![320px-Saint_Ilya_Muromets (320x459, 45Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/744/81744824_320pxSaint_Ilya_Muromets.jpg)
Илия́ Пече́рский — инок Киево-Печерского
монастыря. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-
Печерских Ближних пещер ) и 19 декабря. Считается одним из
прототипов былинного Ильи Муромца. Былинный Илья Муромец и
святой Илия Киево-
Печерский Прототипом былинного
персонажа некоторыми
исследователями считается
исторический силач по
прозванию «Чоботок»,
родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный
к лику святых как
«преподобный Илия
Муромец» (канонизирован в 1643 году). Угодник Божий
Преподобный Илья Муромец
жил в XII веке и скончался
иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному
календарю — 19 декабря (1) января. Первые письменные
сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя традиция относит жизнь
Илии к XII веку; XI—XII
веками датируют
погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора
Эрих Лассота сообщает в
своих записях об Илие
Муромце и Чоботке как о
разных людях; скорее всего,
увидев разрушенную гробницу и мощи в пещере,
он не предположил, что они
могут принадлежать одному
и тому же человеку. Ему
рассказали, что Чоботок был
богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как
однажды отбился от врагов чоботом [1] — то есть сапогом. В советское время
предпринимались усилия по
дехристианизации образа
преп. Илии Муромца с целью
превращения его в
воплощение секулярного идеала героя-воина. Так,
например, был искажен
известный эпизод былины,
когда к недвижимому Илье
Муромцу приходят «калики
перехожие», которые в итоге и исцеляют Илью. Кто
они — во всех советских
изданиях опущено; в
дореволюционном же
издании былины считается
что «калики» были Христос с двумя апостолами.[2] В Муроме существуют
многочисленные предания
об Илье; его потомками
считаются муромчане
Гущины, наследственно
обладающие недюжинной силой (так, одному из
Гущиных, жившему в конце
XIX века, даже было
запрещено участвовать в
кулачных боях). Изба Ильи,
как считается, стояла на том месте в селе Карачарове
(ныне часть Мурома), где
ныне стоит дом одного из
Гущиных; рядом находится
Троицкая церковь, которую
Илья по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка[3]. Мощи Илии Печерского Мощи Илии Печерского В 1988 году Межведомственная
комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей
святого Ильи Муромца.
Исследования мощей
показали, что преподобный
был исключительно
сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост
для средневековья). У него
обнаружены признаки
заболевания позвоночника
(былинный Илия от
рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от
многочисленных ранений.
Причиной смерти послужил,
вероятно, удар острого
орудия (копья или меча) в
грудь, сквозь прикрывавшую грудь
левую руку. Смерть
наступила в возрасте около
40—55 лет. Предполагают, что он погиб
при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся
разгромом Печерской лавры
союзными Рюрику
половцами. В таком случае,
он должен был родиться
между 1150 и 1165 гг. В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после
тяжелого ранения Илья
принимает решение
окончить свои дни иноком и
постригается в Феодосиев
монастырь (ныне Киево- Печерская лавра). Отсутствие в Киево-
Печерском патерике жития
преподобного Илии
косвенно свидетельствует о
том, что в иноческих
подвигах святой воин успел провести не так много
времени. Преподобный Илия
почивает в молитвенном
положении, сложив пальцы
правой руки двоеперстием.
Во время реформ Никона этот факт из жития святого
пытались использовать как
аргумент в пользу
двухперстного сложения.