Варанаси или Каши, или Бенарес считается наиболее древним городом на земле. Он считается священным для индусов, и верят что его основал сам Садашива. Индусы верят, что если покинуть тело в этом городе, то освобождение гарантировано. Город действительно очень старый, и это сказывается на инфраструктуре. Там довольно тесно, очень узкие дорогоги и огромное количество людей. Религиозный аспект сильно развит, здесь и там встречаются садху в шафрановой одежде, и мы в своей оранжевой униформе вписались совершенно естественно. Один вечер посвятили старой части города и Ганге. Посмотрели на кремацию, и на Ганга арати, ежедневное вечернее поклонение Ганге. Зрелище массивное. Ночь, тысячи свечей, вся Ганга заполнена лодками, в которых сидят зрители. И исполнители ритуала поют мантры, и совершают танец.
Через 15 минут шоу мой друг заерзал, и начал требовать перейти к чему-нибудь более интересному . Для практикующего высокую Тантру, это зрелище представляется пустой тратой человеческих ресурсов, времени и денег. Духовная польза минимальна. Но если посмотреть с позиции эстетики, то это явление определенно заслуживает внимания.
Согласно философии Ананда Сутрам: Бхактирбхагаватбхавана на стутир нарчана. Преданность - есть концентрированное погружение в мысль о Боге, не стути (ритуалистическое восхваление) и не арчана (внешнее поклонение). Ритуалы нельзя считать подлинной духовностью. Преданность и любовь к Богу может существовать и с ритуалами и без них. Преданность это нечто отдельное и независимое. И ритуалы являются источником заблуждений.
По моему личному опыту, даже три-четыре человека, натренированные в медитации, и разбудившие в себе любовь к Высшему, способны создать вибрацию на порядки превосходящую волну этого события, в которому учавстовали несколько тысяч людей. А если несколько тысяч человек вместе испытывают Рагануга или Рагатмика Бхакти, и интенсивное стремление к Нему, атмосфера создается сумасшедшая.
Но медитация требует дисциплины, требует регулярности. Тогда как ритуал не включает никакого личного усилия. Имеет внешний образ и догматическую веру в то, что искатель таким образом нарабатывает пунью или добродетель, хорошую карму. Хотя в сущности своей это как детская игра. Шива, основатель Тантры, был против внешнего ритуализма, и рекомендовал людям делать Интуитивную практику. Будда был против ритуализма, и учил медитации. Фактически все великие Мастера несли одно и то же послание. Но людям гораздо проще следовать догматике, ритуалам, внешней религиозности. Поэтому религии часто скатываются к этому. Чтобы следовать пути медитации, необходимо мужество. Путь догмы статичен и базируется на страхе и делании того, что делают все. Медитация подразумевает прямую ответственность и реализацию, в этой самой жизни. Путь догматической религии, обещает блага или угрожает жестоким наказанием после жизни. Это два совершенно разных пути. Один экстровертный, другой интровертный.
Manasa kalpita murtirnrnam cenmoksasadhanii,
Svapnalabdhen rajyena rajano manavastada.
–Tantra
В мире реальности, воображаемая форма Бога, вообще не имеет существования, поэтому не обладает силой действия. Если кто-либо унаследовал государство в своем сне, становится ли он королем на самом деле?
Atmasthitam Shivam tyaktva Vahistham yah samarcayet;
Hastastham pindamutsrjya Bhramate jiivitashaya.
Садашива
Тот, кто ищет Шиву во внешнем мире, и пренебрегает им во внутреннем мире, подобен тому, что выбрасывает рис в своих ладонях, и идет просить подаяния от двери к двери.