-' ный сын" (1811), "Ночь в лесу, или Немой поневоле" 1818), "Пигмалион" (по Ж.Ж.Руссо, 1818). Гаво принадлежат также балет-пантомима "Любовь на Кифере" (1805), хоровые, камерно-инструментальные и другие сочинения. Умер в Париже 5 февраля 1825 года.

 (569x698, 319Kb)
1770
Фридрих Вильгельм III (Friedrich Wilhelm III)
прусский король (c 1797) из династии Гогенцоллернов, сын Фридриха Вильгельма II, внучатый племянник Фридриха II Великого. Родился в Потсдаме; получил традиционное суровое военное образование; участвовал в военных кампаниях против Франции после начала военных действий в 1792. В 1793 женился на Луизе, дочери князя Мекленбург-Стрелицкого. Добрый, искренне верующий человек, Фридрих Вильгельм оказался слабым, робким и нерешительным правителем. Он обещал содействие Австрии, но ничего не предпринял после вторжения в эту страну Наполеона в 1805, надеясь приобрести от Франции взамен за нейтралитет Пруссии Ганновер и другие земли на севере. Это вознаграждение, однако, он получил только после того, как отказался от Ансбаха, Байройта, Клеве и Невшателя. Когда Наполеон нанес поражение австрийским и русским войскам при Аустерлице в 1805, уже нельзя было игнорировать призывы оказать сопротивление французам; но прусская армия потерпела сокрушительное поражение под Иеной и Ауэрштедтом (1806). В 1807 Фридрих Вильгельм был вынужден подписать мир в Тильзите, после того как лишился половины своих владений. В 1807–1812 в Пруссии был проведен ряд административных, социальных, аграрных и военных реформ, инициаторами и проводниками которых стали министр барон фон Штейн (1757–1831), генерал Шарнгорст (1755–1813), генерал-фельдмаршал Гнейзенау (1760–1831) и граф Гарденберг (1750–1822). В 1812, еще до вторжения Наполеона в Россию, французский император принудил Австрию и Пруссию подписать с ним договоры, согласно которым эти страны выставляли воинские контингенты в помощь французской армии. Однако благодаря патриотически настроенным офицерам в прусской армии и при содействии Гнейзенау, Штейна и других прусских деятелей был создан русской-немецкий легион (в ноябре 1812 он насчитывал 8 тыс. человек), воевавший с наполеоновской армией. Лишь в марте 1813 Фридрих Вильгельм выступил с воззванием К моему народу, которым санкционировал освободительную войну с французскими оккупантами. В 1814 прусская армия в составе союзных войск антинаполеоновской коалиции вошла в Париж. Фридрих Вильгельм принимал участие в Венском конгрессе (1815), вернув Рейнскую Пруссию, Вестфалию, Познань и часть Саксонии. В ходе войны за освобождение Фридрих Вильгельм обещал народу конституцию и представительское правление, но под влиянием австрийского государственного деятеля и дипломата Меттерниха отказался от выполнения своих обязательств, а Пруссия вместе с Австрией вплоть до 1848 стала центром реакции. Умер Фридрих Вильгельм в Берлине 7 июня 1840 года.

 (692x699, 1844Kb)
1801
Джозеф Пекстон (Joseph Paxton)
английский садовод и изобретатель, создатель знаменитого Хрустального дворца в Лондоне. Родился в селе Милтон-Брайент близ Вобэрна (графство Бедфордшир) в семье фермера. Находясь на службе герцога Девонширского, работал садовником в Чизике (ныне в черте Лондона), а с 1826 – в Четуорте (Дербишир). К 1831 разработал новаторские конструкции парниковых крыш (из дерева и стекла), позволяющие перекрывать большие пространства, причем для изготовления деревянных деталей изобрел специальные станки. Затем усовершенствовал эту систему, дополнив ее железными балками и столбами, в результате чего впервые в истории возникла легкая и прозрачная стеклометаллическая структура, позволяющая быстро возводить весьма крупные сооружения из готовых строительных блоков. Опробовал свое изобретение при постройке оранжереи (1836–1840) и «дома лилий» (1849–1850; оба сооружения – в Четуорте), последний был создан для редкого экземпляра цветка Victoria regia. В 1850 победил в конкурсе проектов первой Всемирной выставки, устроенной по инициативе принца Альберта, супруга королевы Виктории, с целью «объединения человечества». Хрустальный дворец (в Гайд-парке), ступенчато-трехъярусный снаружи, поражал своими масштабами и был на тот момент самым большим зданием в новой истории. Это впечатление было особенно сильным внутри, в едином и грандиозном пространстве интерьера, озаренного невиданно-ярким – благодаря превращению стен в сплошные окна – естественным светом; в сочетании с оранжерейной растительностью экспонаты рождали образ «земного рая». Дворец работы Пакстона стал международной сенсацией, вызвав восторженные отзывы даже таких консервативных ценителей, как Дж.Рёскин и А.С.Хомяков. В 1851 зодчему-садовнику было пожаловано рыцарское звание, а в 1854 он был избран в парламент. Хрустальный же дворец (обязанный своим именем журналу «Панч») в 1852–1854 разобрали и переместили из Гайд-парка в Сиднем на юге Лондона, где он простоял до пожара 1936. Пакстон создал и несколько более традиционных, кирпичных зданий в историко-романтическом духе (поместье Ментмор в Бекингемшире, 1852–1854; и др.). Во время обсуждения вопроса о строительстве метрополитена выдвинул (в 1854) альтернативный проект «Великого викторианского пути» – комплекса железнодорожных путей и торговых галерей с искусственным климатом, которые окружили бы Лондон стеклянным кольцом, но проект не был принят. Умер в Сиденгеме, около Лондона, Англия 8 июня 1865 года.

1802
Федор Федорович Ласковский
русский военный инженер и историк, генерал-лейтенант (1862). Окончил высшие офицерские классы (1822). Главный инженер училища, с 1824 г. преподавал в нем фортификацию. С 1832 г. – по совместительству адъюнкт-профессор, а с 1842 г. – профессор Академии Генштаба. С 1858 г. – заслуженный профессор Инженерной академии. Совместно с профессором Н.В.Болдыревым написал «Курс фортификации» (1864). Создал фундаментальный труд – «Материалы для истории инженерного искусства в России» – первое историческое исследование развития военно-инженерной мысли и техники в России с древнейших времен до начала XIX в. Умер в Петербурге 20 апреля 1870 года.

1802
Франц Нимбш Эдлер Фон Штреленау (Николаус Ленау)
австрийский поэт, автор поэм "Фауст", "Дон Жуан".

 (650x699, 85Kb)
1804
Павел Петрович Мельников
русский инженер и учёный в области транспорта, почётный член Петербургской Академии Наук (1858). В 1825 "первым по наукам" окончил институт корпуса инженеров путей сообщения и был оставлен для преподавательской работы. С 1833 профессор по курсу прикладной механики. совместно с Н.О.Крафтом разработал проект железной дороги Петербург - Москва и с 1842 возглавлял Северную дирекцию по её строительству. С 1862 главноуправляющий, а в 1866-69 министр путей сообщения, в 1870-75 член Комитета железных дорог. В середине 30-х гг. 19 в. впервые в России ввёл в курс прикладной механики раздел о железных дорогах, в 1835 издал первый теоретический труд на эту тему - "О железных дорогах". Эта и другие книги Мельникова долгие годы служили основными пособиями для подготовки специалистов в области железно-дорожного транспорта. Участвовал в разработке теоретических основ проектирования и строительства железных дорог, в составлении предварительного проекта железных дорог Юга России. Выступал за развитие железных дорог и др. видов транспорта по заранее разработанному плану. Воспитал большое число высококвалифицированных инженеров. На свои средства построил у станции Любань школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых женщин; все личные сбережения завещал на содержание этих учреждений. В сквере у станции Любань установлен бюст Мельникова. Скончался 3 августа 1880 года.

1805
Уильям Гамильтон
ирландский математик и астроном.

1811
Элайша Грейвс Отис
американский изобретатель безопасного лифта (системы задержки лифта в шахте при обрыве каната). Родился в Галифаксе, штат Вермонт, США в многодетной семье. В молодости пытался заниматься бизнесом, но плохое здоровье не позволяло добиться успеха. В 1845 г. перебрался в Олбани, вблизи от Нью-Йорка, и в течение трех лет работал механиком на фабрике кроватей «Тингли», где начал заниматься железнодорожными тормозами безопасности. В 1852 г. переехал в Нью-Йорк. Там столкнулся в работе с проблемой безопасности подъема тяжелого оборудования на верхние этажи здания и разработал свою систему задержки груза при обрыве троса или каната (так называемые ловители, которые затормаживают кабину на направляющих рельсах шахты при обрыве троса). В 1854 г. продемонстрировал свое устройство безопасности в Кристалл Паласе на выставке в Нью-Йорке — Отис становился на открытой платформе подъемника и топором обрубал удерживавший ее канат; при этом платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям. Первый пассажирский лифт-подъемник был установлен в Нью-Йорке в 1857 г. Изобретатель и не подозревал, что его простое устройство безопасности в сочетании с использованием стальных каркасов зданий даст возможность строить многочисленные небоскребы. После его смерти в 1861 г. его сыновья основали в 1867 г. компанию «Оtis». Уже в 1873 г. более 2 тысяч лифтов этой компании было установлено в офисах, гостиницах и универмагах США. В 1878 г. был установлен первый пассажирский гидравлический лифт «Оtis». В 1889 г. компания разработала лифт с электрическим приводом. В дальнейшем такими лифтами были оснащены небоскребы, в том числе Эмпайр Стейтс билдинг, центр международной торговли в Нью-Йорке, и другие высотные здания. В 1900 г. компания «Оtis» продемонстрировала на Всемирной Парижской выставке первый ступенчатый эскалатор, созданный для общественного пользования американским изобретателем Чарльзом Д. Сибергером. В 1910 г. Сибергер продал права на свое изобретение компании «Оtis». В наши дни компания «Оtis» является мировым лидером по производству лифтов и эскалаторов. Умер 8 апреля 1861 года.

1817
Фридрих Рудольф Альбрехт
австрийский эрцгерцог, фельдмаршал (1863). Во время австро-итальянской войны 1866 г. - командующий Южной армией, одержавшей победу в сражении под Кустоцей. Умер 18 февраля 1895 года.

1821
Карл Федорович Мекк
инженер–путеец, строитель Московско-Рязанской железной дороги.

1823
Франсиско Асенхо Барбьери
испанский композитор, дирижер и музыковед. Профессор Мадридской консерватории. Член Испанской королевской академии. Основал общество «Музыкальная Испания». Его многочисленные сарсуэлы способствовали постепенному преодолению засилья итальянского оперного стиля в Испании. Опубликовал научные труды по музыке. Умер в Мадриде 19 февраля 1894 года.

1823
Ахмет Вефик-Паша
турецкий государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже. По возвращении на родину занимал (с 1839) крупные Государственные должности. Член Академии (с 1856), профессор истории университета (с 1863) в Константинополе (Стамбуле). В 1863 начал литературную деятельность; среди работ Вефик-Паши - первые в Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором Бурсы, где основал Театр, в который привлёк актёров Фасульяджияна, Ахмеда Фехима и других. Вефик-Паша принимал участие в постановке переведённых им комедий Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы актёрам, касавшиеся интерпретации образов, и другое. Деятельность Вефик-Паши оказала значительное влияние на формирование турецкого Театра.

 (543x699, 113Kb)
1827
Сергей Семёнович Урусов
выдающийся русский шахматист XIX века. С.Урусов происходил из княжеского рода. У С.Урусова был брат Дмитрий, также сильный шахматист. С.Урусов был офицером русской армии и участвовал в Крымской войне в 1853 — 56 годах. Участник героической Севастопольской обороны Сергей Семенович Урусов в редкие моменты затишья на фронте играл с офицерами по нескольку партий одновременно не глядя на доску. Во время обороны Севастополя С. Урусов познакомился с Львом Толстым. Их дружеские отношения продолжались до смерти. После войны, Лев Толстой часто посещал Урусова, который жил в селе Спасском близ Троицко-Сергиевой лавры. В письме к «Шведским поборникам мира» (1899 год) Лев Толстой описывает эпизод, связанный с С.Урусовым во время Крымской войны: «Я помню, во время осады Севастополя я сидел у адъютанта Сакена, когда в приёмную вошёл князь С.С.Урусов, очень храбрый офицер, большой чудак и вместе с тем один из лучших европейских шахматных игроков того времени. Он сказал, что имеет дело до генерала. Через десять минут Урусов прошёл мимо нас с недовольным лицом. Провожавший его адъютант вернулся к нам и, смеясь, рассказал, по какому делу Урусов приходил к Сакену. Он приходил за тем, чтобы предложить вызов англичанам сыграть партию в шахматы на передовую траншею перед 5-м бастионом, несколько раз переходившую из рук в руки и стоившую уже нескольких сот жизней».После окончания войны С.Урусов вышел в отставку в чине генерал-майора, чтобы больше времени уделять занятиям шахматами. По силе игры С.Урусов уступал в России лишь А.Петрову, которому он проиграл со счётом 7,5:13,5 (13=1). Во встречах с остальными соотечественниками преимущество было на стороне Урусова. Сильнейшего петербургского шахматиста Шумова Урусов побеждал в трёх матчах:8,5:4,5 (+7−3=3), 12:9 (+12−9=0) в 1854 году и 6,5:2,5 (+6−2=1) в 1859 году. В 1862 году Петербург посетил венгерский мастер Игнатий Колиш, с которым С.Урусов сыграл четыре партии. Встреча закончилась вничью: 2:2 (+2−2). В 1866 году в Москве С.Урусов со счётом 3:2 (+2−1=2) нанёс поражение опытному немецкому мастеру Гиршфельду. Эти результаты показывают, что по классу игры С.Урусов занимал место в первом ряду зарубежных мастеров. Высший исторический рейтинг (2561) С.Урусов достиг в апреле 1866 года. В то время это был пятый рейтинг в мире. В 1878 году С.Урусов закончил свою шахматную карьеру. За время своего увлечения шахматной игрой, С.Урусов собрал богатую шахматную библиотеку, которую он подарил сыну Льва Толстого — Илье. Игру Урусова отличали солидные теоретические познания и хорошая техника игры в эндшпиле. С.Урусов обладал солидными познаниями в теории дебютов и немало времени уделял анализу. Своему любимому началу — шотландскому гамбиту он посвятил специальную статью в журнале «Шахцайтунг». Другая теоретическая работа С. Урусова касалась своеобразного и небезвыгодного для белых гамбита — 1.e4 e5 2.Сc4 Кf6 3.d4 ed 4.Кf3 (см. Дебют слона). Этот гамбитный вариант в дебюте слона назван его именем — «Гамбит Урусова».Перу Урусова принадлежит «Руководство к изучению шахматной игры», публиковавшееся в «Шахматном листке» на протяжении 1859—1861 годов. Отдельной книгой оно, к сожалению, не вышло. Скончался 20 ноября 1897 года.

1868
Николай Федорович Христианович
русский композитор, пианист и музыкальный писатель. Брат А.Ф.Христиановича. Ученик А.Гензельта. Автор романсов, песен, фортепьянных пьес. Умер 10 апреля 1890 года.

 (590x699, 189Kb)
1832
Эдвард Уилмот Блайден (Edward Wilmot Blyden)
идеолог панафриканизма. Родился на острове Сент-Томас (Виргинские острова) в семье, считавшейся потомками ибо из Нигерии. В 1850 пытался поступить в один из теологических колледжей США. В 1851, вдохновленный идеями панафриканизма, эмигрировал в Либерию. В 1851–1871 Блайден жил в Либерии, затем попеременно в Либерии и британских колониях Лагос и Сьерра-Леоне. Часто посещал Великобританию и США. Редактор «Либерия геральд» («Liberia Herald») в 1856–1857; пресвитерианский священнослужитель в 1858; профессор Либерийского колледжа в 1880–1884; государственный секретарь Либерии в 1864–1866; посол Либерии в Британии в 1877–1878 и 1892; посол Либерии в Британии и Франции, 1905; основатель и редактор сьерра-леонской газеты «Нигроу» («Negro»); чиновник администрации колонии Сьерра-Леоне по работе во внутренних районах, 1872–1873; представитель Американского колонизационного общества в США, 1889–1890; чиновник администрации колонии Лагос по делам местного населения, 1896–1897; директор системы образования для мусульман в Сьерра-Леоне, 1901–1906. В 1885 баллотировался на пост президента Либерии. Автор книг Христианство, ислам и негроидная раса (Christianity, Islam, and the Negro Race, 1887) и Жизнь и обычаи Африки (African Life and Customs, 1908), Блайден считал европейский колониализм одним из средств обеспечения единства Западной Африки, ее стабильности и материального прогресса. Умер Блайден во Фритауне (Сьерра-Леоне) 7 февраля 1912 года.

1832
Иван Зайц (Ivan Zajc)
хорватский композитор, дирижёр, педагог. Родился в Риеке. Окончил Миланскую консерваторию (1855, ученик Лауро Росси) c первой премией за оперу «Тиролезка» (итал. La Tirolese), которая в том же году была поставлена. Перед Зайцем открывалась итальянская карьера, но смерть родителей вынудила его вернуться в Риеку, где он занял пост концертмейстера городского театра и преподавателя струнных в городском Филармоническом институте. К этому периоду относится опера «Амелия» (1860, по драме Ф. Шиллера «Разбойники»), пользовавшаяся значительным успехом. В 1862—1870 гг. Зайц жил и работал в Вене, где писал, в основном, оперетты. В 1870 г. Зайц вернулся в Хорватию и занял два поста: директора и главного дирижёра Загребской оперы (до 1889 г.) и директора Хорватского института музыки (до 1908 г.); деятельность Зайца на этих постах считается основой хорватского музыкального возрождения начала XX века. В творчестве Зайца этого периода выделяются оперы «Никола Шубич Зриньский» (хорв. Nikola Šubić Zrinski; 1876) и «Лизанька» (хорв. Lizinka; 1878, по повести Пушкина «Барышня-крестьянка»); ему принадлежит также большое количество месс, инструментальных пьес, кантат, хоров, песен, романсов и др. Среди учеников Зайца, в частности, Луис Свеченский. Умер в Аграме (ныне Загреб) 16 декабря 1914 года.

1845
Александр Афанасьевич Hечаев
вpач-теpпевт, ученик Сеpгея Петpовича Боткина. С 1885 был главным вpачом Обуховской больницы в Петеpбуpге. Один из учpедителей и пеpвый пpедседатель Ленингpадского теpапевтического общества.

1849
Жюль Дежерин (Joseph Jules Dejerine)
французский невропатолог, анатом, член Французской медицинской академии (1908 г.). Медицинское образование получил в Париже (1879 г.). С 1879 г. - директор клиники в госпитале (Париж), с 1901 г. - профессор, заведующий кафедрой истории медицины и с 1910 г. - заведующий кафедрой нервных болезней в госпитале Сальпетриер (Париж). Основные работы по вопросам клинической неврологии и анатомии нервной системы, изучению афазии. Описал (совместно с Г.Русси) расстройства, характерные для поражения зрительного бугра; совместно с Л.Ландузи - особый тип прогрессивной мышечной дистрофии; вместе с Ж. Сотта выделил в особую нозологическую форму гипертрофический прогрессирующий интерстициальный неврит детского возраста (болезнь Дежерина - Сотта); установил (1892) локализацию поражения при т. н. словесной слепоте (центр Дежерина). Умер 16 февраля 1917 года. Литература: Les Manifestations functionelles des psychonevroses, leur tratement par la psychotherapie, P., 1911 (совм. с Gauckler E.),в рус.пер. Функциональные проявления психоневрозов и их лечение психотерапией, Москва, 1912; Semiologie des affections du systeme nerveux. P., 1914; Traite des Meladies de la Moelle Epiniere (совместно с Thomas A.); Anatomie du Systeme Nerveux (совместно с Dejerine A.).

1850
Мария Ружичка-Строцци
хорватская актриса. Училась у актера И.Фрейденрейха. В 1868 г. дебютировала в Загребе в Народном театре (приобрела славу «славянской Сары Бернар»). В ее репертуаре были трагедийные роли: Якуба, Федра («Андромаха», «Федра» Расина), Мать («Мать Юговичей» Войновича) и др. Выступала в ролях Анны Карениной («Анна Каренина» по Л.Н.Толстому), Мары Бенеша («Дубровицкая трилогия» Войновича), фру Альвинг («Приведения» Ибсена) и др. Была актрисой высокой сценической культуры. Умерла 28 сентября 1937 года.

1851
Николай Иудович Иванов
военачальник, генерал от артиллерии (1908), генерал-адъютант (1907). В литературе можно встретить прямо противоположные сведения о талантах и воинских успехах генерала. Несомненно одно: он пользовался высочайшим доверием государя, ничем не колеблемым. В русско-японскую войну Иванов был удостоен орденов святого Георгия 4-й и 3-й степени, в 1-ю мировую - святого Георгия 2-й степени. В том же 1915 году он был удостоен и ордена святого Владимира 1-й степени с мечами. По наградам его в то время в русской армии никто не превосходил. В русско-японскую войну командовал 3-м Сибирским корпусом. Наделённый широкими полномочиями, он не сумел подавить Февральскую революцию. В Гражданскую войну командовал Южной армией, разбитой красными. Умер 27 января 1919 года.

1851
Джордж Фрэнсис Фицджеральд
ирландский физик, член Лондонского королевского общества (с 1883). Окончил Тринити колледж в Дублине (1871), где преподавал с 1877 г. до конца жизни (с 1881 г. — профессор). Научные работы относятся к изучению электромагнитных волн, электролиза, магнитооптического эффекта Керра, колебательного разряда конденсатора, рассеяния рентгеновских лучей. Для объяснения отрицательного результата опыта Майкельсона-Морли выдвинул гипотезу о сокращении размеров движущихся тел в направлении движения (сокращение Фицджеральда-Лоренца) (1892). Умер 22 февраля 1901 года.

1854
Михаил Григорьевич Попруженко
русский математик-педагог. Среднее образование получил в гимназии. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1875). Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1881). Преподавал математику в военных учебных заведениях, работал в Главном управлении военных учебных заведений. Ему принадлежит свыше 40 работ по методике математики, а также «Сборник геометрических задач», «Материалы по методике анализа бесконечно малых» (1912), «Начала анализа» (1913) и др. Умер в 1917 году.

 (550x699, 84Kb)
1856
Альфред Дикин (Alfred Deakin)
премьер-министр Австралии. Родился в Мельбурне. Получил образование в англиканской средней школе и в Мельбурнском университете. В 1880-е годы занимал ряд государственных постов в штате Виктория и возглавил делегацию Австралии на колониальной конференции в Лондоне в 1887. Эксперт по ирригации, активно поддерживал планы ирригации Виктории. Написал книгу Ирригация в Западной Австралии (Irrigation in Western Australia, 1885). В 1890 участвовал в составлении проекта австралийской федерации, был делегатом конституционных съездов федерации в 1891 и 1897–1898. В 1900 в составе австралийской делегации Дикин отправился в Лондон, добился принятия в британском парламенте акта о создании Австралийского Союза, который вступил в силу 1 января 1901. В 1901–1903 занимал пост генерального прокурора Союза, а в 1903–1904, 1905–1908 и 1909–1910 был премьер-министром страны. В 1910 стал лидером оппозиции, однако в 1912 отказался от политической деятельности. Умер Дикин в Мельбурне 7 октября 1919 года.

1857
Александр Николаевич Виноградский
русский музыкальный деятель, дирижер и композитор. Председатель Киевского отделения Русского музыкального общества (с 1888), дирижер симфонических концертов. Гастролировал за границей, пропагандируя русскую музыку. Автор оркестровых, камерно-инструментальных и других сочинений. Умер 17 октября 1912 года.

1858
Даце Акментынь
латышская актриса.

 (523x698, 64Kb)
1860
Мария Константиновна.Заньковецкая (настоящая фамилия - Адасовская)
украинская советская актриса и театральный деятель, народная артистка УССР (1922). Родилась в семье обедневшего помещика. С юных лет выступала в любительских спектаклях и концертах (обладала красивым меццо-сопрано). В 1882 дебютировала на профессиональной сцене. Работала в крупнейших украинских труппах под руководством М.Л.Кропивницкого, М.П.Старицкого, Н.К.Садовского, П.К.Саксаганского, И.К.Карпенко-Карого и др. В 1907 вместе с Садовским организовала первый украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала (совместно с Саксаганским) в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр имени М.Заньковецкой во Львове). Сценическое творчество Заньковецкой характеризовалось искренностью переживаний, простотой и непосредственностью, огромным мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения. Искусство Заньковецкой оказало большое воздействие на развитие украинской драматургии; лучшие пьесы украинских драматургов 80-90-х гг. 19 в. были написаны под её непосредственным влиянием. Среди глубоко реалистических образов, созданных Заньковецкой, особенное признание получили: Наталка, Терпилиха ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Галя ("Назар Стодоля" Шевченко), Олена, Зинька ("Пока солнце взойдёт, роса очи выест", "Мироед, или Паук" Кропивницкого), Харитина, София ("Наймичка", "Бесталанная" Карпенко-Карого), Аза ("Цыганка Аза" Старицкого). Заньковецкая была первой украинской актрисой, завоевавшей признание широких демократических кругов всей России. В составе украинских трупп гастролировала в Петербурге, Москве и др. городах. искусство Заньковецкой высоко ценили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, П.И.Чайковский, К.С.Стапиславский, В.И.Немирович-Данченко, М.Н.Ермолова, И.Е.Репин и др. Скончалась 4 октября 1934 года.

1862
Освальд Кюльпе
немецкий психолог и философ. Доктор медицины Гессенского университета (1907). Доктор философии Лейпцигского университета (1887). Заведующий кафедрой психологии Вюрцбургского университета (1894-1909). Директор психологической лаборатории Боннского университета (1909-1913). Основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых «смыслов», придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии – представитель критического реализма. Умер 30 декабря 1915 года.

1863
Геза Гардоньи (Гардони)
венгерский писатель. С 1888 сотрудничал в газетах. Повесть Гардоньи "Фонарь" (1896) рассказывает о сельской жизни середины 19 в. Рассказы реалистически изображают жизнь крестьян и сельской интеллигенции (сборник "Моя деревня", 1898). Автор стихов (сборник "Апрель", 1894), исторических романов о борьбе против турецких завоевателей ("Звёзды Эгера", 1901, русский перевод 1956, и др.). Скончался 30 октября 1922 года.

 (526x699, 96Kb)
1867
Стэнли Болдуин (Stanley Baldwin)
британский государственный деятель. Родился в Бьюдли (графство Вустер), в семье крупного промышленника. Учился Болдуин в Харроу (1881–1885) и Тринити-колледже Кембриджского университета (1885–1888). В 1908, после смерти отца, который был членом парламента от избирательного округа, где располагались принадлежавшие ему сталелитейные предприятия, Болдуина избрали на его место от партии консерваторов. В 1916 Болдуин стал парламентским секретарем Б.Лоу, затем финансовым секретарем казначейства и вошел в кабинет министров послевоенного коалиционного правительства Ллойд Джорджа как министр торговли. В октябре 1922, став спикером от Консервативной партии, он решил выйти из коалиции и вести предвыборную борьбу самостоятельно. Ллойд Джордж ушел в отставку и консерваторы уговорили Лоу вернуться в политику в качестве их лидера, получив на декабрьских выборах 1922 большинство голосов. Лоу стал премьер-министром, а Болдуин – министром финансов. В 1923 как министр финансов он подписал соглашение об уплате долгов США по военным кредитам, которое вызвало волну критики в Англии. Первое премьерство Болдуина (он занял этот пост в мае 1923 в связи с болезнью Лоу) продолжалось всего несколько месяцев. На всеобщих выборах Болдуин потерпел поражение, и к власти пришло первое лейбористское правительство Р.Макдональда. Третьи выборы 1924 вновь привели его к победе; второе премьерство Болдуина продолжалось с 1924 по 1929. В 1926 в Англии была проведена первая всеобщая забастовка. В 1927 был принят закон «О промышленных конфликтах и тред-юнионах», запрещавший всеобщую стачку и рассматривавший ее как уголовное преступление. Второе лейбористское правительство, сменившее консерваторов, вынуждено было действовать в условиях экономического кризиса 1929. В 1931 было сформировано коалиционное правительство во главе с Макдональдом. Болдуин возглавлял самую крупную правительственную фракцию – Консервативной партии, занимал пост лорда-председателя Совета, заместителя премьера. В третий раз он стал премьер-министром в 1935, после отставки Макдональда. В области внешней политики Болдуин придерживался тактики выжидания, оказавшейся абсолютно неприемлемой в напряженной обстановке конца 1930-х годов. Болдуин не прислушивался к предупреждениям У.Черчилля и других политиков, которые указывали на опасность, исходящую со стороны гитлеровской Германии. В 1937 Болдуин отошел от политики, прежде завершив дело по отречению короля Эдуарда VIII. Когда началась Вторая мировая война, Болдуина стали обвинять в том, что он допустил ослабление обороноспособности страны. Умер Болдуин в Эстли-Холле (Стоурпорт-он-Северн) 14 декабря 1947 года.

1869
Иван Иванович Жегалкин
российский математик, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Окончил Московский университет (1893), с 1902 г. - его приват-доцент. В 1911 г. покинул университет в знак протеста против реакционной политики министра просвещения Л.А.Кассо. Вернувшись в университет в 1917 г., работал в нём до конца жизни. Его магистерская диссертация «Трансфинитные числа» (1907) была первой русской монографией по теории множеств. В математической логике ему принадлежит построение (1927) алгебры логики как арифметики вычетов по модулю 2 и ряд работ, посвящённых некоторым важным случаям, допускающим алгоритмическое решение т. н. проблемы разрешимости. Умер в Москве 28 марта 1947 года.

1869
Степан Петрович Яремич
российский искусствовед и художник. Учился живописи в живописной школе Киево-Печерской лавры (1882-1887) и в Рисовальной школе Н.И.Мурашко (1887-1894) в Киеве. С 1900 г. жил в Петербурге, в 1904-1907 гг. - за границей, главным образом в Париже. Участник выставок "Мир искусства", член Союза русских художников. Основные живописные работы - пейзажи (архитектурные виды Петербурга и Венеции.). С 1900 г. публиковал статьи по вопросам русского и западноевропейского искусства, был большим знатоком и коллекционером западноевропейского рисунка. С 1918 г. - заведующий отделением рисунков (с 1930 г. - заведующий реставрационной мастерской) Эрмитажа. Умер в Ленинграде 14 октября 1939 года.

1871
Хам Нги I
монархический правитель Вьетнама (1884-1885). Умер 4 января 1943 года.

1871
Вернон Луис Паррингтон
американский критик. В русле социологических установок культурно-исторической школы создал историю американской литературы на фоне общественно-политической жизни США от начала ХVII в. до 1-й четверти ХХ в. «Основные течения американской мысли» (тт. 1-3, 1927-1930). Умер 16 июня 1929 года.

1871
Лидия Борисовна Яворская (урождённая - Гюббент, по мужу - Барятинская)
русская актриса. Работала в театре Корша в Москве, в 1895-1900 гг. в петербургском Театре Литературно-художественного кружка. В романтически приподнятой манере исполняла драматические роли (Маргарита Готье - «Дама с камелиями» А. Дюма-сына; Катрин Юбш - «Мадам Сен-Жен» В.Сарду; Раутенделейн - «Потонувший колокол» Г.Гауптмана и др.); сыграла главные роли в пьесах «Сирано де Бержерак» и «Орленок» Э. Ростана. В 1901 г. открыла в Петербурге т. н. Новый театр, в котором ставились произведения М.Горького, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Г.Ибсена. В 1907-1918 гг. с успехом гастролировала по городам России, а также в Лондоне и Париже. С 1918 г. в эмиграции. Умер 18 ноября 1921 года.

1872
Алексей Алексеевич Борисяк
российский палеонтолог и геолог, академик Академии Наук СССР (1929; член-корреспондент 1921). В 1896 г. окончил Горный институт в Петербурге и работал в Геологическом комитете, где до 1932 г. возглавлял палеонтологический отдел. Профессор и заведующий кафедрой исторической геологии Ленинградского горного института (1911-1930). Основатель и руководитель кафедры палеонтологии в Московском государственном университете (1939-1942). Директор созданного по его инициативе Палеонтологического института Академии Наук СССР (1930-1944). Он стоял во главе советской школы палеонтологии позвоночных, развивая ее в духе исследований В. О. Ковалевского. Основные труды посвящены учению о фациях, вопросам общей палеонтологии, изучению юрских моллюсков, палеонтологии позвоночных и особенно млекопитающих (непарнопалых – носорогов, лошадей и др., а также хоботных). Углубленную им теорию геосинклиналей он положил в основу понимания особенностей тектонические структуры земной коры в последовательные этапы ее развития. Рассматривал историю Земли как единый закономерный процесс развития физико-географических условий и органической жизни. Изучал геологическое строение Донецкого бассейна и Крыма. Сталинская премия СССР (1943). Умер 25 февраля 1944 года.

1872
Владимир Федорович Миткевич
российский ученый в области электротехники, академик (с 1929). Окончил Петербургский университет (1895). В 1902-1938 гг. работал в Петербургском политехническом институте (с 1909 г. - профессор), с 1938 г. - в учреждениях Академии наук СССР. Научные работы относятся к изучению электромагнитных явлений, в частности к исследованию электрической дуги, разработке новой концепции электромагнитного поля, беспроволочной связи, передачи электроэнергии. Первый предложил (1910) использовать расщепление провода для высоковольтных линий электропередач, принимал участие в составлении плана ГОЭЛРО. Премия имени В.И.Ленина (1928), Сталинская премия СССР (1943). Умер 1 июня 1951 года.

 (557x698, 75Kb)
1872
Хокон VII (Haakon VII)
король Норвегии. Второй сын датского наследного принца Фредерика и принцессы Луизы, носил имя Карл. Родился в Копенгагене. Как датский принц получил строгое воспитание, став в 14-летнем возрасте морским кадетом; в 1889 поступил в Морскую офицерскую школу. В июне 1895 женился на принцессе Мод, дочери принца Уэльского, будущего английского короля Эдуарда VII. Во время кризиса унии между Швецией и Норвегией норвежцы обратились к Карлу Датскому с предложением занять норвежский трон. Карл потребовал проведения референдума в пользу сохранения монархии и получил поддержку населения. 8 ноября 1905 норвежский стортинг единогласно избрал Карла королем Норвегии. Карл взял себе древненорвежское имя Хокон (VII), а для своего сына Александра - имя Улаф. Став первым за последние 400 лет королем независимой Норвегии, 23 ноября он отплыл из Копенгагена. 22 июля 1906 Хокон VII и его супруга были коронованы в Тронхейме, древней столице Норвегии. Когда в 1940 в Норвегию вторглись немецкие войска, Карл отказался назначить премьер-министром норвежского нациста В.Квислинга и отступил вместе с армией на север страны. После 62-дневного сопротивления Хокон VII отбыл в Англию вместе с правительством, которое продолжало действовать в эмиграции. После поражения Германии Хокон в 1946 вернулся в Норвегию. Скончался в Осло 21 сентября 1957 года.

1877
Егор Егорович Егоров
российский певец (бас), заслуженный деятель искусств РСФСР (1948). Ученик В.Зарудной. В 1904-1910 гг. пел на сцене оперных театров Киева, Москвы, Одессы, Тифлиса. В 1924-1939 гг. профессор Московской, с 1939 г. Уральской консерваторий, доктор искусствоведения. Ученики: Г.Бушуев, А.Окаемов, А.Халилеева. Умер 15 февраля 1949 года.

1878
Константино Гайто
аргентинский композитор, дирижёр и пианист. Музыке обучался сначала в Буэнос-Айресе, затем в Неаполитанской консерватории (по фортепиано - у Симонетти, по композиции - у Платани). Выступал в Европе как пианист и дирижёр. В 1910 вернулся на родину, где занимался композиторской и преподавательской деятельностью. Автор ряда опер, ставившихся в театре "Колон" (Буэнос-Айрес), в том числе "Дориа", "Персей", "Царь Эдип", "Кай Петроний" и др. В ранних операх Гайто проявилось влияние итальянского оперного искусства как в выборе античных сюжетов, так и музыкально-выразительных. средствах. В зрелых операх, большей частью написанных на национальные сюжеты, черты, характерные для итальянского оперного искусства, сочетаются с мотивами южноамериканского фольклора - "Снежный цветок" (1922), "Оллантай" (1925), "Ласаро" (1929) и "Цыганская кровь" (1932), завоевавшая большую популярность в Аргентине. Гайто написал балеты "Цветок Ируе" и "Город золотых ворот", лирич. комедию "Пажи Его Величества", а также ряд произведений в других жанрах. Умер 14 декабря 1945 года.

1880
Татьяна Алексеевна Перттунен
сказительница, продолжательница рунопевческих традиций рода Перттуненых, автор новых произведений на фольклорной основе. Умерла в 1963 году.

1882
Вилем Матезиус (Vilém Mathesius)
чешский лингвист. Родился в Пардубице в Чехии. Учился в Карловом университете в Праге и в Германии. Преподавал в Кракове, затем в Праге; профессор Карлова университета с 1912. Умер Матезиус в Праге 12 апреля 1945 года. Специалист по общей лингвистике, а также английскому языку и литературе, основоположник английской филологии у себя на родине, переводчик Шекспира, Г.Уэллса, Чосера. Испытав влияние Н.Крушевского и Ш.Балли, Матезиус еще до Первой мировой войны высказывал идеи, близкие к структурализму. Впоследствии стал основателем и президентом Пражского лингвистического кружка; совокупность идей, объединявших входивший в этот кружок ученых, во многом была сформулирована именно Матезиусом. Разрабатывал функциональный подход к языку, рассматривающий язык с точки зрения его роли в общении. Основоположник теории актуального членения предложения – исторически первого и поныне наиболее известного подхода к описанию коммуникативной организации высказываний в составе связного текста.

1884
Луи Грюндберг
американский композитор. Один из первых использовал элементы джаза и симфонической музыке. Среди сочинений: оперы, в том числе – «Император Джонс» (постановка 1933); для оркестра – 5 симфоний (1919, 1942-1948), «Джаз-сюита» (1929), симфонические поэмы, в том числе «Очарованный остров» (1929); концерты (с оркестром) – для фортепьяно, скрипки, виолончели; джаз-ансамбли и др. Умер в Лос-Анжелосе 9 июня 1964 года.

1885
Карло Монтуори
итальянский оператор. Учился в Милане – в Политехническом институте и Академии Брера; изучал живопись. Работал как фотограф, затем стал оператором миланской киностудии «Комерно филм». Позже перешел в «Милано филм». В 1912 г., впервые в Италии, применил при съемке коротких сцен, искусственное освещение, сконструировал специальную осветительную аппаратуру. В 1913 г. по его системе был снят фильм «Бегство любовников» режиссера А. Дженины, с которым потом сотрудничал много лет. В 1915 г. при съемках сцены ночного бал в фильме «Синьорина Циклон» применил оригинальный метод съемки через отверстие в потолке. В годы 1-й мировой войны был оператором на флоте. После окончания войны стал техническим руководителем и главным оператором кинофирмы «Медуза филм». Работал с крупнейшими итальянским режиссерами, особенно успешно было его содружество с режиссером В. Де Сика – фильмы «Похитители велосипедов» (1948), «Золото Неаполя» (1954), «Крыша» (1956). Умер 5 марта 1968 года.

1886
Майтхилишаран Гупта
один из крупнейших индийских поэтов XX столетия, зачинатель современной поэзии на хинди (Рабиндранат Тагор (1861–1941) писал на бенгали) и фактический «легализатор» диалекта хари-боли, ныне признанного официальным всеми хиндиязычными штатами Индии.Родился в 150 километрах к югу от Агры в деревенской бедняцкой семье. Результатом его шестидесятилетнего труда на благо словесности стали около пятидесяти сборников, куда вошли и переводы на хинди с других языков Индии, а также множество пьес. А в 1932 году увидел свет и немедленно был признан классическим «Сакет» — современная версия одного из сюжетов «Рамаяны». Будучи пламенным идеологом освобождения от колониальной оккупации, знаменитый автор после провозглашения независимости сразу удостоился титула «Национальный поэт» и стал депутатом верхней палаты парламента. Умер в 1965 году.

 (472x699, 126Kb)
1887
Руперт Брук (Rupert Brooke)
английский поэт. Родился в Рагби (графство Уорикшир); его отец был директором Рагби-Скул. В 1901 Брук стал учеником этой школы и вскоре добился успехов в спорте, учебе и поэзии. Поступив в Кембриджский университет в 1906, в 1909 окончил его с ученой степенью и еще три года провел в тех местах, занимаясь науками и творчеством и время от времени посещая Европу. В конце 1911 вышел его сборник Стихи (Poems), а в 1913 он предпринял путешествие на острова Тихого океана и провел на Таити три счастливых месяца. Вернулся в июне 1914; с началом войны был произведен в офицеры военно-морским министром У.Черчиллем, участвовал в Антверпенской экспедиции, затем отплыл к Дарданеллам. Умер Брук на греческом острове Скирос 23 апреля 1915 года. Второй томик его стихов вышел посмертно. Брук погиб, еще только обретая свой голос и стиль, хотя уже был автором сильных зрелых стихов, например сонета Солдат (The Soldier).

1887
Август Иванович Корк
подполковник царской армии, командарм 2-го ранга (1935 г.), начальник Академии имени М.В.Фрунзе. Окончил Академию Генерального штаба (1914 г.). Участник Первой мировой войны. В Красной Армии с 1918 г. В Гражданскую войну служил в оперативном отделе Всероссийского главного штаба, затем начальник оперативного отдела штаба 9-й армии, начальник штаба Эстляндской армии, помощник командующего армией, командующий 15-й и 6-й армиями. С 1921 г. командующий войсками Харьковского военного округа, помощник командующего Вооруженными Силами Украины и Крыма. С 1922 г. командующий Туркестанским фронтом. В 1923–1925 гг. помощник командующего и командующий войсками Западного военного округа. В феврале — ноябре 1925 г. командовал Кавказской Краснознаменной армией, затем войсками Белорусского и Ленинградского военных округов. Был начальником управления снабжения РККА. В 1929–1935 гг. командовал войсками Московского военного округа, с 1935 г. начальник Военной академии имени М.В.Фрунзе. Расстрелян 11 июня 1937 года.

1888
Павел Иванович Новицкий
российский театровед, театральный критик, деятель театра. Литературную деятельность начал в 1913 г. В 1925-1929 гг. являлся заведующим художественным отделом Главнауки Наркомпроса, в 1932-1936 гг. заместитель начальника главы управления театрами, в 1941-1942 гг. заведующий литературной частью Театра имени Моссовета, с 1945 г. - Театра имени Вахтангова. Преподавал в ГИТИСе и др. Основные работы посвящены проблемам отечественного театра: «Современные театральные системы» (1933), «Образы актеров» (1941), «Борис Щукин. Жизнь и творчество» (1948), «Хмелев» (1964) и др. Умер 6 мая 1971 года.

1889
Ото Гутфрейнд
чешский скульптор. Учился в Праге в Школе прикладного искусства (1906-1909) и в Париже (1909-1910) у Э.А.Бурделя. Профессор Школы прикладного искусства в Праге с 1926 г. В начале творчества испытал воздействие экспрессионизма и кубизма. В 1920-х гг. принадлежал к прогрессивному демократическому направлению в чешском искусстве, создавал реалистические портреты, скульптурные группы, рельефы, проекты памятников. Для его лучших произведений (автопортрет, 1919, «Труд», 1923, «Промышленность», 1923 - все раскрашенная терракота, Национальная галерея, Прага) характерны естественная непринуждённость композиции, архитектоническая ясность, обобщённость моделировки. Умер в Праге 2 июня 1927 года.

1889
Ристо Рюти
финский политический и государственный деятель. По образованию юрист. В 1921-22, 1922-24 министр финансов. Один из лидеров буржуазной Прогрессивной партии Финляндии. В 1939-40 премьер-министр, в 1940-44 президент. Способствовал вовлечению Финляндии во 2-ю мировую войну 1939-45 на стороне фашистской Германии против СССР. В 1946 по процессу виновников войны осужден специальным финским судом на 10 лет тюремного заключения. В 1949 помилован "по состоянию здоровья". Скончался 25 октября 1956 года.

 (541x699, 79Kb)
1890
Константин Степанович Мельников
русский архитектор. Родился в Москве в семье рабочего. В 1905 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества; окончил в 1914 его живописное отделение, а в 1917 – архитектурное (где учился у И.В.Жолтовского и И.А.Иванова-Шица). Первоначально следовал неоклассической моде начала 20 в. – как в своих учебных эскизах, так и в первой крупной реальной постройке (здания первого в России автомобильного завода АМО, 1916–1917). С 1918 работал в русле программы «Новая Москва». В данном случае (проектируя перепланировку своего родного Бутырского района) единственный раз выступил в творческом коллективе; позже всегда вынашивал свои замыслы строго индивидуально, будучи (по словам одного исследователя) «солистом в массовом обществе». Окончательно перешел на позиции авангардной архитектуры в период преподавания во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920), избрав не определенную конструктивистскую программу, а принцип вольной импровизации. Первым его произведением стал сравнительно небольшой павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). В 1924 по эскизу Мельникова был сооружен сложный и в то же время крайне логичный по форме саркофаг для мавзолея В.И.Ленина. Вторым выставочным зданием, принесшим зодчему международную славу, явился ажурно-сквозной павильон СССР на Выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), который сам воспринимался публикой как элегантный экспонат. Характерные для обоих (не сохранившихся) павильонов консольно-подвесные конструкции наиболее масштабно-новаторски воплотились в проекте гаража для Парижа (1925). В отличие от парижского, два больших автобусно-грузовых гаража в Москве (1925), где архитектор предложил оригинальную систему «прямоточно»-свободного разъезда машин, были выстроены, однако искажены позднейшими перестройками (как и еще два его гаража, 1934–1936). Всегда виртуозно учитывавший технические функции здания, Мельников, тем не менее, полемизировал с функционалистами, склонными полностью игнорировать образное начало. Его клубные постройки напоминают монументальные, самобытно разворачивающиеся в пространстве абстрактные скульптуры, – впрочем, уютные и удобные (клубы в Москве: имени И.В.Русакова, 1927–1929, завода «Каучук», 1927; и др.). Впрочем, и здесь реальные условия эксплуатации служили препоной для полного воплощения замыслов автора, предполагавшего, в частности, свободную трансформацию залов с помощью подвижных перегородок. В некоторых проектах (памятника Х.Колумбу (для Санто-Доминго, 1929) и театра имени МОСПС, 1931) мастер вводит кинетические структуры, двигающиеся вокруг центральной оси, причем в памятнике Колумбу движение должно было обеспечиваться силами самой природы – ветром и дождями. Свободнее и полней всего Мельникову удалось реализовать свои идеи на практике в собственном доме в Кривоарбатском переулке (1928–1931); два его экстравагантных цилиндрических объема обогащены окнами – гигантским передним и менее крупными, зато необычно-шестиугольными задними; внутренние помещения решены как полуфантастический, хотя и весьма комфортабельный мир творческого труда, открывающийся с каждого шага в новом, неожиданном ракурсе. Со временем деятельность Мельникова стала уже целиком «проективной», построить ему уже ничего не удавалось (особенно с середины 1930-х годов, когда за свои «фантазии» он был подвергнут резкой критике в печати). Некоторое время он продолжал интенсивно преподавать (после Вхутемаса – в Архитектурном институте, 1934–1937), в последние же десятилетия вел все более изолированный образ жизни в своей «башне». Умер в Москве 26 ноября 1974 года. Похоронен на Введенском кладбище.

1890
Йозеф Фридрих Перкониг
австрийский писатель, драматург, автор радиопьес и телевизионных постановок. Преподавал в учебном заведении в Клагенфурте. Лауреат австрийской государственной премии 1935 года. Скончался 2 февраля 1959 года.

1892
Оскар ван Хемель
Нидерландский композитор

1893
Александр Васильевич Гаук
русский дирижер, композитор, педагог. Родился в Одессе, получил начальное музыкальное образование под руководством О.Бахмана (выпускника Венской консерватории); по окончании гимназии занимался музыкой с Н.Шамье. В 1910 поступил в Петербургский университет, где играл в студенческом оркестре на ударных инструментах, брал уроки фортепиано у Е.Ф.Дауговет, подготовившей Гаука к поступлению в Петербургскую консерваторию, где он обучался в 1911–1917 (по классам дирижирования Н.Н.Черепнина, фортепиано – Дауговет, Ф.М.Блуменфельда, композиции В.П.Калафати, И.И.Витола, А.К.Глазунова). С 1917 дирижер в петроградском Театре музыкальной драмы, в 1920–1931 – дирижер (главным образом балета) Ленинградского театра оперы и балета. Сотрудничал с балетмейстерами Ф.В.Лопуховым (в спектаклях Ночь на Лысой горе на музыку М.П.Мусоргского, Пульчинелла, Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана И.Ф.Стравинского, Красный мак Р.М.Глиэра, Щелкунчик П.И.Чайковского, Болт Д.Д.Шостаковича и др.) и Л.С.Леонтьевым (Времена года Глазунова). Выступал и как симфонический дирижер. В 1930–1933 заместитель директора по художественной части и главный дирижер Ленинградской филармонии, в 1933–1936 дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (БСО), основатель (1936) и главный дирижер (до 1941) Государственного симфонического оркестра СССР, в 1953–1962 главный дирижер БСО. В 1954 был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1954). Гастролировал в Японии, Мексике, Венгрии, Румынии, ГДР. На становление Гаука как симфонического дирижера значительное влияние оказало знакомство с искусством иностранных дирижеров, гастролировавших в России; его кумиром был А.Никиш. С именем Гаука неразрывно связана история становления отечественного симфонизма советского периода. Он был первым интерпретатором ряда симфонических произведений Н.Я.Мясковского (включая его 17-ю симфонию, посвященную Гауку), Ю.А.Шапорина, А.И.Хачатуряна и др. Особое место в его репертуаре занимали кантатно-ораториальные сочинения Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, Г.Берлиоза. С 1927 Гаук вел преподавательскую деятельность: до 1934 в Ленинградской консерватории (с 1930 доцент), в 1941–1943 – в Тбилисской консерватории; с 1948 вел класс дирижирования в Московской консерватории (с 1948 профессор), среди его учеников – Е.А.Мравинский, А.Ш.Мелик-Пашаев, Э.П.Грикуров, Е.Ф.Светланов, Н.С.Рабинович, Е.С.Микеладзе. Автор нескольких симфонических произведений, 2 концертов (для арфы и для фортепиано с оркестром), инструментальных пьес, романсов. Восстановил (по оркестровым голосам, хранившимся в библиотеке Ленинградской консерватории) уничтоженную автором Первую симфонию С.В.Рахманинова и в 1944 исполнил ее в Москве; инструментовал оперу Женитьба М.П.Мусоргского (1917); создал инструментальные переложения фортепианного цикла Времена года и двух циклов романсов П.И.Чайковского (1942). Оставил воспоминания о Мясковском, Глиэре и др. Выступал как музыкальный критик на страницах журнала «Советская музыка», газеты «Советская культура» и др. В его книге По страницам воспоминаний дирижера описаны события до 1943. Умер Гаук в Москве 30 марта 1963 года.

1893
Вальтер Гордон
немецкий физик-теоретик. Окончил Берлинский университет (1921). Работал в Берлинском, Манчестерском и Гамбургском университетах, Институте химии кайзера Вильгельма. В 1933 г. переехал в Швецию где работал в Институте механики и математической физики Стокгольмского университета. Научные работы относятся к атомной физике и квантовой механике. Сформулировал (независимо от Л.Клейна и В.А.Фока) релятивистски инвариантное квантовой уравнение для частиц с нулевым спином (уравнение Клейна-Фока-Гордона). В 1928 г., исходя из дираковской теории электрона, вывел формулу тонкой структуры. Умер 24 декабря 1939 года.

1893
Николай Павлович Ивановский (Иванов)
русский советский артист балета. По окончании Петербургского балетного училища (1911) был зачислен в кордебалет труппы Мариинского театра. В 1912 перешёл в антрепризу С.П.Дягилева. С 1915 - вновь в балетной труппе Мариинского театра. В сезон 1930-31 выступал в Тбилисском оперном театре. Ивановский" был характерным танцовщиком, исполнял партии: Антония ("Египетские ночи" Аренского), Эвзебия ("Карнавал"), Тореадора ("Дон Кихот") и др. С 1925 занимался педагогической деятельностью в Ленинградском хореографическом училище (класс бального танца). В 1940 - 1952 и 1954 - художественный руководитель этого училища. Преподавая бальный танец, Ивановский уделял большое внимание старинным танцам, он явился основоположником новой учебной дисциплины - исторического танца, вошедшей в учебные программы хореографических училищ Советского Союза и за рубежом. Сочинения: Бальный танец XVI-XIX вв., Ленинград-Москва, 1948. Литература: Борисоглебский М. [сост. J, Материалы по истории русского балета, том 2, Ленинград, 1939]. Умер 28 декабря 1961 года.

1900
Борис Самойлович Дуберштейн
российский режиссер. В кино начал работать в 1923 г. на Одесской киностудии как ассистент режиссера. В 1933-1938 гг. ставил учебные фильмы, посвященные сельскому хозяйству. В 1939-1948 гг. работал на киностудии «Сибтехфильм», с 1948 г. – на Свердловской киностудии. Среди его лучших фильмов: «Производство цемента» (1950), «Производство полированного стекла» (1951), «Современный цементный завод» (1953), «Нижние Поволжье», «На озере Маскунчак», «Поваренная соль» (все в 1954), «Лес» (1957) и др. Умер 19 апреля 1963 года.

1900
Джон Скоупс
американский учитель, обвиняемый на "обезьяньем процессе" 1925 года в городке Дейтон (штат Теннесси) за преподавание эволюционной теории Дарвина. Умер 21 октября 1970 года.

1900
Зюй Тан I
вьетнамский монархический правитель (1907-1916 г.). Умер 26 декабря 1945 года.

1901
Стефан Вышинский
польский кардинал, архиепископ Варшавский, диссидент.

1902
Илья Павлович Кожар
российский военный и политический деятель, Герой Советского Союза (1944), генерал-майор (1943). Родился в деревне Малое Гольцево, Толочинский район, Гомельская область, Белоруссия. Один из организаторов и руководителей подполья и партизанского движения в Гомельской области в годы Великой Отечественной войны. С 1940 г. редактор газеты «Гомельская правда», секретарь Гомельского обкома КП(б)Б. В августе 1941 – ноябре 1943 гг. секретарь Гомельского подпольного обкома КП(б)Б, одновременно с ноября 1942 г. командир Гомельского партизанского соединения. С 1943 г. секретарь Гомельского обкома КП(б)Б, в аппарате ЦК КП(б)Б. В 1947-1963 гг. директор Республиканской партийной школы при ЦК КПБ (с 1956 г. Минской ВПШ). С 1961 г. член, в 1963-1966 гг. председатель Ревизионной комиссии КПБ. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1951-1963, 1967). Его именем названы улицы в Гомеле, Кохановская школа в Витебской области. На здании Минской ВПШ установлена мемориальная доска. Умер 13 октября 1967 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку