-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Уроки музыки: Интервалы

Вторник, 17 Мая 2016 г. 13:57 + в цитатник

0_87867_4dc6f59f_L (338x132, 16Kb)

Интервал (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения музыкального интервала в европейской традиции считается полутон. 

С одной стороны, интервал может быть представлен как математическая величина, выраженная отношением двух чисел, например 3:2, либо как акустическая величина, выраженная в центах. Цент (лат. centum — сто) — безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или значений границ музыкального интервала. 100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя, 50 центов равен половине полутона равномерно темперированного строя, 1200 центов равны октаве. С другой стороны, интервал — категория специфически музыкальной логики, что проявляет себя уже в музыкальной терминологии. Например, термин quinta (квинта) предполагает понятие о пяти ступенях диатонического звукоряда (пятая ступень рассчитывается от основания интервала, которое называется «примой»).

«Абсолютная» величина интервала («в числах») устанавливается путём измерений. Музыкально-логическое значение интервала (и аккорда), как правило, выводится из контекста, который предоставляет музыкальная нотация (буквенная, линейная и т. д.).

Интервал как математическая (акустическая) величина, как правило, не может быть выведен из нотированного музыкального интервала, и наоборот. Например, запись eis-a (ми-диез - ля) в классическом учении о гармонии трактуется как хроматический интервал (уменьшённая кварта, подразумевается разрешение eis в fis (ми-диез в фа-диез), энгармонически равный большой терции равномерно темперированного строя, в другом контексте может означать и пифагорейский дитон, и большую терцию чистого строя (например, в итальянском мадригале XVI века). Интервал, нотированный как fis-a (фа-диез - ля), в тональности C-dur (до мажор) может рассматриваться как малая терция равномерно темперированного строя, а в тетрахорде хроматического рода у греков — как полуторатон, или полудитон, и т. д.

Интервалы классифицируются:

 1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал).

Мелодический интервал. В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно.

22_ex1 (192x66, 5Kb)

Гармонический интервал. В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно.

22_ex2 (192x66, 5Kb)

2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.

Количество ступеней Название интервала
1 Прима
2 Секунда
3 Терция
4 Кварта
5 Квинта
6 Секста
7 Септима
8 Октава
9 Нона (секунда через октаву)
10 Децима (терция через октаву)
11 Ундецима (кварта через октаву)
12 Дуодецима (квинта через октаву)
13 Терцдецима (секста через октаву)
14 Квартдецима (септима через октаву)
15  Квинтдецима (двойная октава)

Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. 

Основные интервалы:

interval_1 (426x96, 3Kb)

На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

Октава состоит из 12-ти звуков. 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)

piano_keyboard_oktava_small_1 (71x52, 1Kb)

3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). 

intervali2 (700x621, 60Kb)

Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы.

Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы.

Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике).

Music_theory_interval_03 (550x166, 4Kb)

Составные интервалы наследуют свойства простых (например, ноны, как и секунды, могут быть большими и малыми).

Несколько вариантов интервала "секунда":

22_addX (630x86, 9Kb)

«до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.
«до» — «до-диез» — это увеличенная прима, а «до» — «ре-бемоль», это малая секунда. В обоих случаях между звуками полутон, то есть эти интервалы энгармонически равны.

Обращения интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх (или наоборот - верхнего звука на октаву вниз). При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.

Основной интервал Обращённый интервал
Прима (1) Октава (8)
Секунда (2) Септима (7)
Терция (3) Секста (6)
Кварта (4) Квинта (5)
Квинта (5) Кварта (4)
Секста (6) Терция (3)
Септима (7) Секунда (2)
Октава (8) Прима (1)

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

primery (700x310, 26Kb)

Сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шагами поднимается по ступенькам – сперва от ноты до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль. Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Видеоуроки по интервалам:

Какие бывают интервалы



Урок 1. Интервалы



Урок 2. Интервалы. Прима и октава



Урок 3. Интервалы. Кварта и квинта



Урок 4. Интервалы. Секунды и септимы



Урок 5. Интервалы. Терции и сексты



Урок 6. Строим интервалы от ноты До



Интервалы в мажорном ладу. Прима. Секунда. Терция и т.д.



Тритоны в тональностях. Как построить?



Тритоны в мажоре. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта



Тритоны в миноре. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта



Характеристики интервалов с музыкальными примерами я дам в следующий раз, так как пост получился довольно объёмным.

0_87867_4dc6f59f_L (338x132, 16Kb)

Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 13 пользователям

Radeia   обратиться по имени Вторник, 17 Мая 2016 г. 16:14 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Вторник, 17 Мая 2016 г. 18:49 (ссылка)
Замечательный пост Наташа. ты просвещаешь меня в сфере музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Вторник, 17 Мая 2016 г. 20:45 (ссылка)
Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Среда, 18 Мая 2016 г. 08:42 (ссылка)
Спасибо, Наташа! Постигаю!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2016 г. 20:26 (ссылка)
Познавательно. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2016 г. 23:55 (ссылка)

Ответ на комментарий

vladimir_minsk, рада, что Вам было интересно. Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2016 г. 23:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, Вам спасибо, Геннадий! За внимание, интерес и поддержку.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 20 Мая 2016 г. 00:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 20 Мая 2016 г. 00:06 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо большое за внимание и отзыв, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 20 Мая 2016 г. 00:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
daizyLeningrad   обратиться по имени Воскресенье, 22 Мая 2016 г. 21:00 (ссылка)
Здорово, что Вы подсказываете азы музыки! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 08 Июня 2016 г. 02:43 (ссылка)

Ответ на комментарий daizyLeningrad

daizyLeningrad, Вам спасибо, за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Iksu   обратиться по имени Понедельник, 13 Июня 2016 г. 19:48 (ссылка)
Благодарю за видеоурок!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 23 Июня 2016 г. 23:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Iksu

Iksu, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Okluba   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 17:10 (ссылка)
Спасибо, давно уж и не вспоминала, теперь, смогу и внукам объяснить, если понадобится. Удачи вам, Barucaba, здоровья и счастья.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 16 Августа 2016 г. 10:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Okluba

Okluba, спасибо большое за тёплые слова! И Вам всего самого светлого и доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку