Цитата сообщения Ryusei_Yamagawa
Дзё и Уба
Дзё и Уба (старик и старуха) – старейшие божества Японии, выходящие, согласно легенде, из тумана на озере Такасаго и пекущиеся о том, чтобы в Поднебесной (т.е. в империи) всегда царили мир и спокойствие. Их парное изображение, называемое Йотомба, является символом супружеского счастья и долголетия. Образы Дзё и Уба широко использовались в искусстве и, в частности, в культуре нэцкэ.
1. Дзё и Уба на подставке
2. Дзё и Уба на подставке шимадаи
3. Дзё и Уба с веерами
4. Дзё и Уба под раскидистым деревом. Середина XIX в.
5. Инро с изображением Дзё и Уба. Середина XIX в.
Легенда, воплощенная в известной пьесе театра Но «Такасаго но ута», принадлежащей перу Дзэами Мотокиё (1363-1443), повествует о том, как однажды сын божества Идзанаки («первого мужчины») полюбил Деву озера Такасаго. Их союз был образцом совершенства, они жили счастливо и умерли в один день. После кончины супругов сплетенные стволы двух древних сосен, что росли на берегу озера, явились надежным пристанищем для их духов. Дерево, в котором был заключен дух сына Идзанаки, называют сосной Суми но э, а соседнее – сосной Такасаго. В пленительные лунные ночи некоторым счастливцам удается увидеть, как духи вечных влюбленных обретают плоть и предстают в человеческом облике; они неторопливо прогуливаются или же сообща очищают побережье от сосновых иголок, в изобилии его устилающих.
Примечательно, что в руках у женщины находится метелка (это ее священный атрибут, с помощью которого она сметает прочь все беды и треволнения), а мужчина, как правило, мастерски управляется с бамбуковыми граблями (тоже магический атрибут, позволяющий загрести удачу, добиться приращения благосостояния и т.д.). От знатоков японского языка, конечно же, не укроется и наличие особой игры слов, обозначающих упомянутым выше атрибуты. Так, глагол «подметать» (яп. хаку) выступает еще и в значении: «сто лет», а существительное «грабли» (яп. куюкумадэ, кумадэ) означает также: «до 99 лет».
Образы Дзё и Уба были невероятно популярны и, естественно, нашли широкое применение в изобразительном искусстве. На гравюрах достославная пара символизировала долголетний и счастливый супружеский союз. В театре помимо пьесы театра «Но» на эту тему было создано немало замечательных танцев, которые исключительно успешно использовались в постановках не менее знаменитого японского театра «Кабуки». Не избежали искушения попытаться использовать данный сюжет и мастера нэцкэ. В их работах Дзё и Уба предстают облаченными в пышные праздничные одеяния или же театральные костюмы. В руках у них все те же метелка и грабли, они традиционно заняты уборкой листьев или сосновых иголок. Впрочем, некоторые сюжеты представляют Дзё и Уба за приведением в порядок простого, но очень уютного жилища. Иногда они изображаются стоящими рядом и трогательно прислоняющимися друг к другу, их поза дышит покоем и уверенностью, а лица величавы и безмятежны.
И в наши дни в Японии во время церемонии бракосочетания исполняют песнь Такасаго, а на специальный поднос или подставку, называемую «островной» (яп. шимадаи), предварительно помещают фигурки Дзё и Уба. Этот поднос может быть украшен листьями бамбука, сосновыми иголками и цветами сливы, украшен изображениями аиста и черепахи. Вместе с фигурками его принято подносить в дар вступающим в брак. Подношение следует совершать в помещении, где проходит сама церемония. Подобный дар символизирует пожелание новобрачным заключить благополучный и долговременный союз.
http://molko.ru/bogi/9-dzyo-i-uba.html